Бадеева Е.А., Мурашкина Т.И., Хасаншина Н.А.
ФБГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В РАМКАХ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Структуризация требований к процедуре планирования в рамках системы менеджмента качества (СМК) университета создает благоприятные предпосылки по однозначному установлению нормативно-правового поля в области планирования видов деятельности не только университета в целом, но и каждого его структурного подразделения в отдельности. Для эффективного планирования видов деятельности университета необходимо определить нормативно-правовую базу, в которой приводятся требования, предъявляемые к планированию в рамках системы менеджмента университета, структурировать данные требования, провести анализ с точки зрения приоритетности в приложении к СМК университета, определить механизм управления процессом планирования, который позволит обеспечить выполнение данных требований.
Для организации процедуры планирования видов деятельности университета существенно выделить требования потребителя - цели, по которым будут оцениваться результаты деятельности университета. Требования к качеству образовательной услуги, к качеству научно-исследовательской и инновационной деятельности (научной продукции) устанавливаются в контрактах, обычно предполагаются или являются обязательными в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)/национальными стандартами и другими нормами, а также с законодательными актами. Общая структура требований, предъявляемых к планированию видов деятельности в рамках СМК университета, приведена на рисунке 1.
Основным правовым документом для деятельности университета является Закон Российской Федерации (РФ) «Об образовании», в ст. 24 которого говорится: «Высшее профессиональное образование (ВПО)
имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования». В ст. 32 определено, что «к компетенции ОУ относятся
«...установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, ... распределение
должностных обязанностей.» [1]. Иными словами, для образовательного учреждения (ОУ) приоритетными
для процесса совершенствования системы управления СМК должны стать требования по удовлетворению потребностей личности.
Ориентация на повышение качества образования РФ как одной из приоритетных задач модернизации ВПО следует из основных требований, включенных в Болонскую декларацию. Болонский процесс является процессом сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения с целью создания единого европейского пространства высшего образования для повышения конкурентоспособности европейского образования, мобильности студентов и трудоустройства выпускников. На основании Берлинской декларации министров стран участниц Болонского процесса от 19 сентября 2003 года, Европейское пространство высшего образования провозглашено как базирующееся на принципах качества [2] . Российская Федерация участвует в Болонском процессе.
Для координации разработки европейских стандартов качества и решения проблем сертификации и аккредитации образовательных программ и учреждений была создана Европейская сеть (Ассоциация) организаций гарантии качества (ЕЫ<2А) в сфере высшего образования.
Рисунок 1 -Требования, предъявляемые к планированию видов деятельности в рамках СМК университета
В соответствии с решением Берлинской декларации [2] ЕЫ<2А разработала «Стандарты и Директивы для гарантии качества высшего образования в Европейском регионе» [3] . В основу этого документа
положены следующие основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории Европы:
- заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в высоком качестве высшего образования;
- важность организационной автономности и осознание, что независимость подразумевает большую ответственность;
- ответственность поставщиков высшего образования за гарантию его качества;
- защищенность интересов общества, касающихся качества и стандартов высшего образования;
- непрерывное улучшение и развитие качества академических программ для студентов и всех заинтересованных сторон;
- действенность и эффективность организационных структур, предоставляющих и поддерживающих академические программы;
- прозрачность в использовании внешней экспертизы процессов гарантии качества;
- необходимость соответствия внешней оценки качества своим целям.
Для достижения этих целей внешняя оценка качества должна накладывать только соответствующую и необходимую нагрузку (не более того) на образовательные заведения:
- поощрение развития культуры качества в вузах;
- внедрение и разработка процессов, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчётность, включая отчётность за общественные и частные материальные инвестиции;
- гарантия качества с целью отчётности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса;
- демонстрация своего качества как внутри страны, так и на международной арене;
- используемые процессы гарантии качества не должны подавлять многообразие и новаторство [3].
Перечисленныев документе [3] принципы положены в основу построения типовой модели систем качества ОУ наряду с другими современными подходами и принципами менеджмента качества.
На рисунке 2 приведена типовая модель функциональной структуры системы качества ОУ, на которой процессам планирования, основанным на разработке стратегии, политики и целей в области качества, отводится ведущая роль, не случайно они расположены наверху схемы, так как являются отправной точкой достижения высокого качества предоставляемых образовательных услуг/разрабатываемой научной продукции [4]. Данная модель в целом соответствует Стандартам и Директивам ЕЫОА [3], а также требованиям процессной модели системы менеджмента качества, принятой в стандарте ISO 9001:2005 (ГОСТ Р
ИСО 9001-2008) [5] и включает:
1 Формирование стратегии, политики и целей в области качества ОУ (Стандарт ENQA 1.1 Политика и
процедуры оценки качества) - разработка целей качества образования, конкретизирующих доктрину
образования и социально-педагогическое нормирование этих целей, проверки актуальности, разработка, корректировка и обновление образовательных стандартов и программ (Стандарт ENQA 1.2 Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций).
2 Планирование и постоянное улучшение деятельности ОУ, обеспечивающее планирование процессов и процедур, их поддержание и постоянное улучшение (Стандарт ENQA 1.1 Политика и процедуры оценки качества) .
Рисунок 2 - Типовая модель функциональной структуры системы качества ОУ [4]
В последние годы Российское законодательство в сфере качества образования претерпело существенные изменения, соответственно это повлекло за собой изменение требовании к процедуре планирования в университете. Новые требования нормативных актов в области качества следующие.
Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ внесены дополнения в Закон РФ «Об образовании» в области качества, а именно: пункт 2 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» дополнен подпунктом 24, в котором прописано, что в обязанность ОУ входит «обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении».
В закон РФ «Об образовании» введена статья 33.2 «Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций», в соответствии с которой необходимо подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым ОУ, ФГОС или федеральным государственным требованиям (п. 1 ст. 33.2). Так как процедуре государственной аккредитации должно предшествовать проведение ОУ самообследования (см. п. 7 ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании»), вузу необходимо планировать данное мероприятие на всех уровнях управления.
Новые требования установлены и постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 г. № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования», согласно которому государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия РФ в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (п. 3) [6].
При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям ФГОС или федеральным государственным требованиям (п.8) [б] .
В ходе проверки при осуществлении государственного контроля качества образования проводятся следующие мероприятия:
- анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации,
средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечноинформационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);
- анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления об-
разовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебнометодической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-
информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
- экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);
- анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок) (п. 10, в) [6].
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010» (приказ Минобразования России от 11.02.2002 № 393) так же исходит из приоритетов качественного образования и нацеливает на развитие профессионального образования всех уровней с ориентацией на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг.Главная задача российской образовательной политики -обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства (п.1.4) [7].
В концепции сказано, что в переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане -все заинтересованные в качественном образовании [7].
Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда[7].
Требования общества к качеству образовательной услуги/научной продукции университета нашли свое отражение в аккредитационных показателях, предъявляемых к университету. Согласно приказу Минобрнауки России от 2 сентября 2011 г. № 2253 зарегистрированный в Минюсте России 11 октября 2011 г. № 22010 «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса»:
1) показатели деятельности, необходимые для установления государственного статуса образовательного учреждения, по типу:
- соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС высшего профессионального образования (ВПО) (до завершения их реализации в ОУ) (п. 1Приложения №
1) ;
2) показатели деятельности, необходимые для установления государственного статуса ОУ, по виду:
- реализация основных профессиональных образовательных программ ВПО;
- реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессиональ-ного образования;
- реализация дополнительных профессиональных образовательных программ;
- выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований;
- осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ (п.
2 Приложения № 1) [8].
На основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 2011 г. № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации ОУ и научных организаций» при осуществлении государственной аккредитации организации проводится аккредитационная экспертиза следующих видов:
а) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам ФГОС или федеральным государственным требованиям;
б) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида (п. 4).
При осуществлении государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых научной организацией, проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников научной организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным требованиям (п. 5) [8].
К нормативным документам, регулирующим деятельность университета, относится и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который нацеливает ОУ на повышение качества образования и за последние годы так же претерпевший существенные изменения. Так, к примеру, в ст. 5 п. 1 сказано, что ФГОСы высшего профессионального образования предназначены для
обеспечения единства образовательного пространства РФ, качества высшего профессионального образования, основы для объективной оценки деятельности ОУ, реализующих образовательные программы ВПО, признания документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании (в ред. ФЗ от 03.12.2011 № 385-ФЗ) [9].
Основная образовательная программа ВПО обеспечивает реализацию ФГОС с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (п. 5).
Эффективное планирование видов деятельности университета так же невозможно без применения норм известных принципов всеобщего управления качеством TQM (англ. Total Quality Management) - метода непрерывного повышения качества всех процессов организации. На рисунке 1перечислены основные стандартыРФ, разработанные на основе стандартов ИСО, касающиеся планирования качества [10-14].
Наиболее полные требования к планированию качества приведены в ГОСТ Р ИСО 10005-2007 «Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества» [11] . В самом общем виде требования к
СМК университету излагаются в ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования» [12]. Они исходят из базовой пред-
посылки - университет должен предоставлять образовательные услуги высокого качества и повышенного спроса. Главное, чтобы характеристики образовательных услуг по всем параметрам удовлетворяли требованиям потребителя. Подходы к планированию СМК, основанному на процессном подходе, для достижения устойчивого успеха организации определены ГОСТ Р ИСО 9004-2010 [13] . Таким образом, для реа-
лизации вышеперечисленных требований процедура планирования внутривузовского менеджмента является основополагающей и требующей пристального внимания со стороны высшего руководства университета для обеспечения качества оказываемых услуг университетом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 [Электронный ресурс] / Официальный сайт
компании «Консультант Плюс». - Москва, 2012. - Режим доступа:
URL:http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=121836 - Загл. с экрана.
2. Коммюнике Конференции министров, ответственных за высшее образование, в Берлине 19 сентября
2003 года [Электронный ресурс] / Центр по адаптации системы образования к условиям Болонского
соглашения. -2012. - Режим доступа: URL:
http://1fitv.ru/REOS/giep/blgn_trial.nsf/html/KOMMIUNIKEKONFERENCIIMINISTROV,OTVETSTVENNHZAVSSHEE OBRAZOVANIE,VBERLINE19 SENTYABRYA20 03 GODA
3. European Аssociation for Quality Аssurance in Higher Education (ЕNQА): Standards and
Guidelines for Quality Аssurance in the European Higher Education Агеа.
4. Азарьева В.В., Круглов В.И., Пузанков Д.В. и др. Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (проект) - Санкт-Петербург,
СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005, 63 с.
5. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента каче-
ства. Требования» (ISO 9001:2008 Qualitymanagementsystems - Requirements (IDT)) / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ). - Москва, 2012. - Режим доступа : http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-
1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=166389- Загл. с экрана.
6. Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 г. № 164 «Об осуществлении государственного
контроля (надзора) в сфере образования» / Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» - Москва, 2012.
- Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070752/
7. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» / Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» - Москва, 2012. - Режим доступа: http://base.garant.ru/1587241/
8. Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2011 г. № 2253 «Об утверждении перечней показателей
деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного стату-са»/Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» - Москва, 2012. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/55172334/
8. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Москва, 2012. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/education/
9. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента каче-
ства. Основные положения и словарь» (ISO 9000:2005 Qualitymanagementsystems -Fundamentalsandvocabulary (IDT)) [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ). - Москва, 2012. - Режим доступа:
URL:http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&page=0&month=1&year=-1&search=%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%20%D0%98%D0%A1%D0%9E%209000-2008&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=166387- Загл. с экрана.
10. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 10005-2007 «Менеджмент организации.
Руководящиеуказанияпопланированиюкачества». (ISO 10005:2005 Quality management systems -Guidelines for quality plans (IDT)). Москва. Стандартинформ, 2008 // [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gostrf.com/Basesdoc/53/53191/index.htm
11. ГОСТ Р 52614-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования»/ Информационно-справочная онлайн система «Технорма.RU», 2012.
- Режим доступа: URL: http://tehnorma.ru/gosttext/gost/gostdop_581.htm
12. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9004-2010«Менеджмент для достижения
устойчивого успеха организации. Подходнаосновеменеджментакачества» (Managing for the sustained success of an organization. A quality management approach) / ФГУП Стандартинформ, Москва, 2011,
41 с.
13. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 19011-2011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» [Электронный ресурс] / Москва, 2012. - Режим доступа: URL:http://www.klubok.net/pageid204.html- Загл. с экрана.