ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2013 №1(6), С.91-95
_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС
УДК 349.7
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭС
© 2013 г. Н.В. Абросимова
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.
Поступила в редакцию 10.02.2013 г.
В статье рассматривается необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в сфере использования атомной энергии при обеспечении экологической безопасности, исключающей негативное воздействие на человека и окружающую среду.
Ключевые слова: атомная энергия, законодательство в сфере атомной энергетики, экологическая безопасность, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
Использование атомной энергии в современных условиях является научно обоснованным и устойчивым лишь при обеспечении экологической безопасности. Благодаря функционированию объектов атомной энергетики возможно также повышение конкурентоспособности в отношении иных отраслей энергетики, работающих на органическом топливе, или использующих ветровую и солнечную энергию. Существенное значение при этом имеет комплексное правовое обеспечение деятельности объектов атомной энергетики, определяемое парадигмой устойчивого развития.
До 1995 года в России, вообще, не было законов, устанавливающих правовую основу и принципы безопасности при использовании атомной энергии, защищающих жизнь, здоровье, имущество граждан и окружающую среду от возможных негативных воздействий использования атомной энергии и функционирования ядерного комплекса России. Однако за последние годы в этой области произошли значительные изменения. Приняты и работают базовые законы, регулирующие использование атомной энергии в стране, а именно, «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения Российской Федерации», «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территорий», законодательные акты по социальной защите граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф и т.д. В развитие указанных законов приняты многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, входящие в систему правового регулирования использования атомной энергии в России. Особое, концептуальное значение имеют принятые недавно Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. приказом Президента РФ 1 марта 2012 года № 539), а также Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении руководства по безопасности «Оценка эффективности корректирующих мер по нарушениям в работе атомных электрических станций и исследовательских ядерных установок и анализ информации об опыте эксплуатации атомных электрических станций и исследовательских ядерных установок».
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2013
Тот факт, что в нормативном правовом массиве увеличился удельный вес законов (ранее в правовом регулировании преобладали подзаконные акты - правительственные и ведомственные) следует отметить как позитивное явление. Тенденция к примату законодательного регулирования отношений должна служить фактором последовательной реализации конституционного принципа разделения властей и построения в России правового государства.
В то же время, существующее правовое обеспечение деятельности в области использования атомной энергии нельзя признать удовлетворительным, в полной мере обеспечивающим интересы развития ядерного энергетического и ядерного оружейного комплекса страны. Во-первых, основополагающие законодательные акты, регулирующие вопросы использования атомной энергии, в частности, законы об использовании атомной энергии и о радиационной безопасности населения, требуют дальнейшего развития, внесения изменений и дополнений в те нормы, которые на сегодняшний день уже не отвечают интересам отрасли и не обеспечивают ее эффективного функционирования. Во-вторых, проведение современных экономических и организационных реформ и дальнейшее развитие правовой системы России, требуют приведения в соответствие с ними норм атомного законодательства, ставя перед последним новые задачи (в частности, развитие форм собственности и организационно-правовых форм организаций атомной энергетики, а также правового режима их имущества; лицензирование видов деятельности по атомной тематике; техническое регулирование и т.д.). В-третьих, существуют определенные теоретико-правовые проблемы осуществления государственного регулирования и контроля за обеспечением экологической безопасности атомной энергетики, например, касающиеся совмещения Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» административно-распорядительных, контрольно-надзорных функций и элементов ее частноправового статуса.
В настоящее время детального нормативного регулирования требует проблема обеспечения безопасности использования атомной энергии. Как известно, атомная энергетика является одной из немногих областей человеческой деятельности, в которой прогнозирование последствий принимаемых проектных, конструкторских и технологических решений, а также последствий действий обслуживающего персонала, возможно лишь средствами математического моделирования физического эксперимента. Прямые физические «эксперименты» типа аварий на АЭС в Чернобыле (1986 г.), на Фукусиме (2011 г.) с оцененным ущербом свыше 500 миллиардов долларов вновь и вновь подтверждают ограниченность наших знаний о природе возникновения и протекания тяжелых аварий, и несовершенство применяемых методов математического моделирования результатов таких физических «экспериментов». Кроме того, до недавнего времени нормативная база, регламентирующая вопросы прогнозирования возможных негативных последствий, связанных с эксплуатацией АЭС, была далека от совершенства.
Как обстоят дела с прогнозированием экологической безопасности объектов ядерной энергетики в России сегодня? Еще в постчернобыльское время появилось понимание важности анализа неопределенностей в прогнозных оценках безопасности. Тогда бросились совершенствовать расчетные коды, оснащать АЭС дополнительной измерительной и диагностической аппаратурой, совершенствовать существовавшие и создавать новые системы обеспечения безопасности, появились первые тренажеры для обучения персонала.Однако подобный подход и системный анализ должны сопровождать процесс использования атомной энергии не по факту, а еще при планировании размещения объектов атомной отрасли.
В связи с этим, положительное значение для обеспечения экологической
безопасности на объектах атомной энергетики может иметь рецепция (с учетом российской специфики) германского опыта по деятельности «экологических уполномоченных» на ядерных объектах [1]. При этом в российских условиях эффективное функционирование данного института должно обеспечиваться комплексом правовых, организационных и финансовых мер, предполагающих назначение данных лиц из числа ведущих специалистов в области атомного и экологического права, независимость их статуса и достаточные финансовые гарантии деятельности «экологических уполномоченных».
Анализ правовых норм и принципов развития атомной энергетики в Российской Федерации, а также соотношения с законодательством развитых стран в этой области (США, Франция, Италия, Швеция) показал целесообразность включения в систему специальных установлений принципа предосторожности, отражающего оценку рисков, опасностей, иного неблагоприятного воздействия на окружающую среду при принятии нормативных актов в рассматриваемой сфере [2].
Реализация такого подхода обеспечит безопасное использование атомной энергии при осуществлении Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г.№1715-р.
Исходя из текста вышеуказанного распоряжения, основными целями правового регулирования в сфере атомной энергетики являются:
- всемерное развитие атомной энергетики (использование атомной энергии) для удовлетворения потребностей народного хозяйства, науки и техники;
- обеспечение радиационной и ядерной безопасности лиц, работающих с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, и всего населения;
- охрана окружающей среды от возможного в результате развития атомной энергетики радиоактивного и теплового загрязнения;
- нейтрализация других побочных отрицательных факторов, которые могут возникать при производстве и использовании атомной энергии.
Следует подчеркнуть, что атомное право является комплексной отраслью и содержит нормы разных отраслей права, в том числе экологического права (в части охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения), и нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Важно отметить также, что изменение законодательства в сфере атомной энергетики неизбежно влечет за собой преобразования и в других отраслях права (административном, уголовном и т.д.).
Исторические особенности развития нашей страны, высокий уровень коррупции и недостаточное внимание к проблемам экологической безопасности показывают, что в России необходимо всячески усиливать контроль за объектами атомной энергетики. Такой контроль должен носить максимально открытый характер с целью недопущения злоупотреблений и иных серьезных нарушений. Этой цели можно достичь путем привлечения видных экологов и специалистов по охране окружающей среды для проведения независимого контроля за соблюдением норм экологического законодательства на АЭС. При этом необходимо исключить прямое подчинение каким-либо структурам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Эффективное выполнение данной задачи будет способствовать повышению уровня доверия общества к атомной энергетике, что в свою очередь приведет к исключению в будущем целого ряда проблем, связанных со строительством и модернизацией новых АЭС. Это также существенно снизит риски возникновения внештатных ситуаций и усилит контроль со стороны руководства АЭС и всей Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в целом за экологической безопасностью на объектах атомной энергетики [3].
Таким образом, главная задача проводимой сегодня экологической политики заключается не в умении действовать после аварий на предприятиях атомной отрасли, а в поиске возможностей таких аварий избежать.
Для выполнения поставленной задачи необходимо сосредоточить усилия на следующих основных направлениях:
1) совершенствование государственного управления и координации работ в области безопасного использования атомной энергии, включая вопросы организации перевозок ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, развития культуры безопасности на объектах использования атомной энергии с учетом международной практики;
2) совершенствование государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, включая вопросы нормативного регулирования, государственного контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью, повышения эффективности лицензионной деятельности и экспертиз по безопасности в этой области, в том числе создание механизмов для проведения всесторонней экспертизы безопасности ядерно и радиационно опасных объектов;
3) усиление защиты ядерно и радиационно опасных объектов и материалов от возможного вредного влияния человеческого, техногенного, природного факторов, а также террористических проявлений, включая совершенствование систем и средств физической защиты объектов использования атомной энергии, повышение их противодиверсионной и антитеррористической устойчивости;
4) кадровое обеспечение всех видов работ, относящихся к деятельности по использованию атомной энергии и влияющих на обеспечение безопасности, включая совершенствование системы профессионального отбора, подготовки, переподготовки, повышения квалификации с использованием современных генетических, психофизиологических и медицинских методов диагностики состояния здоровья персонала, осуществляющего деятельность в области использования атомной энергии;
5) ликвидация и утилизация ядерно и радиационно опасных объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов и реабилитация радиационно загрязненных участков территорий Российской Федерации;
6) совершенствование системы предупреждения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и системы реагирования на радиационные аварии;
7) дальнейшее развитие международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, организации аварийной готовности и аварийного реагирования.
В настоящее время Россия находится на этапе, требующем ускоренных и устойчивых темпов инновационного развития атомной отрасли. Это соответствует общемировой проблеме увеличения энергопотребления при одновременном снижении негативного влияния на экологию Земли. Поэтому возрастает роль нормативно-правового регулирования, прежде всего, безопасного использования атомной энергии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гордон, Б.Г. Безопасность и развитие атомной энергетики [Текст] / Б.Г. Гордон // Ядерная физика и инжиниринг. - 2012. - № 3. - С. 18.
2. Румянцев, А.Н. О вере в безопасность ядерной энергетики [Текст] / А.Н. Румянцев // Альтернативная энергетика и экология. - 2013. - № 2. - С. 27.
3. Шеян, К.Д. Новое в атомном законодательстве [Текст] / К.Д. Шеян // Российская юстиция. -2013. - № 1. - С. 24.
Juridical aspects of ecological safety of NPP exploitation
N.V. Abrosimova
Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360, e-mail: abnatvik@yandex.ru
Abstract- This article says about the necessity of further perfection of legislation in the sphere of nuclear-power using for providing ecological safety eliminating the negative influence on man and environment.
Keywords: nuclear-power, legislation in the sphere of nuclear energy, ecological safety, Rosatom Nuclear Energy State Corporation (Rosatom).