Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 25 (380).
Право. Вып. 45. С. 93-97.
УДК 347.168
ББК 67.76
ПРАВОВОЙ СТАТУС НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Н. И. Куленко
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Дается сравнительный анализ правового статуса нотариата в Российской Федерации и Республике Казахстан. Рассмотрены функции российского нотариата, определяющие его как особый публично-правовой институт в современном обществе. Исследуются проблемы законодательного закрепления публично-правового статуса нотариата Республики Казахстан и квотирования количества должностей нотариусов.
Ключевые слова: нотариальные функции, квотирование численности нотариусов, публично-правовой статус нотариата, латинский нотариат.
С учетом глубоких экономических и социальных реформ, произошедших в Российской Федерации и Республике Казахстан в постсоветский период, а также возникновения и развития частного, свободного нотариата, принципов и начал нотариального самоуправления возникла необходимость радикального преобразования правового статуса нотариата, приспособления его к целям и условиям функционирования в обстановке рыночных отношений и возникающих в связи с этим последствий, факторов и обстоятельств.
Упомянутые реформы, процессы приватизации, изменение отношений собственности потребовали адекватных правовых способов защиты участников гражданского оборота, в том числе путем развития системы нотариата.
Основы законодательства РФ о нотариате (далее — Основы), принятые 11 февраля 1993 г. [1], равно как и Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года (далее — Закон) [2], положили начало развитию нового этапа в истории российского и казахстанского нотариатов, закрепив появление новой организационно-правовой структуры в нотариальной деятельности — нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким образом, и в РФ, и в Республике Казахстан существуют два вида нотариата: государственный нотариат и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
После принятия Основ и учреждения системы небюджетного нотариата, основанного на деятельности частнопрактикующих нотариусов, российский нотариат в лице Федеральной нотариальной палаты был принят в члены Международного
союза латинского нотариата (переименованного в 2005 г. в Международный союз нотариата), присоединившись тем самым к числу стран, признавших систему латинского нотариата, основными чертами которого являются следующие:
- наличие у нотариуса юридического образования;
- выполнение нотариусом государственной функции независимо и не будучи включенным в иерархию государственных чиновников;
- сочетание публичного и частного интереса в правоприменительном процессе;
- наличие установленной в законе персональной ответственности нотариуса, в том числе всем своими имуществом, за ущерб, причиненный какому-либо лицу при исполнении своей функции;
- выполнение нотариусом своей функции беспристрастно;
- соблюдение нотариусом профессиональной тайны;
- осуществление нотариальной деятельности в рамках территорий, определяемых законом;
- объединение нотариусов в профессиональную организацию;
- соблюдение нотариусом законодательства своей страны, а также правил этики, установленных нотариальной палатой.
Российский нотариат имеет все перечисленные выше признаки [8].
Место российского нотариата как особого публично-правового института в современном обществе обусловлено функциями нотариата, характеризующими специфику его деятельности.
Функции нотариата можно подразделить на социальные (характеризующие место нотариата
в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России), содержательные (отражающие характер нотариальной деятельности) и доказательственные (связанные с существом нотариальной деятельности — созданием квалифицированных письменных доказательств).
В свою очередь социальные функции включают предупредительно-профилактическую, пра-вореализационную, правоохранительную и фискальную нотариальные функции. В рамках предупредительно-профилактической функции нотариальные органы принимают меры к тому, чтобы юридические действия были хорошо подготовлены, надежно проверены с точки зрения подлинности и соответствия закону. То есть они выполняют задачу предотвращения нарушений закона и реализуют тем самым конституционные гарантии обеспечения прав граждан.
Правореализационная функция отражает место нотариата в системе осуществления субъективных прав и исполнения обязанностей. Здесь на нотариусе лежит обязанность обеспечить надлежащие правовые условия для правореализационной деятельности участников нотариального действия.
Правоохранительная функция отражает место нотариата как публично-правового института, обеспечивающего законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота в самом широком смысле, снижая уровень как гражданских, так и уголовных правонарушений. Таким образом, через систему органов нотариата эффективно решаются стоящие перед Правительством РФ задачи, содержащиеся в п. «е» ст. 114 Конституции РФ и предусматривающие осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Фискальная функция нотариата также вытекает из его публично-правовой природы и необходимости для нотариата способствовать решению целого ряда государственных задач. В соответствии с п. 6 ст. 85 Налогового кодекса РФ, нотариусы обязаны сообщать государственным налоговым органам об удостоверении договоров дарения и выдаче свидетельств о праве на наследство, что позволяет государству отслеживать данные гражданские акты с целью взимания налога на имущество, переходящее в порядке дарения или наследования [3].
В рамках содержательной функции, отражающей содержание нотариальной деятельности и ее
специфику, выделяются четыре производные функции: правоустановительная (необходимость установления в нотариальном производстве больших групп юридических фактов), удостовери-тельная (наделение нотариуса полномочием придания от имени государства юридическим действиям участников гражданского оборота особого правового характера), охранительная (охрана прав участников нотариального производства) и юрисдикционная (предупреждение правовых конфликтов в сфере гражданского оборота).
Доказательственная функция нотариата связана с существом нотариальной деятельности — созданием квалифицированных письменных доказательств. Эта функция является важнейшей в деятельности нотариата, поскольку само происхождение профессии нотариуса и ее генезис отражают потребности развивающегося гражданского оборота [4. С. 10].
В настоящий период в РФ продолжают существовать два вида нотариата — государственный нотариат и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Их параллельное существование и развитие отражает сложный и постепенный процесс социально-экономических преобразований, формирования рыночной экономики, возникновения и развития новых форм и организационных структур в правоохранительной сфере.
Нотариусы, действуя от имени РФ, самостоятельно и под свою ответственность совершают соответствующие нотариальные действия, руководствуясь Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, Основами зако -нодательства РФ о нотариате, законодательными актами РФ, а также правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ.
Нотариусы имеют равные права и несут одинаковые обязанности при совершении нотариальных действий независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Таким образом, нотариальная деятельность так и осталась государственной, поскольку содержание ее вне зависимости от того, какой нотариус совершил нотариальное действие, осталось прежним. Следовательно, частный нотариус выступает не только от имени РФ, но и по ее поручению, поскольку государство делегировало ему определенные полномочия по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, ранее
осуществляемые только государственным нотариатом [6].
Совершение нотариальных действий является особым несудебным способом защиты прав, свобод и законных интересов, в результате фактам, документам, событиям придается юридическое закрепление. Именно юридическое закрепление и наделяет их повышенной доказательственной и исполнительной силой. Нотариальные действия направлены на предупреждение нарушения прав и охраняемых законом интересов лиц, которое может произойти в будущем.
Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законодательством, оказывается бесплатно.
Российский нотариус — это публичное должностное лицо, получающее полномочия от государства, реализующее их от его имени и под его контролем. Дополнительным подтверждением публично-правового статуса нотариуса является то, что на его печати помещается Государственный герб РФ, который воспроизводится на оформляемых и (или) выдаваемых им документах.
Нотариат Республики Казахстан с момента образования в 1997 г. прошел непростой путь становления и развития. В 2003 г. было законодательно закреплено, что нотариальная деятельность не является предпринимательской (абз. 4 п. 1. ст. 3 Закона). Это повлекло отказ от свободных цен на оплату нотариальных действий, и ставки, по которым они оплачивались, были приравнены к ставкам госпошлины по аналогичным нотариальным действиям, совершаемым государственными нотариусами. Содержалось в законе и поло -жение о регулировании численности нотариусов, которое в настоящее время отменено. Следует отметить, что все эти положения, получившие законодательное закрепление, являются критериями латинского нотариата. И это, безусловно, были очень важные шаги на пути вступления казахстанского нотариата в Международный союз нотариата, куда он так стремится уже не один десяток лет.
Согласно ст. 1 Закона, нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий. Нотариальная деятельность — это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных Законом
и иными законодательными актами Республики Казахстан (ст. 3 Закона). Как видно из содержания указанных статей, законодатель определил статус нотариата как правового института, призванного оказывать квалифицированную юридическую помощь, защищать права и законные интересы физических и юридических лиц. Однако положение о том, что нотариусы осуществляют свою деятельность от имени государства, законо -дательного закрепления так и не получило. Как верно отмечено М. Амировой, если в Законе будет закреплен статус нотариата как института, осуществляющего свою деятельность от имени государства, нотариальная деятельность будет признана публично-правовой деятельностью, которая относится к сфере государственных функций, носитель этой функции становится публичным лицом. Следом это автоматически позволит заметно расширить поле деятельности нотариусов, легализовать еще ряд функций, которые нотариат выполняет в развитых странах (правоохранительные, фискальные, в сфере брачно-семей-ных отношений, в регулировании деятельности акционерных обществ) [7].
Следствием отсутствия законодательного закрепления публично-правового статуса нотариуса является проблема, значительно влияющая на деятельность всей нотариальной системы Республики Казахстан — отмена с 16 января 2012 г. квотирования численности нотариусов, что, несомненно, является отступлением от принципов деятельности нотариата латинского типа.
Жесткое регламентирование численности нотариусов закономерно и связано с рядом причин. Во-первых, регламентируемое число нотариусов позволяет обеспечить строгий контроль за их деятельностью со стороны как органов нотариального самоуправления, так и государства. Во-вторых, строгая численность нотариусов позволяет обеспечить соблюдение законности. Если нотариусов будет значительно больше, чем работы, то о законности говорить будет трудно. Нотариусы, чтобы заработать, будут совершать любые нотариальные действия. Как отметила председатель Республиканской нотариальной палаты А. Жанабилова: «Отпуск численности нотариусов обусловил резкий рост гражданских исков, по которым в качестве ответчиков привлекаются нотариусы» [9]. Также, по ее словам, отпуск численности не обеспечил достижения одной из основных целей изменения
законодательства — максимального приближения нотариусов к населению. По ее данным, сегодня в 11 сельских округах республики работает только по одному нотариусу, в четырех районах нотариусы вообще отсутствуют.
В то же время в Астане и Алматы один нотариус приходится на 1100-2700 человек (общемировой стандарт — один нотариус на 25 тыс. человек) [9]. Далеко не бесспорно мнение министра юстиции Республики Казахстан Б. Имашева, который отметил лишь положительный эффект от отмены ограничений численности нотариусов: «С увеличением количества нотариусов возникла здоровая конкурентная среда, что положительно скажется на качестве предоставляемых нотариальных услуг» [Там же]. Но и глава Минюста констатировал, что незаконные действия нотариусов стали проблемой, которую придется решать на правительственном уровне.
Следует отметить, что нотариальная деятельность не является предпринимательской, поэтому ее целью не может быть извлечение прибыли и, соответственно, между нотариусами не должно быть конкуренции.
По словам А. Жанабиловой, существует также проблема перетока нотариусов из села в город: свыше 60 нотариусов из числа ранее работавших в сельской местности передислоцировались в Астану и Алматы и ряд областных центров. Десятки нотариусов переехали в районные центры из сельских округов [5].
Свою оценку сложившейся ситуации дал на пресс-конференции, посвященной визиту
делегации Международного союза нотариата в Казахстан, президент комиссии по международному сотрудничеству Международного союза нотариата М. Мерлотти: «Мы были неприятно удивлены возросшим количеством нотариусов в Казахстане. Мы считаем, что в какое-то время произошло смешение профессии нотариуса, который является лицом, представляющим государство, и бизнеса» [10]. Как отметил Мерлотти, профессия нотариуса в Казахстане стала «резко доступной» для неограниченного количества людей. «В скором времени государство может потерять контроль над представителями данной профессии. За один год количество нотариусов в Казахстане возросло на 37 %. Само по себе это может быть и неплохо, но все это должно было быть осуществлено с учетом экономического положения, количества населения и совершаемых сделок»,— сказал президент комиссии [Там же].
Не вызывает никаких сомнений то, что число нотариусов на количество населения должно жестко регулироваться государством, для того чтобы исключить злоупотребления в их профессиональной деятельности, обеспечить равную доступность к получению нотариальных услуг как городского так и сельского населения. А главное — чтобы обеспечить надлежащий контроль со стороны государства и органов нотариального самоуправления за соблюдением законности при совершении нотариальных действий в целях защиты прав и законных интересов обратившихся к нотариусам граждан и юридических лиц.
Список литературы
1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Вед. Съезда нар. депутатов РСФСР и Верхов. Совета РСФСР. - 1993. - № 10. - Ст. 357.
2. Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 г. «О нотариате» [Электронный ресурс]. - URL: http// www.egov/kz/wps/portal/!ut/p/bo/04 (дата обращения 04.07.2015).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 (от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ) и 2 (от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ) (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
4. Галиева, Р. Ф. Нотариальное право — охранительное право / Р. Ф. Галиева // Нотариус. - 2002. -№ 2. - С. 10.
5. Каждый третий нотариус в Казахстане не имеет опыта... [Электронный ресурс]. - URL: http://www. newskaz.ru/society/201302 (дата обращения 07.02.2015).
6. Куленко, Н. И. Конституционно-правовые основы российского нотариата : автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-os-novy-rossiiskogo-notariata (дата обращения 05.10.2015).
7. Основные этапы становления современного нотариата в Республике Казахстан [Электронный ресурс]. - URL: http://www.notis.ru/usrimg/conclusion_E (дата обращения 07.02.2015).
8. Российский нотариат как нотариат латинского типа [Электронный ресурс]. - URL: http://www.adh-dportal.com/book_109! (дата обращения 07.02.2015).
9. Увеличение числа нотариусов в РК привело к росту уголовных дел против них... [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zonakz.net/articles/62917 (дата обращения 07.02.2015).
10. Число нотариусов в Казахстане следует ограничить — Международный союз нотариата [Электронный ресурс]. - URL: http://www.newskaz.ru/society/20130912/5538069.html (дата обращения 07.02.2015).
Сведения об авторе
Куленко Наталья Ивановна — доцент кафедры гражданского права и процесса Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. 89128971261@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 25 (380). Law. Issue 45. Pp. 93-97.
LEGAL STATUS OF NOTARIES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: COMPARATIVE ANALYSIS
N. I. Kulenko
Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, Russia. 89128971261@mail.ru
In article the comparative analysis of legal status of a notariate in the Russian Federation and the Republic
of Kazakhstan is given. The functions of the Russian notariate defining its place as special public institute
in modern society are considered. Problems of legislative fixing of the public status of the notary of RK and
quoting of quantity of positions of notaries are investigated.
Keywords: notarial functions, quoting of number of notaries, public status of a notariate, Latin notariate.
References
1. [Bases of the legislation of the Russian Federation on a notariate of February 11, 1993, no. 4462-1]. Vedo-mosti S"ezda narodnyh deputatov RSFSR i Verhovnogo Soveta RSFSR [Sheets of Congress of people's deputies of RSFSR and Supreme Council of RSFSR], 1993, no. 10, art. 357. (In Russ).
2. [The law of the Republic of Kazakhstan of July 14, 1997 "About a notariate"]. Available at: http//www. egov/kz/wps/portal/!ut/p/bo/04, accessed 04.07.2015. (In Russ).
3. [The tax code of the Russian Federation part one of July 31, 1998, no. 146-FZ and part second of August 5, 2000, no. 117-FZ (with amendment and additional)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1998, no. 31, art. 3824. (In Russ).
4. Galieva R.F. Notarial'noe pravo — okhranitel'noe pravo [The notarial right — the guarding right]. No-tarius [Notary], 2002, no. 2, p. 10. (In Russ).
5. Kazhdyy tretiy notarius v Kazakhstane ne imeet opyta... [Every third notary in Kazakhstan has no experience...]. Available at: http://www.newskaz.ru/society/201302, accessed 07.02.2015. (In Russ).
6. Kulenko N.I. Konstitutsionno-pravovye osnovy rossiyskogo notariata: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Constitutional and legal bases of the Russian notariate. Abstract of thesis]. Available at: http://www.dissercat. com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy-rossiiskogo-notariata, accessed 05.10.2015. (In Russ).
7. Osnovnye etapy stanovleniya sovremennogo notariata v Respublike Kazakhstan [The main stages of formation of a modern notariate in the Republic of Kazakhstan]. Available at: http://www.notis.ru/usrimg/ conclusion_E, accessed 07.02.2015. (In Russ).
8. Rossiyskiy notariat kaknotariat latinskogo tipa [Russian notariate as notariate of Latin type]. Available at: http://www.adhdportal.com/book_109!, accessed 07.02.2015. (In Russ).
9. Uvelichenie chisla notariusov v RKprivelo k rostu ugolovnykh delprotiv nikh... [The increase in number of notaries in RK led to growth of criminal cases against them.]. Available at: http://www.zonakz.net/ar-ticles/62917, accessed 07.02.2015. (In Russ).
10. Chislo notariusov v Kazakhstane sleduet ogranichit' — Mezhdunarodnyy soyuz notariata [The number of notaries in Kazakhstan should be limited — the International Union of a notariate]. Available at: http://www. newskaz.ru/society/20130912/5538069.html, accessed 07.02.2015. (In Russ).