ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ НОТАРИАТА ЛАТИНСКОГО ТИПА С СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Бегичев А.В.1, Фролова Е.Е.2 Email: Begichev1794@scientifictext.ru
'Бегичев Александр Валерьевич — кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности; 2Фролова Евгения Евгеньевна — доктор юридических наук, заведующая кафедрой, кафедра гражданского права и процесса и международного частного права, Юридический институт Российский университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация: статья посвящена становлению в России нотариата латинского типа, охватывающему период с 1866 года и до настоящего времени. Детально проанализировано Положение о нотариальной части 1866 г. - первый российский законодательный акт, регулирующий деятельность нотариусов по модели нотариата латинского типа, на базе которого создано современное законодательство о нотариате с учетом германского и французского опыта. Отдельно отмечено становление нотариата Российской Федерации, в результате чего основная нагрузка по совершению нотариальных действий легла на нотариусов, занимающихся частной практикой, воплотивших в жизнь многовековую идею латинского нотариата - беспристрастного и независимого советника по правовым вопросам, наделенного полномочиями по удостоверению сделок и бесспорных фактов. За почти 25-летнюю практику российский частный нотариат показал свою эффективность в этой правозащитной деятельности.
Ключевые слова: нотариат, нотариус, государственный нотариус, Положение о нотариальной части, Закон РСФСР «О государственном нотариате».
HISTORICAL FORMATION OF THE NOTARIATE OF LATIN TYPE FROM THE MIDDLE OF THE 19TH CENTURY AND TILL PRESENT Begichev A.B.1, Frolova E.E.2
'Begichev Alexander Valeryevich - PhD, the senior teacher, DEPARTMENT OF JUDICIAL AUTHORITY, LAW-ENFORCEMENT AND HUMAN RIGHTS ACTIVITY;
2Frolova Evgenia Evgenyevna - the professor of science, the manager of department, DEPARTMENT OF CIVIL LAW AND PROCESS AND THE INTERNATIONAL PRIVATE LAW, LEGAL INSTITUTE OF THE RUSSIAN PEOPLES' FRIENDSHIP UNIVERSITY,
MOSCOW
Abstract: аrticle is devoted to formation in Russia of a notariate of the Latin type covering the period since 1866 and so far. The Provision on a notarial part of '866 - the first Russian act regulating activities of notaries for model of a notariate of Latin type on the basis of which the modern legislation on a notariate taking into account the German and French experience is created is in details analysed. Formation of a notariate of the Russian Federation therefore the main loading on commission of notarial actions has laid down on the notaries who are engaged in private practice, realized the centuries-old idea of a Latin notariate - the impartial and independent adviser for legal questions given authority according to the certificate of transactions and the indisputable facts is separately noted. For almost 25 years' practice the Russian private notariate has shown the efficiency in this human rights activity.
Keywords: a notariate, the notary, the state notary, the Provision on a notarial part, the Law RSFSR "About the state notariate".
УДК 347.961.13
Глобальные реформы в Российской Империи в XIX веке коснулись и реформирования нотариальных учреждений, в построении которых учитывался опыт французской и германской модели эволюции нотариата латинского типа.
В эпоху реформ Александра II, охвативших все сферы общественной и государственной жизни России, преобразования проводились и в нотариальном деле. Вместе с новыми Судебными уставами 1864 г. было выработано и Положение о нотариальной части. Результатом законотворческой деятельности стали два проекта — 1863 и 1866 гг. Первый из них, как считалось, наиболее соответствующий реалиям, не прошел через Государственный совет. Второй проект Положения был утвержден 14 апреля 1866 г.
Развитие нотариата в России с 1866 г. до 1917 г. После утверждения 14 апреля 1866 г. императором Александром II Временного положения о нотариальной части [1] лицом, наделенным правом совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России, стал нотариус. По мнению историков, в основе этого Положения лежит нотариальное законодательство Западной Европы: французское 1813 г., австрийское 1845 г., баварское 1861 г. Вначале было подготовлено два проекта - 1863 и 1866 гг. Первый был отвергнут Государственным советом, второй принят и утвержден императором [2]. Тем не менее, Временное положение о нотариальной части знаменует новый этап в развитии нотариата в России.
«Принятие унифицированного акта о нотариате и введение нотариальных учреждений знаменовали собой новую эпоху в истории развития российского нотариата. Положение представило нотариусов в совершенно новом виде - в таком, в каком до него они не существовали.
В соответствии с ст. 3 данного Положения должности нотариусов учреждались в столицах, губернских и уездных городах, а в случае необходимости и в уездах. Но Положение было введено не на всей территории страны» [2], там, где отсутствовали нотариусы, их функции выполняли мировые судьи, уездные суды, полиция.
В соответствии со ст. 17 Положения нотариусы признавались состоящими на государственной службе, им присваивался 8 чин по должности. Однако при этом ни жалованья, ни пенсии от государства они не получали. Статьей 208 Положения они признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе.
«За оказанные услуги по соглашению с клиентом нотариус брал определенную плату. В случае отсутствия такого согласия стоимость нотариального действия определялась согласно тарифу. В целях обеспечения исполнения обязательств, которые могли возникнуть вследствие неправильных действий нотариуса, он обязан был при назначении на должность внести залог. Удостоверение нотариальных документов осуществлялось не от имени государства в целом, а той губернии, где нотариус служил, поскольку нотариус имел печать с изображением губернского герба. Нотариус должен был выполнять свои обязанности только в пределах своего нотариального округа» [2]. Нотариальные действия должны были совершаться в помещении нотариальной конторы. В соответствии со ст. 37, 114 Положения нотариусы обязаны были ежедневно находиться в своих конторах не менее 6-ти часов, а в исключительных случаях нотариальные действия могли совершаться «на дому», но только в другое время.
В «местностях, где присутствие нотариуса признавалось необходимым, а желающих занять вакансию не было, предусматривалась возможность назначения нотариуса от правительства. Кандидат должен был отвечать всем требованиям, предъявляемым к нотариусу. Назначаемый правительством нотариус являлся государственным служащим, пользовался всеми правами и преимуществами наравне с секретарем окружного суда; получал вознаграждение, назначаемое министерством юстиции, и не предоставлял залога для обеспечения своей деятельности.
Наряду с должностями нотариусов Положением предусматривались должности старших нотариусов, правовой статус которых отличался от положения обычных нотариусов. Они состояли на государственной службе, и их содержание, права и преимущества соответствовали содержанию, правам и преимуществам членов окружных судов. Старшие нотариусы могли иметь помощников, приравненных по статусу к положению секретарей окружных судов.
Ввиду наличия нотариальной иерархии существовало разделение компетенции: «крепостная часть» - право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество -находились в ведении старших нотариусов. Все остальные нотариальные действия совершались младшими нотариусами (ст. 154 - 156) [3].
Согласно ст. 65 Положения круг действий нотариусов был определен достаточно четко: совершение актов, выдача выписок из актовых книг, копий актов, удостоверение актов, разного рода протестов и т.д., принятие на хранение от частных лиц документов. Нотариусы имели право совершать любые акты, кроме актов состояния, служебных и межевых, а также свидетельствовать документы.
При совершении любого нотариального действия должны были присутствовать два свидетеля, а при составлении купчих на недвижимое имущество - три свидетеля.
Статьей 31 Положения были установлены строгие правила ведения реестров - без подчисток и неоговоренных исправлений. В соответствии с Положением при совершении каждого нотариального действия должны были непременно присутствовать два свидетеля, а при составлении купчих на недвижимое имущество требовалось три человека. Положение содержало нормы, посвященные нотариальной тайне. Она должна была соблюдаться по всем нотариальным действиям» [2].
Несмотря на то, что нотариусы имели достаточно полномочий по совершению нотариальных действий направленных на оформление отношений гражданского оборота, в России в конце XIX в. существовали еще три группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия. Это (1) биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры; (2) узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадского общества вольных матросов; (3) магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды, которые выполняли функции нотариуса или маклера при их отсутствии [4].
Временное положение о нотариальной части вызывало справедливые критические замечания, касающиеся лишних формальностей оформления нотариальных актов, а также требований, которые затрудняли деятельность нотариусов и ложились тяжелым бременем на их клиентов. К 1904 г. был подготовлен проект обновленного Положения о нотариате, в котором нашло отражение современное развитие экономических отношений. Существенно предлагалось изменить положения, касающиеся устройства нотариата, порядка совершения нотариальных действий, утверждения крепостных актов, нотариального тарифа, применения нотариальных правил на особых территориях Российской империи (Варшавский округ, Прибалтийские губернии, Бухарское и Хивинское ханства и др.). Однако, принятие нового Положения о нотариальной части постоянно откладывалось. Первая мировая война и изменения в политическом и экономическом устройстве в России в 1917 году окончательно помешали исполнению этого плана.
Развитие нотариата в России с 1917 г. до 1993 г. После революции 1917 г. произошла отмена частной собственности. Декретами о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. [5] и № 2 от 15 февраля 1918 г. [6] также были признаны утратившими силу все законы, которые противоречили новому политическому строю. Нотариат, как составляющая прежнего правопорядка, выпал из общей системы государственных органов и, практически, перестал существовать. При этом нотариальные функции были распределены между отделами юстиции, органами загса, судьями.
В связи с разрешением частной торговли и промышленности в 1921 году (НЭП) и принятием нового гражданского законодательства появилась потребность в нотариальном засвидетельствовании сделок, совершаемых между государственными хозяйственными организациями и частными лицами, договоров отчуждения строений, договоров подряда или поставки. «Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 12 августа 1921 г. [7] было установлено, что засвидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. В развитие этого документа циркуляром Народного комиссариата юстиции от 13 августа 1921 г. было предусмотрено учреждение указанных нотариальных столов. 4 октября 1922 г. СНК РСФСР было принято Положение о государственном нотариате РСФСР [8], которым предусматривалось создание государственных нотариальных контор» [8].
Нотариат был учрежден как государственный орган, а нотариус признавался должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия. Также, согласно указанному Положению с определенными ограничениями совершение некоторых нотариальных действий делегировалось народным судьям.
14 мая 1926 г. постановлениями ЦИК и СНК СССР было принято постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата» [9]. Осуществление нотариальных функций было возложено на государственные нотариальные конторы. Отдельные нотариальные действия и на определенной территории возлагались на иные государственные органы (консульские учреждения, исполкомы). Государственный нотариус не мог занимать «иных государственных должностей, за исключением должностей выборных и преподавательских, состоять членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, а равно участвовать в торговых и промышленных предприятиях» [10] (п. 4). Вознаграждение за свой труд государственный нотариус получал только от государства. Государственному нотариусу, а также сотрудникам
государственной нотариальной конторы вменялось соблюдения нотариальной тайны. В компетенцию государственных нотариальных контор входило удостоверение сделок, свидетельствована подлинности подписей, удостоверение некоторых фактов, хранение документов, регистрация арестов, свидетельствование верности копий, совершение протестов.
20 июля 1930 г. в развитие вышеуказанного постановления «было принято Положение о государственном нотариате РСФСР, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР [11]. В нем были закреплены функции нотариальных органов. Указывалось, что «выполнять нотариальные действия могут также районные или соответствующие им исполнительные комитеты, а также городские советы городов и поселков, не являющиеся районными центрами, но только в случае отсутствия в населенном пункте нотариальной конторы (п. 2). Общее руководство государственным нотариатом возлагалось на судебные органы» [12]. В дальнейшем это Положение было заменено Положением о государственном нотариате РСФСР, утвержденное Советом Министров РСФСР 31 декабря 1947 года [12].
Нотариус являлся обыкновенным служащим и получал заработную плату, практически не зависящую от результатов его работы. Учитывая, что работа была во многом чисто механической, связанной с проверкой правильности заполнения утвержденных бланков договоров, доверенностей, заявлений, а также низкооплачиваемой, выпускники юридических вузов не стремились занять должность нотариуса [10]. Закон РСФСР от 2 августа 1974 г. «О государственном нотариате» [13] практически воспроизводил текст Закона СССР «О государственном нотариате» с развитием некоторых положений, связанных с порядком совершения каждого нотариального действия.
Возрождение нотариата в России в 1993 г. В связи с переходом в России к рыночной экономике стало понятно, что государственный нотариат не способен осуществлять защиту прав и законных интересов участников экономических отношений на должном уровне. Постоянное увеличение количества государственных нотариусов не избавляло от проблем, связанных со скоростью и качеством оказываемых нотариальных услуг. Государственный нотариат финансировался по остаточному принципу, что отражалось на техническом оснащении контор. Государственные нотариусы также небыли заинтересованы в своей деятельности, поскольку количество нотариальных действий не отражалось на их заработной плате.
В связи с этим было принято решение по разработке нового закона о нотариате, который бы учитывал новые веяния времени. 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Новый закон был создан по канонам нотариата латинского типа. В нем прослеживаются черты дореволюционного законодательства России, а также современного Германского и Французского законодательства о нотариате.
Изначально Основы законодательства РФ о нотариате содержали 109 статей. В результате совершенствования законодательства за два десятка лет их количество возросло до 146 Количество видов нотариальных действий увеличилось до 30 (ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате). Существенные изменения претерпело содержание нормативного правого регулирования. В частности, в Основах законодательства РФ о нотариате предусмотрено существование государственного и частного нотариата. На должность нотариуса могло быть назначено только лицо, имеющее высшее юридическое образование, и прошедшее годичную стажировку у нотариуса, занимающегося частной практикой, или в государственной нотариальной конторе. Постановлением Верховного совета РФ от 11 февраля 1993 года «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» [15] предусматривалась возможность перехода государственных нотариусов на частную практику путем подачи соответствующего заявления в орган юстиции. Предусмотрено конкурсное назначение на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, для выбора лучших кандидатов. Профессия нотариуса стала считаться в обществе престижной, что отразилось и на желании многих юристов приобрести данный статус. Важным и полезным стало законодательное введение института страхования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой. Достаточно прогрессивным представлялось установление профессионального контроля за деятельностью нотариусов со стороны нотариальной платы субъекта РФ. Введен такой новый правовой институт, как профессиональная этика нотариуса. Детально регламентирован ряд вопросов, связанных с организацией нотариальной деятельности.
1 По состоянию на 1 января 2017 года было принято более 30 федеральных законов, внесших изменения в Основы законодательства РФ о нотариате.
В заключении следует отметить, что за достаточно короткий период в России практически не осталось государственных нотариусов. Основная нагрузка по совершению нотариальных действий легла на нотариусов, занимающихся частной практикой, воплотивших в жизнь многовековую идею латинского нотариата - беспристрастного и независимого советника по правовым вопросам, наделенного полномочиями по удостоверению сделок и бесспорных фактов. За почти 25-летнюю практику российский частный нотариат показал свою эффективность в этой правозащитной деятельности.
Список литературы / References
1. Свод законов Российской Империи. Т. 16. Ч. 1. СПб., 1892. С. 195-210.
2. Филиппова О.В. Становление нотариата в России, история и современность // Нотариальный вестник, 2012. № 9.
3. Шаповалова Л.Л. Институт нотариата в России: историко-правовой аспект. Ставрополь, 2000. С. 19.
4. Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. и перераб. М.: ИКФ Омега-Л, 2002. С. 7-8.
5. СУ РСФСР, 1917. № 4. Ст. 50.
6. СУ РСФСР,1918. № 52. Ст. 589.
7. СУ РСФСР, 1921. № 60. Ст. 417.
8. СУ РСФСР, 1922. № 63. С. 807.
9. СЗ СССР, 1926. № 35. Ст. 252.
10. Романовская О.В., Романовский Г.Б. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. С. 68.
11. СУ РСФСР,1930. № 38. Ст. 476.
12. СП РСФСР, 1947. № 980.
13. Ведомости РСФСР, 1974. № 32. Ст. 852.
14. Ведомости СНД РФ, 1993. № 10. 358.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Сомова Е.В. Email: Somova1794@scientifictext.ru
Сомова Елизавета Владимировна — магистрант, Институт философии и права Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск
Аннотация: в статье анализируются возможности использования государственно-частного партнёрства для создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Автором подтверждается успешность применения государственно-частного партнёрства в сфере интеллектуальной собственности c учётом зарубежного опыта. Особенностью рассматриваемых отношений является участие университетов в создании результатов интеллектуальной деятельности, коммерциализируемых в рамках государственно-частного партнёрства. Автором даётся определение государственно-частного партнёрства в сфере интеллектуальной собственности, а также варианты данного партнёрства в зависимости от прав частного лица на объекты интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, государственно-частное партнёрство в сфере интеллектуальной собственности, создание и использование результатов интеллектуальной деятельности.