_I
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
правоохранительной деятельности
Н.Э. МАРТЫНЕНКО,
заместитель начальника кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений,
кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
Правовой статус личности и место в его структуре уголовно-правового статуса потерпевшего
В статье рассматриваются проблемы определения правового и уголовно-правового статуса потерпевшего (физического лица) в структуре правового положения личности, анализируется его отличие от уголовно-правового статуса юридических лиц, потерпевших от преступления.
Правовой статус личности, уголовно-правовой статус потерпевшего, физическое лицо, юридическое лицо.
Понятие «правовой статус потерпевшего» не относится к традиционным в уголовном праве. В юридической литературе последнего десятилетия стал активно использоваться термин «статус потерпевшего», причем ввели в научный оборот его представители уголовно-процессуальной науки [10], понимая под ним права и обязанности потерпевшего от преступления, затем термин стали применять и в уголовном праве [6, с. 81].
Правомерно ли говорить об уголовно-правовом статусе потерпевшего ввиду того, что в Уголовном кодексе РФ понятие «потерпевший» отсутствует (хотя термин «потерпевший» употребляется во многих его нормах)?
Потребность определения уголовно-правового статуса потерпевшего связана, в первую очередь, с необходимостью определения положения потерпевшего в уголовном праве, состояния его свободы, удовлетворения его потребностей. Определение уголовно-правового статуса потерпевшего может служить юридической основой социальной активности потерпевшего.
Чтобы ответить на вопрос, насколько правомерно говорить о уголовно-правовом стату-
се потерпевшего (прежде, всего физического лица), необходимо отталкиваться от правового статуса личности вообще и от правового статуса потерпевшего в частности, т. к. правовой статус объективно отражает достигнутый уровень развития общества, представляет результат этого развития.
Слово «status» в переводе с латинского означает «состояние», «положение». Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, законных интересов, другие правовые возможности. В широком смысле под правовым статусом понимается юридические закрепленное положение личности в обществе. Все то, что так или иначе юридически определяет, характеризует, гарантирует, упрочивает реальное положение человека в обществе, составляет правовой или юридический статус [11, с. 47-48].
Правовой статус гражданина — понятие обобщающее, оно отражает только то, что присуще всем и каждому члену общества, оставляя за своими рамками все частное, индивидуальное, относящееся к конкретным лицам или группам лиц. По мнению Н.И. Ма-тузова, общий правовой статус гражданина, личности един, неделим и одинаков для всех [11, с. 51].
Любой гражданин имеет общий правовой статус, который принято называть правовым статусом личности. Частью этого статуса является правовой статус потерпевшего. Правовой статус потерпевшего содержится в нормах международного права [1—3], ст. 52 Конституции РФ, которая закрепила положение, согласно которому права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)
охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Этот правовой статус потерпевшего одинаков для всех граждан, не имеет конкретного адресата и является элементом общего правового статуса личности. Такой правовой статус можно назвать общим правовым статусом потерпевшего.
Поскольку для «конституционных прав, свобод, обязанностей граждан характерна высокая степень обобщенности (абстрактности)» [7, с. 272], положение, закрепленное в ст. 52 Конституции, конкретизируется через указание прав, свобод обязанностей, законных интересов потерпевшего в различных отраслях права.
Общий правовой статус потерпевшего детализируется в рамках правовых статусов, содержащихся в уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском, гражданско-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательствах. Этот правовой статус тоже абстрактен и не имеет конкретного адресата, им могут обладать лица в случае, если они станут потерпевшими от преступления, причем не имеет значение, какое именно преступление совершено. Этот статус уже нельзя назвать общим, т. к. он распространяется не на всех граждан, а только на определенную группу лиц, которые стали потерпевшими от преступления. Таким образом, его можно назвать специальным.
В то же время, когда конкретный человек (например, Иванов) становится потерпевшим от конкретного преступления (например, кражи), он приобретает свой собственный индивидуальный правовой статус, свойственный только ему. Различия индивидуальных статусов связаны как с совершенным преступлением (его объектом, категорией, формой вины и т. д.), так и с признаками, характеризующими самого потерпевшего (несовершеннолетний, сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий и т. д.). Например, право дать согласие на примирение (ст. 76 УК РФ) потерпевший может только в случае, если виновный совершил преступление небольшой или средней тяжести впервые и загладил причиненный вред.
Кроме того, у разных потерпевших может быть разный «набор» индивидуальных правовых статусов. У потерпевшего от преступления может быть уголовно-правовой и уголовно-процессуальный статус. Возможны случаи, когда у потерпевшего нет уголовно-правового, но есть уголовно-процессуальный статус. Это происходит, если общественно опасное деяние совершается невменяемым и
не признается преступлением из-за отсутствия одного из элементов его состава — субъекта, но, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве», потерпевшим считается и лицо, которому вред причинен не преступлением, а запрещенным уголовным законом деянием, совершенным лицом в состоянии невменяемости [5, п. 2].
Индивидуальный правовой статус потерпевшего динамичен и возникает с момента совершения преступления. Таким образом, у лиц, в отношении которых совершено преступление, единый общий и специальный правовой статус потерпевшего, но различные индивидуальные статусы.
Представляется, что индивидуальным статусом потерпевшего должно обладать только то лицо, в отношении которого совершено преступление. Этим статусом не должны обладать лица, к которым переходят права потерпевшего в случае его гибели, а также лица, пострадавшие от общественно опасных деяний невменяемых и лиц, не достигших возраста уголовной ответственности. «Правопреемникам» могут переходить только отдельные права потерпевшего, но не его индивидуальный правовой статус в целом.
Индивидуальный правовой статус потерпевшего связан с правовым статусом других лиц. «Ведь все права и обязанности человека имеют смысл и значение лишь постольку, поскольку он взаимодействует с другими субъектами, с государством, обществом, коллективом, перед которым он либо обязан, либо имеет право. Отсюда вытекает необходимость твердого знания каждым своего статуса» [11, с. 57].
Вышесказанное требует ответа еще на один вопрос: можно ли вообще говорить об уголовно-правовом статусе безотносительно того, на кого он распространяется (т. е. не указывать субъекта, которому он принадлежит).
По мнению С.В. Анощенковой, под уголовно-правовым статусом понимается совокупность нормативно закрепленных прав и обязанностей личности, выступающей субъектом уголовных правоотношений, а также полномочия государственных органов и должностных лиц, представляющих сторону государства в данных правоотношениях» [6, с. 81].
Представляется, что в уголовном праве не может быть безликого уголовно-правового статуса. Иметь права и обязанности может лишь субъект права, поскольку только его поведение подвержено правовому регулированию. Не будучи субъектом права и, соот-
ISSN 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)
ветственно, субъектом определенных правоотношений, нельзя иметь правовой статус, содержанием которого и выступают права и обязанности.
Иную позицию высказывал С.В. Черни -ченко, считающий, что правовым статусом может обладать также тот, кто не является субъектом права, т. е. тот, чье поведение объективно не подвержено правовому регулированию; в таком случае содержанием его правового статуса будут некие возможности и долженствования, являющиеся результатом не правового регулирования, а правового воздействия в иных формах, чем регулирование [13, с. 6]. Подобная позиция для уголовного права не совсем приемлема, поскольку лица, не являющиеся субъектами уголовных правоотношений, не совершают преступлений и их противоправное поведение не подпадает под действие Уголовного кодекса РФ. Действительно, их общественно опасное поведение может повлечь за собой определенные неблагоприятные последствия, но эти последствия находятся вне рамок уголовно-правового регулирования. Такая ситуация может сложиться при совершении общественно опасного деяния лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности. Такое лицо уголовной ответственности не подлежит, и, следовательно, у него не может быть уголовно-правового статуса. Однако Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закрепил положение о том, что такие лица помещаются в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа [4, п. 4, ст. 15]. В данном случае малолетний не является субъектом уголовно-правовых отношений и подвергается воздействию вне рамок этих отношений.
Применительно к субъектам уголовных правоотношений необходимо говорить только об уголовно-правовом статусе конкретных субъектов, например, об уголовно-правовом статусе потерпевших, обвиняемых, обвиняемых несовершеннолетних и т. д.
Полагаем, что у потерпевшего от преступления может быть уголовно-правовой статус, который является частью общего конституционного статуса личности. По нашему мнению, уголовно-правовой статус — это индивидуальный статус конкретного лица, в отношении которого совершено преступление, имеющий свои специфические особенности, связанные с видом совершенного преступления, его тяжестью, формой вины, с признаками, характеризующими самого потерпевшего и т. п.
На протяжении 50 лет потерпевшим от преступления признавалось только физическое
лицо (ст. 24 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г., ст. 53 УПК РСФСР 1960 г.). В УПК РФ 2001 г. было впервые закреплено положение о том, что потерпевшим может быть не только физическое, но и юридическое лицо при наличии причиненного преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ч. 1 ст. 42). Также впервые УПК РФ усматривает назначение уголовного судопроизводства, прежде всего, в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ).
Можно ли говорить о правовом статусе потерпевшего юридического лица? Одинаков ли правовой статус физического и юридического лица?
В научной литературе и правоприменительной практике последних лет применительно к юридическому лицу стали использовать термин «правовой статус».
По мнению Н.В. Витрука, текущее законодательство определяет статус тех или иных органов исполнительной власти [7, с. 19]. В.С. Якушев считает, что, приобретая статус юридического лица, это юридическое лицо становится носителем гражданской, административной, финансовой, трудовой и ряда других видов правосубъектностей. В зависимости от целей и задач, выполняемых юридическим лицом, определяющее значение в его правовом статусе приобретает та или иная правосубъектность [16, с. 402].
К сторонникам точки зрения о наличии у юридического лица правового статуса относятся Е.А. Ромашко [12], Е.А. Шибаева [15].
Сторонниками признания конституционно-правового статуса не только за юридическими лицами, но и за лицами, не обладающими признаками юридического лица, выступают А.А. Кондрашев [9], В.В. Юсупов [14].
Мы разделяем мнение ученых, считающих, что юридическое лицо обладает правовым статусом. Однако статус юридического лица как потерпевшего от преступления отличается от статуса физического лица. Юридическое лицо, как правило, не имеет общего (базового) правового конституционного статуса, одинакового для всех (его имеют только граждане — физические лица). Конституционный статус юридических лиц различен, например, ст. 13 Конституции РФ закрепила положение о том, что общественные объединения равны перед законом, ст. 75 — положение о специальном конституционном статусе Центрального банка РФ. Поэтому можно говорить об особом конституционном статусе юридических лиц.
I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)
72
Юридическое лицо, как и физическое лицо, кроме конституционного статуса обладает специальным и индивидуальным правовым статусом.
Специальный правовой статус юридического лица детализируется в рамках уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального законодательств (правовой статус физических лиц еще и в рамках уголовно-исполнительного законодательства). Этот правовой статус абстрактен, не имеет конкретного адресата, его могут иметь юридические лица, в случае если они стали потерпевшими от преступления. Причем на этом уровне не имеет значения, какое именно преступление совершено.
В то же время, когда конкретное юридическое лицо становится потерпевшим от конкретного преступления, оно приобретает собственный индивидуальный правовой статус, свойственный только ему. Этот индивидуальный правовой статус может включать уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, гражданско-правовой и гражданско-процессуальный статусы. Но не может быть уголовно-исполнительным статусом потерпевшего — юридического лица.
Круг преступлений, по которым потерпевшим может быть юридическое лицо, намного меньше, чем круг преступлений, по которым потерпевшим признается физическое лицо.
Таким образом, правовой статус физических и юридических лиц, потерпевших от преступлений, различен: только физическое лицо в качестве потерпевшого имеет международный, общий конституционный, индивидуальный уголовно-исполнительный правовые статусы, которые в своей совокупности образуют правовой статус потерпевшего.
Список литературы
1. Европейская Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений. Страсбург, 24 ноября 1983 г. (ETS № 116): сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.
2. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью № 40/34, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. / Международные акты о правах человека: сборник документов. М., 2002.
3. О порядке предоставления информации о разбирательствах по уголовным делам через средства массовой информации: рекомендации № R (2003) 13 Комитета министров Совета Европы (принята 10 июля 2003 г. на 848-ом заседании представителей министров) // СПС КонсультантПлюс.
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 г.) // СПС Консультант Плюс
5. О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. № 17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 9.
6. Анощенкова О.В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем. М., 2006.
7. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М., 2009.
8. Давыдова Е.В. Примирение с потерпевшим в уголовном праве: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2001.
9. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность политических партий и иных общественных объединений в российском законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 11.
10. Корнелюк О.В. Баланс процессуальных статусов потерпевшего и обвиняемого при досудебном производстве. Н. Новгород. 2003.
11. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
12. Ромашко Е.А. Государственные органы со статусом юридического лица как особые субъекты конституционно-правовых отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Архангельск, 2006.
13. Черниченко С.В. Статус личности и международное право: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1975.
14. Юсупов В.В. Конституционно-правовой статус индивидуального предпринимателя в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.
15. Шибаева Е.А. Правовой статус межправительственных организации. М., 1972.
16. Якушев В.С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике // Антология уральской цивилистики. 1925— 1989 гг.: сборник статей. М., 2001.
E-mail: [email protected]