Научная статья на тему 'Правовой статус криптовалюты: дуалистический подход и проблемы в уголовном судопроизводстве'

Правовой статус криптовалюты: дуалистический подход и проблемы в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства криптовалютных платежей / технология блокчейн / цифровые финансовые активы / правовое регулирование / дуалистический подход / уголовное судопроизводство / cryptocurrency payment facilities / blockchain technology / digital financial assets / legal regulation / dualistic approach / criminal proceedings

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев Николай Олегович

Статья посвящена исследованию проблемы противоречивости подхода и дуалистического отношения к обороту средств криптовалютных платежей в Российской Федерации, их влияния на уголовно-процессуальное законодательство. Отмечается, что, несмотря на отсутствие ясного определения криптовалюты в законодательстве и ее запрет в качестве средства платежа, использование криптовалюты в России становится все более распространенным. Основной тезис статьи заключается в необходимости принятия комплексных мер по регулированию криптовалюты, включая внесение изменений в гражданское, административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Автор высказывает опасения о негативном влиянии использования криптовалюты в незаконных финансовых операциях, предлагает преодоление дуализма в правовом регулировании криптовалюты в России и призывает к обеспечению законности в уголовной сфере, учитывая возрастающее использование криптовалюты в экономических отношениях. Таким образом, статья обращает внимание на необходимость принятия мер по устранению формального отрицания проблематики при фактическом наличии распространившегося лавинообразного обращения криптовалюты и совершенствованию законодательства в сфере криптовалютных платежей и их использования в уголовном судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Legal Status of Cryptocurrency: A Dualistic Approach and Problems in Criminal Proceedings

The article examines the issue of contradictory approaches and the dualistic attitude towards the cryptocurrency payment facilities turnover in the Russian Federation and their impact on criminal procedural legislation. It is emphasized that despite the lack of a clear definition of cryptocurrency in legislation and its prohibition as a means of payment, the use of cryptocurrency in Russia is becoming increasingly widespread. The main thesis of the article is the necessity of adopting comprehensive measures to regulate cryptocurrency, including amendments to civil, administrative, criminal, and criminal procedural legislation. The author expresses fears about the negative impact of the use of cryptocurrency in illegal financial transactions, suggests overcoming the dualism in the legal regulation of cryptocurrency in Russia and calls for ensuring the legality in the criminal sphere, given the increasing use of cryptocurrency in economic relations. Thus, the article highlights the need for measures to eliminate the formal denial of the issue in the face of the rapidly growing cryptocurrency payment facilities turnover and to improve legislation in the area of cryptocurrency payments and their use in criminal proceedings.

Текст научной работы на тему «Правовой статус криптовалюты: дуалистический подход и проблемы в уголовном судопроизводстве»

Научная статья УДК 343.1

https://doi.org/10.24158/tipor.2024.7.24

Правовой статус криптовалюты: дуалистический подход и проблемы в уголовном судопроизводстве

Николай Олегович Зайцев

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected], https://orcid.org/0009-0005-5560-0454

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы противоречивости подхода и дуалистического отношения к обороту средств криптовалютных платежей в Российской Федерации, их влияния на уголовно-процессуальное законодательство. Отмечается, что, несмотря на отсутствие ясного определения криптовалюты в законодательстве и ее запрет в качестве средства платежа, использование криптовалюты в России становится все более распространенным. Основной тезис статьи заключается в необходимости принятия комплексных мер по регулированию криптовалюты, включая внесение изменений в гражданское, административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Автор высказывает опасения о негативном влиянии использования криптовалюты в незаконных финансовых операциях, предлагает преодоление дуализма в правовом регулировании криптовалюты в России и призывает к обеспечению законности в уголовной сфере, учитывая возрастающее использование криптовалюты в экономических отношениях. Таким образом, статья обращает внимание на необходимость принятия мер по устранению формального отрицания проблематики при фактическом наличии распространившегося лавинообразного обращения криптовалюты и совершенствованию законодательства в сфере криптовалютных платежей и их использования в уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: средства криптовалютных платежей, технология блокчейн, цифровые финансовые активы, правовое регулирование, дуалистический подход, уголовное судопроизводство

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Зайцев Н.О. Правовой статус криптовалюты: дуалистический подход и проблемы в уголовном судопроизводстве // Теория и практика общественного развития. 2024. № 7. С. 196-202. https://doi.org/10.24158/tipor.2024.7.24.

Original article

The Legal Status of Cryptocurrency: A Dualistic Approach and Problems in Criminal Proceedings

Nikolay O. Zaitsev

Kuban State University, Krasnodar, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0005-5560-0454

Abstract. The article examines the issue of contradictory approaches and the dualistic attitude towards the cryptocurrency payment facilities turnover in the Russian Federation and their impact on criminal procedural legislation. It is emphasized that despite the lack of a clear definition of cryptocurrency in legislation and its prohibition as a means of payment, the use of cryptocurrency in Russia is becoming increasingly widespread. The main thesis of the article is the necessity of adopting comprehensive measures to regulate cryptocurrency, including amendments to civil, administrative, criminal, and criminal procedural legislation. The author expresses fears about the negative impact of the use of cryptocurrency in illegal financial transactions, suggests overcoming the dualism in the legal regulation of cryptocurrency in Russia and calls for ensuring the legality in the criminal sphere, given the increasing use of cryptocurrency in economic relations. Thus, the article highlights the need for measures to eliminate the formal denial of the issue in the face of the rapidly growing cryptocurrency payment facilities turnover and to improve legislation in the area of cryptocurrency payments and their use in criminal proceedings.

Keywords: cryptocurrency payment facilities, blockchain technology, digital financial assets, legal regulation, dualistic approach, criminal proceedings

Funding: Independent work.

For citation: Zaitsev, N.O. (2024) The Legal Status of Cryptocurrency: A Dualistic Approach and Problems in Criminal Proceedings. Theory and Practice of Social Development. (7), 196-202. Available from: doi:10.24158/ti-por.2024.7.24 (In Russian).

На протяжении всей истории человечества, за исключением первобытного общества, где господствовал натуральный обмен, люди успешно используют универсальный эквивалент в

© Зайцев Н.О., 2024

сфере товарного обмена - деньги. Они стали важнейшим средством экономических отношений, претерпев множество изменений до того, как приобрели привычный всем вид. В наше время появились новые средства, используемые в аналогичном качестве - так называемая криптовалюта. Она стремится занять свое место в механизме современного финансового рынка, проявляя достаточную «агрессивность» и вытесняя традиционные денежные средства. Возникновение крип-товалюты поставило перед российским государством сложную задачу. Необходимо решить, признать ли ее легальным финансовым средством наряду с привычными денежными формами, отказаться от нее или же использовать комбинированный подход, выделив для криптовалюты определенный, допустимый сегмент.

Российское государство пока находится на этапе формирования своего выбора. Четкость правового статуса криптовалюты до сих пор остается под большим вопросом. Однако, несмотря на отсутствие ответа на этот фундаментальный вопрос, уже ставятся и требуют своего решения задачи, связанные с прикладными аспектами использования криптовалюты, в том числе в уголовно-процессуальной сфере.

Для определения возможных путей использования и порядка оборота криптовалюты в условиях уголовного судопроизводства мы приведем некоторые сведения, касающиеся общего правового статуса криптовалюты в Российской Федерации.

Во-первых, средства криптовалютных платежей не признаны большинством стран, включая Россию, в качестве законного средства платежа1. Отечественное законодательство не предоставляет ясных определений и регуляций, связанных с криптовалютой. Мы видим в этом обстоятельстве ряд проблем: имеет место правовая неопределенность в отношении средств, которые уже используются; затрудняется развитие цифровой экономики, о потенциале которой высказываются руководители Российской Федерации.

На наш взгляд, промедление с решением вопроса о признании криптовалюты легальным средством финансового рынка порождает серьезные риски не только для экономики, но и обусловливает возрастающую динамику случаев использования криптовалюты как предмета посягательства и применения криптофинансовых потоков в целях легализации доходов, полученных преступным путем. Указанная же правовая неопределенность статуса криптовалюты не позволяет правоохранительным органам эффективно реагировать на правонарушения, в том числе и преступления, совершаемые с ее использованием (Карасов, 2023: 106).

Что же такое средства криптовалютных платежей? И каковы законодательные основы их использования?

За последнее десятилетие в Российской Федерации были сформированы определенные подходы к реализации государственной политики в области применения цифровых финансовых активов и цифровой валюты как сравнительно новых инструментов современной цифровой экономики (Жарова, 2022: 15).

На данный момент основными нормативными правовыми актами в этой области являются:

- Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 259);

- Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

С принятием указанных законов отечественный законодатель впервые дал легальное определение понятиям «цифровая валюта» (ч. 3 ст. 1 ФЗ № 259) и «цифровые финансовые активы» (ч. 2 ст. 1 ФЗ № 259). Для цели нашего исследования в аспекте проблем использования криптовалюты в уголовном судопроизводстве важным фактором выступает признание в качестве цифровых финансовых активов цифровых прав, включающих денежные требования; возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам; право участия в капитале непубличного акционерного общества; право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов2. Эти права в настоящее

1 Цифровое право : учебник / А. Дюфло [и др.]; под. общ. ред. В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. М., 2020. С. 243.

2 Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

время выступают важным элементом статуса многих предпринимателей, граждан, юридических лиц, охрана и защита которых составляет, в том числе, задачу уголовного судопроизводства.

В то же время толкование легального определения цифровой валюты в системной взаимосвязи с положениями, закрепленными в статьях 128 и 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (Абрамова и др., 2021: 78), ст. 8 Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, позволяет сделать вывод о том, что средства криптовалютных платежей, являющиеся разновидностью цифровой валюты, создание и контроль за которыми базируются на криптографических методах, при отсутствии внешнего или внутреннего администратора, не являются цифровыми финансовыми активами.

Мы полностью согласны с позицией российских ученых Е.Н. Абрамовой, А.П. Алексеенко и С.Н. Беловой, которые считают, что криптовалюта, являясь видом виртуальных активов, не может считаться цифровым финансовым активом в том понимании, которое закреплено в ФЗ № 259-ФЗ. Это связано с тем, что у криптовалюты нет обязанного лица, и она не должна быть ограничена только информационными системами на основе распределенного реестра, что соответствует принципу технологической нейтральности2.

Иными словами, даже минимальный масштаб правового регулирования статуса криптовалюты в отечественном законодательстве позволяет выявить системную ошибку и не даёт возможности продвинуться в создании отраслевых правил ее использования.

Рассмотрим еще один вопрос, который важен в контексте проблем уголовного судопроизводства: легален ли на сегодняшний день оборот средств криптовалютных платежей в Российской Федерации?

ФЗ № 259-ФЗ дает общие ориентиры для регулирования отношений, возникающих при обороте цифровой валюты и цифровых финансовых активов, а также указывает на иные федеральные законы, которые необходимо принять для развития норм основного закона. В частности, это отдельные нормативные правовые акты, которые должны упорядочить организацию выпуска и обращения средств криптовалютных платежей в России. Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов России от 2 декабря 2020 г. № 05-06-11/105854 «Об обращении с цифровыми финансовыми активами, цифровой валютой», разработка соответствующих проектов федеральных законов, подлежащих принятию в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. фЗ № 259-ФЗ, осуществляется по настоящее время и пока не завершена3.

Кроме того, чч. 5-7 ст. 14 ФЗ № 259-ФЗ предусмотрены ограничения, фактически ставящие под полный запрет оборот криптовалюты в России.

В разное время российские власти публиковали разъяснения, в которых обращали внимание на риски, связанные с неконтролируемым производством и оборотом криптовалют. В Российской Федерации правовые основы обеспечения безопасности закреплены в нормах Федеральных законов от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», во исполнение которых издаются документы стратегического планирования в рассматриваемой сфере4.

Следует отметить, что в документах стратегического планирования Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасности, в силу их относительно давних (по меркам цифровой экономики) сроков принятия, напрямую риски, связанные с оборотом криптовалюты, не упоминаются5 (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»).

Несмотря на отсутствие упоминания криптовалют в документах стратегического планирования, органами государственной власти проводится определенная работа, направленная на изучение и предупреждение рисков нелегального использования средств криптовалютных платежей.

В соответствии с позицией Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации, изложенной в информационном сообщении от 6 февраля 2014 г. «Об использовании криптовалют», по мнению ведомства, использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам

1 Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Там же.

2 Там же.

3 Письмо Минфина России от 02.12.2020 г. № 05-06-11/105854 «Об обращении с цифровыми финансовыми активами, цифровой валютой» [Электронный ресурс]. Там же.

4 Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Там же.

5 Афанасьева О.Н. Развитие теории экономической политики роста, распределение монетарных инструментов по целям и структуре экономики : дис. ... канд. техн. наук. М., 2024. С. 45.

(операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма1.

Согласно официальной на сегодняшний день позиции Центрального банка Российской Федерации, учитывая высокие риски обращения и использования криптовалют, Банк России считает преждевременным допуск криптовалют, а также любых финансовых инструментов, номинированных или связанных с криптовалютами, к обращению и использованию на организованных торгах и в расчетно-клиринговой инфраструктуре на территории Российской Федерации для обслуживания сделок с криптовалютами и производными финансовыми инструментами на них2.

Операции с цифровой валютой прямо поименованы в классификаторе, содержащем признаки, указывающие на сомнительный характер сделки (Приложение к Положению Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Этим операциям присвоен код 11903.

Согласно Методическим рекомендациям по усилению контроля за отдельными операциями клиентов - физических лиц, утвержденным Банком России 29 февраля 2024 г. № 4-МР, операции с криптовалютой рассматриваются как проводимые в противоправных целях, выявив совершение которых, обслуживающий банк должен сначала отказать в совершении денежных переводов, а затем приостановить операции по счету и (или) расторгнуть договор.

Банк России неоднократно отмечал, что распространение цифровых валют в Российской Федерации сопряжено с высокими рисками для благосостояния граждан и стабильности финансовой системы. Кроме того, существует опасность вовлечения клиентов финансовых организаций в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма4.

В связи с этим Банк России порекомендовал финансовым организациям при распространении информации о своих услугах, в том числе рекламного характера, исключить любую информацию, предполагающую возможность совершения клиентами операций, связанных с оборотом цифровых валют5. В настоящее время главный банковский регулятор выступает за введение запрета на организацию выпуска и обращения цифровых валют (криптовалют), а также введение ответственности за соответствующие правонарушения.

При этом, согласно информационному письму Банка России от 29 февраля 2024 г. № ИН-08-12/18 «О рисках совершения операций с цифровыми валютами и рекомендациях финансовым организациям исключить предложение услуг, предусматривающих совершение таких операций», результаты мониторинга состояния финансового рынка Российской Федерации и осуществления Банком России надзорной деятельности свидетельствуют о сохранении интереса к рынку цифровых валют среди клиентов финансовых организаций, поднадзорных Банку России (далее -финансовые организации)6.

Еще одним важным разъяснением, которое дал Центральный Банк Российской Федерации в начале 2024 г., является информационное письмо Банка России от 29 февраля 2024 г. № ИН-018-34/17 «Об отдельных видах финансовых инструментов и цифровых финансовых активов», в котором Банк России не просто порекомендовал, а фактически потребовал от операторов рынка цифровых финансовых активов не оказывать услуги по выпуску и обороту цифровых финансовых активов, доходность которых зависит от стоимости цифровых валют и аналогичных показателей7.

Подчеркнем, что для подобной реакции Центрального Банка существует объективное основание. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации И.В. Краснов на Координационном

1 Информационное сообщение «Об использовании криптовалют» [Электронный ресурс] : Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу. URL: https://www.fedsfm.ru/news/957 (дата обращения: 12.06.2024).

2 Информация Банка России от 27.01.2014 г. «Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн» [Электронный ресурс]. Доступ из инф.-правовой системы «Гарант».

3 Положение Банка России от 02.03.2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс]. Там же.

4 Информационное письмо Банка России от 29.02.2024 г. № ИН-08-12/18 «О рисках совершения операций с цифровыми валютами и рекомендациях финансовым организациям исключить предложение услуг, предусматривающих совершение таких операций» [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/7690 (дата обращения: 12.06.2024).

5 Там же.

6 Там же.

7 Информационное письмо Банка России от 29.02.2024 г. № ИН-018-34/17 «Об отдельных видах финансовых инструментов и цифровых финансовых активов» [Электронный ресурс]. Доступ из инф.-правовой системы «Гарант».

совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации по итогам работы за первое полугодие 2020 г. отметил следующее: с каждым днем появляются новые способы шифрования данных, максимально повышающие анонимность совершаемых действий; наблюдается широкое распространение криминального использования криптовалют в сфере незаконного оборота наркотиков, коррупции, финансирования организованной преступности, экстремизма и терроризма; ежегодный рост компьютерных атак, организаторы которых нередко используют инфраструктуру иностранных государств для попыток взлома информационных систем российских государственных органов, корпораций, крупных банков, а также бесконтактный и быстрый способ совершения таких преступлений делает общество все более уязвимым перед новыми вызовами (Рубцова, 2021: 230).

Федеральная налоговая служба Российской Федерации в письме от 3 октября 2016 г. № ОА-18-17/1027 указывала на необходимость принятия мер по разработке методов осуществления контроля за деятельностью операторов (эмитентов, обменников) криптовалют. Для этого она предлагала закрепить в Федеральных законах № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определения соответствующих категорий объектов и субъектов контроля, тем самым обеспечив правовую основу для получения налоговыми органами информации об операциях с криптовалютами от агентов и органов валютного контроля, а также от уполномоченных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма1.

Вопреки официальному запрету на использование криптовалют2 в качестве законного средства платежа, некоторые официальные ведомства и публичные лица не только допускают их использование и обращение, но также высказываются о необходимости регулирования в этой сфере.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Одной из задач программы является создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере.

Реализации этой задачи посвящен федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», который курирует Министерство экономического развития Российской Федерации. Как следует из паспорта национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"», федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» направлен на разработку и принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на снятие первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, в частности, в таких сферах, как гражданский оборот, финансовые технологии, интеллектуальная собственность, телекоммуникации, судопроизводство и нотариат, стандартизация и других.

Цель правового регулирования оборота криптовалют заключается в формировании новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для развития средств криптовалютных платежей, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием в цифровой экономике (Абрамова и др., 2021: 54). При этом проектом предусматривается также урегулирование сквозных для различных отраслей законодательства вопросов, связанных с идентификацией субъектов правоотношений, электронным документооборотом, сбором, хранением и обработкой данных, в том числе персональных3.

Отмеченные шаги направлены на формирование легального рынка криптовалют c установлением правил оборота и круга субъектов - участников операций с криптовалютами, а также требований к ним.

Приведенные обстоятельства формируют следующий логичный вывод - в России одновременно существуют два подхода к регулированию криптовалюты:

1) использование криптовалют в качестве законного средства платежа на территории России официально запрещено;

2) одновременно государство:

- допускает судебную защиту требований и обязательств, связанных с использованием криптовалют;

1 Письмо Федеральной налоговой службы от 03.10.2016 г. № ОА-18-17/1027 «Об операциях, связанных с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты РФ» [Электронный ресурс]. Доступ из инф.-правовой системы «Гарант».

2 Фаткина Е.В. Правовая природа банковской тайны : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 18.

3 Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 г. № 7 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

- считает возможным участие резидентов Российской Федерации в расчетах с использованием средств криптовалютных платежей, но только в тех случаях, когда они производят платежи в криптовалюте в пользу третьих лиц;

- ведет активную разработку законопроектов, легализующих выпуск и оборот, налогообложение, средств криптовалютных платежей на территории Российской Федерации;

- дорабатывает существующие проекты федеральных законов, так или иначе регулирующих использование цифровой валюты (криптовалюты), как относительно нового инструмента современной цифровой экономики;

- предпринимает попытки определения органов, осуществляющих регулирование, контроль и надзор за выпуском и оборотом криптовалюты;

- стремится законодательно закрепить механизмы контроля за операциями с криптовалю-той с целью предотвращения финансовых преступлений и легализации доходов;

- активно реализует концепцию законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют;

- позволяет использовать криптовалюту для расчетов внутри Российской Федерации, но только в рамках разрабатываемого экспериментального правового режима в качестве поддержки экспортеров;

- разрабатывает программы, направленные на повышение информированности и образованности граждан в области криптовалюты.

Такое положение обычно именуется дуализмом в подходах государства, который мы и наблюдаем применительно к регулированию оборота криптовалюты.

Мы разделяем опасения государственных финансовых структур и правоохранительных органов. Действительно, существует высокий риск использования криптовалюты в незаконном финансовом обороте. Отсюда и запрет на использование криптовалют в качестве средства платежа и в иных направлениях. Однако, несмотря на настороженность в указанном вопросе, считаем необходимым подчеркнуть, что запрет не решит основную проблему - выпуск (майнинг) и использование в России средств криптовалютных платежей уже стали повседневной реальностью.

Существует множество российских и иностранных ресурсов, предлагающих пользователям приобрести или взять в аренду производственные мощности (серверы и фермы) для майнинга криптовалюты, рассчитать стоимость оборудования и потребляемой электроэнергии, завести криптоко-шельки и осуществлять обменные операции с криптовалютой (Абрамова и др., 2021: 101). В связи с чем государству, вопреки установленным запретам, приходится принимать меры по устранению проблем в этой сфере, но уже в условиях жесткого дефицита правовых средств. Получается своего рода замкнутый круг: желая предотвратить возникновение новых угроз в сфере финансовой стабильности, государство отказывается от регулирования криптовалюты, вводит запреты, но, не учитывая реальность, само же вынуждено испытывать трудности в отсутствие правового поля для борьбы с незаконными действиями злоумышленников в сфере оборота криптовалюты.

И в этой части мы хотим отметить прикладной аспект: отсутствие в действующих кодифицированных актах, регулирующих уголовное право и уголовный процесс, понятия криптовалюты, особенностей совершения процессуальных, в том числе и следственных действий с криптовалютой, является значительным пробелом, упущением отечественного законодателя.

При этом подчеркнем, что в Российской Федерации нарастающими темпами идет практика использования криптовалюты в экономических отношениях, что неизбежно приводит к постановке многочисленных вопросов, связанных с уголовным судопроизводством. Например, что рассматривать в качестве криптовалюты? Можно ли наложить на нее арест? Кто имеет на нее права? В чем суть этих прав? Каковы правовые средства их охраны и защиты применительно к уголовному судопроизводству? И так далее.

Отсутствие ответов, прежде всего в уголовно-процессуальном законодательстве, существенно повышает риски законности производства по уголовным делам, нарушения конституционных прав граждан и экономической стабильности юридических лиц.

Большое количество вопросов требует пересмотра сложившегося дуалистического, противоречивого подхода к законодательному регулированию криптовалюты в Российской Федерации.

Полагаем, что назрела срочная необходимость комплексного совершенствования федерального законодательства: гражданского, административного, уголовного и уголовно-процессуального.

Список источников:

Жарова А.К. Цифровая трансформация в сфере интеллектуальной собственности: вызовы правовому регулированию в условиях технологических изменений // Цифровые технологии и право : сб. науч. трудов I Международ. науч. -практ. конф. : в 6 т. Казань, 2022. Т. 3, № 2. С. 13-16.

Карасов М.Э. Проблемы законодательного регулирования криптовалюты // Ceteris Paribus. 2023. № 5. С. 105-107.

Проблемы создания цифровой экосистемы: правовые и экономические аспекты : монография / Е.Н. Абрамова [и др.]; под общ. ред. В.А. Вайпана, М.А. Егоровой. М., 2021. 274 с.

Рубцова М.В. О противодействии преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий // Уголовный закон в эпоху искусственного интеллекта и цифровизации : сб. трудов по мат. Всероссийской науч.-практ. конф. с международ. участием в рамках I Саратовского международного юридического форума, посвященного 90-летнему юбилею Саратовской государственной юридической академии. Саратов, 2021. С. 228-232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

Abramova, E.N., Alekseenko, A.P. & Belova, S.N. et al. (2021) Challenges of creating a digital ecosystem: legal and economic aspects. Moscow. 274 p. (In Russian)

Karasov, M.E. (2023) Problems of legislative regulation of foreign currency. Ceteris Paribus. (5), 105-107. (In Russian) Rubtsova, M.V. (2021) On countering crimes, committed using information and communication technologies. In: Ugolovnyy zakon v epokhu iskusstvennogo intellekta i tsifrovizatsii [Criminal law in the era of artificial intelligence and digitalization]. Saratov, p. 228-232. (In Russian)

Zharova, A.K. (2022) Digital transformation in the field of intellectual property: challenges to legal regulation in the context of technological changes. In: Tsifrovye tekhnologiiipravo [Digital technologies and law]. In 6 Vols. Vol. 3. Kazan, (2), p. 13-16. (In Russian)

Информация об авторе Н.О. Зайцев - аспирант кафедры уголовного процесса юридического факультета имени А.А. Хмырова, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author N.O. Zaitsev - PhD student of the Criminal Procedure Department, Faculty of Law named after A.A. Khmyrov, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.06.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.07.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 30.07.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.