Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / НАЛОГОВОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПОВОДЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гильмутдинова А. Ф.

Формирование финансового цифрового пространства - очередной промежуточный этап развития денежных средств, формой проявления которого явилось возникновение и развитие криптовалюты. Межгосударственная криптовалюта (цифровые деньги) воспринимается как вызов национальным валютам. Поэтому представляется очевидным стремление России создать собственные национальные криптовалютные платформы, создать государственный контроль над цифровым денежным обращением. Задача исследования - на основе анализа дать оценку существующему федеральному законодательству, регулирующему применение IT-технологий в обращении ценных бумаг (цифровых финансовых активов) и установившему (законодательству) основы функционирования цифровой валюты на территории Российской Федерации. Определить способность находящегося в стадии становления законодательства способствовать своевременному выявлению, возбуждению уголовных дел, раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности (в том числе налоговых) в цифровой сфере обращения криптовалюты и цифровых финансовых активов. В исследовании использован ряд методологических средств познания. Среди них системно структурный анализ. Сравнительно правовой метод позволяет посредством сопоставления законодательства, регулирующего существующую материальную экономическую деятельность, спроецировать на аналогичную деятельность с активным применением IT-технологий. В заключении высказываются суждения о том, что федеральный закон ФЗ 259 определил правовой механизм, способный обеспечить государственный контроль за функционированием финансовых активов в цифровой среде, а следственным органам, оперативным подразделениям создал благоприятные условия для выявления преступных действий, раскрытия преступлений ( в том числе налоговых), доказывание преступного умысла. Этим же законом не удалось создать правовой механизм, который решил бы задачу государственного контроля над децентрализованной цифровой валютной (криптовалютной) платежной системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гильмутдинова А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF IMPROVING STATE CONTROL OVER ECONOMIC ACTIVITY IN THE DIGITAL SPACE

The formation of the financial digital space is another intermediate stage in the development of funds, the form of manifestation of which was the emergence and development of cryptocurrencies. Interstate cryptocurrency (digital money) is perceived as a challenge to national currencies. Therefore, it seems obvious that Russia is striving to create its own national cryptocurrency platforms, to create state control over digital money circulation. The objective of the study is to assess, based on the analysis, the existing federal legislation regulating the use of IT technologies in the circulation of securities (digital financial assets) and establishing (legislation) the basis for the functioning of digital currency on the territory of the Russian Federation. To determine the ability of the legislation in the process of formation to facilitate the timely detection, initiation of criminal cases, disclosure and investigation of economic crimes (including tax crimes) in the digital sphere of circulation of cryptocurrencies and digital financial assets. A number of methodological means of cognition were used in the study. Among them is a system-structural analysis. The comparative legal method allows, by comparing the legislation regulating the existing material economic activity, to project on similar activities with the active use of IT technologies. In conclusion, judgments are made that Federal Law FZ 259 has defined a legal mechanism capable of ensuring state control over the functioning of financial assets in the digital environment, and has created favorable conditions for investigative bodies, operational units to detect criminal acts, disclose crimes (including tax crimes), and prove criminal intent. The same laws failed to create a legal mechanism that would solve the problem of state control over a decentralized digital currency (cryptocurrency) payment system.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Вопросы совершенствования государственного контроля над экономической деятельностью в цифровом пространстве

Гильмутдинова Алина Фаритовна,

аспирант, Института права, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», [email protected]

Формирование финансового цифрового пространства - очередной промежуточный этап развития денежных средств, формой проявления которого явилось возникновение и развитие крипто-валюты. Межгосударственная криптовалюта (цифровые деньги) воспринимается как вызов национальным валютам. Поэтому представляется очевидным стремление России создать собственные национальные криптовалютные платформы, создать государственный контроль над цифровым денежным обращением.

Задача исследования - на основе анализа дать оценку существующему федеральному законодательству, регулирующему применение 1Т-технологий в обращении ценных бумаг (цифровых финансовых активов) и установившему (законодательству) основы функционирования цифровой валюты на территории Российской Федерации. Определить способность находящегося в стадии становления законодательства способствовать своевременному выявлению, возбуждению уголовных дел, раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности (в том числе налоговых) в цифровой сфере обращения криптовалюты и цифровых финансовых активов. В исследовании использован ряд методологических средств познания. Среди них системно структурный анализ. Сравнительно правовой метод позволяет посредством сопоставления законодательства, регулирующего существующую материальную экономическую деятельность, спроецировать на аналогичную деятельность с активным применением 1Т-технологий. В заключении высказываются суждения о том, что федеральный закон ФЗ 259 определил правовой механизм, способный обеспечить государственный контроль за функционированием финансовых активов в цифровой среде, а следственным органам, оперативным подразделениям создал благоприятные условия для выявления преступных действий, раскрытия преступлений ( в том числе налоговых), доказывание преступного умысла. Этим же законом не удалось создать правовой механизм, который решил бы задачу государственного контроля над децентрализованной цифровой валютной (криптовалютной) платежной системой.

Ключевые слова: криптовалюта, налоговое преступление, поводы возбуждения уголовного дела, цифровые финансовые активы

Введение

Обязательным условием реализации государством своих внутренних и внешний функций является успешная политика в налоговой сфере. Налоговая политика определяет структуру налоговой системы, перечень налогов, которые должны перечисляться налогоплательщиками; распределение налогов по уровням (муниципальный, субъекта федерации, Федеральный) и пр. и пр. Важной составляющей налоговой политики является создание правового режима, обеспечивающего контроль за выполнением обязанностей налогоплательщиками; исключение вариантов ухода от уплаты налога; разработка карательных мер уголовно-правового характера при существенном нарушении обязанностей по уплате налогов (ст. 198-199.2 УК РФ).

Вместе с карательными мерами налоговая политика применяет и меры поощрительного характера. Государство активно формирует атмосферу благоприятствования развитию и сохранения предпринимательской деятельности в сфере экономики. Создана основа поддержания бизнеса (график налоговых проверок, фиксированный срок между налоговыми проверками, ограничение по видам проверок, и пр.). Наблюдается тенденция либерализации предельной налоговой задолженности, превышение которой может повлечь уголовное преследование. На современном этапе с 01 апреля 2020 года уголовные дела по ст. 198-199.2 УК РФ возбуждаются при 15 миллионах денежных средств, умышленно не перечисленных налогоплательщиком в бюджетные фонды за трёх летний финансовый период. Для юридических лиц такой размер налоговой задолженности составляет 45 миллионов рублей. До указанного времени этот потолок составлял: для физических лиц - 5 миллионов рублей, для юридических лиц - 15 миллионов.

Либерализация уголовной политики проявилась и в том, что государство готово отказываться от уголовного преследования и наказания виновных в случае осознания ими своей противоправной деятельности, раскаяния и готовности возместить государству ущерб от преступных действий. В соответствие стратегией уголовной политики активно реализуется институт освобождения от уголовной ответственности в отношении обвиняемых совершивших налоговых преступлений (и в целом преступлений в сфере экономической деятельности), если преступление лицо совершило впервые; возместило причинённый преступлением ущерб: величину недоимки; пеню и штраф (ч. 2 ст. 28.1 УПК РФ).

СО

8) *

О X

а

а

8) О

т

V

сч сч о

С4 Ю

Положительный результат применения данного института распространён и на лиц, которые умышленно причинили ущерб крупный ущерб в результате незаконного предпринимательства (п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ; незаконной банковской деятельности (п. «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ); не исполнение обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте (п «а» ч.2 ст. 193 УК РФ).

Налоговая политика и разработанная система мер по контролю, за исполнением законодательства в налоговой сфере деятельности, мер государственно-правового воздействия на нарушителей -реализуется на недостаточном уровне, а в ряде ситуаций вообще не реализуется в случаях, когда денежный оборот переносится в развивающуюся область 1Т-технологий. Развитие 1Т-технологий большой сегмент сферы экономики перевело в виртуальное пространство. Для недобросовестных участников это позволяет выйти из под государственного контроля и, таким образом, уклоняться от уплаты налогов и совершать преступления различных категорий (наркофинансирование, продажа оружия, легализация преступно приобретенных денежных средств [1], преступлений в сфере спорта [2, с.93] и пр.).

Изложенное раскрывает существо задачи -найти способы распространения государственного контроля над цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой, сделками с ними и обеспечить налоговые поступления от результатов экономической деятельности с использованием ^-технологий. Одно из направлений решение задачи заключается создании качественной законодательной базы. Чёткая законодательная база существенно облегчит выявление нарушителей закона, осуществляющих расчётные финансовые операции вне государственного контроля и, таким способом уклоняющихся от выполнения конституционной обязанности уплачивать налоги. Решение задачи имеет высокий уровень актуальности и практической значимости.

Решить столь сложную задачу законодатель пытается посредством создания правового режима функционирования виртуального пространства и системы контроля (отслеживания) над цифровой экономической активностью.

Цель исследования - на основе анализа дать оценку существующему федеральному законодательству, регулирующему применение ^-технологий в обращении ценных бумаг (цифровых финансовых активов) и установившему (законодательству) основы функционирования цифровой валюты на территории Российской Федерации. Определить способность находящегося в стадии становления законодательства способствовать своевременному выявлению, возбуждению уголовных дел, раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности (в том числе налоговых) в цифровой сфере обращения криптовалюты и цифровых финансовых активов; перспективы развития законодательного регулирования названной сферы. Анализ показывает, что существующая правовая

база фрагментальна, а следовательно, содержит пробелы, противоречия, недостаточно апробирована.

Методика проведения исследований. Для того, что бы определить состояние правовой системы регулирования, выявить направления развития используются такие методологические средства познания, как анализ содержания законодательства с применением способов грамматического толкования с использованием буквального, лингвистического приёмов, правил выявления явного смысла терминов неюридического характера, но всё более широко используемых (терминов) в редакциях норм закона. Качество анализа закладываемой законодателем правовой основы регулирования цифрового пространства во многом определяет следование системному методу. Системно структурный анализ позволяет углубить знания о цифровых технологиях, цифровых носителей и пр. элементов, которые определяют категорию «цифровое пространство», развитие которого сформируют экономические процессы, перенаправленные из привычной «физической» деятельности в деятельность виртуальную. Сравнительно правовой метод позволяет посредством сопоставления законодательства, регулирующего существующую материальную экономическую деятельность, попытаться спроецировать на аналогичную деятельность с активным применением 1Т-технологий.

Результаты исследования и их обсуждение. На федеральном уровне правовое регулирование (законодательное ядро) было предпринято в 2006 году федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Самостоятельной частью направления применения информационных технологий является ценные бумаги. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (далее - Ф3-39) и последние изменения регулируют отношения, связанные с функционированием ценных бумаг в исследуемой специфической сфере.

Последним законодательным шагом стал федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ 259 от 31.07.2020).

ФЗ-259 от 31.07.2020 сделана попытка урегулировать два направления цифровой активности в экономической сфере деятельности.

Первое направление - регулирование применение 1Т-технологий в обращении ценных бумаг (цифровых финансовых активов); второе направление установить основы функционирования цифровой валюты на территории Российской Федерации.

Изучение суждений ученых и специалистов позволяет заключить, что более высокая оценка дается первому направлению. [3, с.29] Второе направление реализации норм на практике в ближайшей перспективе потенциала не имеет

С позиции правоохранительной деятельности [4., с.262] довольно чёткое регулирование деятельности с цифровыми финансовыми активами (первое направление) создало благоприятные предпосылки для противодействия преступным действиям

с использованием ^-технологий Закон устранил долго существовавшую неопределённость, отнеся финансовые активы к правам. С достаточной чёткостью законом выдержаны и теоретические постулаты права (право требовать, право пользоваться, право притязания).

Для выявления преступных действий и лиц, их совершающих, существенным положительным моментом стало требование закона ведения распределительного реестра. Необходимые для выявления, раскрытия и расследования преступлений сведения концентрируются в распределённом реестре. Эти сведения содержат информацию о выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, размещённых в информационной системе.

Сама информационная система также содержит сведения об используемых информационных технологиях (программах, программном обеспечении), технических средствах обслуживания (аппаратное обеспечение - оборудование). Нормативная регламентации позволяет правоохранительным органам использовать такое процессуальное действие как наложение ареста на финансовые цифровые активы (ст.115 УПК РФ) [5, с.312]

Следует признать удачным адаптирование ряда положений ФЗ-39 «О рынке ценных бумаг» к цифровой среде. ФЗ 259 определены следующие элементы механизма эмиссии (выпуска и обращения) цифровых финансовых активов.

1. Субъекты правоотношений цифровых финансовых активов

а). Правообладатели финансовых активов - физические и юридические лица

б). Оператор информационной системы - юридическое лицо (гражданин).

в). Приобретатели финансовых активов. Таковыми становятся с момента внесения в информационную систему записи о совершении такого перехода.

г). Оператор обмена цифровых финансовых активов (ст.10 ФЗ-259).

2. Средства обеспечения (фиксации) эмиссии цифровых финансовых активов в цифровом пространстве.

В криминалистическом плане информативны

1. Распределительный реестр. Посредством учета формируются сведения о выпусках цифровых эмиссионных ценных бумагах в информационной системе Интернет;

2. Реестр пользователей владельцев ценных бумаг (ведёт оператор информационной системы) (ст.8 ФЗ 259).

Учёт владельцев ценных бумаг в системе в необходимых случаях помогает их идентифицировать, установить содержательную составляющую участия (владелец активов или оператор активов)

Законом определён основной орган контроля. Таковым является Банк России. Его контрольная функция распространяется на эмиссию цифровых финансовых активов; соблюдение правил заполнения реестров; охватывает деятельность операторов информационных систем.

Изучение названных направлений контроля позволяет систематизировать контрольные действия Банка на контрольные мероприятия общего и специального характера.

Общий характер мероприятий охватывает: проверку кандидата на соответствие требованиям установленным законом к операторам информационной системы. Положительная оценка является основанием для включения лица (физического, юридического) в реестр операторов информационной системы. (ч.2 ст5 ФЗ-259). Оцениваются качественные характеристики используемой информационной системы, в которой осуществляется выпуск и обращение цифровых финансовых активов : степень соответствия правилам функционирования (работы) системы (ч.3 ст.5 ФЗ-259); уровень защиты от криминального проникновения; наличие/отсутствие факторов, влекущих сбой системы (ч.4 ст. ФЗ-5 259). Под контроль подпадает проверка своевременности внесения в реестр владельцев ценных бумаг, раскрытия содержания прав на ценные бумаги, информация о проведённых сделках с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе (ст. 6. ФЗ-259)

ФЗ 259 закреплены мероприятия специального характера. Перечень показывает, что разработчики закона рассматривали вопросы, связанные с созданием благоприятных условия для противодействия преступности в цифровыми активами. Так, на оператора информационной системы возложена обязанность по требованию правоохранительных органов направлять сведения относительно владельцев цифровых и самих активов, размещённых на его счете ч.3. ст.6 ФЗ. Внесены изменения и в закон «О банковской тайне». Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность кредитные организации обязаны предоставлять информацию о счетах физических и юридических лиц, а также информацию относительно проводимых операций (ст.26 ФЗ 395-1)

Второе направление правового регулирования - создание механизма функционирования цифровой валюты на территории России.

N 259-ФЗ - это первая попытка решения задачи урегулировать названный процесс создания и обращения цифровой валюты. Было бы ошибкой утверждать, что законом задача решена. Статья 14 ФЗ^ 259 только обозначает наличие проблемы. Без какого либо нормативного регулирования нет. Раскрываются ряд положений, которые нужны для предпринятия дальнейших попыток нормировать криптовалютную сферу деятельности.

Так, в правовой оборот вводится понятие «организация выпуска цифровой валюты в Российской Федерации». Понятие раскрывается как услуги по выпуску цифровой валюты. Указывается, что выпуск цифровой валюты основан на использовании доменных имён и сетевых адресов. [6, 68]

Определяются условия организации выпуска: доменная зона должны быть образована на территории Российской Федерации. Информационная

СО

8) *

О X

а

а

8) О

т

V

сч сч о

С4 U)

система, технические средства, програмно-аппа-ратные доменные имена и сетевые адреса так же должны находиться на территории России. (п.1 ст.14 Ф3-359).

Специалисты скептически относятся к попыткам ограничить цифровое пространство функционирования цифровой валюты границами одного государства [7, с.107, 8, с.117] В то же время Повысить качество расследования преступлений с криптова-лютой без наличия национального законодательства очень сложно [(9,с.32; 10, с.52; 11, с.21]. Поэтому должен продолжаться поиск законодательного регулирования криптовалютного обращения в отдельно взятом государстве - России

Представляется обоснованным суждения: в настоящее время сформированы факторы, которые ещё долгое время не позволят банку России обеспечивать контроль за крипто валютными операциями и соответственно сбор налогов; препятствовать обороту криминальных средств; противодействовать легализации денежных средств, и пр.

Фактор 1-й. Крипто валютные операции происходят не на национальном, а на международном уровне,[12, с.68] используется криптография -блокчейн

Фактор 2. Процесс протекает децентрализовано вне контроля государств. Не контролируемые Международные криптовалютные операции привлекательны тем, что они децентрализованы, реализуются минуя контроль государства. [13, с. 114] Соответственно существенно затрудняют правоохранительным органам противодействовать преступности в цифровом пространстве. Цифровая валюта переводится и обменивается на денежные знаки на территории любого государства. Она не имеет географических или политических границ, формируется вне независимости от какого-либо государства и его экономики [12,с.67]

Заключение.

1.Федеральным законом ФЗ 259 определён правовой механизм, способный обеспечить государственный контроль за функционированием финансовых активов в цифровой среде. Использование следственными органами, оперативными подразделениями положений ФЗ-259 позволяют получать сведения необходимые для выявления преступных действий, раскрытия преступлений, доказывание преступного умысла

2. В настоящее время ФЗ-259 не создал правовой механизм, который решил бы задачу государственного контроля над децентрализованной цифровой валютной (криптовалютной) платежной системой. Дальнейшее совершенствование редакции ФЗ-259 может опровергнуть утверждения о невозможности выявления преступных действий в области обращения цифровой валюты. Первые разработки криминалистических методик выявления, раскрытия и расследования преступлений в названной области подтверждают это.

Литература

1.Сергеев А.Б. Порог легализации денежных средств, приобретенных преступным путем, как критерий уголовной ответственности // Социум и власть. 2012. № 1 (33). С. 85-87.

2. Драничникова Н.В., Захарова С.А., Сергеев А.Б. Проблемы развития спортивного права в России // Социум и власть. 2012. № 5 (37). С. 91-95.

3.Сергеев А.Б. Следственные действия и типичные ошибки при обнаружении и изъятии доказательств преступных действий в сфере компьютерной информации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2022. № 3 (50). С. 25-33.

4. Янин Д.Г., Сергеев А.Б. Совершенствование уголовно-процессуального права по вопросу передачи лица, осужденного судом российской федерации за особо тяжкие преступления, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является // Евразийский юридический журнал. 2016. № 2 (93). С. 258-264.

5.Зайцев В.П., Мелешко В.В.Наложение ареста на имущество или арест имущества в уголовном процессе республики беларусь: за и против В книге: Борьба с преступностью: теория и практика. Тезисы докладов VI Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования Могилевского института МВД. Ответственный редактор Ю.А. Матвейчев. 2018. С. 311-313.

6. Сергеев А.Б. "Цифровое" доказательственное право при производстве по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации: вопросы целесообразности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2022. № 3 (61). С. 66-72.

7. Ситник А. А. Цифровые валюты: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 11 C. 103-113

8. Жуков А.З., Абазов И.С., Битов А.А. Проблемы нормативно-правового регулирования обращения цифровых валют в Российской Федерации В сборнике: лучшая научная статья 2021. сборник статей XLIV Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2021. С. 116-118.

9. Яни П.С. Мошенничество с использованием электронных средств платежа // Законность. 2019. N 4. С. 30 - 35.

10. Долгиева М.М. Легализация криптовалюты: судебная практика // Законность. 2021. № 3. С. 50 -54.

11 Перов В.А. Проблемные вопросы, возникающие при расследовании уголовных дел о преступлениях с использованием криптовалюты // Российский следователь. 2020. № 7. С. 20 - 22

12. Рябинин В.В. Правовое регулирование цифровой валюты и цифровых финансовых активов // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2021. N 3. С.67-64

13. Глухова Е.В., Сергеев А.Б. Международное право и решения европейского суда в развитии отечественного уголовного судопроизводства Учебное издание / Челябинск, 2018.

Issues of improving state control over economic activity in the digital space

Gilmutdinova A.F.

Chelyabinsk State University

The formation of the financial digital space is another intermediate stage in the development of funds, the form of manifestation of which was the emergence and development of cryptocurrencies. Interstate cryptocurrency (digital money) is perceived as a challenge to national currencies. Therefore, it seems obvious that Russia is striving to create its own national cryptocurrency platforms, to create state control over digital money circulation.

The objective of the study is to assess, based on the analysis, the existing federal legislation regulating the use of IT technologies in the circulation of securities (digital financial assets) and establishing (legislation) the basis for the functioning of digital currency on the territory of the Russian Federation. To determine the ability of the legislation in the process of formation to facilitate the timely detection, initiation of criminal cases, disclosure and investigation of economic crimes (including tax crimes) in the digital sphere of circulation of cryptocurrencies and digital financial assets.

A number of methodological means of cognition were used in the study. Among them is a system-structural analysis. The comparative legal method allows, by comparing the legislation regulating the existing material economic activity, to project on similar activities with the active use of IT technologies.

In conclusion, judgments are made that Federal Law FZ 259 has defined a legal mechanism capable of ensuring state control over the functioning of financial assets in the digital environment, and has created favorable conditions for investigative bodies, operational units to detect criminal acts, disclose crimes (including tax crimes), and prove criminal intent. The same laws failed to create a legal mechanism that would solve the problem of state control over a decentralized digital currency (cryptocurrency) payment system.

Keywords: cryptocurrency, tax crime, reasons for initiating criminal proceedings, digital financial assets

References

1. Sergeev A.B. The threshold of legalization of funds acquired by criminal

means as a criterion for criminal liability // Socium and power. 2012. No. 1 (33). pp. 85-87.

2. Dranichnikova N.V., Zakharova S.A., Sergeev A.B. Problems of development of sports law in Russia // Socium and power. 2012. No. 5 (37). pp. 91-95.

3. Sergeev A.B. Investigative actions and typical mistakes in detecting and

seizing evidence of criminal acts in the field of computer information // Vector of Science of Togliatti State University. Series: Legal Sciences. 2022. No. 3 (50). pp. 25-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Yanin D.G., Sergeev A.B. Improving criminal procedure law on the issue of

transferring a person convicted by a court of the Russian Federation for especially grave crimes to serve a sentence in the state of which this person is a citizen // Eurasian Law Journal. 2016. No. 2 (93). pp. 258-264.

5.Zaitsev V.P., Meleshko V.V. Seizure of property or seizure of property in the criminal process of the Republic of Belarus: pros and cons In the book: Combating crime: theory and practice. Abstracts of the VI International Scientific and Practical Conference dedicated to the 70th anniversary of the Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs. Managing editor Yu.A. Matveychev. 2018. S. 311-313.

6. Sergeev A.B. "Digital" Evidence Law in Proceedings of Criminal Cases on

Crimes in the Sphere of Computer Information: Expediency Issues // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2022. No. 3 (61). pp. 66-72.

7. Sitnik A. A. Digital currencies: problems of legal regulation // Actual problems

of Russian law. 2020. Vol. 15. No. 11 C. 103-113

8. Zhukov A.Z., Abazov I.S., Bitov A.A. Problems of regulatory and legal

regulation of the circulation of digital currencies in the Russian Federation In the collection: the best scientific article 2021. collection of articles of the XLIV International Research Competition. Penza, 2021, pp. 116-118.

9. Yani P.S. Fraud using electronic means of payment // Legitimacy. 2019. N

4. S. 30 - 35.

10. Dolgieva M.M. Legalization of cryptocurrency: judicial practice // Legality. 2021. No. 3. P. 50 - 54.

11 Perov V.A. Problematic issues arising in the investigation of criminal cases on crimes using cryptocurrency // Russian investigator. 2020. No. 7. P. 20 - 22

12. Ryabinin V.V. Legal regulation of digital currency and digital financial assets // Actual issues of accounting and taxation. 2021. N 3. P.67-64

13. Glukhova E.V., Sergeev A.B. International law and decisions of the European court in the development of domestic criminal justice Educational edition / Chelyabinsk, 2018.

u

8) *

0 X

00 a 8) O T V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.