УДК 347
Клиньшанс Р.В.
студент 5 курса, Волгоградский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Волгоград, Россия)
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА,
ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО В КАЧЕСТВЕ САМОЗАНЯТОГО
Аннотация: в работе автор рассматривает вопрос о правовом статусе самозанятых, анализируется институт самозанятости с точки зрения введения данной деятельности и чем он отличается от официального трудоустройства и предпринимательской деятельности. Обсуждаются вопросы, связанные с правовым статусом, такие как налоговый режим у самозанятых, виды деятельности, которые вправе осуществлять такие лица и прочее.
Ключевые слова: самозанятый гражданин, профессиональный доход, предпринимательская деятельность.
В последние годы в России наблюдается рост популярности самозанятости как альтернативной формы занятости. Это явление обусловлено не только экономическими факторами, но и изменениями в законодательстве, которые позволяют гражданам вести свою деятельность более свободно и с меньшими налоговыми обязательствами. Однако важным аспектом самозанятости является правовой статус таких граждан, который имеет свои особенности и нюансы.
В настоящее время, когда многие выбирают оказывать услуги и производить товары самостоятельно, отказавшись от работ «по найму», все большую популярность набирают фриланс и ведение блогов. Возникают
вопросы, как правильно оформить свою деятельность, как совмещать официальное трудоустройство и работу на себя, как вести расчеты с клиентами и при этом не тратить много времени на оформление бумаг и организационные вопросы. Для этих целей появился относительно новый налог.
С 2019 года в России был внедрён институт самозанятости, в рамках которого осуществляется эксперимент по введению специального налогового режима — налога на профессиональный доход. Этот налог применяется к доходам физических лиц, которые занимаются деятельностью без работодателя и не нанимают работников по трудовым договорам, а также к доходам от использования имущества. Однако в законодательстве термин «самозанятость» не имеет четкого определения, и не установлены конкретные критерии, описывающие виды деятельности, которые могут осуществлять такие лица [3, с. 40].
Самозанятые граждане, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", получают возможность законно заниматься предпринимательской деятельностью без необходимости создавать юридическое лицо [7]. Это открывает перед ними широкий спектр возможностей: от оказания услуг до продажи товаров. Такой подход способствует развитию малого бизнеса, облегчая процесс выхода на рынок для тех, кто только начинает свой путь в бизнесе.
С точки зрения правового статуса самозанятые имеют право самостоятельно определять свою рабочую нагрузку и устанавливать цены на услуги или товары. Это создает условия для большей гибкости и адаптации к меняющимся условиям рынка. Тем не менее, такая свобода также накладывает определенные обязанности. Самозанятые должны соблюдать налоговые правила и учитывать доходы, что требует от них организованности и ответственности. Неправильное оформление финансовых операций может привести к штрафам и другим негативным последствиям.
Для самозанятых граждан был введен специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", или НПД, введенный в качестве экспериментального и действующий с 2019 г. является упрощенным режимом для тех, кто работает сам на себя, а не получает зарплату от работодателя.
Стать самозанятым можно онлайн. Достаточно заполнить и подать заявление на регистрацию в качестве плательщика налога на профессиональный доход через онлайн-приложение банка, если он предоставляет такую услугу, в личном кабинете налогоплательщика, на "Госуслугах", в приложении "Мой налог" [2, с. 3-4].
Несмотря на это, правовой статус самозанятых граждан предоставляет ряд преимуществ. Одним из них является упрощенная система налогообложения, которая позволяет платить налог только с фактически полученного дохода. Это делает самозанятость особенно привлекательной для тех, кто не планирует зарабатывать большие суммы. Кроме того, самозанятые граждане имеют возможность использовать специальные налоговые режимы, такие как налог на профессиональный доход, что существенно упрощает отчетность и налоговые обязательства.
Самозанятость можно совмещать с основным видом деятельности, налоги платятся только от доходов, полученных от осуществления деятельности в качестве самозанятого, а как наемному работнику будет по-прежнему начисляться НДФЛ [4].
Самозанятыми могут стать почти все. Самозанятые не могут заключать трудовые договоры и иметь доход более 2,4 млн руб. в год. Они могут нанимать работников и зарабатывать гораздо больше, если выбрана упрощенная система налогообложения. Если сумма дохода самозанятого превышает 2,4 млн руб., придется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Лимита по месяцам нет, учитывается годовой общий доход. Есть некоторые ограничения видов деятельности для самозанятых:
продажа подакцизных товаров, например, алкоголя или табака, перепродажа товаров,
добыча полезных ископаемых,
работа по агентским, комиссионным договорам или договорам поручительства,
доставка чужих товаров и принятие за них платы.
Самозанятый может быть индивидуальным предпринимателем. У самозанятого нет запрета быть трудоустроенным или вести деятельность как индивидуальный предприниматель. Точно так же индивидуальный предприниматель может работать в какой-то компании. Но индивидуальный предприниматель не может совмещать НПД с другими системами налогообложения.
Особенностью правового статуса самозанятых является также то, что они могут одновременно работать по трудовому договору, иметь статус ИП, т. е. выполнять дополнительную работу, приносящую доход, по трудовым и гражданско-правовым договорам. В целях исключения конфликта множественности правового статуса субъекта - физического лица до момента окончательной выработки нормативной базы, касающейся самозанятых, необходимо учитывать ряд аспектов:
НПД нельзя совмещать с другими специальными налоговыми режимами - упрощённой системой налогообложения (УСН), единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) [1, с. 65]. При принятии решения о переходе на НПД налогоплательщик обязан в письменном виде отказаться от применения ранее выбранных режимов. Если налоговый орган выявит факт одновременного применения нескольких налоговых режимов, разрешение на работу будет аннулировано,
гражданско-правовой договор с самозанятым лицом не должен иметь признаков трудового договора. Также следует помнить, что в силу прямого запрета, содержащегося в Законе № 422-ФЗ, бывший работодатель (за последние 2 года) и действующий заказчик у самозанятого лица совпадать не могут. Нарушение повлечёт для юридического лица доначисления страховых взносов,
НДФЛ и штрафов за нарушение трудового законодательства на основании ч. 3, 5 ст. 5.27 КоАП РФ,
лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, не могут быть признаны безработными [6, с. 13-15].
Самозанятые не обязаны сдавать никакой отчетности. После каждой продажи в течение суток они формируют чек в мобильном приложении "Мой налог" и отправляют его покупателю в виде ссылки, СМС-сообщения или через мессенджер. В каждом чеке необходимо указать сумму и наименование товара или услуги. Если покупатель является индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то дополнительно нужно указать его данные: фамилию, имя, отчество и ИНН предпринимателя или наименование организации.
Федеральная налоговая служба сама рассчитывает подлежащий уплате налог: 4% от продаж физическим лицам и 6% от продаж индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Каждый месяц налоговые органы выставляют счет прямо в приложении. Оплатить налог можно онлайн с привязанной карты, просто указав сумму.
Таким образом, самозанятость предоставляет гражданам удобный способ ведения бизнеса с минимальными налоговыми обязательствами и упрощенной системой отчетности. Удобные инструменты, такие как приложение "Мой налог", позволяют самозанятым быстро и эффективно управлять своими финансовыми операциями. Это делает самозанятость привлекательной для многих, кто хочет избежать сложностей, связанных с традиционным предпринимательством.
Институт самозанятости в России создает благоприятные условия для ведения малого бизнеса, позволяя гражданам легально получать доход и минимизировать налоговые обязательства. Упрощенная система налогообложения и отсутствие отчетности стимулируют рост числа самозанятых, что в свою очередь положительно влияет на экономическое развитие. Тем не менее, несмотря на доступность такого режима, самозанятые должны помнить о своих обязательствах и строго следовать требованиям
законодательства, чтобы избежать возможных рисков и штрафных санкций [8, с. 99].
Анализ действующего законодательства показывает, что самозанятость можно рассматривать как особую форму предпринимательства. При этом важно установить чёткие критерии для определения доходов, подлежащих налогообложению, а также видов деятельности, которые вправе осуществлять такие лица.
Таким образом, правовой статус гражданина, зарегистрированного в качестве самозанятого, является важным аспектом его деятельности. Он обеспечивает не только свободу действий, но и определенные обязанности, которые требуют внимательного подхода к организации бизнеса. В условиях современного рынка самозанятость становится актуальным выбором для многих, открывая двери в мир предпринимательства и самореализации.
Самозанятые граждане - это физические лица, не являющиеся ИП, осуществляющие профессиональную деятельность, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников по трудовому договору, применяющие особый налоговый режим с момента уведомления об осуществлении указанной деятельности в установленном порядке налогового органа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Байдина О. Самозанятые по 4 %: теоретические и практические аспекты // Трудовое право. - 2019. -№ 2. - С. 65-72;
2. Демченко Т.П. Правовое положение самозанятых и индивидуальных предпринимателей // "Нотариус", 2024, N 3. С. 2-4;
3. Макарова Л. А., Невзгодина Е. Л. Правовой статус самозанятых граждан //Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2021. - Т. 18. - №. 4. - С. 3949;
4. Михнева С. В., Самоходкина К. Н. Правовое положение самозанятых граждан в Российской Федерации. - 2021;
5. Молчанова Т. А. Проблемы правового положения самозанятых граждан в Российской Федерации // Иркутский государственный университет. - 2020. - С. 23;
6. Морозова Г. В., Дерина О. В., Филичкина Ю. Ю. Направления развития налогового потенциала региона в условиях новых вызовов // Налоги. - 2020. - № 5. - С. 13-16;
7. Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ // СПС «КонсуьтантПлюс»;
8. Черных Н. В. Труд самозанятых-новая ли форма нетипичной занятости? //Актуальные проблемы российского права. - 2021. - №. 12 (133). - С. 98-108.
Klinshans R.V.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Volgograd, Russia)
LEGAL STATUS OF CITIZEN REGISTERED AS SELF-EMPLOYED
Abstract: the author examines the issue of the legal status of the self-employed, analyzes the institution of self-employment from the point of view of the introduction of this activity and how it differs from official employment and entrepreneurial activity. Issues related to legal status are discussed, such as the tax regime for the self-employed, the types of activities that such persons are entitled to carry out, and so on.
Keywords: self-employed citizen, professional income, entrepreneurial activity.