Научная статья на тему '«Правовой сервис» как парадигма публично-правового управления: проблемы и перспективы развития в России'

«Правовой сервис» как парадигма публично-правового управления: проблемы и перспективы развития в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
130
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / GOVERNMENT SERVICES / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MODERNIZATION OF PUBLIC-LEGAL FORMS OF INTERACTION / СЕРВИСНОЕ ГОСУДАРСТВО / SERVICE STATE / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC AND LEGAL ADMINISTRATION AND EFFECTIVENESS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коженко Яна Васильевна, Мамычев Алексей Юрьевич, Кравченко Артур Георгиевич

В статье рассматриваются концептуально-правовые проблемы понимания и анализа сервисного подхода в государственном и муниципальном управлении; анализируются перспективы институционализации сервисного подхода в российской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коженко Яна Васильевна, Мамычев Алексей Юрьевич, Кравченко Артур Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«LEGAL SERVICES» AS A PARADIGM OF PUBLIC-LEGAL MANAGEMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT IN RUSSIA

This article addresses the conceptual and legal problems of understanding and analysis service approach in state and municipal administration. The prospects of institutionalizing service approach to the Russian state.

Текст научной работы на тему ««Правовой сервис» как парадигма публично-правового управления: проблемы и перспективы развития в России»

взаимосвязей, причин и последствий каждой конкретной ситуации». И это значимо не только для менеджериального уровня управления, но не в меньшей мере для институционального и социе-тального уровней управления и социальных действий. Поэтому приоритет свободы личности и социальной самоорганизации над властью является самым значимым критерием современных демократических обществ. Однако лишь при том условии и тогда, когда свобода личности будет сочетаться адекватным образом с ее ответственностью, а социальная самоорганизация - с преобладанием в обществе образованных, способных к самостоятельному мышлению и принятию ответственных решений индивидов. Вне этого обстоятельства конфликт между уровнем политической системы и степенью зрелости гражданского общества становится существенным препятствием в развитии демократических отношений и демократического управления в России.

Литература

1. Гелих О.Я. Управление в социально-философском и социологическом понимании // Известия РГПУим. А.И. Герцена. 2009. № 117.

2. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / A.B. Тихонов (отв. ред.) и др. М., 2010.

3. Тихонов A.B. Социология управления. М., 2007.

4. Платон. Государство // Платон. Соч.: В 4 т. М, 1994. Т. 3.

5. Платон. Законы // Платон: Соч. В 4 т. М., 1994. Т. 4.

6. Платон. Политик // Платон. Соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 4.

7. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М., 1999. Т. 2.

8. Макиавелли Н. Государь. М., 1996.

9. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. М., 1988. Т. 3.

10. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999.

11. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М., 1999.

12. Сокулер З.А. Жизнь и власть в работах Мишеля Фуко. М., 1997.

13. Государственное управление. Словарь-справочник. СПб., 2001.

14. Халипов В.Ф. Власть. Кратологический словарь. М., 1997.

15. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1999.

16. Гусейнов A.A. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6.

17. Arendt H. Macht und Gewalt. München, 2001.

18. Follett M.P. Dynamic Administration. N.-Y., 1942.

19. Фуко M. Воля к знанию. M., 1996.

20. Горных A.A. Власть // Новейший философский словарь. Ми., 2001.

21. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000.

22. Синк Д.С. Управление производительностью. М., 1989.

Я.В. Коженко, А.Ю. Мамычев, А.Г. Кравченко

«ПРАВОВОЙ СЕРВИС» КАК ПАРАДИГМА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ*

В статье рассматриваются концептуально-правовые проблемы понимания и анализа сервисного подхода в государственном и муниципальном управлении; анализируются перспективы ин-ституционализации сервисного подхода в российской государственности.

Ключевые слова: государственные услуги, модернизация публично-правовых форм взаимодействия, сервисное государство, публично-правовое управление, эффективность.

В последнее время тематизируется и актуализируется в специальной литературе проблематика эффективных форм и методов государственного управления как на федеральном, так и на

региональном уровнях. В этой связи административно-правовая реформа как результат объективной потребности регулирования отношений между государством и обществом является сис-

* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 11-33-00313а2.

темой средств и методов, с помощью которых обеспечивается эффективность государственного управления. В этих публично-правовых отношениях ведущая роль принадлежит не только государству, но и обществу, а также существенно повышается значение политико-правовой активности отдельной личности. Очевидно, что в российской государственно-правовой действительности до сих пор протекают глубинные трансформации социально-политической и экономической жизнедеятельности общества, развиваются и адаптируются рыночные институты, происходит становление национальных демократических форм публично-правового взаимодействия в системе «личность - общество -государство». Все это формирует необходимость обновления парадигм, форм, методов и способов государственного управления.

Наметившаяся тенденция «сервисного подхода» в государственном управлении предопределяет переход от «обязывающей» к «предоставляющей» парадигме государственного управления, которая основывается на предоставлении и развитии системы публичных услуг. Государственное управление по предоставлению публичных услуг, по мнению Э. Форстхоффа, это комплексное политическое, экономическое, правовое явление, органично вписывающееся в представления о либеральном правовом государстве, где свобода личности противопоставляется государственно-властному воздействию.

Биополитическая сущность современной государственной деятельности направлена на «жизненное» обеспечение, социальные гарантии и безопасность. В современном глобализирующемся мире в условиях рискогенности в различных сферах жизни именно государство обязано обеспечить соразмерное социокультурное развитие, в частности соотношение заработной платы и стоимости услуг, осуществлять управление потребностями, обменом, оказывать услуги, необходимые для граждан.

Сервисный подход к сущности государства в России весьма необычен. Однако государственная программа «Электронное Правительство» (по сути, институционализирует «сервисную парадигму» в государственном управлении) делает акцент на качественном оказании публичных услуг в контексте проведения административной реформы, основной целью которой является преодоление разрыва между направлениями, формами и методами государственного и муниципального управления, существующим социально-экономическим потенциалом страны путем карди-

нального повышения эффективности и результативности работы публично-правовых органов власти; активизирует развитие институтов гражданского общества с целью правового просвещения граждан; развитие онлайновых услуг, предполагающих наличие двусторонней связи, позволяющей гражданам связаться с представителями власти, получить консультацию, образцы документов, заполнить их и отослать обратно; услуги по проведению транзакций, например платежей, декларирование налогов.

В этой связи становится очевидным, что под влиянием трансформации экономической, политической, социальной и культурной систем в механизме государственного управления происходят глобальные изменения. Данные изменения отражаются в инновационных формах и методах взаимодействия государства, общества и человека, в соотношении уровня жизни россиян и доступности потребления качества государственных и муниципальных услуг. Так, нельзя отрицать и последствия социального фактора, оказывающего влияние на политическую сферу в такой практической области жизнедеятельности, как оказание государственных услуг. Усиление индивидуализации, потребительских запросов, изменение ценностных установок формируют новый подход к обслуживанию, получивший название «сервис».

В последнее время многие исследователи обратились к изучению сервиса как сферы публично-правовой деятельности, появились разработки, раскрывающие природу сервиса, а также анализирующие его отдельные направления и разновидности. Так, теория обмена (принципы социального обмена, справедливости, вознаграждения) объясняет причины удовлетворенности или неудовлетворенности потребителя: при наличии альтернативных услуг потребитель будет выбирать ту, которая обладает для него большей полезностью (акцент смещается в сторону ценности услуги). Теория символического интерак-ционизма помогает конкретизировать психологические особенности потребительской активности представителей разных групп потребителей (акцент при этом смещается на коммуникации). Теория структурного функционализма способствует изучению потребителя и его ценностных установок, формирующихся под воздействием его статуса, личной позиции, образования, а также взглядов представителей его поколения (акцент на свойствах системы самосохранения и устойчивости). Теория конфликта (Царендорфа) используется при изучении возникновения конфликтов, основной причиной которых в сервисе

является недостаток информации, искажение или отсутствие которой приводит к дисбалансу сервиса (актуально формирование определенных норм, культурных образцов, причем со стороны производителя нередко достаточно жестких и стандартных правил).

Тем не менее в настоящее время не сформирован общий подход в исследовании проблем, связанных с оценкой эффективности государственной сервисной деятельности. Так, только начинается комплексное исследование проблем социальных технологий управления в государственном сервисе, вопросов стратегического и среднесрочного планирования управленческого процесса, форм и технологий текущего управления на основе сервисного подхода. В целом, освоение новых подходов к анализу государственного сервиса, сервисной деятельности и государственной сервисной организации в России осуществляется пока достаточно сдержанно.

Обобщая существующие подходы, мнения и отдельные исследования по данной теме, можно заключить, что правовой сервис реализует следующие функции:

1) обеспечивает удовлетворение социальных и «жизненных» потребностей граждан;

2) активизирует, налаживает и организует социальные связи, отвечающие за поддержку существующих в обществе образцов, ценностей, норм, стандартов, гарантий и т.п. (например, гарантированные государством услуги инвалидам, детям, малоимущим и т.д.);

3) гармонизирует социальные инновации и доминирующие общественные традиции и обычаи, формирует новые каналы (с использованием интерактивных форматов, платформ, форм и методов) преемственного воспроизводства традиционных и инновационных направлений развития общественной системы, процессы передачи социокультурных, юридических, политических, экономических, духовных норм, образцов, стандартов поведения и взаимодействия;

4) координирует взаимоотношения различных элементов механизма государственного управления со всеми функциональными подсистемами на основе мобильных технологий.

Так, по мнению Л.И. Донсковой, анализ сервисной организации в количественных и качественных показателях позволяет оценить ее эффективность как результат и как процесс при доминировании критерия «удовлетворенность потребителя» (выявление условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение потребностей конкретного клиента, его нужд, предпочтений, а так-

же повышение эффективности функционирования сервисного подхода государственного управления). Проведенный анализ процесса взаимодействия в сервисе позволил выявить его особенности:

а) учет мотива взаимодействия, степени его важности, характера нужд населения определяет функциональную природу государственных и муниципальных услуг;

б) структура отношений формируется как отношениями представителей общественных групп (официальными), так и межличностными отношениями (неофициальными);

в) общение коммуникативное, интерактивное осуществляется с учетом индивидуальных запросов потребителя;

г) регулярность, периодичность взаимодействия формируют персонифицированную среду;

д) результатом взаимодействия является функциональное назначение услуги, или полезность, которая оценивается объективными и субъективными категориями (удовлетворенность или неудовлетворенность потребителя).

Итак, сервисный подход в системе государственного управления, рассматриваемый и как результат, и как процесс, характеризуется увеличением доли занятых в сфере услуг; возрастанием значения информационных, образовательных, научных, исследовательских, финансовых услуг; расширением видов услуг социального характера. Усложнение и развитие структуры услуг происходит с учетом индивидуализации и плюрализации жизненных стилей общества. Коммуникации приобретают многомерный характер: способствуют, с одной стороны, информированности человека, его компетентности; с другой -индивидуализации, которая обусловливает расширение спектра услуг с учетом индивидуального подхода, что актуализирует ценностно-мо-тивационную модель потребления.

В этой связи при оказании государственных и муниципальных услуг данные обстоятельства вызывают повышение требований к качеству, уровню государственного и муниципального сервис а, культуре обслуживания, обусловливают адекватные формы и методы публично-правового управления, предполагающие более полный учет индивидуальных запросов граждан.

Обобщая различные концептуальные наработки, можно отметить, что «сервисное государство» - это особая юридико-политическая форма организации функционирования публично-правовых органов власти, направленных на оказание публичных услуг индивидам, а также сис-

тема социально-правовых гарантий достойного жизнеобеспечения человека, его прав и свобод.

По утверждению многих аналитиков, сервисное государство и сетевая методология совершенствования управленческой деятельности «исправляют» недостатки бюрократического стиля управления, безапелляционного способа воздействия, указывая на системные пороки и практические проблемы взаимодействия государства и общества при традиционных формах и технологиях управления. Следует подчеркнуть, что принцип сетевой организации и электронного управления (оказание публичных услуг на основе информационно-коммуникативных технологий) не направлен на пересмотр существующей государственно-правовой организации и не подменяет ее базовые политико-правовые институты. Сетевой принцип публично-правового взаимодействия следует рассматривать как форму оптимизации управленческой деятельности, позволяющую существенно снизить издержки традиционной политико-правовой регламентации общественных процессов, обеспечить более мобильное взаимодействие с общественными институтами и структурами.

Сегодня в процессе модернизации системы государственного управления наметились следующие тенденции.

1. Развитие государственного сервиса как социальной системы, основанной на взаимодействии «производитель услуг (государство) - потребитель (физические и юридические лица)» в определенных историко-культурных и социальных условиях с учетом глобальных факторов развития, возникающих внешних и внутренних угроз социального обеспечения населения.

2. Определение устойчивости и динамики разносторонних связей системы «сервис» предполагает формирование интерактивных публичных и частных форм взаимодействия в системе «личность - общество - государство».

3. Определение и обеспечение внутренних параметров электронного правительства - ресурсов, процессов, результатов, эффективности.

4. Базовым признаком сферы услуг является ее зависимость от конкретного локального рынка. Особенности правового сервиса в России обусловлены такими факторами, как территория, высокая степень дисперсности расселения людей и размещения производства, высокие транспортные затраты, слабая мобильность населения. В России данные обстоятельства проявляются в неравномерном потреблении услуг в разных регионах, в сельской и городской местностях.

5. Результаты функционирования системы «сер-

вис» оцениваются критерием удовлетворенности или неудовлетворенности потребителя: чем выше уровень удовлетворенности, тем эффективней деятельность сервисной организации. Удовлетворение потребителей - широкое понятие, включающее качество обслуживающей деятельности.

В этой связи современная концепция сервисного государства исходит из того, что государство существует как система отношений, в которой главным является отношение публичной власти и объектов, государства и гражданского общества, развивающаяся в рамках оказания публичных услуг.

В числе основных недостатков в реализации модернизации системы государственного управления можно назвать следующие: 1) в настоящее время отсутствуют единые представления о качестве и доступности государственных услуг. Необходимы эффективные процедуры досудебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц; 2) очевидна важность дальнейшей разработки и реализации социально-правовых технологий противодействия коррупции, активизирующих позитивную публично-правовую активность всех элементов системы «личность - общество - государство»; 3) отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по внедрению систем информационно-технологического обеспечения административных управленческих процессов. Уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности, доступности и открытости деятельности органов государственной власти; 4) не реализованы интерактивные механизмы осуществления государственного и общественного контроля и надзора, должны развиваться меры, предусматривающие упорядочение лицензирования, проведение государственной регистрации, аккредитации, государственных экспертиз и других форм государственного регулирования административного характера и общественного контроля.

В целях совершенствования правового регулирования назрела необходимость принятия док-тринально-правового акта «Концепция развития сервисной парадигмы в государственном и муниципальном управлении», а также правовых регламентов отдельно по услугам и отдельно по функциям, которые могли бы служить ориентиром как для федерального, так и регионального правотворчества и правоприменения, совершенствования форм и методов публично-правового управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.