Сартаева Наталья Абаевна,
доктор юридических наук, доцент
ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Если, понятие правового мониторинга законодательно закреплено подпунктом 12)-1 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах»), то термин «эффективность законов» не только нормативно не установлен, но и в отношении него в юридической литературе еще не выработано единого подхода.
С теми или иными вариациями в большинстве научных определений эффективность законов рассматривают как отношение между фактически достигнутым результатом и той целью, для достижения которой принимался закон.
В пункте 11 Правил проведения правового мониторинга нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 августа 25 августа 2011 года № 964 «Об утверждении Правил проведения правового мониторинга нормативных правовых актов», предусматривается, что при проведении правового мониторинга используются результаты социологических исследований по вопросам правоприменения [1]. Из чего следует, что эффективность и качество законов определяются в том числе и общественным мнением.
Следует отметить, последние годы характеризуются заметным усилением влияния общественного мнения на законодательную сферу. ведь «общественное мнение - это совокупность суждений и оценок, выносимых различными социальными группами и слоями по поводу событий общественной жизни, деятельности и поведения отдельных личностей, организаций и партий, насущных социальных, политических и культурных проблем» [2, с. 57]. Именно в общественном мнении проявляется социальная активность большинства населения, прямо не задействованного в политическом и законодательных процессах.
Executio juris non habet injuriam -исполнение есть завершение и плод закона
Обоснование идеи общественного мнения как одного из источников, на основании которого определяется качество законов, а значит и их эффективность следует начать с рассмотрения его структуры, состоящей из следующих взаимосвязанных элементов: социальные потребности и интересы; знание, суждение и воля; оценки и позиции; решение и действие.
Будучи тесно связанными между собой, указанные элементы обеспечивают жизнь общественному мнению как динамичному явлению. «Подобное сочетание элементов органически присуще общественному мнению и позволяет прослеживать процесс возникновения (потребности и интересы), образования (знание, суждение, воля, оценка, позиция) и функционирования общественного мнения (решение и действие). Каждая фаза (возникновение, образование, функционирование) характеризуется сложной структурой. И, тем не менее, ни одна не развивается вне соответствующих элементов общественного мнения» [3, с. 5]. Рассмотрим сущность и содержание этих элементов подробней.
В структуре общественного мнения особое место занимают социальные потребности и интересы, между которыми существует неразрывная связь. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. «Они направлены на повышение уровня активного приспособления человека к окружающей физической и социальной среде. Потребности связаны социальными суждениями и волей. в конечном счете, именно потребности служат внутренними причинами большинства актов поведения» [4, с. 42].
Интерес представляет собой причину действий индивида, социальных общностей, определяющую их социальное поведение. Интерес имеет два аспекта. Это объективная сторона, состоящая в тех связях, которые в нем выражены,
в социальном положении любого действующего субъекта, и субъективный аспект - совокупность идеальных побуждений деятельности, восприятие собственного социального положения.
Осознание потребностей и интересов характеризует такое состояние, когда «социальная общность осознает цель своих желаний и стремлений и средства ее достижения. Лишь при таком состоянии возможны оптимальные решения и действия со стороны социальных общностей» [3, с. 7].
Далее в структуре общественного мнения присутствуют знание, суждение и воля. Знание выполняет вспомогательную роль по отношению к суждению и воле. Ведь доподлинно известно, что не все что познано, становится линией поведения, поскольку наличие знания еще не предполагает выбор линии поведения, не предполагает и существование определенного общественного мнения, до тех пор, пока оно не стало базой суждения и воли. Можно сказать, что знание выступает их информационной основой, а преломляясь через них и базой для решения и действия.
Одним из центральных элементов структуры общественного мнения является суждение. Суждение всегда содержательно, т.к. в нем обосновываются предложения, с его помощью решаются вопросы, в которых выражаются потребности и интересы социальных общностей. В нем также могут мотивироваться замечания, предложения и требования. В основе суждения лежит аргументация.
Суждение тесно связано с другим элементом структуры общественного мнения - социальной волей. В воле содержится императивная норма -«поступать так или иначе». Социальные суждения находят свое выражение в социальных оценках и позициях. Познание любых социальных процессов сопровождается их оценкой, которая органически связана с проблемой социальных ценностей. Оценки могут даваться на количественном (например, «много-мало») и качественном (например, «плохо-хорошо») уровнях. «Но в каком бы смысле не употреблялось понятие воли, оно во всех случаях является психологической категорией, выражающей, прежде всего, желания и стремления» [5, с. 267].
Также элементом структуры общественного мнения является занимаемая им социальная позиция. Социальная позиция по тому или иному вопросу не просто точка зрения или взгляд, а такое отношение к нему, в котором выражены убежденность и решимость в отстаивании определенных социальных ценностей. «Наиболее эффективной является позиция, отличающаяся высокой устойчивостью, когда она не подвержена колебаниям и не поддается более или менее существенному внешнему воздействию. Чем полнее выражена в позиции воля («поступать так или иначе»), тем с большим успехом функ-
ционирует общественное мнение в однотипных, сходных ситуациях» [3, с. 7].
Важными элементами общественного мнения являются решение и действие. Решение можно рассматривать как окончательный результат по какой-либо проблеме. «Это решение может быть в виде замечания, предложения или требования, сформулированных общественным мнением и вызывающих определенное напряжение в общественном сознании. В результате такого напряжения и происходит процесс перехода от решения к действию. «Скорость» подобного перехода зависит от целого ряда причин, от социальной общности, являющейся носителем данного мнения, от характера потребностей и интересов, от подготовленности общественного мнения действиям и т.д. В связи с чем, переход от решения к действию может совершаться сейчас же после принятия решения или через определенное время» [3, с. 7].
Завершающим элементом общественного мнения является действие, которое направлено на достижение определенной цели. По виду действия могут быть юридическими и неюридическими. так, обращение в правоохранительные органы с заявлением носит юридический характер, поскольку порождает правоотношения. А ответы на вопросы анкеты - не правового значения, т.к. с ними не связаны юридические последствия.
Следует отметить, что по законам диалектики, все элементы рассмотрения структуры общественного мнения подчиняются определенным закономерностям, причем ни один элемент не может существовать без другого.
также важным является рассмотрение функций общественного мнения. Как социальный институт развитого общества, общественное мнение выполняет ряд функций. Российские социологи В.В. Припечкин и И.А. Андреева выделяют следующие социальные функции общественного мнения:
- оценочная - основная гносеологическая функция общественного мнения. Она включает в себя выражение заинтересованно-ценностного отношения массового социального субъекта к тем или иным событиям и явлениям социальной жизни. Реализуя эту функцию общественного мнения, субъект выражает свое одобрение или неодобрение, доверие или неудовлетворенность;
- познавательная - органически связанная с оценочной, функция, в силу которой общественное мнение выступает как средство и способ социального познания;
- адаптационная - это функция общественного мнения, связанная с ролевыми ожиданиями и реализуемая в процессе социализации;
- функция культуронаследования основывается на способности общественного мнения к
социальной трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры. Общественное мнение служит хранителем и носителем традиционных моральных ценностей, так называемой «народной мудрости», ритуалов и обычаев, предрассудков и стереотипов;
- целеполагающая - функция общественного мнения, связанная с его участием в определении стратегических целей политики и социального управления;
- консультативная - функция, выполняемая общественным мнением в ходе референдумов, когда власть обращается к нему за советом по поводу назревших первостепенных социальных, политических, экономических проблем;
- управленческая функция объединяет в себе регулятивную и номенклатурную функции. Она состоит в регулятивном воздействии общественного мнения на социальные субъекты и процессы. Общественное мнение своей регулятивной функции обеспечивает реализацию норм социальных отношений [6, с. 350-352].
Интерес к общественному мнению в связи с определением качества уголовного закона, а значит и его эффективности, в первую очередь связан с тем, что он должен соответствовать условиям, в которых он будет действовать, а информацию об этих условиях можно получить методом социологического замера общественного мнения. Используя функциональное разделение общественного мнения, рассмотрим возможности его реализации применительно к уголовному закону.
Первая функция оценочная - отношение (одобрение, неодобрение, доверие и т.д.) к судам, правоохранительным органам, государственным специальным органам и другим государственным органам, связанным с уголовным правосудием, позволяет установить, насколько эффективны применяемые законодательные меры.
Адаптационная функция может выявить место и роль населения в решении уголовно-правовых проблем. Применительно к развитию уголовного законодательства функция культуронасле-дования состоит в способности общественного мнения к трансляции норм правомерного или криминального поведения и тому, чтобы быть их социальным носителем.
важное значение для правоприменительной практики имеет целеполагающая функция общественного мнения, которая позволяет определить пути совершенствования уголовного закона.
Особое значение для совершенствования рассматриваемой отрасли уголовного законодательства имеет реализация консультативной функции, когда в результате обращения к населению законодатель получает важную и значимую информацию о насущных, актуальных проблемах.
Предназначение управленческой функции состоит в обеспечении реализации норм социальных отношений, выраженных в общественном мнении. Здесь с социально-психологической точки зрения первостепенное значение приобретает включенность человеческого фактора в процесс реализации уголовного закона. Между тем некоторые вновь принятые уголовно-правовые нормы встречают отторжение со стороны широких слоев населения. А ведь применение опроса общественного мнения позволило бы этого избежать, т.к. с его помощью можно установить не только что население думает, например, о проекте предлагаемых поправок уголовного закона, но спрогнозировать, имеют ли они, шансы, стать эффективными.
Таким образом, чтобы шире применять такую оценочную категорию, как степень реализации уголовного закона в деятельности всех граждан, органов и т.д., она должна стать важнейшим показателем правомерности поведения граждан. По этому поводу Авраам Линкольн говорил: «Ничто не может иметь успех, если общественное мнение против, и ничто не может провалиться, если общественное мнение за».
В целом представляется, что правовой мониторинг, предполагающий проведение опроса общественного мнения, применительно к повышению эффективности уголовного закона, может быть представлен следующими направлениями:
1. Изучение общественного мнения в связи с подготовкой конкретных законопроектов, направленных на совершенствование уголовного закона, и их обсуждением, создание эмпирической базы правотворческого процесса. Необходимость учета общественного мнения, ориентации на его состояние перед принятием того или иного законодательного акта, а также подготовкой населения к предстоящим неизбежным изменениям в законодательстве. Она обусловлена тем, что, как правило, если общественное мнение в ходе опроса склоняется к одобрению того или иного законопроекта, у последнего больше шансов стать эффективным. Более того, учет общественного мнения позволит установить общественный контроль за деятельностью законодательных органов, а также прозрачность законотворческого процесса в целом.
Кстати, по этому поводу в социологии разработана структурно-функциональная схема, так называемый «паспорт - фактор», с помощью которого возможно выявление количественных характеристик, которые относятся к действию различных социальных факторов, их числу, направленности и мощности влияния. По данному «паспорту» эксперты могут установить это влияние, определив его степень (сильное, слабое или среднее). Действие фактора может определяться экспертами так же, как позитивное или негатив-
ное, в зависимости от того, способствовало оно или препятствовало достижению целей, стоящих при подготовке данного нормативного акта.
2. Исследование социальной и правовой эффективности уже принятых уголовно-правовых норм, а также вскрытие социальных причин, в случае, их неэффективности. Здесь внимание следует акцентировать на исследовании отношения общественного мнения к уже вступившим в силу законодательным актам, эффективность действия последних, а также социальных помех, препятствующих нормальному отправлению их функций. Суть этого направления состоит в том, что важнейшим показателем социальной полезности и необходимости закона является его эффективность.
3. Прогнозирование потребности в правовом регулировании. Для прогнозирования перспектив
правового развития необходимо иметь комплексное представление о перспективах развития всех связанных с ним элементов системы общественных отношений. Материалы поисковых прогнозных разработок должны включать в себя изучение общественного мнения, ориентированное на выявление оценки существующего положения дел в регулируемой сфере социальной жизни, его возможной реакции как на сохранение этого положения, так и на социальные последствия новых правовых решений.
В завершении хотелось бы сказать, что предлагаемая статья есть стремление автора с научно-теоретических позиций подойти к исследованию проблем эффективности уголовного закона, дать отдельные отправные положения для постановки научной проблемы.
Список литературы
1. Правила проведения правового мониторинга нормативных правовых актов. - Информационно-справочная система «Юрист».
2. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. - М., 1995.
3. Сафаров Р.А., Стрельников С.С., Чернявский B.C. Советская милиция и общественное мнение. - М., 1983.
4. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: учебное пособие. - М., 1998.
5. Рубинштейн С.А. Бытие и сознание. - М., 1957.
6. Социология: учебник для юридических вузов. - СПб., 2000.
Мацалада цылмыстыц зацныц шецбертде зацга CYйенген барлауын журтшылыц птрШц есеп-ке алуын мэселе зерттеледi. Зацга CYйенген барлауды бул кезецтц жеке эбден жетiлдiру туралы усыныстарын emi3wedi.
Ty^h свздер: цуцыцтыц мониторинг, цылмыстыц зац, цогамдыц птр.
В статье изучается проблема учета общественного мнения в рамках правового мониторинга уголовного законодательства. Вносятся отдельные предложения по совершенствованию этого этапа правового мониторинга.
Ключевые слова: правовой мониторинг, уголовное законодательство, общественное мнение.
This article studies the problem of the record ofpublic opinion within the legal monitoring of the Criminal law. Made some suggestions for improvement of this phase of legal monitoring.
Keywords: legal monitoring, criminal legislation, public opinion.
Наталья Абайкызы Сартаева,
з.г.д., доцент
^ылмыстык; заннаманын к^кыктык; мониторинга к^амдык; п1к1рд1 ескеру мэселес
Сартаева Наталья Абаевна,
д.ю.н., доцент
Правовой мониторинг уголовного законодательства: постановка проблемы учета общественного мнения
Sartayeva Natalya Abaevna,
doctor of Laws, docent
Legal monitoring of the criminal legislation: statement of a problem of the accounting of public opinion