Научная статья на тему 'Правовой мониторинг как инструмент модернизации национальной правовой системы Республики Казахстан'

Правовой мониторинг как инструмент модернизации национальной правовой системы Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ / LEGAL MONITORING / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / LEGAL SYSTEM / НОРМОТВОРЧЕСТВО / RULE-MAKING / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / LAW ENFORCEMENT / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFECTIVENESS EVALUATION / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / LEGISLATION ANALYSIS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА / OBJECTS AND SUBJECTS OF LEGAL MONITORING / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SCIENTIFIC AND METHODICAL SUPPORT / STATE BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тлембаева Жанна Урумбасаровна, Турлыбек Дана Манаркызы

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам проведения правового мониторинга в Республике Казахстан и его роли в модернизации национальной правовой системы. Раскрываются политические и правовые основы правового мониторинга в Казахстане, динамика его институционализации в условиях политического и социально-экономического развития, отдельные элементы и стадии мониторинга. Правовой мониторинг рассматривается как особый механизм повышения эффективности правового регулирования общественных отношений, который наделен специфическими функциями не только по оценке состояния законодательства Республики Казахстан и практики его реализации, но и по прогнозированию динамики развития правовых явлений. Это позволит своевременно принять меры по предупреждению негативного влияния правовых норм на общественные отношения. Авторами подчеркивается особое значение результатов правового мониторинга, выраженных как в выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства, его отдельных отраслей, что обусловливает качество и эффективность нормотворческой деятельности, так и в проведении соответствующей разъяснительной работы, от которой зависит состояние правоприменительной практики в Казахстане. Обращено внимание на необходимость установления правильного соотношения при определении объектов правового мониторинга, а также его субъектов и других участников. Сделан вывод о целесообразности дальнейшего совершенствования механизма правового мониторинга в Республике Казахстан, продолжения работы по укреплению его методологических основ и обеспечению концептуального и систематизированного подхода к его проведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Monitoring as a Tool for Modernization of National Legal System of the Republic of KazakHstan

The article is devoted to some theoretical and practical aspects of conducting legal monitoring in the Republic of Kazakhstan and its role in modernization of the national legal system. The article reveals the political and legal bases of legal monitoring in Kazakhstan, the dynamics of its institutionalization in the context of political and socio-economic development, individual elements and stages of monitoring. Legal monitoring is considered as a special mechanism for increasing the efficiency of legal regulation of social relations, which is endowed with specific functions not only to assess the state of legislation of the Republic of Kazakhstan and its implementation practice, but also to predict the dynamics of legal phenomena. This will allow to take timely measures to prevent the negative impact of legal norms on public relations. The authors also emphasize the particular importance of the results of legal monitoring, expressed both in the development of recommendations for improving legislation and its individual branches, which determines the quality and effectiveness of rulemaking activity, and in carrying out appropriate explanatory work on which the state of law enforcement practice in Kazakhstan depends. The authors draw attention to the need to establish the right balance in determining the objects of legal monitoring, as well as its subjects and other participants. The article concludes that it is advisable to further improve the mechanism of legal monitoring in the Republic of Kazakhstan, to continue work to strengthen its methodological foundations and to ensure the conceptual and systematic approach to its implementation.

Текст научной работы на тему «Правовой мониторинг как инструмент модернизации национальной правовой системы Республики Казахстан»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ

ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ТЛЕМБАЕВА Жанна Урумбасаровна, заместитель директора Института законодательства Республики Казахстан, кандидат юридических наук, доцент

010000, Казахстан, г. Астана, просп. Мангилик Ел, 8 E-mail: [email protected]

ТУРЛЫБЕК Дана Манаркызы, старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства Республики Казахстан, магистр юридических наук 010000, Казахстан, г. Астана, просп. Мангилик Ел, 8 E-mail: [email protected]

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам проведения правового мониторинга в Республике Казахстан и его роли в модернизации национальной правовой системы. Раскрываются политические и правовые основы правового мониторинга в Казахстане, динамика его институционализации в условиях политического и социально-экономического развития, отдельные элементы и стадии мониторинга.

Правовой мониторинг рассматривается как особый механизм повышения эффективности правового регулирования общественных отношений, который наделен специфическими функциями не только по оценке состояния законодательства Республики Казахстан и практики его реализации, но и по прогнозированию динамики развития правовых явлений. Это позволит своевременно принять меры по предупреждению негативного влияния правовых норм на общественные отношения.

Авторами подчеркивается особое значение результатов правового мониторинга, выраженных как в выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства, его отдельных отраслей, что обусловливает качество и эффективность нормотворческой деятельности, так и в проведении соответствующей разъяснительной работы, от которой зависит состояние правоприменительной практики в Казахстане.

Обращено внимание на необходимость установления правильного соотношения при определении объектов правового мониторинга, а также его субъектов и других участников. Сделан вывод о целесообразности дальнейшего совершенствования механизма правового мониторинга в Республике Казахстан, продолжения работы по укреплению его методологических основ и обеспечению концептуального и систематизированного подхода к его проведению.

Ключевые слова: правовой мониторинг, правовая система, нормотворчество, правоприменение, оценка эффективности, прогнозирование, анализ законодательства, государственные органы, неправительственные организации, объекты и субъекты правового мониторинга, научно-методическое обеспечение.

LEGAL MONITORING AS A TOOL FOR MODERNIZATION OF NATIONAL LEGAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Zh. U. TLEMBAYEVA, deputy director of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, candidate of legal sciences, associate professor

8, Mangilik El ave., Astana, Kazakhstan, 010000 E-mail: [email protected]

D. M. TURLYBEK, senior research fellow of the Center for legal monitoring of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, master of legal sciences

8, Mangilik El ave., Astana, Kazakhstan, 010000 E-mail: [email protected]

The article is devoted to some theoretical and practical aspects of conducting legal monitoring in the Republic of Kazakhstan and its role in modernization of the national legal system. The article reveals the political and legal bases of legal monitoring in Kazakhstan, the dynamics of its institutionalization in the context of political and socio-economic development, individual elements and stages of monitoring.

Legal monitoring is considered as a special mechanism for increasing the efficiency of legal regulation of social relations, which is endowed with specific functions not only to assess the state of legislation of the Republic of Kazakhstan and its implementation

practice, but also to predict the dynamics of legal phenomena. This will allow to take timely measures to prevent the negative impact of legal norms on public relations.

The authors also emphasize the particular importance of the results of legal monitoring, expressed both in the development of recommendations for improving legislation and its individual branches, which determines the quality and effectiveness of rulemaking activity, and in carrying out appropriate explanatory work on which the state of law enforcement practice in Kazakhstan depends.

The authors draw attention to the need to establish the right balance in determining the objects of legal monitoring, as well as its subjects and other participants. The article concludes that it is advisable to further improve the mechanism of legal monitoring in the Republic of Kazakhstan, to continue work to strengthen its methodological foundations and to ensure the conceptual and systematic approach to its implementation.

Keywords: legal monitoring, legal system, rule-making, law enforcement, effectiveness evaluation, forecasting, legislation analysis, state bodies, non-governmental organizations, objects and subjects of legal monitoring, scientific and methodical support.

DOI: 10.12737/art.2018.4.1

Потребность казахстанской экономики и жизнедеятельности общества в качественном нормативном регулировании постоянно подчеркивается в различных стратегических и программных документах страны. Так, Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев на XVI съезде партии «Нур Отан» в 2014 г. в числе пяти институциональных реформ для укрепления государственности назвал обеспечение верховенства закона, который в ито -ге станет основой экономического роста'. Им отмеча -лось, что для вхождения Республики Казахстан (РК) в тридцатку самых развитых государств мира необходимы модернизация национальной правовой системы и синхронизация законодательства с динамично развивающейся международной правовой средой2.

В посланиях народу Казахстана, а также в различ -ных выступлениях глава государства неоднократно отмечал необходимость принятия качественных законов, их тщательной проработки в условиях тесного и слаженного взаимодействия, продолжения традиций конструктивного законотворчества3, адап-

1 См.: Н. Назарбаев выдвинул пять институциональных реформ для укрепления государственности. URL: https://www. zakon.kz/4696282-n.-nazarbaev-vydvinul-pjat.html; см. также: Послание Президента РК народу Казахстана от 30 ноября 2015 г. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/ poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-30-noyabrya-2015-g (дата обращения: 02.05.2018).

2 См.: Послание Президента РК—Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. «Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства». URL: http://www.akorda.kz /ru/events/ astana_kazakhstan/participation_in_events/poslame-prezidenta-respubliki-kazahstan-Hdera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii- (дата обращения: 02.05.2018).

3 См.: Выступление Президента РК Н. А. Назарбаева на открытии второй сессии Парламента РК шестого созыва 1 сен-

Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества.

Жан-Жак Руссо

тации законодательства Республики Казахстан под новые реалии4 и актуализации его отдельных отраслей5, обеспечения доступа к свободному обсуждению проектов правовых актов6, а также приоритет общегосударственных интересов в ходе законотворческой деятельности7.

Все сказанное выше, на наш взгляд, осуществимо при условии правильного построения механизмов совершенствования законодательного массива и правоприменительной практики, в том числе системы правового мониторинга как одного из действенных инструментов обеспечения законности в Республике.

В Казахстане правовой мониторинг является достаточно новым явлением. Он возник ввиду необходимости повышения эффективности правового регулирования общественных отношений в стране и решения существующих проблем законодательства и правоприменительной практики.

В последнее время в юридическом сообществе все чаще поднимаются вопросы сущности и значения правового мониторинга. Однако содержание данно-

тября 2016 г. URL: http://www.akorda.kz/ru (дата обращения:

02.05.2018).

4 См.: Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

5 См.: Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 г. «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции».

6 См., например: Программа Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 г. «План нации — 100 конкретных шагов». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100 (дата обращения: 02.05.2018).

7 См.: Выступление Нурсултана Назарбаева на откры-

тии третьей сессии Парламента РК шестого созыва. URL:

http://lenta.inform.kz/ru/vystuplenie-nursultana-nazarbaeva-na-

otkrytii-tret-ey-sessii-parlamenta-rk-shestogo-sozyva_a3061399

(дата обращения: 02.05.2018).

го понятия до сих пор вызывает много споров в науч -ной среде; постоянно меняются позиции относительно форм, методов и результатов проведения мониторинга, но правовая сущность этого явления остается неизменной и сводится к систематизированному процессу наблюдения, оценки и прогнозирования эффективности правового регулирования*.

Актуальность данного процесса обусловлена ежегодным принятием законов и подзаконных актов и увеличением их количества, что нередко приводит к возникновению противоречивых, дублирующих норм и пробелов.

В связи с этим в юридической литературе резонно указывается, что в некоторых случаях только анализ практики применения законодательного акта может позволить оценить его эффективность9. Полагаем, что правовой мониторинг обладает достаточным потенциалом, чтобы стать ключевым инструментом совершенствования законодательства и правоприменительной практики.

Результаты оценки эффективности законодательного акта имеют большое значение для выявления общественной потребности в нормативном регулировании, определения фактического состояния жизнедеятельности общества, своевременного обнаружения проблем и дефектов в правовой системе. Данные действия, в свою очередь, должны предшествовать началу подготовки любого нормативного правового акта10. В связи с этим справедливым представляется высказанное в юридической литературе мнение о признании результатов мониторинга действующего законодательства в качестве основной причины формирования правотворческой инициативы, первой стадии правотворческого процесса11.

Краткий экскурс в историю становления правового мониторинга в Казахстане дает возможность про -следить динамику его институционализации.

Впервые этот институт был упомянут в Законе РК от 24 марта 1998 г. № 213-1 «О нормативных право-

8 См.: Иванова О. С., Чалых И. С. Правовой мониторинг в современной России: подходы к интерпретации и перспективные направления реализации // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2015. № 6.

9 См.: Мониторинг законов Республики Казахстан: проблемы теории и практики: науч.-аналит. отчет по теме фундаментального и прикладного научного исследования. Астана, 2018.

10 См.: Наконечный Я. Е. Правовая природа мониторинга нормативных актов и его роль в правотворчестве // Право и образование. 2008. URL: http://naukarus.com/pravovaya-priroda-momtormga-normativnyh-aktov-i-ego-rol-v-pravotvorchestve (дата обращения: 05.05.2018).

11 См.: БусурмановЖ. Д. Место и роль мониторинга в правотворческой деятельности государства // Правовой мониторинг в Республике Казахстан: теория, проблемы, перспективы: матер. междунар. науч.-практ. конф. 29 ноября 2012 г. Астана, 2013. 325 с.

вых актах»12, который в 2006 г. закрепил обязанность уполномоченных государственных органов проводить постоянный мониторинг подзаконных нормативных актов. В целях реализации данной новеллы постановлением Правительства РК от 25 августа 2006 г. № 817 были утверждены первые Правила ведения мониторинга подзаконных нормативных правовых актов13, которые детализировали процесс и определили Министерство юстиции РК в качестве координатора этой деятельности.

Дальнейшему укреплению и усилению значимо -сти данного института посодействовала Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 г., утвержденная Указом Президента РК от 24 августа 2009 г. № 85814. Концепция расширила видение правового мониторинга как мониторинга тенденций отраслей права и правовых систем, практики применения нормативных правовых актов, направленного на прогнозно-аналитическое обеспечение правотворческой деятельности, а также создание современной эффективной системы нормотворчества и правоприменения. При этом Концепция подчеркнула большое значение общественного мнения и применения социологических методов при правовом мониторинге15, что возложило на него обязанность по обеспечению каналов обратной связи при принятии законодательных, управленческих и иных решений16.

Новое видение правового мониторинга, включающее общественный мониторинг и охватывающее отныне весь пласт законодательства и правоприменительной практики, нашло отражение в нормах упомянутого выше Закона РК «О нормативных правовых актах» и вновь принятых Правил проведения правового мониторинга нормативных правовых актов17, кото -

12 Утратил силу в связи с принятием Закона РК от 6 апреля 2016 г. № 480-V.

13 Утратили силу согласно постановлению Правительства РК от 25 августа 2011 г. № 964. URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/P060000817_ (дата обращения: 05.05.2018).

14 URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_ (дата обращения: 05.05.2018).

15 См. Указ Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ U090000858_ (дата обращения: 05.05.2018).

16 См.: Отчет об итогах фундаментального и научно-прикладного исследования ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» по теме «Теоретические и практические вопросы правового мониторинга (заключительный)». Астана, 2016.

17 См. постановление Правительства РК от 25 августа 2011 г.

№ 964 «Об утверждении Правил проведения правового мо-

ниторинга нормативных правовых актов» (утратило силу согласно постановлению Правительства РК от 29 августа 2016 г. № 486). URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1100000964 (дата

обращения: 05.05.2018).

рые, кроме того, обозначили особую роль Института законодательства Республики Казахстан18, призванного осуществлять научно-методическое обеспечение мониторинговой деятельности. С этого момента результаты анализа нормативных правовых актов, проведенного данной организацией, в обязательном порядке учитываются государственными органами при проведении правового мониторинга.

В Казахстане к организации и проведению правового мониторинга предъявлялись все более высокие требования, предполагающие надлежащую компетентность лиц, непосредственно участвующих в данном процессе, активное взаимодействие государственных структур с наукой, общественностью и бизнесом.

Пройдя 12-летний путь развития, правовой мониторинг в том виде, в котором он реализуется в стране сейчас, представляет собой модернизированный ме -ханизм, имеющий новые специфические задачи, рычаги воздействия на правотворческий процесс, более широкий круг участников, повысивший ответственность за результаты, а также расширивший свои целе -вые показатели и сферы исследования19, что, как мы полагаем, вполне соответствует современным политико-правовым тенденциям развития законодательства в мире.

Отныне особое внимание уделяется не только оценке эффективности реализации норм права, но и прогнозированию развития правовых явлений с комплексным применением научного и отраслевого подходов20 к правовому мониторингу, что является предпосылкой для выработки концептуальных рекомендаций по совершенствованию законодательства и качественного нормотворчества. Прогрессирующая роль мониторинга в законотворческой деятельности подтверждается также Правилами организации законопроектной работы в уполномоченных органах Рес -публики Казахстан21, которые обязывают разработчиков законопроектов учитывать результаты право-

18 ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» создано на основании постановления Правительства РК от 22 января 2010 г. № 19 «О некоторых вопросах совершенствования нормотворческой деятельности в Республике Казахстан»; является подведомственной организацией Министерства юстиции РК.

19 См. Закон РК от 6 апреля 2016 г. № 480-V ЗРК «О правовых актах», а также постановление Правительства РК от 29 августа 2016 г. № 486 «Об утверждении Правил проведения правового мониторинга». URL: http://adilet.zan.kz (дата обращения: 10.05.2018).

20 См., например: ЧерепановаЕ. В. Формирование модели отраслевого правового мониторинга // Журнал российского права. 2011. № 3.

21 См. постановление Правительства РК от 29 декабря 2016 г. № 907 «Об утверждении Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республи-

вого мониторинга нормативных правовых актов. Так, согласно п. 4 данных Правил уполномоченный орган при подготовке концепции проекта закона наряду с проведением анализа действующего законодательства в соответствующей области правового регулирования, определением причин недостаточной эффективности существующих правовых механизмов должен обеспечивать учет результатов проведенного правового мониторинга законодательных актов, что отражено в утвержденной форме концепции проекта закона. При этом стоит отдельно отметить значение баланса в определении объектов правового мониторинга, а также во взаимодействии субъектов и других участников данного механизма.

В юридической литературе отмечается всеобъемлющий характер правового мониторинга, который должен охватывать не только нормативные правовые акты, но и все стадии правотворческого процесса, концепции, программные документы, отдельные отрасли законодательства22. Так, М. М. Рассолов в ка -честве объекта правового мониторинга видит правовую систему, правовую политику, акты реализации, интерпретации и толкования, а также отношения, связанные с реализацией правовых актов23. В то же время представляется излишним чрезмерное расширение объекта правового мониторинга, например, не совсем оправдана, на наш взгляд, идея «мониторинга правового пространства»24, конечные цели которого по сути не отличаются от предназначения мониторинга непосредственно самих нормативных правовых актов25.

Как отмечают исследователи, объем понятия «мониторинг правового пространства» действительно чрезвычайно широк, абстрактен и некорректен26. На основе вышеизложенного следует согласиться с позицией некоторых авторов, выделяющих два основ-

ки Казахстан». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U020000949_ (дата обращения: 10.05.2018).

22 См.: Мониторинг законов Республики Казахстан: проблемы теории и практики: научно-аналитический отчет по те -ме фундаментального и прикладного научного исследования.

23 См.: Мониторинг правоприменения в Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. М. М. Рассолова. М., 2015.

24 См.: АкмаловаА. А., КапицынаД. В. Мониторинг как вид правового контроля в системе государственного и муниципального управления // Ars Administrandi. 2012. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kak-vid-pravovogo-kontrolya-v-sisteme-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya (дата обращения: 14.05.2018).

25 См.: Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / под ред. Н. Н. Черногора. М., 2010 (со ссылкой на: Жужгов И. В. Мониторинг правового пространства Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006. С. 48).

26 См.: Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е. Концепция мониторинга нормативных правовых актов. М., 2011.

ных типа объектов правового мониторинга: законодательство, включая его отдельные отрасли и стадии нормотворчества, а также правоприменение27.

Что касается субъектного состава механизма правового мониторинга в Казахстане, то он охватывает государственные органы, а также включает и другие структуры, которые благодаря результатам своей работы вносят вклад в совершенствование законодательства и практики его применения: Институт законодательства РК, Национальную палату предпринимателей РК, научные и экспертные сообщества, неправительственные организации, общественные советы, участников научно-практических и иных мероприятий, средства массовой информации и т. д.

Вместе с тем существуют определенные различия в правомочиях субъектов и участников правового мо -ниторинга: для первых осуществление мониторинга является подконтрольной государству обязанностью, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой наступает юридическая ответственность, а для вторых — правом, которое они получили от субъектов мониторинга и могут использовать, хоть и в установленном порядке, но по своему усмотрению28.

Действующий на сегодняшний день в Казахстане механизм проведения правового мониторинга основан на деятельности его следующих основных участников: 1) государственных органов (далее — госорганов) — субъекты; 2) Министерства юстиции — координатор; 3) Института законодательства — субъект научно-методического обеспечения правового мониторинга.

Как показывают результаты мониторинговой деятельности, в 2017 г. в Казахстане правовой мониторинг провели 25 центральных госорганов и 32 органа местного государственного управления в отношении 265 законодательных и 14 841 подзаконного актов29. При этом недостатки были выявлены в 51 законодательном и 1312 подзаконных актах.

Примечательно, что с каждым годом наблюдается рост количества как госорганов, так и нормативных правовых актов, ставших объектами правового мониторинга. При этом динамика проведения правового мониторинга демонстрирует увеличение числа законов и, напротив, сокращение количества подзаконных актов, в которых были выявлены недостатки.

Процесс взаимодействия госорганов в Казахстане является налаженным и осуществляется автоматизированным путем на основе подсистемы «Правовой мониторинг нормативных правовых актов» Кор -поративного портала на базе Министерства юстиции, обеспечивающего площадку для обсуждения, анали-

27 См.: Акмалова А. А., Капицына Д. В. Указ. соч.

28 См.: Мониторинг правоприменения в Российской Федерации / под ред. М. М. Рассолова..

29 Подробнее см.: Информация Министерства юстиции

РК по итогам проведения правового мониторинга за 2017 г.

за и обобщения представленной госорганами информации, их консультационную поддержку; в результате в Правительство регулярно направляются соответствующие рекомендации. Следует отметить, что данный Корпоративный портал является уникальной платформой, интегрирующей все информационные потоки и коммуникационные процессы Министерства юстиции.

Действующее законодательство Казахстана сегодня требует от госорганов инициирования нормо-творческих процедур по результатам проведенного мониторинга.

Вместе с тем следует учитывать, что такие законо -дательные меры могут привести к значительным тру -довым, финансовым и временным затратам, которые, однако, могут быть не в полной мере оправданы ввиду наличия рисков возникновения негативных последствий для практики. В связи с этим основным требованием правового мониторинга всегда должны оставаться прежде всего его качественные показатели.

Поэтому достижение высоких результатов возможно только путем усиления работы по взаимодействию всех субъектов и участников данного механизма, включая привлечение к мониторингу судебных органов, на которые целесообразно возложить подготовку соответствующих разъяснений для правоприменителей в случае обнаружения недостатков в правоприменительной практике.

Необходимо отдельно отметить выдвигаемую в последнее время идею конституционного мониторинга права и правоприменительной практики на предмет реализации конституционных ценностей30. Достиже -ние целей конституционного мониторинга видится в дальнейшем укреплении режима конституционной законности в Республике, совершенствовании норм конституционного законодательства, минимизации рисков конституционного развития и создании надежных гарантий реализации потенциала Конституции.

Особое место в механизме правового мониторинга, в том числе касающегося его координации, отведено Институту законодательства РК, который, являясь одним из крупнейших научных центров страны, обладает особым статусом в законопроектной деятельности и аккумулирует в себе знания о передовых мировых тенденциях развития права и законодательства. Научно-методическое обеспечение мониторинга, осуществляемое Институтом законодательства, отличается сущностным и концептуальным подходом к его проведению посредством прогностической, научно-правовой и фундаментальной направленности аналитической и методологической работы. Так, Правила проведения правового мониторинга и Ме-

30 См.: Послание Конституционного Совета РК от 9 июня 2017 г. № 09-2/5 «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан». URL: http://www.ksrk.gov.kz (дата обращения: 24.05.2018).

тодические рекомендации к ним были разработаны именно Институтом законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, в течение 2017 г. Институтом законодательства было подготовлено 68 аналитических справок по результатам научно-правового анализа, которые содержат 773 рекомендации по совершенствованию законодательства31.

При этом законодательство закрепляет требование по рассмотрению и учету госорганами таких рекомендаций при проведении ими правового мониторинга32 и разработке по его итогам концепций законопроектов. В 2017 г. результаты научно-правового анализа были реализованы в законах РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского, банковского законодательства и улучшения условий для предпринимательской деятельности», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти», постановлении Правительства РК «Об утверждении Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам».

В целом результаты работы Института законодательства регулярно находят отражение в законотворческой деятельности и внедряются при разработке мно -гих нормативных правовых актов, таких как Предпринимательский кодекс РК, Кодекс РК об административных правонарушениях, кодексы РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», «О таможенном регулировании», законы РК «Об арбитраже», «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», «О правовых актах» и др.

Более того, Институт законодательства выполняет весьма трудоемкую работу, в том числе посредством современных компьютерных технологий, по актуальным направлениям обеспечения взаимодействия правительственного и гражданского секторов33, привлечения к мониторингу широкой общественно-

31 См.: Сборники аналитических справок. URL: http://www. iz.adilet.gov.kz/ru/page-du/6331 (дата обращения: 17.05.2018).

32 См. постановление Правительства РК от 29 августа 2016 г. № 486 «Об утверждении Правил проведения правового мониторинга».

33 См.: Рекомендации по вопросам организации деятель-

ности по мониторингу правоприменения, сбора информации

и привлечения лиц и организаций к процессу мониторинга правоприменения (для федеральных органов исполнительной власти) от 20 декабря 2012 г. № 3—2003—2017 Министер-

сти, установления «обратной связи» и необходимой цикличности «правовой цепи» в ходе нормотворче-ской деятельности34.

Значительную роль в обеспечении научной проработанности правового мониторинга также играют проводимые Институтом законодательства фундаментальные и прикладные научные исследования в области правового обеспечения деятельности государства.

Глубокая научная проработка процесса мониторинга является одной из основных предпосылок качественного прогнозно-аналитического обеспечения правотворческой деятельности и формирования научно обоснованной политики государства. А значение методологической основы для результативности правового мониторинга неоднократно подчеркивалось в юридической литературе35.

Институт законодательства всегда стремится идти в ногу со временем и использовать в работе результаты современных правовых исследований, предлагать новые пути решения стоящих перед ним проблем и задавать свой курс в развитии отдельных отраслей и институтов права в стране.

Таким образом, сегодня на институциональном уровне политико-правовые основы мониторинга в Казахстане представляются достаточно развитыми. Правовой мониторинг является одним из ключевых инструментов совершенствования законодательства, связующим звеном между законотворчеством и правоприменением. В свете постоянного процесса модернизации национальной правовой системы он приобретает особое значение в обеспечении надлежащего качества и совершенства нормативных правовых актов.

Вместе с тем, учитывая, что институт правового мониторинга появился в отечественной правовой системе сравнительно недавно, представляется актуальным его дальнейшее совершенствование в части усиления взаимодействия субъектов и участников мониторинга, обеспечения концептуального и систематического подхода к его проведению, искоренения формализованного отношения, что придаст новый импульс развитию этого института в Казахстане.

Резюмируя, можно сказать, что от эффективного выполнения задач правового мониторинга будет зависеть развитие механизма нормотворчества и правоприменения, и только конструктивное взаимодействие всех этих сфер поможет сконструировать систему, обеспечивающую стабильную и устойчивую правовую политику.

ство юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/ ru/node/21812 (дата обращения: 22.05.2018).

34 См.: Тихомиров Ю. А. Эффективность закона: от цели к результату // Журнал российского права. 2009. № 4.

35 См., например: Механизм правового мониторинга: науч.-практ. пособие / Д. Б. Горохов, А. А. Каширкина, А. Н. Морозов [и др.]; отв. ред. А. В. Павлушкин. М., 2017.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Акмалова А. А., Капицына Д. В. Мониторинг как вид правового контроля в системе государственного и муниципального управления // Ars Administrandi. 2012. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kak-vid-pravovogo-kontrolya-v-sisteme-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya.

Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е. Концепция мониторинга нормативных правовых актов. М., 2011.

Бусурманов Ж. Д. Место и роль мониторинга в правотворческой деятельности государства // Правовой мониторинг в Республике Казахстан: теория, проблемы, перспективы: матер. междунар. науч.-практ. конф. 29 ноября 2012 г. Астана, 2013. 325 с.

Выступление Нурсултана Назарбаева на открытии третьей сессии Парламента РК шестого созыва. URL: http://lenta.inform. kz/ru/vystuplenie-nursultana-nazarbaeva-na-otkrytii-tret-ey-sessii-parlamenta-rk-shestogo-sozyva_a3061399.

Выступление Президента РК Н. А. Назарбаева на открытии второй сессии Парламента РК шестого созыва 1 сентября 2016 г. URL: http://www.akorda.kz/ru.

Иванова О. С., Чалых И. С. Правовой мониторинг в современной России: подходы к интерпретации и перспективные направления реализации // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2015. № 6.

Механизм правового мониторинга: науч.-практ. пособие / Д. Б. Горохов, А. А. Каширкина, А. Н. Морозов [и др.]; отв. ред. А. В. Павлушкин. М., 2017.

Мониторинг законов Республики Казахстан: проблемы теории и практики: науч.-аналит. отчет по теме фундаментального и прикладного научного исследования. Астана, 2018.

Мониторинг правоприменения в Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. М. М. Рассолова. М., 2015.

Н. Назарбаев выдвинул пять институциональных реформ для укрепления государственности. URL: https://www.zakon.kz/ 4696282-n.-nazarbaev-vydvinul-pjat.html.

Наконечный Я. Е. Правовая природа мониторинга нормативных актов и его роль в правотворчестве // Право и образование. 2008. URL: http://naukarus.com/pravovaya-priroda-monitoringa-normativnyh-aktov-i-ego-rol-v-pravotvorchestve (дата обращения: 05.05.2018).

Отчет об итогах фундаментального и научно-прикладного исследования ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» по теме «Теоретические и практические вопросы правового мониторинга (заключительный)». Астана, 2016.

Послание Конституционного Совета РК от 9 июня 2017 г. № 09-2/5 «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан». URL: http://www.ksrk.gov.kz.

Послание Президента РК — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. «Стратегия "Ка-захстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства». URL: http://www.akorda.kz /ru/events/astana_kazakhstan/ participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii.

Послание Президента РК народу Казахстана от 30 ноября 2015 г. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-30-noyabrya-2015-g.

Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / под ред. Н. Н. Черногора. М., 2010 (со ссылкой на: Жуж-гов И. В. Мониторинг правового пространства Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006. С. 48).

Сборники аналитических справок. URL: http://www.iz.adilet.gov.kz/ru/page-du/6331.

Тихомиров Ю. А. Эффективность закона: от цели к результату // Журнал российского права. 2009. № 4.

Черепанова Е. В. Формирование модели отраслевого правового мониторинга // Журнал российского права. 2011. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.