Научная статья на тему 'Правовой гуманизм как юридический феномен'

Правовой гуманизм как юридический феномен Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1924
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ ГУМАНИЗМ / ПРАВО / ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LAW HUMANISM / LAW / MAJOR HUMAN LAW AND FREEDOMS / LEGISLATIVE / LAW STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусаев М. А.

В статье анализируются трансформации современного права в контексте основополагающих его принципов, которые в системном виде рассматриваются посредством понятия «правовой гуманизм». Анализируя тенденции современного правового процесса, автор обращает внимание на необходимость реализации целого ряда принципов в правотворчестве, отвечающих идее правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL HUMANISM AS THE LEGAL PHENOMENON

The article studies the problem of contemporary law transformation in the context of it fundamental principles, which are systematically regarded by the concept of law humanism. Analyzing trends of contemporary legal process, author takes an attention to significance of principles realization in law which conceptualized by idea of law state.

Текст научной работы на тему «Правовой гуманизм как юридический феномен»

М.А. Мусаев

ПРАВОВОЙ ГУМАНИЗМ КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье анализируются трансформации современного права в контексте основополагающих его принципов, которые в системном виде рассматриваются посредством понятия «правовой гуманизм». Анализируя тенденции современного правового процесса, автор обращает внимание на необходимость реализации целого ряда принципов в правотворчестве, отвечающих идее правового государства.

Ключевые слова: правовой гуманизм, право, основные права и свободы человека, законодательство, правовое государство.

Необходимость обращения исследовательского внимания к проблеме правового гуманизма объясняется системными противоречиями, которые обнаруживаются в современном российском праве в связи с его модернизацией. Ученые выделяют разные группы таких противоречий - от непреодолимых коллизий действующего законодательства до несоответствия сложившейся правовой системы ментальности населения, выражающейся в неадекватных ценностях и стереотипах правосознания и правопонимания. Одной из существенных групп противоречий, на наш взгляд, является слабая корреляция правовых норм и институтов, лежащих в основе правовой системы, принципам и правовым идеям. Учитывая системообразующее значение принципов права, их роль в формировании правовых норм, следует указать на то, что данные противоречия могут свидетельствовать о слабой функциональности правовой системы, действующего законодательства в отдельных сферах общественной жизни.

Очевидно, что основной предпосылкой данной проблемной ситуации является формальное, поверхностное понимание некоторых основополагающих для выбранного направления модернизации правовых ценностей, играющих системообразующую роль в этом процессе. В первую очередь речь идет о гуманизме как определенной нормативной ценностной системе и его роли в генезисе права. Нужно признать, что если для Западной Европы гуманизм - продукт длительной эволюции ее культуры, создавший необходимые духовные и интеллектуальные условия для возникновения современного права, то в России гуманизм в основном есть результат внешнего влияния, долгое время не оказывавший воздействия на нормативно-правовую сферу. Такая ситуация во многом характерна и для современной правовой системы страны, которая хотя и признает гуманизм в качестве ведущего принципа ее модернизации, но не опирается на его содержательную интерпретацию, что обусловлено стереотипами российского правосознания и правопонимания, являющимися составной частью правовой системы и ведущими в складывающихся обстоятельствах к правовому нигилизму. Кроме того, обращает на себя внимание и дегуманизация многих гражданских прав как тенденция, которая в конечном счете имеет исток также в формальном понимании принципа гуманизма в праве.

В данном контексте необходимо отметить, что гуманистическое правопонимание, сформированное в эпоху Нового времени и ставшее важнейшим условием социальных трансформаций, есть та необходимая содержательная база, без которой невозможен правовой гуманизм как явление. Мы полагаем, что гуманистическое правопонимание основано на интерпретации права как продукта социокультурной эволюции, показателя прогрессивности общественной системы, где автономия личности рассматривается в качестве главной ценности аксиологической иерархии. В отличие от коммунистического,

юридического и легистского правопонимания сущность гуманистического заключается в сведении его типологического критерия к степени осознания свободы в праве [1]. Такое правопонимание лежит в основе правовых систем большинства современных государств.

Следует указать и на другое важное обстоятельство. Речь идет о тех тенденциях в праве, которые возникли под воздействием глобализации и ведут к правовым трансформациям, обусловленным процессами современной глобализации. Основным содержательным контекстом данных процессов является переосмысление роли и значения концептуализировавшей гуманизм современной теории прав и свобод человека, роли ООН в их обеспечении, редукции государственного суверенитета и, как результат, сокращение объема и значения социального законодательства, гражданских прав во многих странах. Государства в условиях глобализации вынуждены строить свою правовую систему с учетом этих тенденций. Между тем гуманистическое содержание прав и свобод человека остается важным фактором международных отношений, обеспечивающим многополярность мира, реализацию жизненно важных интересов личности, общества и государства [2; 3; 4].

В настоящее время в наиболее демократических странах право вступило в новый этап своего развития - гуманистический, когда правовая система выстраивается в соответствии с началами правового гуманизма, основой которого являются права человека, признающие приоритет и высшую юридическую значимость неотъемлемых прав и свобод человека.

Тысячелетняя история существования права и государства в обществе показывает, что имманентным качеством и общества, и государства, и самих людей, и, разумеется, права является принудительность. Принуждение - объективная сторона человеческого общежития, его атрибут. И появление права и государства как социальных институтов вызвано к жизни общественной потребностью упорядочить, ввести в рамки одобренных обществом общеобязательных норм, правил, способов решения конфликтов, а также защиту прав и интересов членов общества, их объединений и самого общества. Права и свободы человека объективны, они сформированы логикой развития общественных отношений и общественного сознания [5].

Другая особенность права - его главенствующая роль как регулятора общественных отношений в правовом государстве. Такое положение права в обществе - это та цель, к которой стремится всякое общество. Главенствующее положение права означает признание общезначимости, универсальности права всем обществом, народом в целом, когда только и возможно говорить о «праве народа» или «народов», каковым оно и должно быть и было на начальных этапах своего становления [6].

Между тем глобализация как основная тенденция, определяющая содержание различных социальных процессов, в сфере правового регулирования порождает два направления, связанных, во-первых, с ограничением гражданских прав и их нарушением и, во-вторых, с редукцией суверенитета национальных государств. Во многом это объясняется переосмыслением роли гуманизма в формировании права и его применении. Идея гуманизма, концептуально оформленная в эпоху Возрождения и Новое время, стала духовной предпосылкой формирования, становления и развития современного права как нормативного закрепления свободы, равенства и справедливости, характеризующих природу человека. Наиболее полное выражение на международно-правовом уровне идея гуманизма нашла в современной концепции прав и свобод человека как основы международного правопорядка и системы международной безопасности, а также в нормативном признании высокой ценности государственного суверенитета, гарантирующего реализацию всего объема прав и свобод человека и гражданина. Современная глобализация ведет к таким правовым трансформациям, когда государственный суверенитет не признается в качестве основного условия реализации прав и свобод человека. Поэтому следствием правовых трансформаций является делегитимация идеи гуманизма в праве.

Рассматривая трансформации в сфере гражданских прав, необходимо отметить, что эпоха глобализации сопровождается усилением негативных тенденций. Массовые посягательства на эти права становятся неотъемлемой частью международной политики и практики многих государств. Наибольшую опасность представляют посягательства на фундаментальные права, такие как право на мир, право на жизнь, сопровождаемые военным решением политических конфликтов. Об этом также свидетельствуют: применение запрещенных видов вооружения в локальных военных конфликтах, которое стало нормой ведения военных действий; тенденции ограничения юридических гарантий гражданских прав человека; правовые ограничения независимости судей, адвокатов и других судебных работников. Следует отметить глубокую взаимосвязь между ослаблением гарантий, предоставляемых деятелям юстиции, и возрастанием случаев нарушений прав человека.

Тем не менее ограничение суверенитета является наиболее существенной в данной сфере тенденцией, связанной с глобализацией. Суверенитет выступает органической частью концепции прав и свобод человека, включается в систему гарантий их реализации на уровне национальных государств. В конечном счете он является своеобразным выражением гуманистического содержания прав и свобод человека, предполагая независимость не только в политической, но и культурной жизни [7]. Очевидно, нарушение государственного суверенитета имеет как прямое, так и опосредованное действие. К прямому относятся военные вмешательства и другие санкции, предпринимаемые с целью оказания давления на государства. К опосредованным -использование деятельности международных организаций для вмешательства во внутренние дела государства. Как правило, подобные действия оправдываются мотивами гуманизма и свободы, нарушаемыми в соответствующих странах. Однако эта тенденция ведет к искажению изначального содержания прав и свобод человека, основу которых составляет гуманизм.

Следует отметить, что формирование российской правовой системы, несмотря на обозначенные тенденции, происходит на основании правового гуманизма. Конституция РФ реализует идею человека как универсального и автономного существа, формирует нормативное поле, институционализирующее его как субъекта общественных отношений. Конституционные основы правового гуманизма в России закрепляются совокупностью норм, устанавливающих конституционный строй и перечень основных прав и свобод человека и гражданина. Федеративное устройство Российской Федерации направлено на наиболее полную реализацию идеологии правового гуманизма.

Так, ст. 2 Конституции РФ гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». К основам конституционного строя России относится и вменение в обязанность государства обеспечить «... достойную жизнь и свободное развитие человека» (п. 1 ст. 7). Развитием этого положения является и п. 2 ст. 13, провозглашающей, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Конституция РФ дает основания полагать, что со-вокупность закрепленных прав и свобод (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»), которые «.принадлежат каждому от рождения» (п. 2 ст. 17), свидетельствует о конституционном закреплении правового гуманизма в России. В этом смысле показательны: п. 1 ст. 20 «Каждый имеет право на жизнь»; п. 1 ст. 21 «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»; п. 1 ст. 22 «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность»; п. 1 ст. 23 «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени»; п. 1 ст. 27 «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства»; п. 1 ст. 29 «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

Большое значение для конституирования правового гуманизма в России имеют конституционные нормы, гарантирующие участие граждан страны в управлении делами государства, обеспечивающие возможность избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участие в референдуме и др.

В целом следует признать, что правовой гуманизм в России имеет конституционную основу. Это предполагает определенные закономерности в регулировании общественных отношений, при которых личность является их субъектом. Естественно, сказанное затрагивает сферы правового регулирования, где конституционные нормы в отраслевом законодательстве получают конкретные юридические механизмы реализации идеологии правового гуманизма.

Так, модернизация правовой системы России должна иметь соответствующие тенденции, определяемые свойствами правового гуманизма. В первую очередь правовой гуманизм предполагает такое качество формулирования правовых норм, которые исключают произвол и насилие, не допускающее их легализацию и применение в решении социальных конфликтов, внутригосударственных проблем. Исключение могут составлять оперативные полицейские и военные действия в ситуациях действительной войны.

Необходимо также отметить, что положение права в жизни общества предполагает в целях обеспечения правового порядка сохранение и упрочение непреходящих юридических ценностей, максимальное использование всего богатства накопленной человечеством юридической культуры, всех достижений в области юридических гарантий и юридических средств, обеспечивающих действительную реализацию правовых идеалов и ценностей, что, соответственно, означает признание незыблемости выражающих на практике гуманистические идеалы и ценности юридических принципов и механизмов.

К числу юридических средств, базирующихся на правовом гуманизме, можно отнести принцип правозаконности, принцип правосудия (при установлении истинности фактов и при определении юридических последствий), принцип равенства в праве.

Очевидно, важной тенденцией является и современное возрастание роли и значения международного права, отличительной чертой которого становятся гуманистические ценности, права человека. На современном этапе это действенное средство реализации правового гуманизма в мире, что, как правило, выступает в виде ограничения государственного принуждения в национальных государствах.

Отмеченные тенденции можно охарактеризовать как содержание закономерностей развития современного права, эволюция которого основана на началах правового гуманизма. Это выражено в складывающемся правовом порядке, который определяет механизмы формирования как правовой системы, так и системы права. Фактически речь идет о гуманистическом правовом порядке, который в качестве институционального основания имплицирует права и свободы человека.

Литература

1. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

2. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3.

3. Мальцев Г.В. Понимание права. М., 1999.

4. Матузов Н.И. Актуальные проблемы российского права // Государство и право. 2001. № 10.

5. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

6. Алексеев С.С. Тайна и сила права. М., 2009.

7. Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э. и др. Глобальные трансформации. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.