ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА
Е. Д. Парунова*
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДИНАМИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КРЫМСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ
Аннотация. В статье на основе заявленной темы правового аспекта экологической проблемы в современном обществе предлагается вариант ее решения через формирование экологического сознания современного формата, в основе которого лежит изменение прежде всего ценностных ориентиров от позиции потребительского отношения к природе к позиции партнерского взаимодействия с ней.
Через осознание значимости объектов окружающего мира человек, социальная группа, общество в целом обретают себя, создают собственную систему нравственных ценностей, принципов, норм, идеалов, целей и, соответственно, свое практическое отношение к миру. Только восприняв природу, как самоценность, человек может сформировать экологическое сознание. Оно включает в себя восприятие природы как равноправного с человеком субъекта, осознание ограниченности ее ресурсов, ценности жизни, потребность в ее сохранении, осознание экологического кризиса прежде всего как кризиса общественного и глобального, необходимости разработки природоохранной, экологически ориентированной стратегии развития как предпосылки сохранения жизни на Земле. Природа как самоценность начинает восприниматься именно в эпоху постмодерна, и это восприятие связано с ценностями самореализации человека, его творческого развития, свободы и, соответственно, благоприятного экологического пространства в условиях, когда проблема физического выживания уже не является актуальной. Формирование экологического сознания особенно актуально для молодежи как наиболее динамичной части общества. В статье сопоставляются данные опросов 2006 и 2016 гг., которые касались ценностных ориентаций крымской молодежи. В результате было выяснено, что в ее сознании преобладают антропоцентрические экологические представления, а возможности улучшения экологической обстановки связываются скорее с позицией невмешательства, чем с какими-либо активными действиями, основывающимися на умелом применении отечественного экологического и природоресурсного законодательства. Это указывает на то, что в настоящее время особенно остро стоит вопрос воспитания современного экологического сознания, которое в полной мере учитывало бы достижения современной экологической и правовой философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики, науки экологического и природоресурсного права. Для этого необходимы специальные тренинги, программы по вовлечению молодежи в природоохранительные акции, спецкурсы в вузах и специальные предметы в школах. Да и вся система воспитания в целом должна быть экологически ориентирована, опираться на прочный фундамент модернизируемого экологического и природоресурсного законодательства.
© Парунова Ю. Д., 2017
* Парунова Юлия Дмитриевна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Крымского филиала Российского государственного университета правосудия
mif1974@mail.ru
295006, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, д. 5
Ключевые слова: ценности, правовая социализация, экологическое сознание, экологическое поведение, экологическая культура, молодежь, личность.
001: 10.17803/1729-5920.2017.132.11.176-187
Актуальность темы экологической ситуации в современном мире является очевидной. Естественная среда обитания, активно, но, к сожалению, техногенно эксплуатируемая человеком, истощается, и человечество рискует быть поставленным на грань выживания. Поэтому экологическая проблема в последние десятилетия остается одной из главных глобальных проблем современного мира, внимание к которой приковано на уровне международно-правового дискурса1.
В контексте данной проблемы Крым не является исключением. Антропогенные нагрузки на прибрежные экосистемы, использование химикатов в сельском хозяйстве, загрязнение вод — вот неполный перечень экологических проблем полуострова. Обостряясь с каждым годом, природоохранные проблемы требуют адекватной реакции социума. Первостепенным фактором в их решении, на наш взгляд, является формирование экоцентрического сознания человека, и прежде всего молодежи. Именно такой тип сознания позволяет воспринимать природную среду как ценность. Отношение к ней должно строиться на принципах равноправия, распространения на нее не только этических правил, но и правовых норм. Только тогда, когда восприятие объектов природы приобретет не просто эстетический характер, а будет рассматриваться сквозь призму нормативов экологического права в качестве доминирующих в иерархии правовых ценностей современного человека, возможно будет добиться позитивного результата в решении экологических проблем на совершенно новом уровне. В этом смысле речь идет о переносе методологического акцента и в совершенствовании законодательной практики, и в правоприменении в экосфере с утилитаристски
позитивистского подхода к регулированию отношений между ее субъектами и объектами на гуманистично-экофильный, предполагающий корреляцию норм экологического и природо-ресурсного права при безусловном приоритете первых над вторыми.
Чтобы осуществить такой мировоззренческий поворот на научном уровне, т.е. на уровне мышления законодателей и работников природоохранных служб, им необходимо осознать право как феномен, которому в универсальном его понимании имманентна экологичность, так как она жизненно естественно укоренена в самой природе человека от его рождения как живого существа, а затем уже и как личности, которая приобретает социально-гражданский статус. Такой личностью ни один человек не рождается, но такой личностью может (и должен) стать каждый россиянин. Естественным ресурсом такой генерации личностей является молодежь, перед которой, собственно, и стоят задачи сохранения природных основ жизни и для своего, и для грядущих поколений.
Данная постановка вопроса была задана плеядой известных немецких экософов права во второй половине ХХ в., когда угроза глобализации экологических проблем стала совершенно очевидной. В этой связи, в частности, опираемся на идею субсидиарной справедливости в трактовке О. Хеффе. Из нее он выводил принцип солидарной ответственности существующих поколений человечества перед потомками за сохранение экосферы в состоянии, которое должно обеспечивать необходимый для существования всего живого уровень со-циоприродного баланса2.
В этой связи актуальность темы исследования определила объект и предмет исследования. Объектом исследования являются
1 Об оценке последствий выполнения государственных и частных проектов для окружающей природной среды: Директива Совета Европы № 85/337/ЕЭС от 27.06.1985 г. // Official Journal of the Communities, 175. 05.07.1985 ; Report of the United Nations Conference on environment and development (Rio de Janeiro, 3—14 June 1992) A/CONF.151/26/Rev.1 (Vol. I). Р. 3—7 ; Zakharova V. Western European ecolegal discourse: the possibility of using in a transitional society // European Applied Studies: modern approaches in scientific researches, 2nd International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. Vol. 3. P. 245—253.
2 Хеффе О. Демократия в эпоху глобализации / пер. с нем. Л. Ситниченко и О. Лозинской. Киев, 2007. С. 386 (на укр. яз.).
ценностные ориентации молодежи, предметом исследования — ценностные ориентации крымской молодежи в контексте современной экологической ситуации в регионе. Целью данной работы является выяснение ценностной ориентации сознания крымской молодежи в контексте реализации принятой в Российской Федерации концепции устойчивого развития. Ее достижение обусловлено возможностью решить следующие исследовательские задачи:
— выяснить место и роль ценностей в механизме правовой социализации личности;
— определить ценностные акценты в структуре сознания крымской молодежи;
— раскрыть правовой аспект динамики ценностных ориентаций крымской молодежи в условиях современной экологической ситуации в контексте реализации в регионе концепции устойчивого развития, включая императивы федеральной стратегии экологического развития, опирающиеся на базовые положения отечественного законодательства.
В решении вышеуказанных исследовательских задач не обойтись без обоснования того, почему именно в изменении ценностных ориентиров личности видится ключ к решению проблемы правовой защиты природной среды и обеспечения экологической безопасности в регионе? В этой связи прежде всего попытаемся, установив, какую роль играют ценности в жизни общества и личности, дать ответ на вопрос: какой потенциал имеют правовые ценностные ориентации экологического сознания, которыми должна обладать первая генерация крымских россиян для преодоления сложной экологической ситуации, сложившейся в регионе?
Учитывая, что крымчане представляют собой поликультурную социальную общность, исходим из того, что проявление каждым из них творческого начала в процессе взаимодействия как правовых субъектов зависит от доминирующего в ней этнокультурного типа личности, поскольку это существенно влияет на способность интегрировать в общественные отношения, в частности в правовой плоскости,
жизнеутверждающий социокультурный потенциал, заложенный в человеке от начала существования человеческого рода. В этом смысле динамику ценностных приоритетов молодых крымчан осмысливаем через призму транзитивного характера их интеграции в осуществляющий социально-экономическую модернизацию постиндустриального формата российский социум, рассматриваемый как базовый социокультурный, в том числе и правокультурный, феномен евразийства, с определяющими его сущность глубинными экофильными традициями всех исторически формировавших его этносов3.
Именно эти традиции, получившие уникальную правокультурную огранку, и представляют собой совокупность тех ценностей, которые выступают условием способности наших соотечественников обеспечить построение и правовой, и экологической государственности как воплощения стратегии устойчивого развития Российской Федерации4.
Многообразие мира в общественном сознании молодых крымчан, как и всех россиян, выступает в виде иерархии более или менее значимых фактов и оценивается с точки зрения бинарных категорий добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К значимым ценностям, как и наши предки, они относят предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для людей положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Ценность выступает для основной массы представителей молодого поколения крымчан так же, как основание выбора в ситуации конфликта потребностей.
На восприятие и формирование ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования: биологические, психические, социальные, в том числе правовые, и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако,
3 См.: Шефель С. В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного синтеза (социально-философское исследование) : монография. М., 2002. С. 63—80, 157—192, 209—212.
4 Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 6. Ст. 436.
5 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. С. 93—94.
на наш взгляд, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей, хотя отдельные исследователи, например Л. Н. Гумилев, и отрицают их существование. Он полагал, что общечеловеческий характер носят лишь два табу — абсолютные запреты на инцест и на убийство и съедение родственников по материнской линии. Позитивных ценностей, свойственных всему человечеству, этот исследователь не находил5. Мы не можем согласиться с ним. Не следует только воспринимать общечеловеческие ценности как нечто, существующее наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности — это индивидуальные, личностные ценности, но разделяемые каждым представителем вида Homo sapiens, который по-своему их воспринимает и осознает.
Через осознание ценности как положительной или отрицательной значимости объектов окружающего мира человек, социальная группа, общество обретают себя, создают собственную систему нравственных и правовых принципов и норм, идеалов, целей. Ценности связывают личность и общество в социальном пространстве. Все это дает личности возможность анализа своих и чужих поступков, их сравнения и оценки, а значит, способствует развитию способности к мысленному оправданию выбора стратегии действия, утверждению функционально-рациональной установки сознания и поведения. Как метко заметила А. К. Абишева, «ценности или система ценностей обычно составляют осевой смысл человеческого бытия в мире, его смысловой центр»6. Даже при обыденном употреблении этого слова говорящие имеют в виду нечто такое, что относится к определяющим основаниям жизни, человеческого общежития и что несет в себе содержание скорее должного, чем сущего. Любое изменение в обществе начинается с изменения самих людей, с изменений, происходящих в первую очередь в их душевных ценностных предпочтениях, а потом уже в их действиях и поступках. И если говорить обобщенно, то философская проблема человека, т.е. взаимоотношение человека и мира, в основе своей есть проблемы человеческих ценностей.
Категории ценности, социума и человека неразрывно связаны между собой. Возникновение ценностей обусловлено закономерными особенностями процесса человеческого мышления: интенциональной природой сознания, с одной стороны, и целеполагающим характером реализации сознательной установки — с другой. Ценности являются своеобразным показателем характера того или иного общества, позволяют спроектировать события, в нем происходящие. Ценности — способ видения, матрица хранения знаний, методология рассмотрения общества и личности в нем7.
Вместе с тем функционирование ценностей имеет объективную основу. В социальной жизнедеятельности ценности выступают как «фундаментальные нормы, обеспечивающие целостность социальных систем в силу того, что в них выражается особая значимость определенных материальных и духовных благ для существования и развития данных систем»8. Ценностное восприятие действительности оказывается содержательным в социальном смысле в силу того, что именно социальные свойства вещей становятся предметом обработки и преобразования в процессе духовного творчества.
Ценности представляют собой обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры как отдельного социокультурного типа, так и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми отдельные люди и социальные группы соотносят свои действия. Ценности придают индивидуальной установке осознанный характер. Это своеобразное мерило общественной оценки, неформальный регулятор человеческих отношений. Система ценностей имеет отчетливо выраженное интертекстуальное содержание. Ценность — общезначимое суждение о должном поведении. Ценности носят конкретный характер и обязательно соотносятся с реальными социальными объектами — отношениями, взаимосвязями, способам поведения и т. д.
6 Абишева А. К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 144.
7 Гражданское общество: идея, наследие социализма и современная украинская реальность. Луганск ; Женева ; Цюрих, 2002. С. 259.
8 Краткий словарь по социологии. М., 1991. С. 58.
Когда ценности легитимируются социальными институтами, в первую очередь правовыми, они превращаются в социальные нормы, обязательные к исполнению. Социальная, в том числе и правовая, норма — это особая форма отражения (презентации) социальных взаимозависимостей в сознании субъекта, обеспечивающая его включение в систему социально-ролевых ожиданий посредством механизмов интернализации и идентификации9. Поэтому ценностная система индивида не может рассматриваться как лишь нормативная сторона человеческого существования. Ценностно-нормативный контекст постоянно присутствует в любой произвольной активности индивида там, где имеется возможность выбора того или иного способа поведения. Однако ценности отличаются от нормативных систем. Нормы могут быть тщательно разработанными и обязательными для исполнения. Ценности — это руководящие принципы в жизни индивида, которые на данном уровне развития цивилизации являются значимыми универсальными требованиями, обеспечивающими возможность существования человечества, и игнорировать их невозможно. Но, несмотря на свою значимость, ценности не могут быть насильственно внедрены в сознание. Усвоение и принятие основных ценностей — это личный выбор каждого человека. Человек может иметь или не иметь возможности следования ценностям. Такую возможность обеспечивают законодательство, а также примеры и образцы поведения, например, представленные в произведениях искусства, в поступках знакомых и т.д.
Для определенного типа общества характерны собственные приоритетные ценности. Так, для традиционного общества характерны почитание старших, порядок, исполнительность, конформизм и т.д. В индустриальном и постиндустриальном обществах доминируют гражданские ценности: свобода, равенство, права человека, справедливость, собственность, солидарность, безопасность10.
Ценностные ориентации, наряду с индивидуальными интересами и убеждениями, относятся к основным мотивациям деятельности человека. Ценностная ориентация — это систе-
ма фиксированных установок как отношений личности к предметам и явлениям окружающей действительности, выражающихся через оценочную деятельность человека и зависящих как от социальной среды, так и от внутренней структуры личности11.
Принимая или отвергая социальные ценности, личность выбирает для себя стратегию жизни: жить как все или стать нонконформистом, следовать существующим традициям или отказаться от них и создать новые.
Усваивая социальные модели поведения, приобретая социальный опыт, человек формирует свои личностные качества, на основе чего происходит становление его индивидуальности. Социальный опыт — это итог предшествующего развития общества, в котором фиксируются результаты деятельности людей в их существенном значении. Он объективирован как во внешне предметных формах, так и в формах социальных отношений, общения, деятельности. Но социальный опыт также включает в себя все разнообразие смыслов и значений, накопленных в истории человеческой культуры. Они заключены в ценностных системах духовной культуры. Социальный опыт — это совокупность всего социально значимого для существования и развития человечества.
Если представить социальный опыт как совокупность информационного (весь набор знаний), операционального (вся совокупность умений) и мотивационного (вся система социальных установок), то, очевидно, можно определить место и роль ценностных компонентов опыта. Так, ценности служат стержнем моти-вационной структуры личности и основными факторами усвоения мотивационного опыта. В то же время информационный опыт — это не просто знания в чистом виде. Сюда необходимо включить все богатство ценностно ориентированного отношения к действительности. Операциональный опыт — это не просто усвоение, обучение определенным приемам деятельности. Это действия на основе ценности, в контексте определенного культурного смысла и значения, к которому подключаются не только вербальные, но и эмоционально-образные средства.
9 Наумова Н. Ф. Социальные и психологические аспекты целенаправленного поведения личности. М., 1993. С. 18.
10 Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997. С. 144—145.
11 Подольская Е. А. Ценностные ориентиры и проблема активности личности. Харьков, 1991. С. 126.
Социальный опыт, преломляясь в человеческой индивидуальности, входит в субъективный мир личности, который представляет собой систему самостоятельных, выработанных человеком внутренних отношений к объективным обстоятельствам бытия (макро-, мезо- , и микросреда), проявляющимся в глубоко субъективной, индивидуальной форме в виде идей, мнений, ценностей, позиций, интересов, потребностей, способностей и других качеств.
Воспринимая в ходе социализации массу внешних воздействий, усваивая социальный опыт, человек тем не менее не подчиняется этим воздействиям механическим образом.
Георг Гегель отмечал, что действительность способна иметь для индивида двоякое значение, ибо «влияние, оказываемое на индивида действительностью, приобретает благодаря индивиду тот абсолютно противоположный смысл, что индивид или предоставляет потоку действительности свободу влияния на себя или отбрасывает и преобразовывает его»12.
Нормативная регуляция поведения (первый уровень социализации) и субъективная регуляция означают собственно ценностную регуляцию сознания, при которой ценности детерминируют поступки и образ жизни индивидов не абсолютно и жестко, а лишь через свободный выбор и предпочтение ценностей, свободное их принятие как внутренних (духовных) мотивов и целей действий, оценок, желаний (второй уровень социализации). Очень глубоко ракурс, в частности, правовой социализации личности современного россиянина раскрыт в монографии известного российского социолога права М. Ю. Попова13.
В результате нравственного усилия человека ценности, воспринятые посредством вербальных форм, интериоризируются, переводятся во «внутренний план действий», становятся частью субъективности личности (детерминирующая часть субъективности). Соответственно, поведение человеческих существ можно объяснить на основе анализа правил и норм, существование которых зависит от признания ценностей. Так, по мнению Э. Агацци, «ценности описываются просто как нечто доступное эмпирическому нахождению или извлекаемое из
человеческого поведения, как основание для понимания человека со всеми его подлинными свойствами бытия в качестве интенционально направленного агента»14. Ценности определяют путь жизни человека, образ жизни и способ бытия в мире и отношения к миру. Они получают свою внешне определенную символическую форму в действиях, поступках, предметах, мыслях, речах, что определяет жизнь как самого человека, так и общества в целом, так и в соотнесении им своих прав с правами природной среды, извечно остающейся источником жизни.
Вот почему для преодоления экологического кризиса необходима прежде всего ценностная переориентация человека с потребительского отношения к природной среде к отношению сотрудничества с ней. К сожалению, в европейской цивилизации на протяжении всего ее существования природная среда рассматривалась как объект использования. Своего апогея потребительское отношение достигло в условиях эпохи модерна. Увлечение научно-техническим прогрессом спровоцировало хищническое отношение к ресурсам природной среды, рассмотрение ее исключительно как поставщика экономического ресурса для удовлетворения растущих потребностей индустриального производства. И только с формированием эпохи постмодерна к человечеству приходит осознание пагубных последствий его техногенной модели действий. Загрязнение природной среды, исчезновение целого ряда видов животных и растений, нерациональное использование природных богатств — кризисное состояние экологии уже трудно было отрицать и не замечать. И именно в это время, во второй половине ХХ в., активизировались гуманитарные исследования, связанные с необходимостью понимания взаимодействия человека с миром природы. Это привело к постановке проблемы формирования экологического сознания.
Становление экологического сознания происходит в настоящее время в условиях переосмысления всех основных мировоззренческих вопросов. Осознание того факта, что научные достижения и технический прогресс не в состоянии решить многие проблемы человека,
12 Гегель Г.-В.-Ф. Феноменология духа. М., 2008. С. 264.
13 См.: Попов М. Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе : монография. М., 2006. 308 с.
14 Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека. М., 1993. С. 151.
более того, могут спровоцировать вред в виде экологической и гуманитарной катастрофы, привело к кризису проекта модерна.
Смещение вектора ценностных ориентаций с научно-технической сферы в сферу гуманитарную определило формирование новой эпохи — постмодерна. Отказ от поиска единого вектора развития, от технологического оптимизма, осознание необходимости подняться над своими интересами ради сохранения здоровой природной среды и экологической безопасности человечества привели к осознанию формирования принципиально новой парадигмы, в которой человек и природная среда будут восприниматься как партнеры в своем взаимодействии.
Становление экологического сознания включает в себя четыре направления: научное, связанное с изучением природных явлений и возможностей предотвращения нанесения ей вреда от последствий техногенной деятельности; экономическое, в рамках которого формируется осознание экономической невыгодности антиэкологической деятельности; культурное, позволяющее оценить природную среду как ценность, как естественную среду для формирования искусственной человеческой среды — культуры социума; правовое, которое проявляется в стремлении закрепить на государственном уровне определенные установки, переводя их в плоскость юридического регулирования, по отношению к природной среде с целью сохранения ее репродуктивного потенциала и тем самым обеспечения экологической безопасности. Такой перечень основополагающих факторов, влияющих на формирование экологического сознания, предопределяет и его основную цель — переориентацию человеческого мировоззрения с антропоцентрического его вектора на эко-фильный, предполагающую переход к соответствующей парадигме мышления и природосо-образному способу существования людей.
Понятие экологического сознания появилось не так давно, в 1970-е гг. Именно в это время исследователи обратили внимание на необходимость выделения понятия экологического сознания и выявления его структуры. В понятие экологического сознания вкладывалось разное содержание. Вначале под ним подразумевали
просто совокупность экологических знаний. Впоследствии экологическое сознание стало восприниматься как отражение социальных, природных и специфических социально-экологических законов функционирования системы «природа — общество», которые выступают объектом отражения этой формы сознания15.
В конце ХХ в. к концепции экологического сознания добавляется аксиологический компонент. Оно оценивается с позиций тех ценностей, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что природная среда как ценность начинает восприниматься именно в эпоху постмодерна и сочетается с ценностями самореализации человека, его творческого развития, свободы и, соответственно, благоприятного экологического пространства, в условиях, когда проблема физического выживания уже не является актуальной. Природная среда как ценность предполагает доверие к жизни, стремление к целостности в многообразии ее проявлений, сохранению экологического равновесия, гармоничному сосуществованию человека и объектов природы, ответственности людей за сохранение репродуктивного потенциала природной среды как гарантии благополучия всех биосферных видов жизни на длительную перспективу, исключение любых форм чрезмерного исчерпания не восполняемых природных ресурсов и т.п.
Экологическое сознание формируется на базе экологических ценностей. Оно включает в себя императив признания соблюдения гармоничного экообщения человека и природной среды, отказ от иерархической картины мира, оптимальное удовлетворение потребностей как человека, так и всего природного сообщества, отказ от действий, нарушающих экологическое равновесие, восприятие природной среды как совокупного равноправного с человеком субъекта мироздания, распространение на экосферу этических правил и правовых норм, регулирующих отношения ее субъектов и объектов, осознание того факта, что достойное отношение к природной среде является залогом выживания как самого человечества, так и остальных элементов биосферы. Экологическое сознание предполагает определенный уровень ответственности личности.
15 Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования / отв. ред. Г. А. Антипов. Новосибирск, 1987. 218 с.
Содержание экологического сознания также включает в себя такие понятия, как «экологические отношения» и «экологическая деятельность». Под экологическими отношениями подразумеваются закономерности взаимодействия общества и природной среды, а также различного рода эмпирические знания, взгляды, традиции той или иной этнокульту-ры, имеющие важное экологическое значение. Экологическая деятельность связана с непосредственной вовлеченностью человека в процесс облегчения экологической обстановки, с его конкретными экофильно ориентированными действиями. Основной компонент содержания экологического сознания — осознание природной сферы нашей планеты как равноправного с человеком субъекта мироздания, ограниченности ее ресурсов, ценности жизни всех представляющих ее элементов, потребности в ее сохранении, экологического кризиса прежде всего как кризиса общественного и глобального, необходимости разработки природоохранной, экологически ориентированной стратегии развития как предпосылки существования жизни.
Структура экологического сознания включает в себя рациональный, чувственный, поведенчески волевой компоненты, которым соответствуют экологические знания, оценка экологической ситуации и экологическое поведение.
Экологическое поведение — это совокупность действий, умений, навыков, отношения человека к поступкам других людей, касающихся взаимоотношения с природной средой, на которые оказывают влияние потребности, цели и мотивы личности. Экологическое поведение — это практическое проявление ценностных ориентаций человека, выражение вне его отношения к природной сфере. Экологическое поведение является показателем развитости или неразвитости экологического сознания человека. Экологическое поведение проявляется в повседневной, бытовой жизни человека, а также в специальной экологической деятельности (участии в экологических движениях, акциях и т.д.). Экологическое поведение строится на принципах экологической оправданности и целесообразности.
Экологическое поведение, сознание и система установок, взглядов и ценностей на взаимоотношения человека и природной среды формируют экологическую культуру личности. Экологическая культура включает в себя также
эмоциональный и эстетический компоненты. Чувство любви к природе предполагает эстетический уровень восприятия, включает человека в мир эстетических ценностей, переживания прекрасного, формирует отзывчивость на жизненные проявления природных объектов. Общаясь с природной средой через свои чувства восхищения, радости, удивления, сострадания, человек обогащает свою личность, и через эти чувства к нему приходит осознанное отношение к ней как к единственному источнику обеспечения своего жизненного потенциала, который нуждается в правовой защите человечества.
Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природной сферой может выразить свое отношение к ней через определенные эмоции и чувства — те эмоции и чувства, которые соответствуют общению с кем-то живым. У человека формируется и поддерживается биофиль-ный компонент, который является залогом выживания человеческой цивилизации. Под воздействием природы формируются направление и характер экологического мышления и поведения, содержательнее становятся экологические знания.
Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны, и как их формирование, так и существование невозможны друг без друга. Человек, который обладает не только эстетической способностью воспринимать красоту природной среды, но и определенными экологическими знаниями, умеет действовать в соответствии с этими знаниями, проявляет гораздо более прочное и глубокое чувство любви к природе. Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Ее неотъемлемым компонентом являются знания в области экологического и природоресурс-ного права, воплощаемые в соответствующей модели правомерного поведения в экосфере.
Необходимо отметить, что процесс формирования экологического сознания и экологической культуры — это длительный процесс. Осознание экологический ситуации вовсе не означает особого экологического поведения. В ряде исследований подчеркивается, что в современном обществе и его сознании выделяются несколько позиций во взглядах на отношение общества и природной среды. Первая позиция характеризуется пессимистическим
взглядом на экологическую ситуацию. Представители этого подхода считают, что процесс истощения природных ресурсов необратим, и даже, несмотря на определенную экологическую политику, цивилизация возьмет свое от природы. Вторая позиция, более оптимистичная, связанная с верой в природоохранительные меры, предполагает достаточно восторженный взгляд в будущее. Наряду с этим выделяется и позиция, которая характеризуется безразличием определенных групп людей к экологической проблеме, она свойственна людям, по большей части занятым своими сиюминутными проблемами.
Формирование экологического сознания особенно актуально для молодежи как наиболее активной и лабильной части общества, которая определяет будущее.
Изучив ценностные ориентации крымской молодежи в десятилетней ретроспективе (исследования, проведенные автором в 2006 и 2016 гг.), можно сделать следующие выводы. Во-первых, судя по исследованию ценностных ориентаций молодых крымчан, еще рано говорить о принятии ими ценностей постмодерна, среди которых природная сфера занимает одно из приоритетных мест. Так, в результате исследования, проведенного автором в марте 2006 г. среди студентов шести вузов г. Симферополя (выборка — 1 032 человека), стало ясно, что приоритетными для молодежи региона в возрасте от 17 лет до 21 года являются в основном ценности модерна— семья заняла первое место среди ценностных приоритетов (96,8 %), далее идет здоровье (89 %), дружба (67 %), материальное благополучие (62 %) и справедливость (42 %). Менее приоритетными являются свобода (38 %), интеллектуальный рост (24 %), чистая совесть (22 %), профессионализм (21 %), творческая самореализация (17 %). Среди наименее популярных ценностей — отдых (14 %), престиж (8 %), предприимчивость (5 %), религиозность (4 %), патриотизм (5 %), быть такими, как все, хотят 1 % респондентов. Исследование также показало большую зависимость молодежи от мнения родственников, это указывает на первостепенную роль семьи в социализации и приоритет личных интересов перед общественными, что также соответствует модели модерна. Невелика роль молодежной субкультуры в процессе социализации — только 15 % опрошенных указали на значимость для них мнения сверстников. По сравнению с исследованием 2016 г. (выборка — 1 046 чело-
век) ситуация кардинально не изменилась. По-прежнему на первом месте среди ценностных ориентаций находится семья (98 %), на втором месте оказалось материальное благополучие (96 %), оно превысило показатели 2006 г. на 34 %, далее респонденты выбрали дружбу (70 %) и здоровье (67 %). Более высокие позиции по сравнению с 2006 г. заняли свобода и справедливость — соответственно 67 % и 72 %. Следующими по значимости ценностями были названы интеллектуальный рост (42 %), профессионализм (38 %) и творческая реализация (36 %), что выше, чем показатели 2006 г. Остальные показатели в целом соответствуют показателям 2006 г.
Еще одной статьей опроса 2016 г. явилось исследование собственно формирования экологического сознания молодежи. Необходимо отметить следующие тенденции. Природная среда как ценность молодежью не была выделена в той мере, какой она заслуживает. Ее как ценность восприняли всего лишь 4 % опрошенных представителей крымской молодежи. При этом 68 % опрошенных согласны, что защита природной среды сейчас является приоритетной задачей современного человечества, но только 25 % респондентов готовы отказаться от некоторого уровня комфорта ради улучшения экологической ситуации. Опрос показал также слабое представление молодежи региона о том, каким образом можно повлиять на улучшение экологической ситуации. 72 % опрошенных соглашаются с тем, что они предпринимают некоторые действия для улучшения экологической ситуации, но среди этих действий называются исключительно попытки не мусорить и участие в субботниках.
В целом можно отметить, что, к сожалению, в обыденном сознании молодежи Крыма экологические представления сформированы достаточно слабо, а возможности улучшения экологической обстановки связываются скорее с позицией невмешательства, чем с какими-либо активными действиями, опирающимися на использование имеющихся правовых возможностей. Это объясняется тем (и это особенно характерно для нашей страны в целом и региона в частности), что новое экологическое мировоззрение находится в стадии формирования. Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования молодежи, несмотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем не менее в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме.
Поэтому в настоящее время особенно остро стоит вопрос формирования современного экологического сознания, которое в полной мере учитывало бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики, а также науки экологического права. Это могут быть специальные тренинги, программы по вовлечению молодежи в природоохранительные акции, спецкурсы в вузах и специальные предметы в школах. Да и вся система воспитания в целом должна быть экоориентирована как в Крыму, так и во всей стране.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Ценности являются показателем развития общества, определяющим фактором в формировании экологического сознания. Они составляют смысловой центр бытия человека в мире, являясь определяющим основанием жизни, ядром мировоззрения, и определяют деятельность личности. Определение ценностных ориентиров — это то, что делает человека человеком и дает возможность существования общества. Ценности определяют человеческие поступки и способ взаимоотношения с другими людьми и природной средой. Экологическое сознание формируется на ценностном уровне при активной опоре на освоение содержания норм экологического и природоресурсного законодательства.
Осознание природной среды как доминирующей ценности, восприятие природы как равноправного с человеком совокупного субъекта, отказ от иерархической картины мира, усиление правовой составляющей в экологическом воспитании помогут сформировать экологическую культуру, адекватную пониманию реальных путей преодоления экологического кризиса и применения всех необходимых для этого юридических средств. Формирование экологического сознания — это длительный процесс, говорить о его сформированности, по крайней мере в Крымском регионе, еще рано. Так, на основе практических исследований ценностных ориентаций крымской молодежи было выяснено, что в ее сознании преобладают антропоцентрические экологические представления, а возможности улучшения экологической обстановки связываются скорее с позицией невмешательства, чем с какими-то активными действиями, предполагающими эффективное использование имеющегося в распоряжении общества креативного потенциала экологического и природоресурсного права в форме соответствующих императивов отечественного законодательства, работа над совершенствованием которого является условием реализации принятого Российской Федерацией курса ее модернизации на платформе концепции устойчивого развития.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абишева А. К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. — 2002. — № 3. — С. 143—150.
2. Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека. — М., 1993. — С. 142—156.
3. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. — М., 2008. — 768 с.
4. Гражданское общество: идея, наследие социализма и современная украинская реальность. — Луганск ; Женева ; Цюрих, 2002. — 345 с.
5. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1989. — 495 с.
6. Каган М. С. Философская теория ценности. — СПб., 1997. — 205 с.
7. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования / отв. ред. Г. А. Антипов. — Новосибирск, 1987. — 218 с.
8. Краткий словарь по социологии. — М., 1991. — 477 с.
9. Наумова Н. Ф. Социальные и психологические аспекты целенаправленного поведения личности. — М., 1993. — 253 с.
10. Подольская Е. А. Ценностные ориентиры и проблема активности личности. — Харьков, 1991. — 164 с.
11. Попов М. Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе : монография. — М., 2006. — 308 с.
12. Хеффе О. Демократия в эпоху глобализации / пер. с нем. Л. Ситниченко и О. Лозинской. — Киев, 2007. — 436 с. (на укр. яз.).
13. Шефель С. В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного синтеза (социально-философское исследование) : монография. — М., 2002. — 280 с.
14. Zakharova V. Western European ecolegal discourse: the possibility of using in a transitional society // European Applied Studies: modern approaches in scientific researches, 2nd International scientific conference. ORT Publishing. — Stuttgart, 2013. — Vol. 3. — P. 245—253.
Материал поступил в редакцию 24 июля 2017 г.
THE LEGAL ASPECT OF THE DYNAMICS OF THE CRIMEAN YOUTH VALUE ORIENTATIONS IN THE CONTEXT OF THE CURRENT ENVIRONMENTAL SITUATION IN THE REGION
PARUNOVA Yulia Dmitrievna, PhD in Philosophy — Associate Professor of the Department of the Humanities and
Socio-Economic Disciplines Crimean Branch of the Russian State University of Justice (RSUJ)
mif1974@mail.ru
295006, Russia, Crimea, Simferopol, Pavlenko Str., 5, office 327
Abstract. The article suggests some options to solving the environmental problem through the formation of ecological consciousness of contemporary framework, based on the changes, primarily value orientations, from the position of consumer relations to nature to partnership positions with it.
A person, social group or society in general, through the realization of the importance of the objects of the surrounding world, find themselves, create their own moral values, principles, norms, ideals, goals, and, thus, their practical attitude towards the world. Only taking nature as inherent value people may form environmental awareness. It includes the perception of nature as equal with the man, awareness of limited resources, the value of life, the need for its preservation, awareness of environmental crisis, especially as public and global crisis, the need to develop nature protection, environmentally oriented development strategy as a prerequisite for the preservation of life on the Earth.
The nature as an inherent value becomes noticeable in the era of postmodern and this perception with the values of self-fulfilment of the man, his creative development, freedom and, consequently, favourable environmental space, when the problem of physical survival, is no longer relevant. The formation of ecological consciousness is especially relevant for youth as the most dynamic part of the society. The article compares the polls of2006 and 2016, which dealt with the value orientations of the Crimean youth. As a result, it was found that the Crimean youth is dominated by human environmental presentation, and opportunities to improve the environmental conditions associated more with the position of non-interference, rather than with any activity, based on skillful application of domestic environmental and natural resource law. This indicates that nowadays the most acute issue is raising contemporary ecological awareness, which can fully take into account the achievements of modern environmental and legal philosophy, environmental ethics, environmental psychology and pedagogy, science, environmental and natural resource law.
This requires special training, involvement of young people into environmental stocks, special courses in universities and special subjects in schools. The whole system of education in general must be environmentally oriented, relying on a solid foundation of modernized environmental and natural resource law.
Keywords: values, legal socialisation, environmental awareness, environmental behavior, environmental culture, youth, personality.
REFERENCES
1. Abisheva, A. K. The Concept of "Value" // Voprosy Filosofii. 2002. No.3. — P. 143-150.
2. Agazzi, E. A Man as a Subject of Philosophy // Human Phenomenon. M., 1993. — P. 142-156.
3. Hegel G. W. F. Phenomenology of Spirit. M., 2008. — 768 p.
4. Civil society: idea legacy of socialism and modern Ukrainian reality. Lugansk; Geneve; Zurich, 2002. — 345 p.
5. Gumilev, L. N. Ethnogenesis and Biosphere of the Earth. Leningrad, 1989. — 495 p.
6. Kagan, M. S. Philosophical Theory of Value. St. Petersburg, 1997. — 205 p.
7. Kochergin, A. N. Ecological Knowledge and Consciousness: Peculiarities of Formation / A.N. Kochergin, Yu.G. Markov, N. G. Vasilyev; G.A. Antipov(Ed.); The USSR Academy of Sciences, Siberian Department, Institute of hHistory, Philology and Philosophy. Novosibirsk, 1987. — 218, [3] p.
8. Concise Sociology Dictionary M., 1991. 477 p.
9. Naumova, N. F. Social and Psychological Aspects of Targeted Behavior of the Individual. M.,1993. — 253 p.
10. Podolskaya, E. A. Value Orientation and the Problem of Activity of the Individual. Kharkiv, 1991. — 164 p.
11. Popov, M. Yu. Legal Socialization of Personality as a Resource for Establishing Social Order in the Russian Society: Monograph. M., 2006. — 308 p.
12. Heffe O. Democracy in the Era of Globalization / Translated from German. L. Sitnichenko and O. Lozynska. Kiev, 2007. — 436 p. — (Modern Humanities Library) (in Ukranian).
13. Shefel, S. V. The Identity of the Post-Industrial Era as a Phenomenon of Cultural Synthesis: (Socio-Philosophical Study). Monograph. M., 2002. — 280 p.
14. Zakharova, V. Western European ecolegal discourse: the possibility of using in a transitional society // European Applied Studies: modern approaches in scientific researches, 2nd International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. Vol. 3. - P. 245-253.