Научная статья на тему 'Экологическая культура и безопасность молодежи'

Экологическая культура и безопасность молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5700
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ANTHROPOCENTRIC ENVIRONMENTAL AWARENESS / ECOCENTRIC ENVIRONMENTAL AWARENESS / SAFETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каменская Е. Н.

Экологическая культура рассматривается как позиция человека по отношению к природе, форма проявления экологического сознания, органично входящая в систему мировоззрения как интеграция знания, самосознания и целеполагания личности. Она формируется в процессе экологического воспитания, которое представляет собой создание условий для усвоения личностью экологической культуры, выработанной обществом, с ее неизбежным изменением в преемственности поколений. Экологическая культура находит воплощение в реальном поведении человека. Экологическое сознание является высшим уровнем психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексией места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире. Оно выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт. Содержание сознания не совпадает с мировоззрением: мировоззрение есть специфическая форма сознания, которая включает фундаментальные, наиболее общие идеи, определяющие мироотношение человека и являющиеся результатами обобщения знаний, личного опыта, эмоциональных оценок. Для экологического сознания эту роль выполняет экологическая культура в качестве необходимой части мировоззрения. Компонентами экологической культуры являются: понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи; целостность знаний об окружающей среде; способность мыслить в границах экологической безопасности; следование законам, охраняющим природную среду; способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой; готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды. Экологическая культура анализируется с позиций системного, деятельностного, социокультурного и информационного подходов. Она направляет поведение человека в сторону гармонизации социальных и природных взаимоотношений и является составляющей его безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental safety culture and Youth

Ecological culture is considered as the position of man in relation to nature, a form of manifestation of ecological consciousness, organically included in the system of philosophy as knowledge integration, self-awareness and goal-setting personality. It is formed in the process of environmental education, which is a creation of conditions for the assimilation of the personality of ecological culture established by society, with its inevitable change in the succession of generations. Ecological culture is embodied in real human behavior. Environmental consciousness is the highest level of mental reflection of the natural and artificial environment, his inner world, a reflection of the place and role of man in the biological, physical and chemical world. It acts as a continuously changing collection of sensual and mental images that are directly reflected in analytically generated categories and phenomena, directly fixing individual or the public environmental expertise. The content of consciousness does not coincide with the worldview: a worldview is a specific form of consciousness, which includes fundamental, the most common ideas that define the worldview of a person and which are the results of generalization of knowledge, personal experience, emotional evaluations. For environmental awareness the role of ecological culture as a necessary part of the worldview. Components of ecological culture are: understanding the nature and complexity of natural phenomena, their interrelations; the integrity of the knowledge about the environment; the ability to think within the boundaries of the ecological safety; adherence to laws that protect the natural environment; the ability to create a constructive ethical regulations governing human relationships with the natural environment; willingness to accept responsibility for the safety of the environment. Ecological culture is analyzed from the standpoint of the system, activity, socio-cultural and informational approaches. Ecological culture guides human behavior in the direction of harmonization of social and natural relationships and is a component of its security.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура и безопасность молодежи»

Экологическая культура и безопасность молодежи

Е.Н. Каменская

Южный федеральный университет

Аннотация: Экологическая культура рассматривается как позиция человека по отношению к природе, форма проявления экологического сознания, органично входящая в систему мировоззрения как интеграция знания, самосознания и целеполагания личности. Она формируется в процессе экологического воспитания, которое представляет собой создание условий для усвоения личностью экологической культуры, выработанной обществом, с ее неизбежным изменением в преемственности поколений. Экологическая культура находит воплощение в реальном поведении человека. Экологическое сознание является высшим уровнем психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексией места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире. Оно выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт. Содержание сознания не совпадает с мировоззрением: мировоззрение есть специфическая форма сознания, которая включает фундаментальные, наиболее общие идеи, определяющие мироотношение человека и являющиеся результатами обобщения знаний, личного опыта, эмоциональных оценок. Для экологического сознания эту роль выполняет экологическая культура в качестве необходимой части мировоззрения. Компонентами экологической культуры являются: понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи; целостность знаний об окружающей среде; способность мыслить в границах экологической безопасности; следование законам, охраняющим природную среду; способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой; готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды. Экологическая культура анализируется с позиций системного, деятельностного, социокультурного и информационного подходов. Она направляет поведение человека в сторону гармонизации социальных и природных взаимоотношений и является составляющей его безопасности. Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое сознание, антропоцентрическое экологическое сознание, экоцентрическое экологическое сознание, безопасность.

Вопросы безопасности молодежи в период смены общественно-экономического уклада и нестабильности общества имеют особую актуальность. Безопасность является важнейшим условием полноценного развития человека, сохранения и укрепления его здоровья. Современная наука обладает обширным материалом по различным аспектам безопасности.

Выделяют следующие основные подходы к изучению безопасности человека [1]:

1) Исходным понятием является «физическая среда: внешние объективные воздействия», источниками опасности-безопасности являются на макроуровне техногенные воздействия, природные катастрофы; на микроуровне - неблагоприятные условия деятельности. Объектом опасности - безопасности является тело, результатом - соматическое состояние (физическая целостность), психосоматическое состояние.

2) Исходное понятие - «психологическая среда», источниками опасности-безопасности являются на макроуровне политические, социально-экономические угрозы, информационное воздействие, на микроуровне -манипулирование, оскорбление, угрозы от других, неустойчивые социальные связи. Объектом опасности - безопасности является человек как объект воздействия, его психика, сознание, поведение, результатом -функциональное и психологическое состояние.

3) Исходное понятие - «человек (субъект)», источниками опасности-безопасности является на макроуровне совокупность индивидуально-психологических и духовно-нравственных особенностей личности, на микроуровне - отношение к миру, себе и другим. Объектом опасности -безопасности является человек как объект воздействия, его психика, сознание, поведение, результатом - психологическое здоровье.

Последнее направление является одним из перспективных, так как именно человек (субъект), совокупность его индивидуально-психологических особенностей, система его взглядов, мировоззрений, отношений к миру создает некоторый ресурс, потенциал, совокупность возможностей, которые помогают преодолевать различного рода неблагоприятные воздействия для обеспечения своей безопасности [1].

Теоретический анализ показал, что экологическая культура рассматривается как часть целостного мировоззрения и представляет собой совокупность наиболее общих идей относительно взаимодействия человека с природным окружением, активно принятых личностью. Экологическая культура также может представлять позицию человека по отношению к природе, форму проявления экологического сознания, органично входящую в систему мировоззрения как интеграции знания, самосознания и целеполагания личности. Она является важным компонентом мировоззренческих убеждений и осуществляет функции мировоззренческой ориентировки личности в области взаимоотношений с окружающей средой [2].

Как компонент культуры, экологическая культура является способом адаптации общества к биофизическому окружению и включает в себя средства, благодаря которым осуществляется непосредственное человеческое воздействие на природную среду, а также средства духовно-практического освоения природы (знания, традиции, ценностные установки и т.п.).

Анализ литературы свидетельствует о том, что экологическая культура общества формируется в процессе экологического воспитания, которое представляет собой создание условий для усвоения личностью экологической культуры, выработанной обществом, с ее неизбежным изменением в преемственности поколений. Экологическую культуру личности, таким образом, можно рассматривать и как принятый человеком способ взаимодействия с окружающим его природным миром.

Как часть мировоззрения - особой формы сознания, объединяющей главные духовные основания отношения человека к миру: его взгляды, убеждения, конечные цели его стремлений - экологическая культура личности включает в себя наиболее общие идеи, определяющие взаимодействие человека с окружающей его средой [2]. Она находит

воплощение в реальном поведении человека. Становление экологической культуры означает развитие мировоззренческой ориентировки человека в ситуациях взаимодействия с окружающей его природной средой.

Понятие «экологическое сознание» позволяет уточнить представления об экологической культуре как компоненте мировоззрения. Экологическое сознание личности отражает взаимоотношения человека с природной действительностью [2].

В.А.Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику.

Анализ работ В.А.Скребец, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина позволил выделить полярные формы экологического сознания:

• антропоцентрическое экологическое сознание - особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила;

• экоцентрическое экологическое сознание - особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.

В изменении экологического сознания современного человека большую роль играет формирование ценностного отношения к миру природы. Однако содержание сознания не совпадает с мировоззрением: мировоззрение есть специфическая форма сознания, которая включает фундаментальные, наиболее общие идеи, определяющие мироотношение человека и являющиеся результатами обобщения знаний, личного опыта, эмоциональных оценок. Для экологического сознания эту роль выполняет экологическая культура в качестве необходимой части мировоззрения.

Экологическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы [3]. Она также является неотъемлемой частью национальной культуры, включающей систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, преемственно формулируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному

развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности общества и человека [4].

Экологическую культуру также рассматривают как способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем и готовность к природоохранной деятельности [5].

Компоненты экологической культуры [6]:

• понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи;

• целостность знаний об окружающей среде;

• способность мыслить в границах экологической безопасности;

• следование законам, охраняющим природную среду;

• способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой;

• готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды.

Проанализируем понятие «экологическая культура» с позиции различных подходов.

Системный подход. Экологическая культура - система, а процесс ее формирования - становление этой системы. Системный подход дает возможность определить роль и значение отдельных элементов, формирующих экологическую культуру, их взаимосвязи, взаимозависимости

[7].

Деятельностный подход. Экологическая культура - понятие деятельностное, поведенческое. Экологическое поведение человека как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов определяется особенностями его

экологического сознания и освоенными практическими умениями в области рационального природопользования. С.Н. Артановский, опираясь на деятельностный подход, считает, что «экологическая культура молодежи -это побуждение вести экологически целесообразную деятельность, ответственную по отношению к окружающей среде, потребность в ответственном отношении к природе; отражение целостного восприятия мира, синтез многообразных видов деятельности молодого человека, основанный на желании привнести деятельный компонент в творческое преобразование биосферы; органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой; этап развития культуры человека, которая характеризуется общим осознанием важности экологическим проблем в жизни будущих поколений» [8].

Социально-культурный подход. Экологическая культура - понятие социальное, так как состояние и уровень экологической культуры населения определяет экологический статус страны, научное направление современной экологии посвящены социально-экологическим проблемам и формирование экологической культуры молодежи можно рассматривать как эффективный механизм социализации подрастающего поколения [7].

Информационный подход. Экологическая культура - понятие информационное. Информатизация практически все сфер жизнедеятельности отдельного человека и человечества в целом - одно из проявлений процесса глобализации. Как отмечает Н.М. Мамедов «современный этап глобального напряжения характеризуется новым явлением - развитием информационного дисбаланса в биосфере», заключающегося, с одной стороны в том, что сегодня, не столько стремительно истощаются информационные ресурсы живой природы (ее генофонд, биоразнообразие), сколько утрачивается

ценнейший глубинный этнокультурный опыт взаимодействия с окружающей средой, пресекается его передача молодому поколению [9].

В настоящее время ученые констатируют эволюционную трансформацию экологической культуры в культуру устойчивого развития, которая представляет собой новое качество экологической культуры, достигаемое за счет расширения всех составляющих экологической культуры

[7]:

• когнитивной (содержательной) - интеграция экологических, экономических и социальных знаний и осмысление целостного феномена - устойчивого развития общества;

• аксиологической (ценностно-смысловой) - актуализация экологических ценностей, ценностей эколого-образовательного, эколого-информационного общества;

• деятельностной (практико-ориентированной, поведенческой) -интеграция различных видов экологической и учебной деятельности, активное внедрение информационных технологий поиска, хранения, переработки и обобщения информации.

Итак, преодоление экологического кризиса в современном мире возможно только при условии формирования у современного человека экологической культуры, которая является частью его мировоззрения и представляет собой совокупность научно обоснованных, глубоко осознанных и эмоционально принятых личностью идей, касающихся взаимодействия общества и природы. Экологическая культура направляет поведение человека в сторону гармонизации социальных и природных взаимоотношений и является составляющей его безопасности.

Литература

1. Эксакусто Т.В. Теоретические основы социально-психологической безопасности: Монография. / Под ред. Н.А. Лызь. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.

2. Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения. Автореф. дисс. на соискание учен. степ. канд. пед. наук. - М. 1988.

3. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М, 2011.

4. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. - СПб., 2010.

5. Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии // Экология и жизнь. 2009. № 3.

6. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. - М., 2008.

7. Алексеев С.В. Экологическая культура и социализация подрастающего поколения // На пути к устойчивому развитию России. № 44, 2008.

8. Урсул А.Д. Модель образования XXI века: проблемы устойчивого развития и безопасности // Безопасность Евразии. 2008. № 4.

9. Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. - М., 2011.

References

1. Jeksakusto T.V. Teoreticheskie osnovy social'no-psihologicheskoj bezopasnosti: Monografija. [Theoretical basis of the socio-psychological security: Monograph]. Pod red. N.A. Lyz'. Taganrog: Izd-vo TTI JuFU, 2011.

2. Il'ina A.N. Teoreticheskie problemy vospitanija u starsheklassnikov jekologicheskoj kul'tury kak chasti ih mirovozzrenija. [Theoretical problems of education of ecological culture of senior pupils as part of their world]. Avtoref. diss. na soiskanie uchen. step. kand. ped. nauk. M. 1988.

3. Erofeev B.V. Jekologicheskoe pravo Rossii. [Environmental law in Russia]. M, 2011.

4. Lavrov S.B. Global'nye problemy sovremennosti. [The global problems of our time]. SPb., 2010.

5. Janshin A.D. Jekologija i zhizn'. 2009. № 3.

6. Zverev I.D. Uchebnye issledovanija po jekologii v shkole: Metody i sredstva obuchenija.[Academic research on the ecology of school: Methods and tools for learning]. M., 2008.

7. Alekseev S.V. Na puti k ustojchivomu razvitiju Rossii. № 44, 2008.

8. Ursul A.D. Bezopasnost' Evrazii. 2008. № 4.

9. Moiseev N.N. Filosofskie aspekty social'noj jekologii. M., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.