Сарсембаев Марат Алдангорович,
главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор
ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ПРОДУКЦИИ АПК КАЗАХСТАНА НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ВТО И ОЭСР
Если сравнить Казахстан с 50-ю крупнейшими экономически развитыми государствами, то оказывается, что у нашей страны доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (ВВП) по результатам последних лет составляла примерно 3-4 процента, в то время как у развитых стран этот показатель не превышал 5 процентов. Внутренняя и внешняя торговля развитых стран содействует национальной экономике, обеспечивая ее примерно на 14,9 процентов: на их фоне Казахстан с его 13,6 процентами выглядит примерно на их уровне. В 2015 году Республика Казахстан сумела войти в топ-лист 50 ведущих мировых экспортеров, в котором ей было отведено 43-е место. Это - неплохое достижение для молодого казахстанского государства.
Но мы не должны успокаиваться, глядя на эти показатели. Все дело в том, что Казахстан в отличие от некоторых стран ЕАЭС недостаточно стремился снижать свою зависимость от экспорта первичных сырьевых материалов. К тому же волны мирового экономического кризиса дают о себе знать. В сельском хозяйстве работает 24 процента от всего трудоспособного населения страны . А это в 5 раз больше той доли, которую аграрная отрасль занимает в составе национальной экономики. Это означает, что в принципе в сельском хозяйстве страны должны быть задействованы примерно 3-4 процента от общего числа трудоспособного населения страны. Мы не возражаем против того, чтобы в аграрной отрасли страны были задействованы 24 процента от всей численности трудоспособного населения страны. Но тогда мы вправе ожидать качественный иколичественныйрывокв сельском хозяйстве: не 3-4 процента, а 25-30 процентов от всей экономики страны. Приведенные цифры свидетельствуют об экстенсивном ведении сельскохозяйственной отрасли республики.
Такие подходы не позволят нам выдерживать конкуренцию не только в масштабах ВТО, на даже в более скромных масштабах ЕАЭС. Достаточно сказать, что Казахстан значительную часть продовольственных товаров покупает, импортирует из стран СНГ, преимущественно из России. Мы, страна, имеющая многовековой опыт развития сельского хозяйства, к сожалению, пока не можем обеспечить себя продовольствием. В этой связи хотелось бы, чтобы наши фермеры, агрохолдинги, специализированные государственные органы сорганизовались бы таким образом, чтобы произведенных в Казахстане продовольственных товаров хватило бы не только для 17 миллионного населения страны, не только для вывоза в страны ЕАЭС, но и для экспорта в страны - члены ВТО. Если мы хотим успешно функционировать в рамках ЕАЭС и ВТО, мы должны отходить от статуса сырьевой торговой экономики и держать курс на достижение статуса индустриально-аграрной инновационной экономики. Мы такое движение в этом направлении начали. Задача состоит в том, чтобы темпы этого движения были ускоренными.
Есть в сельском хозяйстве Казахстана и яркие достижения. Размер наших сельхозугодий составляет 214 миллионов гектаров, что составляет примерно 4 процента мировых ресурсов обозначенного направления. Мы гордимся тем, что «Казахстан входит в десятку крупнейших экспортеров пшеницы в мире и первую пятерку» - по «экспорту муки. Ежегодно в страны Азии поставляется до 6 миллионов тонн пшеницы, в государства Европейского союза - до 2 миллионов тонн. В целом география нашего экспорта составляет свыше 70 стран мира» (Панорама. - Алматы. - 2015. - 3 июля. - С.2). Как известно, особой популярностью в мире пользуются твердые сорта пшеницы. Поэтому есть смысл казахстанским аграриям
заняться расширением посевов именно этих сортов пшеницы, что привело бы расширению географии потребляющих стран и увеличению заинтересованных импортеров именно таких сортов пшеницы. Как сообщил Президент Республики Казахстан в своем Послании-2015, экспорт преимущественно этих товаров, сырьевых материалов и услуг вырос в 3 раза.
Члены ВТО при разработке и применении технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия не могут не учитывать некоторые особенности развития, а также специфику финансовых и торговых потребностей государств-членов из числа развивающихся стран. Заниженные регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия не должны создавать чересчур излишних требований и препятствий для осуществления экспорта из числа членов-государств из числа развивающихся стран. Вместе с тем, думается, что создавать явно тепличные условия для развивающихся стран также не стоит, поскольку такой подход не может не создавать застоя, препятствий для успешного и ускоренно экономического, в том числе аграрного, развития.
Республика Казахстан вступила в ряды Всемирной торговой организации, потому что исходит из того, что правовая система, созданная этой международной организацией, предоставляет возможность найти разумный, мирный, конструктивный подход к разрешению торговых споров между государствами-членами. ВТО настраивает на то, чтобы участвующие в спорах государства действовали исключительно в рамках действующих соглашений. У стран есть возможность обращаться к различным международным организациям, в том числе и в ВТО, в целях урегулирования возникающих торговых споров. Когда спорящие государства обращаютсявВТО, то нормы ВТО концентрируют их внимание на нормы-правила. После принятия решения государства стремятся сосредоточиться на соблюдении этих норм-правил и, при этом не исключается их последующий пересмотр. Но при всех вариантах теперь объявление войны друг другу исключается.
Из всех стран-членов и нечленов ВТО в рамках Евразийского экономического союза Республика Казахстан стала 162-м членом ВТО 27 июля 2015 года (окончательно вопрос о присоединении был решен 30 ноября 2015 года). Все остальные члены ЕАЭС стали членами ВТО несколько раньше: Кыргызстан стал 133-м членом ВТО 20 декабря 1998 года, Армения сумела стать
145-м членом ВТО 5 апреля 2003 года, Россия стала 156-м членом ВТО после многолетних переговоров, Казахстан, как мы уже отметили, стал 162 членом ВТО осенью 2015 года. С одной стороны, хорошо, что эти страны стали членами ВТО раньше Казахстана, поскольку они обрели значительный опыт пребывания в ВТО и с учетом его могут двигаться дальше. Но с другой стороны, неспешные переговоры с представителями ВТО и с членами привели к тому, что Казахстан сумел отстоять свои сельскохозяйственные интересы в виде возможности субсидирования государством сельского хозяйства на 8,5 процента, в то время как другие страны имели гораздо заниженный процент. К тому же, Казахстан может внимательно и тщательно изучить опыт этих стран и по возможности учесть их ошибки на первоначальном этапе членства в ВТО. Именно этим страна занята сегодня.
Решая свои проблемы, связанные с экспортом и импортом товаров в рамках ВТО, Республика Казахстан считает, что ее членство в данной организации дает возможность обеспечения соблюдения принципа равенства, что предоставляет развивающимся и малым странам реальные возможности для отстаивания своих кровных, торговых позиций. Равенство обеспечивается за счет того, что все решения ВТО принимаются на основе принципа консенсуса. ВТО прописывает принцип недискриминации, что снимает многие ненужные осложнения. Единый свод правил торговли упрощает весь ее режим. Такие согласованные правила позволяют правительствам выбирать наиболее приемлемое направление своей торговой политики.
Потребители и правительства богатых стран ежегодно тратят 350 миллиардов долларов, чтобы поддержать свое сельское хозяйство. Другие страны по мере своих возможностей также финансово поддерживают свое сельскохозяйственное производство. Такой протекционизм обходится дорого всему человечеству. Суть глобальной системы ВТО в этом вопросе состоит в том, что он принимает согласованные решения о снижении барьеров в торговле путем проведения переговоров и за счет повсеместного применения принципа недискриминации. В результате этого уменьшаются производственные издержки, а также снижается цена готовой аграрной продукции и услуг. Говоря другими словами, цены на импортные товары становятся дешевле. Тем самым либерализация условий торговли повысит уровень жизни простых граждан во
многих странах, в том числе в Казахстане. Недорогие импортные товары позволят нам, в Казахстане, расширить ассортимент продукции более высокого качества. При этом качество местных, казахстанских, товаров улучшится вследствие импорта. Импорт полезен еще и тем, что можно ввозить в Казахстан недостающие комплектующие детали и оборудование для агропромышленного производства.
Торговля в рамках ВТО содействует росту доходов. Это видно из того, что при снижении торговых барьеров увеличиваются торговые объемы, что ведет к появлению дополнительного дохода. По подсчетам экономистов, снижение торговых барьеров только в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, а также в сфере услуг хотя бы на одну треть, ведет к росту мировой экономики на 613 миллиардов долларов. Эта, как видим, внушительная цифра.
Казахстан вошел в ВТО и осознал ее значимость еще и потому, что торговля в рамках данной международной организации придает стимулирование экономическому росту страны, что влияет на увеличение рабочих мест, благоприятно и положительно сказывается на занятости населения. Увеличение экспортных и импортных операций, расширенная внешняя торговля ведет к увеличению рабочих мест в этой сфере. В связи с вхождением в ВТО Президент Республики Казахстан подчеркнул: «Это обеспечивает нашим предприятиям доступ к зарубежным рынкам, а потребителям - большой выбор товаров и услуг. Сегодня 90 процентов нашей торговли приходится на страны-участницы ВТО. Мы получаем возможность для создания новых производств и рабочих мест».
Сформулированные в международно-правовых актах ВТО основные принципы направлены на повышение торгово-экономической эффективности экспорта и импорта товаров и на содействие сокращению издержек и расходов. Принцип недискриминации. как мы упомянули выше, является одним из главных принципов во всей торговой системе ВТО. Кроме того, в этой системе функционирует принцип транспарентности в политике, нормах и правилах. Еще один принцип упрощения и стандартизации таможенных процедур, устранения бюрократии, создания централизованных баз данных способствует упрощению процедур мировой торговли. Поскольку наше государство, Республика Казахстан, стала членом ВТО, в этой связи она берет на себя все международно-правовые
обязательства, вытекающие из содержания документов ВТО. Чтобы реализовать эти обязательства, Казахстан должен закрепить в своем торговом законодательстве проанализированные нами принципы ВТО.
Мы должны обратить внимание на другую группу государств, которые могли бы стать инвесторами, вкладывающими свои капиталы в сферу сельскохозяйственного производства из стран, обладающих высокотехнологическим уровнем, которые рассчитывают на определенную прибыль. Но и Казахстан мог бы выиграть от этого: кадры обучились бы новым технологиям, население Казахстана получило бы соответствующие продукты. Такими богатыми инвесторами могли бы стать компании таких стран, как страны ЕС, Украина, США. Третью группу государств могли бы составить инвесторы, которые могли бы проявить интерес к производству и импорту высококачественной продукции из Казахстана, как, например, компании из арабских стран.
В ближайшей перспективе Казахстан планирует увеличить экспортной потенциал сельскохозяйственной отрасли до 8-10 процентов в общем объеме экспорта товаров республики. Производительность труда работников, занятых в агропромышленном комплексе, может увеличиться примерно в 4 раза. Урожайность пшеницы может составить 1,4 тонны с 1 гектара. Доля отечественного производства продовольственных товаров в общем объеме их ресурсов должна увеличиться до 80 процентов. Доля переработки мяса должна увеличиться до 27-30 процентов, производство молока можно довести до 40 процентов, взрастить и получить плодов и овощей в объеме примерно 12 процентов. Приведенные цифры коррелируются с общими направлениями Стратегии «Казахстан-2050» и Программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на период до 2020 года, в которой предусматривается увеличение объема государственной поддержки аграрного сектора экономики страны за счет субсидий субъектов агропромышленного комплекса в 4,5 раза. Хотелось бы надеяться, что казахстанский агропромышленный комплекс, получая из государственного бюджета солидную финансовую помощь для реализации программ собственного развития, благодаря Евразийскому экономическому союзу может реализовать свой потенциал.
Благодаря разнообразным климатическим условиям Республики Казахстан может
выращивать практически все виды культур умеренного теплового пояса, а также заниматься практически всеми видами животноводства. В Центральной Азии Казахстан относится к числу тех стран, который обеспечивает все государства региона продовольственной пшеницей, которую именуют главной экспортной позицией. Есть территории с достаточно умеренным климатом, на которых можно возделывать масличные культуры, кукурузу, плоды, овощи. Как считают в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в Казахстане есть экспортные возможности по производству мяса, поскольку этому благоприятствуют очевидные преимущества в виде огромных ресурсов и выгодного географического месторасположения.
Казахстан на севере и востоке граничит с двумя странами, которые входят в десятку самых крупных в мире стран-импортеров говядины. К этим странам относятся Россия и Китай, которые в 2014 году импортировали говядину в Казахстан более 1 миллиона тонн в сумме более 4-х миллиардов долларов. Обращаем внимание предпринимателей Казахстана на то, что они могли бы создать отрасль переработки мяса, являющейся пока свободной нишей для казахстанского бизнеса. Здесь и заложены возможности импортозамещения. Используя конъюнктуру рынка, обеспечивающей наращивание объемов сырьевой базы в виде мяса, нужно использовать высокие технологии по переработке мяса с внедрением эффективного менеджмента.
Изучение процесса прохождения товаров, в том числе продуктов сельского хозяйства, в процессе экспорта и импорта показало, что их прохождение занимает от 69 до 79 дней. Это связано с тем, что своим национальным законодательством по вопросам экспорта и импорта Республика Казахстан до недавнего времени предусматривала необходимость оформления примерно 10 документов. В этой связи только на их оформление, на получение необходимых подписей и согласований экспортеру требовалось не менее 20 дней. И это не считая того, что он был вынужден в течение 9-10 дней осуществлять таможенную очистку своих товаров. Погрузка-разгрузка экспортных или импортных товаров внутри страны осуществлялась в пределах 30-35 дней. Если мы хотим, чтобы в рамках ВТО многие страны-члены хотели бы иметь торговые дела с Казахстаном, нам нужно сократить по максимуму срок продолжительности прохождения
экспортного или импортного товара. При таких условиях мы можем надеяться на увеличение числа торговых партнеров практически по всему миру. И это для нас важно, поскольку мы можем и должны поставлять многим государствам свою пшеницу, муку и другие товары в очень краткие сроки. Сегодня мы хотим обойтись только несколькими документами, сопровождающими наш экспортный товар, в виде транспортной накладной, коммерческого инвойса (счет-фактуры), таможенной декларации на экспортный товар. Последующая торговая практика покажет нам, насколько эффективным окажется сокращение числа документов, на какое количество дней сократится прохождение экспортного или импортного товара.
С 30 ноября 2015 года Республика Казахстан официально стала 162-м членом Всемирной торговой организации. Этому предшествовал более чем 19-летний период, в течение которого с 29 января 1996 года, со дня подачи заявки нашей страной о вступлении в эту международную торгово-экономическую организацию. Мы строим свои торговые отношения с другими государствами на принципах открытого сотрудничества, недискриминации. Были разные причины, которые не позволяли Республике Казахстан быстро вступить в ВТО. Одной из них были долгие переговоры по поводу предоставления Казахстану права на субсидирование государством сельскохозяйственной отрасли. Представителям Казахстана удалось добиться того, чтобы объем субсидирования аграрной отрасли составил 8,5 процента от валовой стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции в год. Это стало солидным достижением страны, поскольку государства (Россия, Кыргызстан, Украина, Молдова, Грузия), вступившие в ВТО незадолго до вступления Казахстана, получили такой лимит в пределах не более 5 процентов. Этот объем позволит казахстанскому государству оказывать ежегодно солидную поддержку сельским товаропроизводителям в рамках осуществления Программы «Агробизнес-2020». Это означает, что таким способом Республика Казахстан получает реальные возможности не только удовлетворять потребности в питании более чем 17-миллионного населения страны, но и поставлять излишки сельскохозяйственных продуктов на экспорт в десятки стран мира.
Республика Казахстан, несмотря на то, что она недавно вступила в ряды Всемирной торговой организации (ВТО), тем не менее, она
проявляет активность в решении актуальных, злободневных вопросов этой организации. Находясь на заседании Х Министерской конференции Всемирной торговой организации с 15 по 19 декабря 2015 года, представители Республики Казахстан призвали членов ВТО отменить экспортные субсидии на вывозимую сельскохозяйственную продукцию. Голос Республики Казахстан был услышан, и ВТО приняла решение от 19 декабря 2015 года о запрете субсидирования государством экспорта сельскохозяйственных товаров в любой форме. Генеральный секретарь ВТО Р. Азеведо это решение министров об экспортной конкуренции назвал значимым событием во всей 20-летней истории данной организации. Значение этого решения состоит в том, что оно призвано обеспечить равные условия для экспорта сельскохозяйственных продуктов, товаров для фермеров всех стран-членов ВТО.
Республика Казахстан и Швейцария договорились, что Швейцария предоставит возможности по обучению наших государственных служащих, представителей бизнеса, банковской системы, судебных органов, преподавателей основам международного торгового права, вопросам экспорта и импорта товаров в рамках ВТО. Кроме того, Швейцария намерена сотрудничать с нашей страной по вопросам адаптации малых и средних предприятий к условиям членства Казахстана в ВТО, по вопросам вовлечения их в производственные и торговые дела.
Приложением №№ 29 к Договору о Евразийском экономическом союзе является Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства. К мерам государственной поддержки сельского хозяйства данный Протокол относит «меры, не оказывающие искажающего воздействия на взаимную торговлю государств-членов сельскохозяйственными товарами», меры, которые в наибольшей степени оказывают «искажающее воздействие на взаимную торговлю государств-членов сельскохозяйственными товарами», а также меры, оказывающие искажающее воздействие на взаимную торговлю государств-членов сельскохозяйственными товарами. Не совсем понятно, что означают последние два вида мер. Не ясна разница между ними. Непонятно, где проходит граница между ними. В этой связи мы предлагаем исключить нормы об этих двух видах мер вообще. Если авторы этих положений Протокола настаивают на их сохранении в тексте, тогда им нужно в этом
тексте привести ответы на наши недоуменные вопросы.
В пункте 11 Протокола говорится о товарах, в отношении которых применяются единые правила государственной поддержки сельского хозяйства, которые применяются в соответствии с правилами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС на все сельскохозяйственные товары, кроме рыб и ракообразных, на масла эфирные, белковые вещества, модифицированные крахмалы, необработанные шкуры животных, шерсть, волокно хлопковое, лен-сырец или лен обработанный и другие.
Казахстан развивает сотрудничество с Европой (50,9 процента), с Азией (25 процентов), с СНГ (20 процентов). Ключевыми партнерами страны являются Россия, Китай, Италия, Германия. Экспорт и импорт товаров, включая сельскохозяйственные товары, наполняется правовым содержанием благодаря в первую очередь наличию Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» от 12 апреля 2004 года, где экспорт и импорт товаров регулируются целым рядом статей от 16 до 22. В статье 16 закона закреплены меры и основные цели таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Статья 16-1 этого же закона устанавливает тарифные квоты на ввоз и (или) вывоз отдельных видов товаров. Это делается для того, чтобы создавать соответствующие условия, которые вели бы к улучшению структуры производства и потребления товаров в стране и обеспечению оптимального соотношения отечественных и зарубежных товаров на внутреннем рынке. Среди всех статей внешнеторгового характера есть смысл обратить особое внимание на статью 20 рассматриваемого закона, которая утверждает, что «исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования». Здесь же говорится о том, что «перечень отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, утверждается соответствующими центральными государственными органами в пределах своей компетенции по согласованию с уполномоченным органом». Это же может касаться и некоторых аграрных товаров. Лицензии (разрешение) на экспорт и (или) импорт упомянутых видов товаров выдают субъектам торговой деятельности соответствующие центральные государственные органы в рамках своей компетенции «на основе
принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики».
Импорт агропромышленных товаров из России в 2014 году рос достаточно быстро: мясо птицы более чем в 10 раз, пива - более 3 раз, разных круп и этилового спирта - более чем в 4 раза. Девальвация российского рубля привела к наплыву товаров из России, в первую очередь аграрной продукции. Но тенденция такова, что в ближней перспективе казахстанский экспорт аграрной продукции будет увеличиваться. То, что Россия ввела в противовес с европейскими санкциями свое эмбарго (запрет) на европейские продовольственные товары на российский рынок, открывает возможности не только для российских производителей, но и для казахстанских экспортеров. К тому же Россия ввела запрет и на украинские аграрные продукты и этот запрещенный импорт можно оценить примерно на 21 миллиард долларов. Эти все ниши в той или иной степени могут быть замещены казахстанскими продовольственными товарами.
Нашим сельским товаропроизводителям нужно стать конкурентоспособными не только в сфере производства сельскохозяйственных продуктов, ноисфере торговле этими продуктами. И в торговой сфере есть своя конкуренция и поэтому нашим фермерам следует изучить особенности торговли сельскохозяйственными товарами, знать потребности в этих товарах в тех или иных странах, знать соответствующие цены на них.
В 2014 году в Казахстан 126 стран мира завезли разные виды аграрной продукции: среди этих государств 4 государства Океании и Австралии, 28 американских государств, 32 азиатских, 34 европейских государств. Из американского континента к нам поступали многие виды мяса, сахар, бананы. Из Африки мы получили чай, какао, цветы. Сгущенное молоко и сливки нам поставила Россия. Большой тоннаж конины пришелся на Канаду, Аргентину и Уругвай.
Если в 2010 году мы импортировали продовольствие в объеме 2 миллионов 946 тысяч 623,7 тонн на сумму 518 миллионов 517 тысяч долларов США, то в 2014 году импорт составил 2 миллиона 109 тысяч 180 тонн в сумме 1 миллиарда 500 миллионов 442,8 тысяч долларов. Воды природные составили 1 миллион 248 тысяч 319 тонн, масло подсолнечное - более 87 тысяч тонн, пиво более 46 тонн, молоко и сливки сгущенные - более 26 тысяч тонн, макароны - более 22 тысяч тонн, рис - более 20 тысяч тонн, сыры и
творог - более 14 тысяч тонн, сахар - более 3 тысяч тонн, картофель - более 800 тонн . Ведь эти перечисленные продукты Казахстан мог бы производить сам, более того, мог бы сам стать экспортером этих товаров. Справедливости ради следует отметить, что Казахстан выступает экспортером многих продовольственных товаров из перечисленного выше списка товаров. Они являются предметами приграничной торговли Казахстана с сопредельными странами.
Заслуживает одобрения то, что в 2014 году Казахстан экспортировал пшеницу в зарубежные страны в объеме более 327 тысяч 850 тонн, хлопок-волокно - более 17 тысяч тонн, шоколад, лук - по более чем 8 тысяч тонн, мясо птицы - более 5-ти тысяч тонн, свежую рыбу - около 2 тысяч тонн.
Обогащение казахстанского правового содержания экспорта и импорта товаров, включая аграрные, происходит также за счет Кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 30 июня 2010 года, Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года, законов Республики Казахстан «Об антидемпинговых мерах» от 13 июня 1999 года, «О лицензировании» от 11 января 2007 года. Все эти казахстанские нормативные правовые акты в той или иной мере регулируют вопросы внешней торговли Казахстана аграрными и продовольственными товарами.
Недостаточно поставлена работа по переработке сельскохозяйственной продукции. Отрасль агропромышленного направления еще не набрала подобающего веса. Пока мало компаний мирового уровня, которые могли бы продвигать и сбывать казахстанскую агропродукцию на мировой рынок. Мы недостаточно изучаем рынки зарубежных стран. Между тем казахстанский рынок внимательно изучается коммивояжерами не только США, Китая и Европы, но и Сейшельских островов, островов Кука, которые стремятся сбыть на наших рынках свою сельскохозяйственную продукцию.
Аграрные продукты, тем более экологически чистые продовольственные товары, пользуются все возрастающим спросом во всем мире. Мы должны использовать свои естественные конкурентные преимущества, и пока есть возможность, государство могло бы оказывать сельским товаропроизводителям различные виды помощи, содействия. Можно освободить своих экспортеров, поставляющих агропродукцию, на
внутренний рынок России, от некоторых видов налогов, субсидировать кредитную ставку, предоставлять налоговые каникулы.
Президент страны предложил обществу и государству «100 конкретных шагов», которые призваны привести к конкретным результатам и в сельском хозяйстве. И хотя планка поднята достаточно высоко, тем не менее, мы должны ее преодолеть. Анализ внешнеторговых отношений и показателей Казахстана и Китая в период 2010-2014 годы показывает, что хотя экспорт Казахстаном разнообразной продукции, в том числе агропродукции в Китай вырос более чем в 4 раза, в физических объемах на почти 300 тысяч тонн в суммарном выражении на 108 миллионов долларов, тем не менее, Казахстан пока отстает в экспорте своих товаров в Китай по сравнению с китайским экспортом товаров в Казахстан. Но есть надежда, что тенденция роста нашего экспорта в Китай приведет к тому, что мы будем больше ввозить в Китай, чем вывозить товары, в том числе агропродукты из Китая. Нам в принципе нужно стремиться к тому, чтобы в нашем торговом балансе не только с Китаем, но и с любой страной, экспорт превышал импорт. Говоря другими словами, мы зарабатываем на экспорте и не особенно позволяем экспортировать агропродукцию из других стран, поскольку производим у себя и она для нас почти бе сплатная. Смысл выгоды состоит в том, что если наши сельские товаропропроизводители выращивают высококачественную, и, следовательно, конкурентоспособную агропродукцию, то это позволяет продавать и иметь солидную прибыль на внутреннем рынке, в то время как аналогичные агропродукты других стран либо не заходят на казахстанский рынок, а если заходят, то практически не распродаются. Наша та же самая высококачественная агропродукция, экспортированная в другие страны, несмотря на более высокие цены по сравнению с аналогичной местной продукцией, в силу своего качества, вкусности и сладости, безусловно, будут раскупаться. Ведь покупаем же мы довольно дорогие голландские розы, хотя местные розы стоят гораздо дешевле, но импортная роза гораздо изящна, красива и стройна. И так происходит с любым другим продуктом сельского хозяйства, где бы этот продукт не распродавался.
Сельские товаропроизводители Казахстана должны иметь в виду, что у них расширяются возможности для экспорта своей продукции в Туркменистан, а через него по железной дороге - в Иран. С этой страной мы торгуем со средних
веков. В связи с вводом в эксплуатацию новой железной дороги из Актау через Туркменистан в Иран, а также в связи с снятием экономических санкций с этой страны, возникает уникальная возможность использовать это иранское агронаправление.
Афганистан как потребитель нашей сельскохозяйственной продукции для Казахстана представляет особой интерес. Этот интерес связан с тем, что Афганистан, находясь в состоянии войны, военных действий, увлеченный выращиванием и торговлей наркотиков, нуждается в соответствующих сельскохозяйственных продуктах. Мы в 2014 году уже направили в эту страну 710 тысяч тонн продовольствия из 24 наименований в общей сумме 250 миллионов долларов. Афганцы закупили казахстанской муки почти 635 тысяч тонн, пшеницы - 36 с половиной тысяч тонн, макаронных изделий на 3 тысячи тонн, сахара на 1 тысячу тонн. Ассортимент сельскохозяйственных товаров и их объем в эту страну можно увеличивать.
Из центрально-азиатских государств на наш казахстанский рынок в 2010 году поступило агропродукции в объеме 366 миллионов 650 тысяч тонн в сумме 178 миллионов 198 тысяч долларов, а в 2014 году мы наблюдаем резкое увеличение: по итогам прошедшего года наши южные соседи экспортировали в нашу страну агропродуктов в объеме почти 850 миллионов тонн в сумме более 527 миллионов долларов. Если мы в южных и иных регионах Казахстана будем выращивать в большом количестве доброкачественную аграрную продукцию, то продукция государств центрально-азиатского региона на наших рынках распродавались бы по самым низким ценам, что стало бы очень выгодно отечественному потребителю.
В документе «100 конкретных шагов» шаги 34-37, 40,44-56, 60-65 относятся к развитию аграрной сферы, призванные обеспечить эффективность данной отрасли, организовать надлежащий экспорт казахстанских сельскохозяйственных товаров в зарубежные страны. «Нурлы жол» также делает упор на поддержку развития агропромышленной отрасли. Аграрный потенциал Казахстана достаточно широк. Это видно хотя бы из того, что на душу населения приходится столько продовольствия, что по этому показателю мы занимаем третье место в мире. Причинами этого можно назвать региональную специализацию аграрного направления, а также надлежащие природно-
климатические условия. В 2014 году Казахстан поставил 136 наименований аграрной продукции в суммарном выражении в 2,6 миллиарда долларов в 48 государств планеты. По экспорту муки Казахстан вот уже несколько лет занимает первое место в мире, по экспорту пшеницы - 7-8 место (в первой десятке) среди всех государств земли, по поставкам семян льна - 3 место в мире. Эти показатели должны воодушевлять наших сельских товаропроизводителей. Они должны добиваться того, чтобы по экспортным поставкам самых разных продовольственных товаров занимали первые места.
В казахстанской программе «Агробизнес -2020» есть показатели по расходованию средств, но в нем не сформулированы конкретные задачи по производству основных видов сельскохозяйственных продукции. Поэтому нужно внести соответствующие коррективы в эту программу.
Кроме того, было бы желательно обеспечить нормальное функционирование системы закупа аграрной продукции. Фермера, крестьянина надо освободить от обязанности сбывать свою продукцию: он должен заниматься производством доброкачественной сельскохозяйственной продукции. Вопросы сбыта продукции можно решать путем создания специализированных ассоциаций по закупу продукции. Другим способом закупа мог бы стать централизованный закуп государством. Оба способа можно комбинировать.
В каждом районе было бы целесообразно создать центры снабжения крестьян семенами, удобрениями, кормами, запасными частями, а также технические станции по ремонту сельхозтехники, транспортных и иных средств. Было бы целесообразно привлекать СТО на частной и государственной основе для обеспечения текущего ремонта сельскохозяйственной техники прямо на полях в процессе производства сезонных аграрных работ. Естественно, следует продумать финансовый, организационно-правовой механизм, который позволил бы держать усредненные цены.
То, что Казахстан закупает мясо за рубежом, то, что мы не можем обеспечить любителей мяса в стране мясом собственного производства, не делает нам чести. Думается, надо бы усилиями фермеров и специализированных государственных органов сконцентрировать направления по производству мяса и мясных изделий. Аким Кызылординской области заверяет, что мясная продукция в ближайшее
время будет экспортироваться на рынки других стран, поскольку фермеры области создают откормочные базы, рассчитанные на выращивание 5 тысяч голов овец и 6 тысяч голов крупнорогатого скота.
По мнению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), либерализация торговли приводит в реальное движение экономическое развитие стран и народов и оказывает максимальное содействие интегрированию многих государств в мировую экономику. Республика Казахстан должна делать все возможное, чтобы в стране либерализация торговли была проведена в полном объеме. Казахстанские ведомства, ответственные за ведение внутренней и внешней торговли должны знать, что деятельность находящегося в составе ОЭСР Директората по торговле служит созданию устойчивой системы международной торговли, экспорта и импорта товаров, в том числе сельскохозяйственных. Основывая эту систему на четко сформулированных нормах, Директорат стимулирует процесс либерализации торговли. Казахстан как приглашенное государство может наблюдать процесс воздействия либерализации торговли на повышение уровня жизни и устойчивое развитие не только государств-членов ОЭСР, но и стран, не входящих в эту организацию. Поскольку Казахстан уже вступил в ряды ВТО, ему как начинающему члену этой организации должно быть интересно, как Директорат по торговле ОЭСР со своей стороны оказывал и оказывает содействие процессу либерализации торговли, которая стала результатом терпеливых, неспешных, но успешных многосторонних переговоров государств по самым разным торговым аспектам в рамках Всемирной торговой организации. Заинтересованные государственные органы и ведомства Казахстана по торговым вопросам должны серьезно изучать проводимую Директоратом глубокую аналитическую работу, направленную на более убедительное обоснование дальнейшей либерализации международной торговли и на усовершенствование процессов экспорта и импорта необходимых товаров, включая сельскохозяйственные продукты. Такая работа будет содействовать вовлечению государств, в том числе Казахстана, в процесс анализа, подготовки и участия в нынешних и будущих торговых переговорах, что в значительной мере будет способствовать вхождению Казахстана в состав ОЭСР в качестве полноправного члена. Тем самым Казахстан приобретет немалый опыт
совершенствования своего законодательства контроля, по антидемпинговым вопросам, а по вопросам внутренней и внешней торговли, также наработает солидный опыт имплементации экспорта и импорта товаров, экспортного (осуществления) норм такого законодательства.
Список литературы
1. Байгуринов Ж. Кластер по европейским стандартам. - В газете: Казахстанская правда. - 2015.
- 10 июня. - С. 8.
2. Турысбекова А. Бренд, подаренный предками. - В газете: Казахстанская правда. - 2015. -14 июля. - С. 11.
3. Кайгородцев А.А. Экономическая и продовольственная безопасность Казахстана. Вопросы теории, методологии, практики. Монография. - Усть-Каменогорск: Медиа-Альянс, 2006. - 384 с.
4. Внешняя торговля Казахстана в 2015 году: анализ и статистика, основные экономические показатели, экспортеры и импортеры, объемы и структура импорта и экспорта по месяцам. -Источник: http://kazdata.kz/04/all-import-eksport-kazakhstan-2015.html
5. Приказ министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 21 января 2014 года № 20/48 от 24 октября 2014 года № 4-1/546 «О внесении дополнений в приказ и.о. министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 28 марта 2014 года № 4-1/165 «Об утверждении Регламента государственной услуги «Выдача экспортером зерна обязательств по поставке зерна в государственные ресурсы зерна». - В газете: Казахстанская правда. - 2015. - 11 июля. - С. 23.
6. WTO International Trade Statistics (2011) A gateway to European statistics. Available at: http://www. wto.org.
7. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство. Под ред. Д. Тарра. - Москва: Весь мир, 2006. - 587 с.
8. Айтжанова Ж. Открытой торговли обязанности и права. - В газете: «Казахстанская правда». -2015. - 1 августа. - С. 1-3.
9. ВТО: плюсы и...плюсы. - В газете: «Аргументы и факты - Казахстан». - 2015. - №26. - С. 1.
10. Осипов В. РК - ВТО: согласованы все позиции. - В газете: «Казахстанская правда». -2015.
- 24 июня. - С. 1, 4.
11. Обращение главы государства народу Казахстана в связи с завершением переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию. - В газете: «Казахстанская правда». - 2015. -23 июня. - С. 1.
12. Байбосынов Ж. На пути становления успешной страны. - В газете: «Казахстанская правда».
- 2015. - 11 июля.- С. 6.
13. Мажинов И. ВТО: с учетом национальных интересов. - В газете: «Казахстанская правда». -2015. - 11 июля.- С. 6.
14. Дулатов Ж. Стимул для развития. - В газете: «Казахстанская правда». - 2015. - 27 июня. - С. 7.
15. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство. - Москва: «Весь мир», 2006. - 588 с.
16. Смитиенко С.М. Всемирная торговая организация и проблемы регулирования международной торговли: / учебное пособие для студентов. - Москва. - 2000. - 260 с.
17. Казахстан и Всемирная торговая организация. Переговоры по сельскому хозяйству. http:// www.wto.kz
18. Всемирная торговая организация и Россия. Справочный материал. - Москва. - 2008. - 115 с.
19. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - Москва: Экономика, 2003. - 271 с.
20. Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. Под ред. В.М. Шумилова. - Москва: Финансы и статистика, 2003. - 96 с.
21. Губарева А.В., Сливкин И.В. Последствия вступления России в ВТО: правовое регулирование внешнеторговой деятельности: Монография. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2013. - 192 с.
22. Основные внешнеэкономические приоритеты РК на современном этапе. Отв. ред. М.С. Ашимбаев. — Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2004. — 216 с.
23. Мисакян М.Н. Армения и ВТО: оценка сотрудничества. - В монографии: Страны с переходной экономикой в системе ВТО». Под ред. С.Ф. Сутырина. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005.- С. 6-16
24. Академик Петр Никитенко: если ничего не менять, мы получим социальный взрыв. Интервью на тему о Беларуси и ВТО. - Интернет-источник: http://naviny.by/rubrics/economic/2009/09/29/ic_ articles_113_164705/.
25. Давлетшин А.Н. Направления государственной поддержки развития сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО. - В журнале: Российское предпринимательство. — 2013. — № 16 (238). — С. 140-144.
26. Егиазаров В. О документах, подтверждающих факт реального экспорта товаров через морские и речные порты России, стран СНГ и Балтии. - В журнале: Право и экономика. - 1998. - № 6. -С. 117-120
27. Костюнина Г. Интеграционные объединения мира. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. - Москва: Магистр, 2008. - С. 164-187.
28. Дискриминация в отношении импорта сельскохозяйственного оборудования. - В книге: Смбатян А.С. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО. - Москва: Волтерс Клувер, 2006. -С. 52-55.
29. Торговля. - В брошюре: Организация экономического сотрудничества и развития. - Париж (Франция): OECD, 2007. - С.15.
30. Issues in Agricultural Trade. Proceedings of the 2014 OECD Global Forum on Agriculture. - Paris (France): OECD Publishing, 2015. - 154 p.
31. Доброта Л. Занятость обеспечит животноводство. - В газете: «Казахстанская правда». - 2016. - 12 января. - С. 9.
Эта статья посвящена раскрытию юридического содержания экспорта и импорта сельскохозяйственных товаров в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. Право внешней торговли Казахстана аграрными продуктами находится во взаимодействии с нормами права ВТО и ОЭСР. Как добиться этого наилучшего взаимодействия: именно эта цель является одной из главных целей исследования этих вопросов.
Ключевые слова: сельское хозяйство, импорт, экспорт, агропромышленный комплекс, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития, антидемпинговые меры, эмбарго, агробизнес.
This article deals with the disclosure of the legal content of exports and imports of agricultural products in accordance with the requirements of the World Trade Organization and the Organization for Economic Cooperation and Development. The right of foreign trade in agricultural products in Kazakhstan is in communication with the law of the WTO and the OECD. How best to achieve this cooperation: this goal is one of the main purposes of the study of these issues.
Keywords: agriculture, import, export, agricultural industrial complex, the World Trade Organization, the Organization for Economic Cooperation and Development, the anti-dumping measures, embargoes, agribusiness.
Марат Алдоцгарулы Сэрсембаев,
КР Зацнама институты халыщаралыщ зацнама жэне салыстырмалы щущыщтану бвлiмiнiц бас гылыми щызметкерi, з.г.д., профессор
Дуниежузшш сауда уйымы мен Экономикалыц ынтымацтастыц пен даму уйымы талаптарына сэйкес Цазацстанныц АОК втмдерш экспортца шыгарудыц жэне импорттаудыц цуцыцтыц мазмуны
Сарсембаев Марат Алдангорович,
главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, д.ю.н., профессор
Правовое содержание экспорта и импорта продукции АПК Казахстана на основе требований ВТО и ОЭСР
Sarsembayev Marat Aldangorovich,
Chief research fellow of Department of the international legislation and comparative law of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor
The legal content of the export and import of agricultural products in Kazakhstan based on the requirements of the WTO and the OECD