Научная статья на тему 'Правовое регулирование взаимоотношений информационно-инновационных технологий и законодательных факторов в сфере высшего образования'

Правовое регулирование взаимоотношений информационно-инновационных технологий и законодательных факторов в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / SMART-ТЕХНОЛОГИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА / EDUCATION / SMART TECHNOLOGIES / LEGISLATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / THE PROCESS OF REFORMING / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE MODERN UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чибисова Е. И., Чибисов О. В.

Статья посвящена проблеме правового регулирования взаимоотношений информационно-инновационных технологий и законодательных факторов в сфере высшего образования. Рассматриваемый подход предполагает увеличение возможностей в современной экономической и социальной политике Российской Федерации, где особое место занимает высшее образование, предопределяя тем самым значение четкого и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующей сферы общественных взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чибисова Е. И., Чибисов О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RELATIONS BETWEEN INFORMATION AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND LEGISLATIVE FACTORS IN HIGHER EDUCATION

The article deals with the problem of legal regulation of relations of information and innovation technologies and legislative factors in higher education. This approach would increase the opportunities in the current economic and social policy of the Russian Federation, where is the higher education, thereby prejudging the value clear and effective legal regulation of social relations.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование взаимоотношений информационно-инновационных технологий и законодательных факторов в сфере высшего образования»

базовой модели социальной отчётности российских корпораций целесообразно было бы временно принять наиболее широко используемый в сегодня стандарт GRI, кроме того, применительно к нашей стране следует включить в структуру социального отчёта информацию о взаимоотношениях компании с государственными органами власти и местным самоуправлением являющимся фундаментом финансовой системы России.6

Литература:

1. Кушпов В.А. Социальная ответственность как фактор развития предприятий: диссертация [Текст] / В.А.Кушпов. - Челябинск:

Издательство ГОУВПО «Челябинский государственный университет», 2010. - 76;

2. Чибисова,Е.И. Budgetary process. Specific of formation, function and planning of state budget. [Текст] / Чибисова Е.И. // Бюджетный процесс. «Особенности формирования, функционирования и планирования государственного бюджета»: // Сборник научных трудов. - М.: Вестник МНЭПУ. - 2011. - 288с.;

3. AccountAbilityPrinciplesStandard (Стандартизация западных стран): [Электронный ресурс] URL: http://www.accountability.org (дата обращения 05.04.2014);

4. МСФО ФМ [Электронный ресурс] URL: http://www.msfofm. ru (дата обращения 02.06.2014).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В

СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чибисова Е.И., к.э.н., доцент кафедры «Математического обеспечения информационных систем и инноватики» Московского

государственного университета экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), г.Москва Чибисов О.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансов, кредита и банковского дела» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), г. Москва

Статья посвящена проблеме правового регулирования взаимоотношений информационно-инновационных технологий и законодательных факторов в сфере высшего образования. Рассматриваемый подход предполагает увеличение возможностей в современной экономической и социальной политике Российской Федерации, где особое место занимает высшее образование, предопределяя тем самым значение четкого и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующей сферы общественных взаимоотношений.

Ключевые слова: образование, smart-технологии, законодательство, инновационные технологии, процесс реформирования, инновационного развития современного ВУЗа.

LEGAL REGULATION OF RELATIONS BETWEEN INFORMATION AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND LEGISLATIVE FACTORS IN HIGHER

EDUCATION

Chibisova E., Ph.D., Associate Professor of the Chair of information systems and software technology innovation Moscow State University of

Economics, statistics and Informatics (MGUISI), Moscow, Russia Chibisov O., Ph.D., associate professor at the Department of finance, credit and banking, Moscow State University of Economics, statistics and

Informatics (MGUISI), Moscow, Russia

The article deals with the problem of legal regulation of relations of information and innovation technologies and legislative factors in higher education. This approach would increase the opportunities in the current economic and social policy of the Russian Federation, where is the higher education, thereby prejudging the value clear and effective legal regulation of social relations.

Keywords: education, smart technologies, legislation, innovative technologies, the process of reforming, innovative development of the modern University.

Организация учебного процесса в высших учебных заведениях входит в круг фундаментальных проблем функционирования современного демократического государства и общества.

Актуальность проблемы заключается в том, что в современной экономической и социальной политике Российской Федерации особое место занимает высшее образование, предопределяя тем самым значение четкого и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующей сферы общественных взаимоотношений.

Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства, когда инновации проникаю во все сферы жизнедеятельности современного человека и гражданина.

Болонская конвенция рассматривает систему образования как предоставляющую образовательные услуги. Российская же система образования, наряду с обучением, предусматривает формирование мировоззрения учащихся, студентов. В условиях же рыночных отношений выживаемость вуза будет определяться его конкурентоспособностью. Следовательно, главная задача вуза - повышать качество образовательных услуг, востребованных практикой.

Сегодня в рамках перехода на МФСО Россией были предложены три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативный, инновационный и целевой (форсированный) - "Прогноз долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации на период до 2030 года".1

Консервативный сценарий характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и средне- технологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Так, среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0 - 3,2% в 2013 - 2030 годах. Согласно прогнозным показателям экспертов Министерства экономического развития экономика к 2030 году увеличится всего от 1,7 до 2 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. Данный сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 - 2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0 - 4,2% в 2013 - 2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3% к 2030 году.

108 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2014 |

Целевой (форсированный) сценарий разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного не сырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала. Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,0 - 5,4%, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 5,3% мирового ВВП к 2030 году. Различие сценариев вытекает из внутренних факторов, разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности. Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и не предполагает полномасштабного перехода к новой модели развития.

Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров как на уровне корпораций, так и государственного управления, неэффективностью механизмов координации усилий. Также Прогноз включает в себя положения, характеризующие, в частности, вопросы развития человеческого капитала и уровня жизни населения, развития науки, техники и инноваций, производственной инфраструктуры, агропромышленного комплекса, рассматриваются вопросы территориального развития, внешнеэкономической деятельности, развития малого предпринимательства, приводится долгосрочный прогноз параметров развития бюджетной системы.2

Отстранение вуза от потребностей практики, рынка будет неизбежно сказываться на сроке запуска инновационных проектов. Для западных вузов подобная ситуация является естественной. Для российских вузов переход к новым «правилам жизни» потребует существенной перестройки стратегии научной и образовательной деятельности. Им предстоит превратить образовательные услуги в источник дохода и финансирования своей деятельности, подобно западным университетам.

Необходимо отметить, что сегодня отсутствует уверенности в том, что российские вузы легко и быстро смогут перестроить свою деятельность в этом направлении - инерционность менталитета российских чиновников хорошо известна. Включения России в Болонский процесс также неизбежно, как и вступление во Всемирную Торговую Организацию - ВТО, однако на унификацию образования приходит конфликт со сложившимися особенностями национальной системы - это относится не только к России, но и к другим странам. Таким образом, включение в Болонский процесс необходимо, но оно должно осуществляться на основе интеграции, а не механического включения российской системы образования в другую (европейскую) с неизбежной при этом деформацией достоинств национальной системы образования.

Развернувшаяся реформа российского образования, процессы интернационализации в сфере высшего образования, создание единого европейского образовательного пространства и вхождение России в Болонский процесс делают теоретические исследования системы нормативно-правового регулирования образования особо актуальными.

Анализ действующих процессов в ВУЗах позволяет сделать вывод о том, что сегодня в них одновременно сочетаются два начала: общественное - поддерживающее интересы граждан в понимании необходимости обучения, постоянного повышения своего профессионального уровня, в общем разностороннем развитии, в стремлении к профессиональному росту и, как следствие, улучшению качества жизни, и государственное - законодательно регулируемая составляющая, разрешающая либо запрещающая, способствующая развитию или же узурпирующая его.

Правильное осознание законодательно-нормативной базы, понимание работы системы, механизмов, подбор рациональных инструментов, являющихся их составляющими, а также применение информационно-инновационных технологий в образовании позволяет высшим учебным заведением эффективно осуществлять свою

деятельность и двигаться вперёд.

Существующая в настоящий момент система источников права, которыми регулируются отношения в области вузовского и послевузовского образования, включает два уровня нормативно-правового регулирования: "внутренние", российские нормативные правовые акты, и "внешние", международно-правовые акты. В свою очередь, система "внутренних" российских актов представлена нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне и включающими федеральные законы и подзаконные нормативные акты, такие как:

- Конституцией РФ в части 43 статьи определено право на образование; в ст. 72 (п.1) общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в ст.114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования

- Федеральный закон от 22.08.96 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании» регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и пр.

В нем содержатся правовые нормы, регламентирующие следующие основные направления в сфере высшего и послевузовского образования:

- система высшего и послевузовского образования и управление этой системой;

- статус субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского образования;

- экономика системы высшего и послевузовского образования;

- международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений.

- Законом РФ от 29.12.2012. N 273-Ф3 "Об образовании" (вступил в силу 01.10.2013г.) регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает "целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

В Законе РФ "Об образовании" регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации, а также содержатся нормы, непосредственно касающиеся высшего и послевузовского образовании (например, ст. ст. 24, 25);

- иными "профильными" федеральными законами, или же законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования. В системе актов российского законодательства, регулирующих отношения в сфере высшего и послевузовского образования, наряду с Законом о высшем образовании и Законом РФ "Об образовании" присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования. Например, Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", от 12 июля 1995 г. (последние изменения Федеральная программа развития образования в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015гг., утвержденную постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61, кроме того - Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020г.г. и Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.

- "непрофильными" законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Эти законы

1 Подготовленный Минэкономразвития России Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе;

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (расширенная версия долгосрочного прогноза, утвержденного Правительством Российской Федерации, с дополнительными рабочими материалами) - http://www.consultant.ru/ © Консультант Плюс, 1992-2013.

2 http://www.consultant.ru/law/hotdocs/24844.html - © Консультант Плюс, 1992-2013 Дата публикации: 01.04.2013 г.

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №3 2014 | 109

занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского образования. Большое количество таких законов, их "разнокалиберность" (в одних законах содержатся одна, две статьи по образовательной проблематике, в других - целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в "профильных" законах об образовании, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования.

На сегодняшний день в России действует как основные, так и непрофильные законы регламентирующие образовательную деятельность. Многочисленные "непрофильные" законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы:

а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации высшего и послевузовского образования в Российской Федерации;

б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования;

в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений;

г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений;

д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в такие группы как:

1. Указы Президента РФ, среди которых можно выделить:

а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;

б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики высшего и послевузовского профессионального образования.

2. Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию высшего и послевузовского профессионального образования, либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам высшего и послевузовского профессионального образования.

Вышеперечисленный многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:

1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ;

2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе:

а) "профильные", то есть принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;

б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой высшего и послевузовского профессионального образования.

Таким образом можно сделать вывод, что в России действует огромное количество законодательный актов, которые прямо и косвенно регулируют образовательную деятельность, что негативно сказывается на процесс обучения, а также ограничивает возможности ВУЗа, поэтому для наиболее эффективного функционирования ВУЗа и развития новых инновационных форм обучения с применением smart-технологий необходима стандартизация и унификация законодательного регулирования В РФ, что сделает Российские ВУЗы наиболее конкурентоспособными и востребованными на рынке международных образовательных услуг.3

Развитие научных и культурных обменов, академическая мобильность и интенсификация обменов студентами, а также другие причины, содействующие расширению международного сотрудничества в сфере образования, обусловливают неизбежность международно-правовой регламентации образовательных отношений. К настоящему времени уже сформировался значительный блок международно-правовых актов в области образования.

Нормы, регулирующие образовательные отношения, могут содержаться как в международных договорах и соглашениях, регулирую-

щих исключительно образовательные отношения, так и в различных договорах и соглашениях, в которых вопросы образования затрагиваются прямо или опосредованно, наряду с другими вопросами.

Примером последних может служить Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.). Так, в ст.13 вышеуказанного международно-правового акта закреплено право каждого человека на образование и определены основные гарантии реализации этого права.

Другим примером может послужить - Конвенция о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН). Ряд статей этой Конвенции (например, ст. ст. 28, 29, 32, 33 и др.) также затрагивают сферу образования.

Отдельные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях (договорах, соглашениях). Среди последних можно выделить:

- международно-правовые акты универсального характера, многие из которых приняты под эгидой ООН, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организации труда (МОТ) и пр.;

- так называемые региональные международно-правовые акты, принятые в рамках Совета Европы, СНГ, региональные конвенции ЮНЕСКО;

Нормы, регулирующие образовательные отношения, могут содержаться в международно-правовых актах, основное содержание которых непосредственно не связано со сферой образования: например, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Разнообразные соглашения по сотрудничеству в сфере образования заключаются на двустороннем уровне: например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (заключено в Риме 10 февраля 1998г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (заключено в Москве 15 февраля 1994 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (заключено в Ташкенте 27 июля 1995 г.) и др. Сегодня это Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013] [Глава I] [Статья 4].

На двустороннем уровне вопросы сотрудничества в сфере образования могут затрагиваться, помимо межправительственных соглашений в иных правовых и дипломатических актах, таких как меморандумы, протоколы и пр. В развитие двусторонних соглашений договаривающиеся стороны могут принимать программы сотрудничества в сфере образования (например, Программа сотрудничества в области культуры, образования и науки между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македония на 2004 - 2006 годы (принята в Москве 16 октября 2003 г.)).

Договоренности о развитии сотрудничества могут достигаться не только на межправительственном, но и на межведомственном (министерском) уровне: Протокол между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования и исследований Румынии о сотрудничестве и обменах в области образования на 2002/2003 и 2003/2004 учебные годы (подписан в Бухаресте 27 марта 2003 г.).

Соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Молдова о сотрудничестве в области дошкольного, общего, начального профессионального и педагогического образования (заключено в Москве 8 октября 1996г.) и пр. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров установлен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2012г.). Законодательный акт применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол и пр.).

Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к международным договорам, полностью урегулированы этим законом, поэтому он должен применяться в единстве с двумя Венскими конвенциями о праве международных договоров (одна из них - Конвенция 1969 г. -касается договоров с участием государств, другая - Конвенция 1986 г. - договоров с участием государств и международных организаций)

110 ТКАШРОКТ ВШШБББ Ш КиББ1А | №3 2014 |

и нормами международного обычного права, которые регулируют вопросы, не нашедшие разрешения в положениях упомянутых Венских конвенций.

Проанализировав систему нормативно-правовых актов в сфере регулирования высшего и послевузовского образования, можно сделать вывод, что на сегодняшний день сформирована обширная нормативно-правовая база в данной области. Высшие учебные заведения в условиях современной рыночной экономики, основанной на информационных smart-технологиях так же не может существовать без прямого и косвенного контроля, и поддержки со стороны государства. В настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, значительным ростом объёмами и многообразием стоящих перед государством и обществом задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства - таких, например, как план социально-экономического развития 2020 и 2030 и прочие, такие как (переход на МФСО, МСА, LAS).

Каждый передовой инновационный вуз с точки зрения эффективного стратегического развития и конкурентоспособности в современных условиях рыночных отношений и повышенному спросу к образованию в России, должен иметь инновационную стратегию, рассматривать и разрабатывать ряд инновационных проектов, что значительно повысит его рейтинг, улучшит качество образования и будет способствовать возможности привлечь дополнительных студентов, а также вовлечь собственных сотрудников на договорных основах к данным проектам.

Данная процедура приведёт к взаимовыгодному сотрудничеству между вузом и его сотрудникам, и как результат даст конкурентное преимущество по отношению к другим вузам, например, в части успешного участия в конкурсах и получения грантов (рис. 1.)

Одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на качество образования и развитие инновационной деятельности в образовании являются факторы, регулирующие информационно-инновационные, технологические и законодательные процессы.

Без чёткого понимания механизма факторов, регулирующих информационно-инновационные, технологические и законодательные процессы, невозможно создание (построение) новой системы электронного документооборота, а также инновационного общества в целом, поэтому, прежде всего, необходимо рассматривать вопросы, связанные с осуществлением контроля.

Контроль как процесс проверки, анализ оценки качества выполнения поставленных задач, эффективности тех или иных методов управления и формирования на этой основе необходимых мер регулирования и координации всей системы управления, является

важнейшим звеном функционирующей системы.

Внедрение и развитие различных новаций и инноваций в учебный процесс в России обусловливает необходимость теоретического осмысления данных процессов в правовом аспекте, используя анализ исторического прошлого, зарубежного опыта и современных тенденций.

Создается российская система информационно-инновационных технологических и законодательных процессов о которых можно говорить, как о модели информационно-инновационных технологий Вузовского образования в РФ.

Литература:

1. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. Под ред. К.Пурсиайнена и С.А.Медведева - проект финансируется ЕС - М.: РЕЦЭП, 2005. - 199 с.;

2. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (расширенная версия долгосрочного прогноза, утвержденного Правительством Российской Федерации, с дополнительными рабочими материалами) - http:// www.consultant.ru/ © Консультант Плюс, 1992-2013;

3. Кузнецов Андрей, генеральный директор медиа-холдинга "ОПОРА - Кредит". ОПОРА-КРЕДИТ как экспертная площадка по вопросам кредитования малого и среднего бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ускова Ольга Анатольевна, Президент группы компаний Cognitive Technologies — российского разработчика ПО и ИТ-решений. Президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ);

5. Чибисова Елена Ивановна, Чибисов Олег Валерьевич, «Инновационный подход. Применение оценочных показателей для повышения качества контроля над эффективностью использования бюджетных средств», - М: 2013, «Интеграл» № 3;

6. http://www.consultant.ru/ - "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России). ©Консультант Плюс, 1992-2013http://www.iecp.ru/eds/legislation/electronic-document/ -Электронная цифровая подпись. Единый портал ЭЦП РФ;

7. http://www.rg.ru - Российская Бизнес-газета. Творчеству дадут свободу. Закон "Об инновационной деятельности" переведет ее на саморегулирование;

8. http://izvestia.ru/news/543563 - Изд. «Известия». Проект закона об электронном документообороте 11.02.2013;

9. http://izvestia.ru/news/ - Игорь Соловьев «Известия» 11.02.2013 г.

Рис. 1. Схема инновационного развития современного ВУЗа

3 Чибисова Елена Ивановна, Чибисов Олег Валерьевич, «Инновационный подход. Применение оценочных показателей для повышения качества контроля над эффективностью использования бюджетных средств», - М: 2013, «Интеграл» № 3.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2014 | 111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.