Научная статья на тему 'Стратегии реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка с инвалидностью в России'

Стратегии реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка с инвалидностью в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / THE INDIVIDUAL PATH OF EDUCATION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / РЕАЛИЗУЮЩИЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THAT IMPLEMENT INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саитгалиева Гузель Газимовна

Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современной социальной реальности теме реализации индивидуальной образовательной траектории детьми с инвалидностью и с ОВЗ. Предметом анализа выступают законодательные основы, позволяющие ребенку с особыми образовательными потребностями реализовать свое право на образование в современных образовательных организациях. Автор ставит целью раскрыть содержание законодательных документов, способствующих реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка с инвалидностью и возможности реализации своего права на образование детьми с инвалидностью в современных условиях (по результатам социологического исследования). Метод или методология проведения работы. Методологическим основанием изучения процесса реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка с инвалидностью является использование интегративно-семиотического, личностно-ориентированного, аксиологического, инклюзивного и здоровьесберегающего подходов, а также контент-анализ и сравнительный анализ. Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автором проанализированы важнейшие законодательные документы с одной стороны способствующие образовательной инклюзии детей с инвалидностью, с другой имеющие определенные сложности реализации в современных условиях, подтверждаемые данными социологического исследования. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере социального проектирования и прогнозирования состояния образовательной среды, учитывающей особые потребности и способствующие социальной инклюзии обучающихся с инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саитгалиева Гузель Газимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF IMPLEMENTATION INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN RUSSIA

Purpose. The article is devoted to the essential problem of modern social reality implementation of individual educational trajectories for children with disabilities and limited health capabilities. The subjects of analysis are the legislative framework allowing children with special educational needs to realize their right for education in modern educational institutions. The author sets as the purpose to open contents of the legislative documents promoting realization of an individual educational trajectory of the child with disability and possibilities of realization of the right for education by children with disability in modern conditions (by results of a sociological research). Methodology. The methodological basis of studying the process of implementation of individual educational trajectory for children with disabilities is using integrative, semiotic, personality-oriented, axiological, inclusive, health-related approaches and content analysis and comparative analysis. Results. Author has analyzed the most important legal documents, which, on one hand, promote educational inclusion for children with disabilities, but on the other have certain complexities of realization in modern conditions, according sociological poll. Practical implications. The research results can be applied in the field of social planning and forecasting the state of the educational environment taking into account special needs and promoting social inclusion of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Стратегии реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка с инвалидностью в России»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-264-280 УДК 316.4.063.3

СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕБЕНКА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РОССИИ

Саитгалиева Г.Г.

Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современной социальной реальности теме реализации индивидуальной образовательной траектории детьми с инвалидностью и с ОВЗ. Предметом анализа выступают законодательные основы, позволяющие ребенку с особыми образовательными потребностями реализовать свое право на образование в современных образовательных организациях. Автор ставит целью раскрыть содержание законодательных документов, способствующих реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка с инвалидностью и возможности реализации своего права на образование детьми с инвалидностью в современных условиях (по результатам социологического исследования).

Метод или методология проведения работы. Методологическим основанием изучения процесса реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка с инвалидностью является использование интегративно-семиотического, личностно-ориентированного, аксиологического, инклюзивного и здоровьес-берегающего подходов, а также контент-анализ и сравнительный анализ.

Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автором проанализированы важнейшие законодательные документы с одной стороны способствующие образовательной инклюзии детей с инвалидностью, с другой - имеющие определенные сложности реализации в современных условиях, подтверждаемые данными социологического исследования.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере социального проектирования и прогнозирования состояния образовательной среды, учитывающей особые потребности и способствующие социальной инклюзии обучающихся с инвалидностью.

Ключевые слова:ребенок с инвалидностью; дети-инвалиды; индивидуальная траектория образования; инклюзивное образование; образовательные организации; реализующие инклюзивное образование.

STRATEGY OF IMPLEMENTATION INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN RUSSIA

Saitgalieva G.G.

Purpose. The article is devoted to the essential problem of modern social reality - implementation of individual educational trajectories for children with disabilities and limited health capabilities. The subjects of analysis are the legislative framework allowing children with special educational needs to realize their right for education in modern educational institutions. The author sets as the purpose to open contents of the legislative documents promoting realization ofan individual educational trajectory of the child with disability and possibilities of realization of the rightfor education by children with disability in modern conditions (by results of a sociological research).

Methodology. The methodological basis of studying the process of implementation of individual educational trajectory for children with disabilities is using integrative, semiotic, personality-oriented, axio-logical, inclusive, health-related approaches and content analysis and comparative analysis.

Results. Author has analyzed the most important legal documents, which, on one hand, promote educational inclusion for children with disabilities, but on the other - have certain complexities of realization in modern conditions, according sociological poll.

Practical implications. The research results can be applied in the field of social planning and forecasting the state of the educational environment taking into account special needs and promoting social inclusion of students with disabilities.

Keywords: children with disabilities; the individual path of education; inclusive education; educational organizations that implement inclusive education.

Введение

Современные социальные реалии расширяют возможности получения образования детьми с инвалидностью, что является одним из основных условий успешной социализации личности, обеспечения дальнейшего полноценного их участия в жизни общества. Министерство образования и науки РФ формулирует фундаментальную задачу перестройки системы образования таким образом, чтобы учитывались возможности и потребности каждого ребенка.

В последние годы в Российской Федерации констатируется увеличение образовательных организаций, реализующих инклюзивный подход в образовании детей с инвалидностью и с ОВЗ. Этому способствовала реализация Государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы», благодаря которой массовые школы получили финансовую поддержку для создания условий получения детьми-инвалидами образовательных услуг.

Изложение основного материала статьи

Одной из основных проблем в рамках внедрения инклюзивного образования в систему общего образования является организация образовательного процесса таким образом, чтобы придать уверенность в своих силах детям и подросткам с инвалидностью, мотивируя их учиться вместе с другими детьми, что обуславливает необходимость учитывать возможности и интересы каждого обучающегося с особыми потребностями, т.е. необходимость оказания помощи ребенку в реализации индивидуальной образовательной

траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм индивидуализации обучения.

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в число которых, как мы полагаем, входят и дети с инвалидностью, с нормативно развивающимися сверстниками. Идея инклюзивного образования состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с инвалидностью необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Основополагающими международными документами, обеспечивающими реализацию права ребенка с инвалидностью на достойную жизнь и образование является Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г. Содержание данного документа направлено на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав. Общими принципами Конвенции являются, в частности, уважение особенностей инвалидов и присущего им достоинства,

признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия, равенство возможностей, доступность, равенство мужчин и женщин, уважение прав детей-инвалидов. Положения об инклюзивном образовании также включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье 24 Конвенции в частности говориться о том, что все инвалиды имеют право на образование; в целях реализации инвалидами права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека (Ст. 24). Инвалиды должны иметь наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания. При этом должно быть обеспечено разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности. Инвалиды должны получать внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (2006 г.).

Начиная с 90-х годов прошлого века в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. На сегодняшний день реализация права ребенка с инвалидностью на образование в Российской Федерации регулируется следующими законодательными документами: Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании » (2012 г.), Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995 г.), «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и др.

Обновленный перечень инструментов нормативного правового регулирования, подготовленных с учетом задач и ключевой проблематики в области обучения детей с инвалидностью и с ОВЗ, а также возможности формирования условий, способствующих

получению данной категорией детей образовательных услуг, составляют прочный базис в реализации инклюзивного подхода в предоставлении образовательных услуг данной категории детей.

Кратко охарактеризуем векторную направленность и модальность некоторых из них.

Принятие Федерального закона «Об образовании» (2012 г.) закрепило право ребенка с ограниченными возможностями здоровья обучаться в среде здоровых школьников, в массовых образовательных организациях. В содержании данного Федерального закона законодательно определено понятие «инклюзивное образование», которое в российской системе образования трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Ст.2, ФЗ «Об образовании»). Образование детей с инвалидностью, может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 4 ст. 79).

В Семейном кодексе РФ закреплены права и обязанности родителей по воспитанию своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка и имеют на это преимущественное право перед всеми другими лицами. В их обязанности также входит обеспечение получение детьми общего образования. Наиболее важным правом является право родителей выбора образовательной организации, формы получения образования и формы обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов, является Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. .№175, пролонгированная до 2020 года. Согласно положениям данной Программы доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить

совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна увеличиваться с каждым годом реализации Государственной программы. Государственная программа определяет одно из приоритетных направлений государственной политики, которое должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012— 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. В ней в частности говорится о необходимости обеспечения достижения высоких международных стандартов в области прав ребенка, формирование единых подходов в решении актуальных проблем детства, разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. Стратегия предусматривает законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).

Министерство образования и науки Российской Федерации приказом от 19.01.2015 № 1598 утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и приказом от 19.01.2015 № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обуча-

ющихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

В основу Стандарта обучающихся с ОВЗ положены деятель-ностный и дифференцированный подходы. Стандарт устанавливает сроки освоения Адаптированной образовательной программы начального общего образования от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту. СФГОС предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения начального общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК и мнения родителей (законных представителей).

Анализ существующих социологических исследований показывает, что при решении вопроса о модели (организационной форме) включения ребенка с инвалидностью в образовательную среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд показателей, которые условно можно разделить на «внутренние» и «внешние» [9,11,12, 17].

К внешним показателям относится система условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, к внутренним -уровень его психофизического и речевого развития.

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

1. Ранее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, так как в этом случае можно достичь принципиально иных результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в массовом учреждении;

2. Желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность реально помогать своему ребенку в процессе его обучения;

3. Наличие возможности оказывать ребенку с инвалидностью эффективную квалифицированную коррекционную помощь;

4. Создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного (совместного, инклюзивного) обучения.

К внутренним условиям относятся:

1. Уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

2. Возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

3. Психологическая готовность ребенка к совместному обучению.

На наш взгляд, представленные выше внутренние и внешние

условия требуют некоторой конкретизации и дополнений, а именно, в части внешних условий видится необходимым дополнения социальными условиями:

1. Создание в образовательной среде условий, при которых реально происходят и дают результаты внутренние процессы индивидуального самообразования ребенка с инвалидностью;

2. Преодоление коммуникационных барьеров среди участников образовательного процесса: работа с педагогическим коллективом и персоналом образовательной организации, родителями здоровых детей, а также со здоровыми детьми по формированию благоприятного психологического климата для включения ребенка с инвалидностью в учебный процесс.

В рамках реализации проекта по обучению родителей, воспитывающих ребенка с инвалидностью ФГБОУ ВПО Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы в 2015 году, было проведено социологическое исследование, направленное на изучение положение семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью. Целью исследования являлось получение реальной информации об отношении родителей к образованию

своего ребенка, типах воспитательной стратегий, избираемых родителями при рождении в семье ребенка, имеющего отклонения в состоянии здоровья. Это необходимо для определения ключевых барьеров и препятствий, формирующихся в процессе воспитания и влияющих на формирования будущего стиля жизни ребенка с инвалидностью.

В ходе опроса свое мнение смогли высказать 115 родителей, проживающих в г. Уфе, в котором проводилось социологическое исследование. В групповых интервью и фокус группах приняли участие 86 родителей детей с инвалидностью. Путем интервьюирования были опрошены 29 родителей. Уровень образования родителей высокий, более 90% опрошенных имеют высшее профессиональное образование. Полученные данные позволяют сделать выводы, характеризующие проблемы положения семьи с ребенком с инвалидностью в условиях современного мегаполиса.

Дети с инвалидностью и инклюзивное образование

Нынешний уровень оказываемой детям с инвалидностью поддержки все родители рассматривают как низкий (от 84% среди родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата до 59% среди родителей детей с нарушением слуха). Более подробно это мнение формулируется в отношении конкретных законов и реформ. Отмена внеочередного обслуживания ребенка с инвалидностью в учреждениях здравоохранения, рост цен на лекарства и медицинские препараты - вот несколько примеров, которые повлияли на жизненную ситуацию семьи с ребенком с инвалидностью.

Последствия принятия ФЗ «Об образовании (2012 г.), закрепившего право на инклюзивное образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовых школах воспринимается родителями неоднозначно. Так, мнения относительно роли закона «Об образовании» в образовательной стратегии ребенка с инвалидностью довольно разнородны. В целом 33% указывают, что ничего не изменилось в их жизни, тогда как для 52% изменения в жизни все же произошли. Среди тех, кто отмечает изменения,

мнения тоже разделились: одни видят значительные перемены к лучшему, так как появилась возможность выбора формы обучения (5%) или немногим лучше (16%), а также те, кто полагает, что обучение в массовой школе невозможно (18%) или вообще не верят в возможность обучения своего ребенка (10%).

Родители детей с инвалидностью порой оказываются в безвыходной ситуации: «если я откажусь от обучения в специальной (коррекционной) школе, а вдруг мы не сможем учиться в массовой школе, ведь сегодня в массовой школе нет тьюторов, специалистов по сопровождению...» (из интервью с родителем). Многие родители уверенно заявляли, что непродуманность оплаты труда тьюторов, специалистов по сопровождению в массовой инклюзивной школе в законодательстве на федеральном уровне можно оправдать только тем, что это очередное декларирование прав ребенка с инвалидностью или на них просто решили сэкономить. Напомним, что в соответствии со ст.9 ФЗ «Об образовании (2012 г.) нормативные затраты на обучение одного ученика определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации [15].

Здесь будет уместным отметить, что в условиях нормативно-подушевого финансирования образовательных организаций отсутствие повышенного коэффициента на ребенка с инвалидностью в массовом классе на региональном уровне сводит на «нет» идею инклюзивного подхода в образовании.

Ограниченные возможности здоровья, необходимость создания и использование специальных условий обучения у многих руководителей и педагогов образовательных организаций вызывает раздражение и негативную реакцию. Опрошенные родители отмечают, что при устройстве ребенка с инвалидностью в массовую школу нередки случае, когда руководитель общеобразовательной организации отговаривает родителей от поступления в данную школу или просит родителей написать заявление об отказе в создании специальных условий для обучения для ребенка с инвалидностью (Таблица 1).

Таблица 1.

Приходилось ли Вам лично сталкиваться с какими-нибудь формами притеснения при выборе образовательной организации для своего ребенка? %

Дети с на- Дети с на- Дети с нарушением

рушением рушением опорно-двигатель-

зрения слуха ного аппарата

Да, отговаривали от

поступления в массо- 54,1 38,4 53,2

вую школу

Предлагали отказать-

ся от специальных 37,1 45,5 38,7

условий обучения

Нет 2,1 8,4 3,7

Затрудняюсь ответить 6,7 7,8 4,4

Особенно тяжело это воспринимают родители, дети которых имеют сохранный интеллект, но имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и нуждаются в посторонней помощи при передвижении.

Сложившаяся практика обучения детей с инвалидностью в специальных (коррекционных) учреждениях предоставляет возможности прохождения реабилитационных мероприятий на базе этих школ-интернатов. Для этого в структуре данных образовательных учреждений имеется штат медицинских специалистов, предоставляющих такие услуги. Информанты высоко оценивают специалистов, работающих с детьми в этих учреждениях, особо отмечая профессионализм, доброжелательную атмосферу и результаты работы, а также возможности общения с другими детьми на этих площадках. В случае инклюзивного образования ребенка с инвалидностью в массовой школе возможность получения реабилитационных услуг вовсе отсутствует. Принимая во внимание необходимость прохождения реабилитационных мероприятий в специально созданных реабилитационных учреждениях, а также санаторно-курортного лечения для ребенка с инвалидностью, у родителей возникает другая проблема: ребенок с инвалидностью

«выпадает» из учебного процесса на определенное время, что создает трудности в его дальнейшем обучении. Данное обстоятельство также является препятствием в совместном обучении разных детей в одном классе.

Большинство родителей, принявших участие в исследовании, предпочитают не задумываться о долговременной перспективе ребенка, сосредотачивая внимание на решении непосредственно возникающих проблем. Это связано с объективной трудностью предсказания особенностей течения болезни, эффективностью лечения, неопределенностью существующей ситуации в стране.

В США закон об инклюзивном образовании, принятый 30 лет назад, позволил всему обществу принять как должное совместное обучение детей в обычной школе. Решены проблемы организации обучения: например, ребенок с тяжелыми нарушениями здоровья получает помощника, который сопровождает его по школе. В Дании подобные нормы действуют с 1817 года [7]. Создание инклюзивной образовательной системы в России возможно только при условии принятия продуманных решений, подготовки специалистов, вооруженных не только знаниями в области педагогического образования, но и грамотно владеющих пониманием инвалидности и концептуальными положениями философии независимой жизни людей с инвалидностью.

Выводы

Социальная и образовательная инклюзия детей с инвалидностью, будучи важнейшим инфраструктурным индикатором демографической стабильности нации, определяющим фактором развития нравственно целостного и физически благополучного общества, является неоспоримым приоритетом деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и подразумевает задействование разнотипного инструментария.

Министерство формулирует фундаментальную задачу образовательной политики в отношении детей с инвалидностью как включение детей с различными образовательными возможностями

и потребностями, создание условий, способствующих их реабилитации и всестороннему развитию.

Необходимо констатировать наличие значительной законодательно-нормативной базы в области реализации единой образовательной стратегии в отношении людей с инвалидностью и с ОВЗ на федеральном и региональном уровнях. И все же, регулярно проводимые нами исследования фиксируют по-прежнему низкий уровень подготовки данной группы детей к обучению, низкий уровень доступности образовательных услуг, их дезадаптированность и слабость их мотивации к получению образования.

Следует отметить, что в настоящее время российское законодательство не исполняется и не реализуется в полном объеме, имеются ряд объективных и субъективных оснований препятствующих правоприменительной практике. Не решены механизмы финансового регулирования обучения людей с инвалидностью и с ОВЗ в образовательных организациях. Если за каждым обучающимся с инвалидностью будет закреплено дополнительное финансирование, соответствующее его особым потребностям и возможностям, это позволит адресно распределять ресурсы и получать необходимую поддержку. Очевидно, что в большинстве школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами. Административное внедрение инклюзивного подхода в образовании детей с инвалидностью и с ОВЗ на уровне регионов провоцирует формальное исполнение руководителями требований организации доступности образовательных услуг для указанной категории населения. Создаваемая в образовательных организациях доступная среда, чаще всего ограничивается внешними атрибутами: сооружением пандусов, подъемников, но не осуществляется перестройка образовательного процесса с учетом возможностей и потребностей детей с инвалидностью. Несмотря на созданные в ряде случаев относительно благополучные условия обучения, остаются нерешенными проблемы проживания иногородних студентов, подготовки персонала. Выбор образовательной траектории человека с инвалидностью все еще весьма узок и требует глубокой проработки.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12 1948 г.

2. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.

3. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1971 г.

4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

5. Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г.

6. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

7. Рыбина Л. Школа обычная или специальная. http://ps.1september. ru/article.php?ID=200508001 (дата обращения 15.05.2016).

8. Саитгалиева Г.Г. Социальные ресурсы интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья: состояние проблемы // Социально-гуманитарные знания. № 10. 2012. С. 200.

9. Саитгалиева Г.Г. Социальная характеристика инвалидности в Республике Башкортостан // Социологические исследования. 2013. №9. С. 144-148.

10. Саитгалиева Г.Г. Модели образа жизни людей с инвалидностью (статья на англ. языке) // Social science №6, 2015, том 2. С. 154-156.

11. Саитгалиева Г.Г. Социальная интеграция молодых людей с ОВЗ в современных условиях // Социальная политика и социология. 2009. №8(50). С. 204-214.

12. Сорокина Е.В., Леханова О.Л., Самофал Р.А. Проектирование индивидуальных маршрутов формирования мотивов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. №5 (58). 2014. С. 108.

13. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1994 г).

14. Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

15. Федеральный закон «Об образовании». 2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (принят Государственной Думой РФ 03.07.1998).

17. Хуснутдинова З.А., Мустаев А.Ф., Саитгалиева Г.Г. Образование и социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал Башкортостана. №1 (38). 2012. С. 24-29.

18.Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997.

References

1. Universal Declaration of Human Rights of 10.12.1948.

2. Declaration of Rights of the Child on November 20, 1959.

3. Declaration on the Rights of Persons with Disabilities on December 9, 1971.

4. The Convention on the Rights of the Child on November 20, 1989.

5. UN Convention 'On the Rights of Persons with Disabilities' from December 13, 2006.

6. The Constitution of the Russian Federation from 12.12.1993.

7. Rybina L. Shkola obychnaya ili spetsial'naya [School ordinary or special]. http://ps.1september.ru/article.php?ID=200508001

8. Saitgalieva G.G. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. N° 10. 2012. p. 200.

9. Saitgalieva G.G. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2013. №9, pp. 144148.

10. Saitgalieva G.G. Social science №6, 2015, V. 2, pp. 154-156.

11. Saitgalieva G.G. Sotsial'naya politika i sotsiologiya. 2009. №8(50), pp. 204-214.

12. Sorokina E.V., Lekhanova O.L., Samofal R.A. Vestnik Cherepovetsko-go gosudarstvennogo universiteta. №5 (58). 2014. p. 108.

13. The Standard Rules on the Equalization of Opportunities for Persons with Disabilities (1994).

14. Federal Law of 24.11.95 N 181-FZ 'On social protection of disabled persons in the Russian Federation'.

15. The Federal Law 'On Education'. 2012.

16. The Federal Law 'On Basic Guarantees of Child Rights in the Russian Federation' (adopted by the State Duma of the Russian Federation 03.07.1998).

17. Khusnutdinova Z.A., Mustaev A.F., Saitgalieva G.G. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana. №1 (38). 2012, pp. 24-29.

18. Yarskaya - Smirnova E.R. Sotsiokul 'turnyy analiz netipichnosti [Socio-cultural atypical analysis]. Saratov: SGTU, 1997.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Саитгалиева Гузель Газимовна, к.с.н., доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

ул. Окт. Революции, 3а, г. Уфа, Российская Федерация ggg2910@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Saitgalieva Guzel' Gazimovna, PhD in Sociological Sciences, Assistant Professor

Bashkir State Pedagogical University

3a, Okt. Revolyutsii Str., Ufa, Russian Federation

ggg2910@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.