Научная статья на тему 'Правовое регулирование в России операций, связанных с "богатством необъяснимого происхождения"'

Правовое регулирование в России операций, связанных с "богатством необъяснимого происхождения" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГАТСТВО НЕОБЪЯСНИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА / АМНИСТИЯ КАПИТАЛА / СПЕЦОБЛИГАЦИИ / ВОЗВРАТ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КАПИТАЛА В РОССИЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гетьман В. Г.

В статье проанализированы действующие положения в области декларирования доходов и имущества. Обоснована необходимость совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере. Прежде всего это касается нормативных и правовых актов, посвященных амнистии капитала. Предлагается ряд мер, реализация которых позволяет полнее учитывать экономические интересы государства в данных вопросах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование в России операций, связанных с "богатством необъяснимого происхождения"»

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 8 (2018) 23-29 and Non-Profit Organizations

pISSN 2079-6714 Бухгалтер и закон

eISSN 2311-9411

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С «БОГАТСТВОМ НЕОБЪЯСНИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»

Виктор Григорьевич ГЕТЬМАН

доктор экономических наук, профессор департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

История статьи:

Получена 31.01.2018 Одобрена 05.03.2018

Ключевые слова:

богатство необъяснимого происхождения, декларирование доходов и имущества, амнистия капитала, спецоблигации, возврат отечественного капитала в Россию

Аннотация

В статье проанализированы действующие положения в области декларирования доходов и имущества. Обоснована необходимость совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере. Прежде всего это касается нормативных и правовых актов, посвященных амнистии капитала. Предлагается ряд мер, реализация которых позволяет полнее учитывать экономические интересы государства в данных вопросах.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

В Великобритании вступил в силу закон «О коррупционных финансах». Он позволяет государству конфисковать так называемое «богатство необъяснимого происхождения» у его владельцев. Конфискации подлежат дворцы, жилые дома, прочие активы, принадлежащие российским олигархам и другим состоятельным лицам, не сумевшим доказать в судах, что эти богатства имеют законные источники их происхождения.

По оценкам западных экспертов у России в ходе приватизации и других так называемых экономических реформ за 1992-2016 гг. незаконно вывезено капитала на сумму 1,7 трлн долл. США. Конфискацией такого имущества далее будут заниматься не только в Великобритании. Дело в том, что в августе 2017 г., как известно, Конгресс США1 принял, а президент Д. Трамп подписал новый пакет антироссийских санкций, в которых Минфину США предписывается ежегодно готовить доклады обо всех российских чиновниках, олигархах и их родственниках»2. Этот закон

1 Черных Е. Трамп готовится конфисковать зарубежные капиталы российских чиновников и олигархов // Комсомольская правда 2 сентября - 3 октября 2017. С. 2-3.

2 Барова Е. Тайна списка Титова // Аргументы и факты. 2017. № 51. С. 20.

вступил в силу с 29 января 2018 г., «и с этого момента все «нажитое непосильным трудом» легко может быть конфисковано. Причем не только на территории Штатов»3. По данным Национального бюро экономических исследований США, богатые россияне хранят в офшорах на счетах триллион долларов США.4 Процесс незаконного вывоза ими капитала в офшорах продолжается. Вина за подобного рода ситуацию, по мнению руководителя Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений В. Колташова, лежит «на правительстве, которое за последние годы не приняло никаких репрессивных мер, необходимых, чтобы прекратить этот процесс».5 Однако, на наш взгляд, виновно в этом не только оно, но и другие властные структуры, в том числе и законодательная власть. Депутаты от фракции КПРФ внесли в Государственную Думу законопроект, предусматривавший конфискацию имущества, владелец которого не может доказать его

3 Там же.

4 Американцы подсчитали, сколько средств россияне хранят в офшорах. Национальная служба новостей. 2 авг. 2017 г.

5 Американцы подсчитали, сколько средств россияне хранят в офшорах. Национальная служба новостей. 2 авг. 2017 г.

законное происхождение. Однако Госдума РФ отклонила проект под весьма сомнительными предлогами. Более того, в последнее время появился ряд законов в рассматриваемой области, которые у обычных граждан России кроме удивления ничего другого не вызывают. Они, по сути, поощряют подобного рода мошенничество и не направлены сколько-нибудь на борьбу с ними. Прежде всего в данном случае речь идет о федеральном законе. В 2017 г. Госдума РФ приняла один из таких федеральных законов. Суть которого в конечном итоге сводится к тому, что если у владельцев такого капитала власти зарубежной страны, в которой он находится, конфискуют его, то с этих лиц и корпораций, попавших под санкции, предусмотрено в нем невзимание в России в дальнейшем с них отдельных видов налогов. Трудно найти заслуживающее внимания обоснование, не говоря уже о весомом, почему лицо - владелец такого капитала, не сумевший в западных судах доказать, что последний имеет

законные источники своего происхождения, должен получать указанную льготу по налогообложению?

Здравомыслящему человеку не дано понять, почему наше законодательство проявляет такую заботливость в отношении лиц, получивших путем преступлений «богатство необъяснимого происхождения». А именно, стремится таким путем компенсировать им потери от его конфискации, вместо того, чтобы возвратить государству, по сути, по х и щ е н н о е у н е г о и м у щ е с т в о . В рассматриваемом законе отсутствует элементарная логика, поскольку он направлен на поощрение, а не на пресечение экономических преступлений. Его необходимо отменить. Вместо того, чтобы изобретать подобного рода «лукавые» федеральные законы, властным структурам нашего государства необходимо налаживать более тесные деловые отношения с зарубежными судебными органами, рассматривающими дела, связанные с «богатством необъяснимого происхождения», с целью возврата его на Родину.

Вместе с тем вызывает критические замечания и ряд других законодательных инициатив, появившихся в последнее время в рассматриваемой области. В частности, озвученных на встрече Президента РФ В.В. Путина с представителями российских деловых кругов и объединений, произошедшей в конце декабря 2017 г. в Кремле. Это касается двух из таких инициатив. Суть первой состоит в том, что власть намерена продлить (возобновить) действие Федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 08.06.2015 № 1440-ФЗ). Его еще называют законом об амнистии капитала, незаконно вывезенного за пределы России и «осевшего» в зарубежных странах. Мы в свое время критически оценивали сам проект этого закона, а также окончательный вариант закона с момента его появления.6 Считали ранее и придерживаемся сейчас той точки зрения, что этот закон является «лукавым» правовым актом, поскольку его цель направлена на «обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижение рисков с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах...» (ст. 1). А о защите экономических интересов нашего государства и компенсации понесенных потерь от незаконного вывоза капитала за границу и от других правонарушений, допущенных ф из иче скими ли цами в п роце сс е формирования капитала, оказавшегося в их собственности, речь вообще в нем не идет, как и о возврате данного капитала в Россию. Эти вопросы остались «за кадром».

Более того, данный Федеральный закон легализует, по сути, сколоченный преступным путем капитал. Он предусматривает о св об ожде ни е ли ц ( з а не которы м

6 Гетьман В.Г. Легализация капитала сомнительного происхождения // Учет, анализ, аудит. 2015. № 6. С. 89-94.

исключением), добровольно задекларировавшим свои активы и счета (вклады) в банках «от уголовной, административной и налоговой ответственности ... в отношении деяний, совершенных до 1 января 2015 г., если совершенные ими правонарушения были связаны с формированием задекларированных объектов имущества или с операциями, связанными с приобретением этого имущества (ст. 4). Заметим, весьма сомнительная норма. Она не только, если так можно выразиться, отказывает в праве нашему государству взыскивать нанесенный ему экономический урон указанными лицами, но и, по сути, делает невозможным, или по меньшей мере весьма затрудняет и зарубежным судебным органам вести борьбу с отмыванием капитала наших граждан, возникшего в результате их противозаконных деяний. Поскольку последние, заполнив в двух экземплярах рассматриваемую декларацию и предоставив ее налоговому органу / федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, и получив от него назад заверенный им ее экземпляр, приобретает возможность утверждать, что капитал является легальным со всеми вытекаю щими и з этого обстоятельства последствиями.

Такая политика «всепрощенчества» идет вразрез с неоднократно провозглашенной властью необходимостью усиления борьбы с коррупцией, которая в нашей стране достигла невиданных размеров и ставит под угрозу саму ее безопасность.

На эту сторону вопроса, как и на многие другие изъяны Федерального закона № 140-ФЗ,

" 7

мы указывали в упоминавшейся ранее статье.' Поэтому власти, прежде чем продлевать срок действия этого закона (который, заметим, истек 30.06.2016), необходимо внести в него ряд изменений и дополнений, исходя из государственных интересов. Основными среди них должны быть следующие, которые в нем следует четко прописать:

1) действие этого закона распространяется на физических лиц, фактически возвративших

7 Гетьман В.Г. «Легализация капитала сомнительного происхождения», Учет, анализ, аудит, 2015, № 6, с. 89-94.

в Россию ранее вывезенный за границу капитал;

2) источники данного капитала подлежат раскрытию в декларации. При отсутствии в ней данной информации суммы капитала с необъяснимыми источниками его происхождения, подлежат налогообложению по ставке не ниже, чем установлена по НДФЛ (то есть 13%), либо в другом более повышенном размере. Отсутствие рассматриваемой информации обычно обусловлено нежеланием декларанта раскрывать коррупционные и другие противозаконные схемы происхождения данного капитала. Поэтому, вводя такой налог, государство тем самым компенсирует хотя бы часть экономического урона, нанесенному ему этими гражданами. В отдельных странах (например, в Сингапуре и др.) доходы физических лиц с неизвестными источниками их возникновения, в соответствии с их законодательством, подлежат обязательной конфискации. В других странах, к примеру, в Саудовской Аравии в 2017 г., власть своих коррупционеров-принцев (то есть лиц «королевских кровей») арестовала и выпустила их на волю только тогда, когда каждый из них внес в казну по миллиарду долларов США в виде «откупного». У нашего государства, без всякого сомнения, есть не меньше поводов и оснований для подобного рода действий в виде предложенных нами ранеее мер;

3) незадекларированный указанными лицами капитал подлежит конфискации;

4) информация, содержащаяся в рассматриваемых декларациях, не подлежит «засекречиванию».

Перечень дополнений и изменений в Федеральный закон № 140-ФЗ без особого труда можно было бы расширить, но и приведенных ранеее, на наш взгляд, вполне достаточно, чтобы прийти к выводу о необходимости его доработки, прежде чем возобновлять его действие.

Далеко не безупречной выглядит и вторая инициатива в рассматриваемой области, «озвученная» на упомянутой ранее встрече в

Кремле П рез ид ента В . В . П ути на с представителями российских деловых кругов и объединений. Авторами предложения, о котором речь пойдет несколько ниже, являются олигархи и другие состоятельные лица, хранящие свои капиталы за границей. Они, боясь, что их капиталы, размещенные на Западе, могут конфисковать, предложили Правительству РФ выпустить спецоблигации, номинированные в иностранной валюте, в качестве удобного, по их мнению, финансового механизма по возвращению капитала в Россию. Данные облигации, как они полагают, «будут покупаться теми, кто желает защитить свои капиталы от экспроприации на Западе. Авторы схемы настаивают, что эти ценные бумаги должны иметь более высокую доходность, чем другие российские евробонды, и при этом должна сохраняться полная анонимность покупателей».8 Рассматриваемые облигации, по мнению авторов данного предложения, должны иметь «хождение» только на российском финансовом рынке. Президент В.В. Путин поддержал данную инициативу и поручил правительству определить необходимые условия и параметры выпуска таких облигаций уже в 2018 г. На наш взгляд, в этих условиях необходимо четко прописать ряд следующих норм:

• физические лица, на которых заведены уголовные дела за экономические преступления, либо ведутся расследования по ним, не должны иметь права на приобретение этих облигаций;

• остальные лица, прежде чем приобрести рассматриваемый финансовый инструмент, обязаны заплатить налог по ставке не ниже 13% от суммы приобретаемых облигаций. Это плата государству за его участие, по сути, в отмывании «доходов необъяснимого происхождения». Такая услуга с его стороны не должна предоставляться владельцам данного капитала бесплатно;

• рассматриваемые облигации должны иметь невысокий процент дохода по ним. Его

8 Барова Е. Тайна списка Титова // Аргументы и факты. 2017. № 51. С. 20.

величина не должна превышать процент снижения покупательной способности валюты, в которой они номинированы, произошедшей за время срока, на который облигации были выпущены. В обоснование такого предложения можно привести ряд аргументов. Однако в данном случае достаточно и одного. А именно, в основе этого капитала лежат «доходы необъяснимого происхождения», и государство, если не может в силу ряда причин их конфисковать, то, по меньшей мере, не должно создавать экономические условия для их наращивания;

• средства, вложенные в эти облигации, после наступления срока их погашения не должны покидать пределы России, то есть выводиться за границу. Надо предусмотреть в законодательстве норму, согласно которой эти ресурсы в обязательном порядке должны инвестироваться в экономику России. В противном случае, нет гарантий, что этот механизм владельцами данного капитала будет использован как временный отстойник для его укрывательства от санкций. Когда они ослабнут, не исключено, что данный капитал опять «устремится» на Запад. А это находится в явном противоречии с экономическими интересами России.

Мы отдаем себе отчет, что вносимые нами предложения не вызовут «восторга» у владельцев рассматриваемого капитала. Однако такой подход созвучен с требованиями нынешнего времени и его явно недостает в используемой в России рыночной модели экономики.

Вместе с тем сейчас, по нашему мнению, настало время для проведения серьезных «разборок» с «богатством неизвестного происхождения», «осевшего» не только за границей, но и находящегося в России у владельцев, заполучивших его противозаконными методами. Здесь предстоит реализовать на деле целый комплекс мер, среди которых важное место занимает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в рассматриваемой области.

Прежде всего, необходимо убрать из нее те лазейки, которые позволяют не законопослушным гражданам, в том числе «матерым» взяточникам, сохранять в своей собственности «богатство необъяснимого происхождения». На этот счет можно было бы привести массу примеров из российской действительности. Но ограничимся лишь двумя, получившими широкую огласку в СМИ, которые касались высокопоставленных чиновников. В частности, один из них -бывший губернатор Челябинской области М. Юревич, попавшийся на получении крупной взятки, отделался «легким испугом». Челябинский областной суд наложил арест на его имущество стоимостью 500 млн руб. А остальным имуществом (3,4 млрд руб.) разрешил М. Юревичу пользоваться без ограничений. Свое решение суд мотивировал тем, что соглас но росс ий скому законодательству 500 млн руб. - это предельная величина имущественного наказания за взятку в рассматриваемом случае. Вполне резонные возникают вопросы: зачем установлен этот потолок? В чьих он интересах? Способствует ли он борьбе с коррупцией? Каждый здравомыслящий россиянин скажет, что он является «лукавой» нормой, в основе которой, е сли рассматривать ее, так сказать, даже под «увеличительным стеклом», не видно интересов государства. Его надо убрать из законодательства, а вместо этого четко прописать норму, согласно которой за крупную взятку имущество взяткополучателя подлежит полной конфискации (то есть надо внести эти изменения в статьи 290 и 291 Уголовного кодекса РФ).

Второй пример из этого рода -дело А. Улюкаева, бывшего министра Минэкономразвития России, попавшегося, как известно, на получении взятки в размере

2 млн долл. США. Следователи описали у него дома, квартиры и земельные угодья на 500 млн руб.

Кроме того, 2 золотые монеты весом более

3 кг каждая (проба 999), россыпь золотых монет по 170-173 г каждая, 16 слитков

драгметаллов, наличные деньги 250 тыс. долл. США, 50 сберкнижек (в Сбербанке хранил 1,5 млн долл. США и 10,7 млн руб., в ВТБ - соответственно 375 тыс. и 700 тыс.), несколько весьма дорогих часов и т.д.9 Прокурор на суде просил конфисковать имущество на сумму 500 млн рублей. Суд же принял решение, как известно, конфисковать ценностей лишь на 130 млн руб. (что примерно равно стоимости полученной взятки). А остальная, подавляющая часть о п и с ан н ы х ц е н н о с те й , мн о г и е и з которых представляют собой «богатство необъяснимого происхождения» (которые, заметим, в размере ранее получаемого законно дохода данного чиновника «не вписываются»), по решению суда конфискации не подлежали. Спрашивается - а почему? Ответ на этот вопрос каждый читатель даст сам, хотя он очевиден для любого россиянина, проявляющего заботу о будущем нашего государства. В законодательстве страны за такого рода деяние для чиновников указанного ранга должно быть предусмотрено уголовное наказание в виде полной конфискации имущества и серьезного срока лишения свободы. Нелишне напомнить, что в цивилизованных странах уже в древние времена существовали законы, карающие за одинаковые преступления элиту строже, чем рядового гражданина.

Так, например, в известных «Законах инков» (еще шесть с лишним веков назад) имелась статья следующего содержания: «преступление, совершенное представителем высшего сословия, есть более серьезный проступок, чем провинность представителя простого народа, и требует более сурового наказания».

Хотелось бы надеяться, что и в российском законодательстве появится подобная дифференциация норм ответственности за совершаемые нарушения со стороны чиновников и иных представителей нынешней элиты по сравнению с рядовыми гражданами. Поскольку элита такими действиями, помимо нанесения экономического урона государству,

9 Мирная Е. Как сидят экс-чиновники // Аргументы и факты. 2017. № 51. С. 5.

серьезно дискредитирует саму действующую власть.

Однако сделать надо не только это. В основе «богатства необъяснимого происхождения» в подавляющем числе случаев лежит преступный процесс приватизации государственной собственности в России, в ходе которого новым собственникам она досталась по чисто символическим ценам. Поэтому мы не раз в своих статьях поднимали вопрос о пересмотре итогов приватизации10 и возвращении ее новыми владельцами в бюджет недополученных сумм.

10 Гетьман В.Г. Назревшие вопросы повышения социальной справедливости в рыночной модели экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 2. № 10. С. 3-6.

Это позволило бы кардинальным образом решить проблему с «доходами необъяснимого происхождения» и значительно снизило накал экономических и политических противоречий, имеющихся в нашем обществе.

Подавляющая часть населения России (более 95%), как показывают результаты опросов, проводимых различными структурами, считает необходимым проведение пересмотра итогов приватизации. Власти следует прислушаться к «гласу народа», и чем быстрее она это сделает, тем лучше.

Список литературы

1. Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Барова Е. Тайна списка Титова // Аргументы и факты. 2017. № 51. С. 20.

3. Гетьман В.Г. Совершенствование правовой базы по борьбе с коррупцией // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 1. № 10. С. 47-54.

4. Гетьман В.Г. Раскрытие информации о бенефециарных владельцах компаний и устранение неоправданного экономического неравенства граждан в России // Экономика и управление: проблемы, решение. 2016. № 12. С. 61-67.

5. Гетьман В.Г. Легализация капитала сомнительного происхождения // Учет, анализ, аудит. 2015. № 6. С. 89-94.

6. Гетьман В.Г. Назревшие вопросы повышения социальной справедливости в рыночной модели экономики // Экономика и управление проблемы, решения. 2015. Т. 2.

№ 10. С. 3-6.

7. Гетьман В.Г. Нормативная база по корпоративному управлению нуждается в совершенствовании // Управленческий учет. 2017. № 1. С. 19-26.

8. Мирная Е. Как сидят экс-чиновники // Аргументы и факты. 2017. № 51. С. 5.

9. Черных Е. Трамп готовится конфисковать зарубежные капиталы российских чиновников и олигархов // Комсомольская правда. 28 сентября - 3 октября 2017. С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.