чертами; непоименованный в законе способ обеспечения исполнения обязательства.
Некоторые моменты не дают в полной мере реализовать положительные качества смарт-контракта. Особо выделим следующие:
— сложность правового статуса — для работы смарт-контрактов используется криптовалюта, правовой статус которой не совсем ясен, более того, она официально не рассматривается в качестве валюты;
— возможные технические ошибки. Для составления смарт-контракта прописываются всевозможные условия и варианты развития сделок, но чем сложнее процесс, тем труднее создать смарт-контракт;
— отсутствие представления у большинства пользователей о смарт-контрактах.
Список литературы:
1. Boonyaorn Na Pombejra. The rise of blockchain: an analysis of the enforceability of blockchain smart contracts. Thammasat University, 2016.
— 129 pp.
2. Сабо, Н. Умные контракты (Четвертая революция стоимости). — URL: http://old.computerra.ru/1998/266/194332/ (дата обращения: 08.04.2019).
3. Gotcu, M.-L. Legal breakthrough for blockchain technology Master Thesis on International Business Law Program. Tilburg Law School, 2016. — 51 pp.
4. Bayle, A. et col. Smart Contracts : études de cas et réflexions juridiques.
— 38 pp.
5. Гаврилов, Е.В. Договор как средство легитимации способов защиты гражданских прав // Договор как общеправовая ценность. — М., 2018. — С. 186—194.
6. Pasquino, V. Smart contracts: caratteristiche, vantaggi e problematiche // Diritto e Processo derecho y proceso — right & remedies. 2017. — P. 239—247.
7. Luzak, J. Digital age: time to say goodbye to traditional concepts // Journal of European Consumer and Market Law. — 2018. — Vol. 7. — P. 133—134.
Е.В. Варламова,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики Саратовской государственной юридической академии
П.В. Ересько,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики Саратовской государственной юридической академии
E.V. Varlamova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor oflnformatics Department of Saratov State Law Academy ev.varlamova @yandex. ru P.V. Eresko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of lnformatics Department of Saratov State Law Academy pv. eresko @yandex. ru
71
Правовое регулирование цифровых финансовых активов в России
Аннотация: в статье рассматриваются законодательные инициативы по правовому регулированию оборота криптовалюты, применению технологии распределенного реестра при построении цифровой экономики в России. Анализ проблем
правового регулирования цифровых финансовых активов в России показал осторожность законодателя и вместе с тем несомненный интерес к криптовалютам. Цифровые финансовые активы, несомненно, требуют установления правового режима с учетом международного опыта.
Ключевые слова: цифровые финансовые активы, цифровая экономика, крип-товалюта, блокчейн, электронные деньги.
Legal regulation of digital financial assets in Russia
Abstract: in the article there are given some consideration to the matter of legislative initiatives on legal regulation of cryptocurrency turnover, using the technology of distributed register at the construction of the digital economy in Russia. The analysis of the problem of legal regulation of digitalfinancial assets in Russia has showed that the use of digital cash, blockchain technology is of great interest and requires legal regulation based on international experience.
Keywords: digital financial assets, digital economy, cryptocurrency, the blockchain technology.
I
^ Текущее состояние российской экономики требует зако-
ц- нодательных инициатив по правовому регулированию цифровых фи-^ нансовых активов, применению технологии распределенного реестра. О В связи с этим возникают проблемы определения статуса криптова-^ люты на основе технологии блокчейн.
^ В настоящее время введение на территории Российской Федерации j- других денежных единиц кроме признанного рубля и выпуск денеж-— ных суррогатов запрещаются. Сегодня такой подход можно считать устаревшим — в будущем использование технологии блокчейн по-I- зволит решать проблемы обрушения денежного рынка, подделки и § многократного расходования денежных средств, а значит, необходимо
каким-то образом сделать применение криптовалют легитимным.
С
р. В 2017 г. Правительство РФ утвердило программу «Цифровая ^ экономика Российской Федерации», и с этого момента законодателем § рассматривается вопрос принятия норм, регулирующих обращение ® цифровых финансовых активов. Данная программа в 2019 г. претерпи пела изменения и в настоящий момент регулируется Постановлением Правительства [1], что предусматривает изменения в ГК РФ (изменения в ст. 128 «Объекты гражданских прав», введение ст. 141.1 «Цифровые 72 права»), КоАП, ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и других.
В 2018 г. был представлен проект Федерального закона № 419059-7 О «О цифровых финансовых активах», который 22 мая 2018 г. прошел ¡^ первое чтение. На данный момент в законопроект внесены существенные Ф изменения, он находится во втором чтении, при этом дата пленарного заседания Государственной Думы рассмотрения законопроекта перенесена (по данным Системы обеспечения Законотворческой деятельности [2]), и в срок до 1 октября 2019 г. должен быть принят. В соответствии с законопроектом по первому чтению цифровые финансовые активы — это
«имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств» [3], к которым относят криптовалюту и токен. Под криптовалютой при этом понимают вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций. В частности, в законопроекте по первому чтению предусматривается, что «цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации», и это представляется крайне радикальной и неправильной мерой, которая отрицательно скажется на развитии цифровой экономики.
Анализируя законопроект № 419059-7, подготовленный ко второму чтению в 2019 г., следует отметить отсутствие определяющей части следующих понятий: криптовалюты, токена, майнинга, смарт-контракта, а а также введение нового определения цифровых финансовых активов, g под которыми в законопроекте второго чтения признаются «цифровые g права, включающие обязательственные и иные права, в том числе денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг § ... путем внесения (изменения) записей в информационной системе g на основе распределенного реестра» [4]. То есть законодатель сменил g формулировки на более осторожные, а сам проект можно назвать до- га статочно консервативным. По статьям 5 и 8 законопроекта надзор за § деятельностью оператора информационной системы, в рамках которой § осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора g обмена цифровых финансовых активов осуществляет Банк России, ^ под его надзором пользователям информационной системы в будущем g будет возможно использовать криптовалюту. С
Несмотря на то, что криптовалюта в России законодательно не введена g в обращение в качестве денежных средств, на настоящий момент она ис- й пользуется гражданами. По вопросу применения цифровых технологий jj в финансовой сфере и внедрения инновационных финансовых инстру- g ментов в России президент РФ В.В. Путин говорил о необходимости дать g правовые гарантии для работы с инновационными финансовыми инстру- * ментами, опираясь на международный опыт [5]. По мнению президента, С Россия готова к тому, чтобы занять одну из главных позиций в разработке § технологических и юридических аспектов использования криптовалюты.
Криптовалюта — виртуальная денежная единица, защищенная 73 при помощи криптографии. Эти денежные единицы, в отличие от Webmoney и других привычных электронных денег, отличает де- J J централизация. Блокчейн (англ. block chain — «цепочка блоков») ^ J представляет собой цепочку из блоков. Проводимые через блокчейн С Ц операции сразу попадают в сеть и становятся его частью. Валидность § | денежной операции определяется проверкой цепочки блокчейна на | наличие используемых денежных средств в исходном блоке. Если денежная сумма, используемая в транзакции, подтверждается наличием исходного блока, то операция признается валидной.
Майнерами называют людей, занимающихся «добычей» крип-товалюты, сам майнинг представляет собой особый вид заработка. Особенности майнинга можно определить следующим образом: каждый блок хранит информацию о предыдущих в виде последовательности цифр и символов; сложность шифрования следующих блоков (10 минут); майнеры зашифровывают транзакции, получают комиссию и эмиссию; многократное расходование злоумышленниками не представляется возможным. На основании законопроекта «О цифровых финансовых активах», если гражданин Российской Федерации более трех месяцев занимается майнингом, превышая при этом лимит электроэнергии, установленный Правительством РФ, то он должен будет зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя.
Самой известной криптовалютой, но далеко не единственной (на рынке находится более 1 300 криптовалют [6] и их количество постоянно растет: Litecoin, Peercoin, Namecoin, Freicoin, Feathercoin, Ripple, Nem, Ethereum, Zcash, Dash и другие), является Bitcoin. Практика за-
^ конодательного закрепления этой валюты состоит в том, что Вйеот ^ рассматривается как товар или инвестиционный актив и для целей
0- налогообложения подчинен соответствующему законодательству.
^ Криптовалютам свойственна полная децентрализация — отсут-О ствие глобальной или локальной формы регулирования. В связи с ® этим любые транзакции в системе проходят без участия государства ^ или другого субъекта власти. Это означает, что они не облагаются 2- НДС и не отслеживаются.
_ Технические риски получения цифровых финансовых активов * связаны прежде всего с приобретением дорогостоящего оборудования
1- достаточно высокого качества, знанием способов его эффективного использования для производства криптовалюты.
^ Однако больше всего нюансов возникает с точки зрения законодательного закрепления: масштабируемость, защита прав потребителей, волатильность, безопасность, отсутствие обеспечения. § Именно поэтому Банк России видит в криптовалюте признаки фи-Щ нансовой пирамиды, поэтому вместе с Генпрокуратурой ведет работу по ¡Х закрытию сайтов, позволяющих ее приобретать [7]. Несмотря на то, что ряд стран уже открыл свои рынки для цифровых финансовых активов, власти Российской Федерации с осторожностью подходят к данному во-74 просу, регулирование цифровых финансовых активов пока не введено, а ЦБ РФ неоднократно заявлял о преждевременности допуска криптовалют к торгам и предупреждал о высоких рисках их использования. О Россия в своих сомнениях не одинока. «Многие страны ищут ¡^ подходы к тому, как регулировать обращение криптовалют, только начинают создавать необходимые законодательные условия, законодательную нормативную базу», — отмечает В.В. Путин [8]. В ряде стран (например, Японии) официально разрешены операции с криптовалю-тами. Анализ ситуации использования криптовалют в мире показал, что самой популярной криптовалютой в мире является биткоин,
основанный на технологии блокчейн. Максимально возможная сумма в обращении составляет 21 миллион биткоинов. На международных биржах представлены котировки BTC по отношению к USD, EUR, RUB, UAH, имеется график изменения стоимости Bitcoin. Однако куда больше стран, где правительства колеблются в своих оценках необходимости правового закрепления криптовалют.
В решении Суда по интеллектуальным правам РФ от 7 сентября 2016 г. было определено понятие денежной единицы Bitcoin, который представляет собой термин, используемый в финансовой деятельности. Функционирование данной платежной системы осуществляется посредством информационных (телекоммуникационных) систем. Целью ее разработчиков было создание системы полностью необратимых сделок, когда электронный платеж между двумя сторонами происхо- а дит без третьей стороны — гаранта, и ни одна из сторон, в том числе g какой-либо внешний администратор (банк, налоговые, судебные и S иные государственные органы), не могла бы отменить, заблокировать, й оспорить или принудительно совершить транзакцию [9]. 1»
В Информационном сообщении Росфинмониторинга «Об исполь- § зовании криптовалют» от 6 февраля 2014 г. сообщается, что крипто- lg валюта находится вне правового поля. В сообщении отмечается, что g «отсутствие в системах криптовалют контролирующего центра влечет 1 невозможность обжалования или отмены несанкционированной § транзакции, а фактическое нахождение криптовалют вне правового l поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов g обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки» [10]. ^
Банк России предупреждает, что предоставление российскими g юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» на ï рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) g будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осущест- й вление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных g преступным путем, и финансированию терроризма [11]. g
Необходимость правового регулирования цифровых финансовых * активов в позитивном ключе предлагали президент РФ В.В. Путин, С глава Сбербанка Г.О. Греф и другие. §
В целом, со стороны нашего государства нет необходимых и достаточных правовых норм, позволяющих без экономических и правовых 75 рисков применять криптовалюту. При том, что в сети Интернет постоянно появляются различные биржи криптовалют, предлагающие при- J J обрести и обменять цифровые деньги (например, международная биржа ^ J криптовалют [12]), отсутствие национального законодательства означает 1С Ц беззащитность российских граждан от части финансовых потерь, ведь l | финансовые операции с использованием криптовалюты необратимы. | Еще одной причиной потери криптовалюты при отсутствии надежной юридической базы ее функционирования являются риски, связанные с различными мошенниками в сети Интернет, хакерами и прочими
s
76
О
преступниками, зарабатывающими на некомпетентности относительно самих понятий и применений криптовалюты. И только развитие вопросов правового регулирования цифровых финансовых активов сможет изменить текущее состояние дел, описанное в данной статье.
По мнению авторов, использование технологии блокчейн и крип-товалют все же имеет больше плюсов: в частности, является одним из решений проблемы многократного расходования денежных средств. К положительным моментам применения технологии блокчейн можно отнести следующее:
— блокчейн позволит ограничить объем эмиссии;
— цепочки нельзя подделать;
— блокчейн непротиворечив, открыт;
— системы, построенные на данной технологии, практически невозможно обрушить.
Таким образом, анализ текущего состояния правового регулирования цифровых финансовых активов показал, что минимизация
^ факторов риска применения и лишения цифровых финансовых ак-
^ тивов, связанных с проблемами криптовалюты (масштабируемость,
О- защита прав потребителей, волатильность, безопасность), по возмож-
^ ности должна быть решена правовыми средствами. При этом наиболее
О подходящим нам видится «японский вариант»: не признавая крипто-
® валюту национальными деньгами, Япония разрешила все операции
^ на криптовалютном рынке и тем самым взяла данную ситуацию под государственный контроль.
Список литературы:
1. О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 2 марта
^ 2019 г. № 234 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2019. — № 11, ст. 1119.
2. Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество»)
От
^ [Электронный ресурс]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (дата об-g ращения: 28.08.2019).
Од 3. Проект Федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых
g активах» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 22 мая 2018 г.) // Доступ из с СПС «КонсультантПлюс».
4. Проект Федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о цифровых финансовых активах)» (текст ко второму чтению) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57223. html/ (дата обращения: 28.08.2019). q 5. Совещание по вопросу использования цифровых технологий в фи-
{V нансовой сфере [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/55813 (дата обращения: 28.08.2019).
6. Обзор и описание самых популярных криптовалют. — URL: https:// cryptomagic.ru/base/vidy-kriptovalyut.html (дата обращения: 28.08.2019).
7. ЦБ и Генпрокуратура работают над блокировкой сайтов, продающих криптовалюту (по материалам «РИА Новости») [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/economy/20171010/1506528004.html (дата обращения: 28.08.2019).
8. Регулирование криптовалют должно защитить граждан и бизнес, заявил Путин (по материалам «РИА Новости») [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/economy/20171010/1506572963.html (дата обращения: 28.08.2019).
9. Решение Суда по интеллектуальным правам от 7 сентября 2016 г. по делу № СИП-368/2016 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=4c84a59bb8ded0533f16c8e88659ff7d&bas enode=32880&ts=1750878168045547984215040493&base=sip&n=24717&rnd=686e5 03b1e727214aacf5758ecb24197#04072909991114715 (дата обращения: 28.08.2019).
10. Информационное сообщение Росфинмониторинга «Об использовании криптовалют» // Официальный интернет-портал Федеральной службы по финансовому мониторингу. — URL: http://fedsfm.ru/news/957 (дата обращения: 28.08.2019).
11. Информация Банка России от 27 января 2014 г. «Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн» // Вестник Банка России. — 2014. — № 11.
12. Международная биржа криптовалют [Электронный ресурс]. — URL: https://exmo.me/ (дата обращения: 28.08.2019).
Д.Е. Петров,
доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии
D.E. Petrov,
Doctor of Law,
Professor of Department of Theory of State and Law Saratov State Law Academy
Процессы дифференциации и интеграции в экологическом и природоресурсном праве
Аннотация: в статье исследуются процессы интеграции и дифференциации в праве на примере экологического права. Показаны результаты процессов в форме образования экологического права, природоресурсного права, природоресурсных отраслей права. Говорится о необходимости признания интегрированной отрасли права как новой правовой общности.
Ключевые слова: дифференцированный и интегрированный процессы, экологическое право, природоресурсное право.
The processes of differentiation and integration in environmental and natural resource law
Abstract: the article examines the processes of integration and differentiation in law on the example of environmental law. The results of the processes in the form of formation 77 of environmental law, natural resource law, natural resource law branches are shown. It is spoken about the need to recognize as a new legal community - an integrated branch of law.
Keywords: differentiated and integrated processes, environmental law, nature resources law.
Глобализация экологических проблем, взаимозависимость экологического права и отраслей экономики, динамичное развитие законодательства, регулирующего экологические отношения, привели к изменению самой отрасли экологического