ВЕСТНИК Быля А. Б. Л Q^
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу об использовании криптовалют в Российской Федерации ' ^^ *
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРИПТОВАЛЮТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с правовым регулированием криптовалют в России и некоторых зарубежных странах. В ходе проведенного исследования выделены особенности криптовалют, рассмотрены различные подходы к определению данной категории, проанализированы некоторые аспекты правового регулирования цифровых валют. Определено, что нормы финансового права регулируют целый комплекс общественных отношений, связанных с использованием криптовалют, и необходимо комплексное регулирование указанного института. Автор пришел к выводу о том, что необходимо в дальнейшем использовать цифровые технологии и цифровые валюты в экономике России. Это сложный и не одномоментный процесс перехода к цифровым валютам, необходима четко продуманная стратегия развития законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая валюта, платежная система, биткоин, токен, валюта, блокчейн, денежные суррогаты, платежное средство, цифровые технологии, парк высоких технологий.
Александр Борисович БЫЛЯ,
доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук bylya_alex@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2020.73.9.187-197
A. B. BYLA, Associate Professor of Department in Financial Law of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law) bylya_alex@mail.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 ON THE ISSUE OF THE USE OF CRYPTOCURRENCIES IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract. This article is devoted to the consideration of issues related to the legal regulation of cryptocurrencies in the Russian Federation and some foreign countries. In the course of the study, the features of cryptocurrencies were highlighted, various approaches to the definition of this category were considered, some aspects of the legal regulation of digital currencies were analyzed. It has been determined that the rules of financial law regulate a whole range of public relations related to the use of cryptocurrencies and the complex regulation of this institution is necessary. The author came to the conclusion that it is necessary to use digital technologies and digital currencies in the Russian economy in the future. At the same time, this is a complex and not an instantaneous process of transition to digital curren-
© А. Б. Быля, 2020
в Я УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
cies; a clearly thought-out strategy for the development of legislation in this area is necessary. Keywords: digital technologies, digital currency, payment system, bitcoin, token, currency, blockchain, money surrogates, means of payment, digital technologies, high-tech park.
Окриптовалютах заговорили в 2009 г., когда Сатоши Накамото опубликовал статью «Биткоин: одноранговая система электронной наличности»1. В данной работе были изложены концепция и подробности функционирования биткоина. В наши дни многие теоретики экономики и права говорят о криптовалютах как об одной из наиболее перспективных технологий. Актуальности данному вопросу придает факт отсутствия в России законодательного регулирования сферы криптовалют. Кроме того, отношение к данной теме во всем мире носит противоречивый характер. Можно выделить следующие причины необходимости регулирования сферы криптовалют в России2.
1. Наличие противоречивых позиций государственных органов по данному вопросу. Наиболее интересными являются следующие.
Центральный банк РФ: «В силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалют граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Учитывая высокие риски обращения и использования криптовалют, Банк России считает преждевременным допуск криптовалют, а также любых финансовых инструментов, номинированных или связанных с криптовалютами, к обращению и использованию...».
Гзнеральная прокуратура РФ заявила, что криптовалюты (биткоин и другие) относятся к денежным суррогатам и не могут использоваться в качестве средства для расчетов на территории России. Также, по мнению Генеральной прокуратуры, компании, которые будут использовать биткоины, будут нарушать законодательство, что повлечет уголовную ответственность. На наш взгляд, в данном случае позиция более радикальная — дается прямое указание на противозаконную природу криптовалюты.
Позиция Министерства финансов РФ претерпела определенную эволюцию. В 2014 г. была попытка разработать законопроект о введении уголовной и административной ответственности за совершение операций с криптовалютой. С 2017 г. мнения носят более позитивный характер. Так, в письме Минфина России от 13.10.2017 № 03-04-05/66994 имеется разъяснение о применении Налогового кодекса РФ к сделкам физических лиц по покупке и продаже биткоинов. Предлагается рассматривать сделки с биткоинами как объект налогообложения. Поскольку налогообложению подлежат правомерные сделки, данное разъяснение можно рассматривать в качестве одобрения на совершение операций с криптовалютой.
1 Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. Дата публикации неизвестна.
2 Савельев А. И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Закон. 2017. № 8. С. 6—9.
Таким образом, мнения относительно возможности оборота криптовалюты в России разделились, что препятствует развитию бизнеса в указанной сфере.
2. Реакция судебных органов. В судебной практике уже появилось немало споров, в которых фигурирует криптовалюта. Судебные органы очень осторожны в подходах к цифровым технологиям. Так, в некоторых делах суды указывают на запрет операций с криптовалютой со ссылкой на то, что они являются денежными суррогатами3.
3. Экономический фактор. Капитализация криптовалют постоянно растет4. Недавний показатель фактически эквивалентен всем золотым резервам Сингапура. Развитие криптовалютной сферы очень быстрое и динамичное, что дает основания полагать, что развитие продолжится и в будущем. Следовательно, данное явление нельзя уже игнорировать, считая его маргинальным.
4. Поручение Президента РФ. В. В. Путин дал указание Правительству РФ и Центральному банку РФ обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих определение статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий.
Таким образом, в России сложились определенные предпосылки для регулирования криптовалютной сферы. Цель данной работы — проанализировать отношение к криптовалютам в некоторых странах, а также указать отдельные аспекты законодательного регулирования криптовалют в России. Важно отметить, что институт криптовалют должен иметь комплексное правовое регулирование и регулироваться нормами как финансового права, так и иных отраслей права.
Далее, на наш взгляд, необходимо определиться с некоторыми понятиями для дальнейшего понимания отдельных аспектов проблематики.
Криптовалюта — это единица ценности, выраженная в электронной форме, создание, учет и передача которой осуществляется в децентрализованном порядке на основе криптографических алгоритмов5. Также криптовалюту предлагается
3
П
□
рА
определять как обращающийся в рамках децентрализованной (пиринговой) сети > g
финансовый платежный инструмент, представляющий собой цифровую репрезен- °0
тацию стоимости, для защиты операций и контроля за количеством созданных р§Е
единиц которой применяются криптографические технологии6. >о р
Рассматриваемый термин «криптовалюта» состоит из двух частей: — «валюта» означает, что криптовалюта выполняет как минимум одну из основ- ЦлЛ ных функций фиатных (т.е. государственных) денег, которые эмитируются и законодательно обеспечены правовыми номами7. Конечно, термин «валю- >Е°
та» в данном случае является условным, поскольку под валютой в текущем хеа
финансовом законодательстве понимаются денежные единицы, принятые в качестве законного средства платежа в соответствующем государстве; М> гп
>Orn
п °>
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 22.06.2016 по делу № А70-
15360/2015. вбо
>РШ
URL: https://coinmarketcap.com.
Савельев А. И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав. С. 5. ^-Е 0
Ситник А. А. Финансовый контроль и надзор в сфере денежного обращения в Россий- ПП
ской Федерации : монография. М. : Проспект, 2020. С. 86.
FATF Report. Virtual Currencies Key Definitions and Potential AML/CFT Risks, 2014. ОТНОШЕНИЙ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
— «крипто» означает, что ее оборот не администрируется каким-либо лицом, а реализуется посредством криптографических алгоритмов8. Криптовалюта обладает рядом особенностей, среди которых:
а) глобальный характер, предполагающий, что любое лицо, обладающее доступом в Интернет и личным кошельком, может отправить некую ценность в любую точку мира любому получателю. В этом большой потенциал данной технологии, поскольку криптовалюта позволяет привнести финансовую систему в те регионы, где банковской системы не сложилось как таковой (например, в некоторых африканских странах). Кроме того, данная технология будет полезна для тех, кто не пользуется традиционными банковскими услугами;
б) пиринговый (децентрализованный) характер. Данная особенность предполагает, что не требуется наличие органа, контролирующего перемещение криптовалюты. Вместе с тем возникает проблема двойной траты (т.е. мы должны быть уверены, что лицо больше никому не отправило этот же файл в качестве оплаты), которая в централизованной системе решается банком или оператором по переводу денежных средств. В пиринговой системе данный вопрос решен за счет открытого распределенного реестра и криптографии. Все транзакции являются открытыми, а при их совершении и фиксации используются средства криптографии, которые не позволяют произвольно изменять содержимое транзакций;
в) скорость обработки транзакций. Имеется в виду традиционный трансграничный перевод, который может занимать несколько дней и даже больше. В условиях современной экономики эти сроки нереальны и осложняют экономические процессы, поэтому в данном вопросе криптовалюта имеет преимущество;
г) низкие издержки по обработке транзакций. Они составляют около 1 %, что меньше, чем при транзакциях через Visa и MasterCart9.
Блокчейн. В. А. Кислый определяет блокчейн как «децентрализованную информационную систему, состоящую из цепочки блоков транзакций и обеспечивающую учет и хранение данных (их контрольных характеристик), а также тождественность данных у всех участников децентрализованной системы, подтверждение валидности блоков которой обеспечивается консенсусом между участниками системы»10.
Под блокчейном понимаются:
— во-первых, валюта. Криптовалюта применяется в различных приложениях, имеющих отношение к деньгам;
— во-вторых, контракты. Различные экономические и финансовые приложения, в основе которых лежит блокчейн, работают с различными финансовыми инструментами (акциями, облигациями и т.д.);
8 Савельев А. И. Криптовалюты: место в системе права и возможная модель правового регулирования : цикл лекций. LF Академия, 2018. URL: https://lfacademy.ru/course/1372550.
9 Гзнкин А. С., Михеев А. А. Блокчейн: как это работает и что ждет нас завтра. М. : Аль-пина Паблишер, 2018. С. 8—11.
10 Кислый В. А. Юридические аспекты применения блокчейна и использования криптоакти-вов // Zakon.ru. 05.06.2017. С. 4. URL: https://zakon.rU/blog/2017/6/5yuridicheskie_aspekty_ primeneniya_blokchejna_i_ispolzovaniya_kriptoaktivov.
ВЕСТНИК Быля А. Б. ^ ^^ ^
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу об использовании криптовалют в Российской Федерации ' ^^ '
имени O.E. Кутафина(МГЮА) 1-1 i —i
— в-третьих, приложения. По мнению М. Свона, «они должны использоваться в сферах государственного управления, здравоохранения, науки»11. Приведем мысль М. Свона: «Блокчейн представляет собой многофункциональную и многоуровневую технологию, которая предназначена для надежного учета различных активов. Опыт использования данной технологии может охватывать разнообразные сферы экономической деятельности, например финансы, денежные расчеты, а также операции с материальными (реальная собственность) и нематериальными (права голосования, медицинские данные, личная информация) активами»12.
Биткоин — первая криптовалюта, основанная на блокчейн-технологии. Часто под биткоином понимают разные вещи.
Согласно первой точке зрения — это валюта, собственно, то, что привлекает больше всего. Цифровая единица стоимости, которая используется для обмена между людьми товарами, услугами или обмена на другие валюты. Однако широкое и отражающие более значимые свойства биткоина — это понимание его не просто как валюты, но и как технологии13.
В юридической и экономической литературе давно и активно обсуждается вопрос: какой правовой статус необходимо придать криптовалюте? Л. И. Новоселова и А. А. Грибанов считают, что это «особый вид обязательственного права, в котором праву каждого владельца биткоина корреспондируют обязанности всех остальных участников соответствующей расчетной системы, закрепленные правилами ее функционирования.
Однако, когда новый участник присоединяется к биткоин-системе, он вступает в обязательственные отношения с другими участниками системы, но не приобретает биткоины вследствие одного лишь присоединения. Его новый кошелек может оставаться пустым.
В случае поступления криптовалюты в кошелек, у его владельца не появля-
14
п
□
ются новые права требования к другим участникам системы и новые обязанно- >В
сти перед ними. Таким образом, поскольку наличие или отсутствие биткоинов у °0
владельца биткоин-кошелька само по себе не влияет на его права и обязанности по отношению к другим участникам системы, биткоины не являются обязательственными правами их владельцев»14.
Вторая точка зрения сводится к тому, что биткоин — это безналичные денеж- ЦлЛ ные средства, под которыми понимаются права требования к банку по счетам, которые могут быть использованы для платежей.
С точки зрения публичного регулирования криптовалюту можно признать де-
А гп У
нежным суррогатом. Полагаем, что следует очень осторожно подходить к данному вопросу. гп
И п К
Вол
11 Свон М. Блокчейн: схема новой экономики. М. : Олимп-Бизнес, 2017. С. 20.
12 Свон М. Указ. соч. С.15.
Vigna Р., Casey M. J. The Age of Cryptocurrency: How Bitcoin and the Blockchain Are HmO
Challenging the Global Economic Order. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. С. 12—13. ±И □ Грибанов А. А. О правовой природе биткоина // Zakon.ru. 09.10.2017. URL: https://zakon.
ru/blog/2017/10/09/o_pravovoj_prirode_bitkojna. ОТНОШЕНИЙ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержит норму, в соответствии с которой выпуск денежных суррогатов запрещен на всей территории страны15. Однако, по мнению А. И. Савельева, легальной дефиниции и специальной ответственности за распространение денежных суррогатов нет.
Попытка дать определение понятию денежного суррогата отражена в проекте КоАП РФ, где «под денежными суррогатами понимаются выпускаемые (эмитируемые) на территории Российской Федерации объекты имущественных прав, в том числе в электронном виде, предназначенные для использования в качестве средства платежа и (или) обмена и непосредственно не предусмотренные в качестве официального средства платежа законодательством Российской Федерации»16.
Если обратиться к гражданскому законодательству, то согласно п. 4 ст. 421 и п. 1 ст. 423 ГК РФ стороны могут по собственному усмотрению определять встречное предоставление по договору. Следовательно, криптовалюта не может быть признана денежным суррогатом по причине ее использования в конкретных договорах17.
Кроме того, нет заявления от уполномоченного органа (Центрального банка РФ), которое бы признавало криптовалюту денежным суррогатом.
Государству, на наш взгляд, следует разрешить использовать биткоин в качестве законного средства расчетов за услуги и товары, что позволит сократить возможные риски для участников оборота. Впоследствии важно указать границы возможного использования криптовалют в различных сделках, приравняв криптовалюту, с некоторым количеством изъятий, к иностранной валюте.
Существуют и иные позиции по вопросу правовой природы криптовалют, среди которых понимание криптовалюты в качестве информации, цифрового актива, бездокументарных ценных бумаг18.
Относительно последней концепции существует мнение, что придание крип-товалюте режима бездокументарных ценных бумах — это наиболее перспективный путь для регулирования криптовалюты, поскольку в обоих случаях есть некая запись, которая удостоверяет право на определенный актив (фактически имущество), и это право передается вместе с записью. Проблема кроится в необходимости решить ряд вопросов, которые вступают в противоречие с природой криптовалюты, например в режиме бездокументарных ценных бумаг необходим эмитент, который отсутствует в криптовалютах с алгоритмической эмиссией.
Возможно, из вариантов объектов гражданских прав, предусмотренных ст. 128 ГК РФ, в настоящее время криптовалюты стоит отнести к иному имуществу. Это в значительной степени даст свободу законодателю и правоприменителю в разработке эффективной и приемлемой системы регулирования общественных отношений с использованием криптовалюты и цифровых технологий.
15 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС «КонсультантПлюс».
16 Проект № 957581-6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС «КонсультантПлюс».
17 Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
18 Савельев А. И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав. С. 8.
В этой связи есть необходимость рассмотреть вопросы регулирования криптовалют в некоторых зарубежных странах. В начале XXI столетия финансовые органы большинства стран старались не замечать и игнорировать рынок криптовалют. Однако их стремительное развитие заставило правительства многих стран взять их на контроль. Можно долго полемизировать о природе криптовалют, цифровых денег и их правовом статусе. Однако в большинстве государств внимание к бурному развитию криптовалют будет возрастать в ближайшие годы.
Заметим, что отдельные государства используют свои, весьма специфические, традиции в регулировании цифровых технологий. С этим связано отсутствие единых, унифицированных норм международного права по указанной проблематике. Следует согласиться с Р. М. Янковским, который относит регулирование криптовалют «к валютному, финансовому законодательству и регулированию рынка ценных бумаг, который традиционно регулировался в рамках национальной юрисдикции»19.
Китай. В Китайской Народной Республике существует один из наиболее развитых финансово-технических рынков в мире. Однако «необходимые подходы к финансово-правовому регулированию криптовалютных отношений в Китае не разработаны. При этом цифровые валюты рассматриваются органами власти как виртуальный товар»20. Криптовалютные биржи, а наряду с ними и другие вебсайты, связанные с цифровой валютой, должны быть зарегистрированы в Телекоммуникационном бюро. «Налогообложение осуществляется в соответствии со стандартными для товаров правилами: операции с криптовалютой облагаются налогом на прибыль, подоходным налогом и налогом на прирост капитала, а ее продажа может облагаться налогом на добавленную стоимость»21.
В 2017 г. «Народный банк Китая издал распоряжение о запрете на проведение в стране первоначальных предложений монет (ICO— Initial Coin Offerings — процесс выпуска компанией собственных криптоактивов с целью привлечения
П
□
рА
средств). Запрет касается не только проведения новых первичных распределе- >g
ний монет. Организации и физические лица, которые к настоящему времени уже °0
провели ICO, должны будут вернуть средства инвесторам. Позднее Народный р§Е
банк Китая направил уведомление финансовым учреждениям, запрещающее >о р предоставление финансовых услуг проектам, проводящим ICO»22.
Необходимо отметить, что Китай в развитии криптовалют пошел дальше всех ЦлЛ государств. В мае 2020 г. Народный банк Китая в рамках пилотной программы
ввел в четырех городах страны национальную криптовалюту DCEP. Таким обра- >Е°
зом, у различных субъектов хозяйствования появилась возможность совершать хеа
расчеты в цифровых юанях. бж>
< л S М> m >об
m □>
19 Янковский Р. М. Государство и криптовалюты: проблемы регулирования. М. : Изд-во МГУ,
2017. С. 10. вбо
>РШ
20 Regulation of Bitcoin in Selected Jurisdictions. The Law Library of Congress, Global Legal □ > П Research Center, 2014. С. 6. 4rn°
21 Правовое регулирование криптовалютного бизнеса. Отчет Axon Partners, 2017. С. 54. m
22 Обзор основных изменений регулятивной среды на рынке ICO. Обзор фирмы Sayenko
Kharenko, 2017 // URL: https://ico.sk.ua/. ОТНОШЕНИЙ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
США. Соединенные Штаты Америки сегодня переживают этап бурного развития цифровых технологий, и это не случайно. Криптовалютные технологии все больше пронизывают отдельные стороны финансового рынка. Существуют крупные биржи и финансовые организации, имеющие дело с криптовалютой, а за некоторые товары (недвижимость и другие) и услуги можно заплатить как обычными деньгами, так и цифровыми.
Дальнейшее регулирование криптовалют в США затруднено из-за особенностей правовой системы государства и неоднозначной позиции органов государственной власти по вопросу определения правового статуса криптовалюты. Отметим, что цифровая валюта рассматривается в США и как аналог денег, и как собственность, и как биржевые товары. Так, например, А. Херн указывает, что «налоговое управление США рассматривает биткоин как актив, подобный ценным бумагам, а не как деньги, подразумевая, что транзакции в биткоинах облагаются налогами на прирост капитала»23.
С этой позиции виртуальные валюты выступают активом, а не валютой. Однако многие иные правительственные учреждения США, регуляторы банковской системы, Министерство юстиции пытаются регулировать биткоин как валюту. Таким образом, цифровые деньги выступают объектом налогообложения, и все сделки с криптовалютой подлежат обложению налогом. В качестве примера можно указать заработную плату работника, которая выплачивается в биткоинах и подлежит обложению подоходным налогом и налогом на зарплату.
Особое внимание уделено борьбе с финансовыми преступлениями. На федеральном уровне отдельным компаниям, которые используют цифровые валюты (биржи и др.), надлежит зарегистрироваться в качестве операторов по переводу финансовых средств в Сети по борьбе с финансовыми преступлениями. Вместе с тем законодательство штатов предусматривает обязательное лицензирование деятельности таких компаний.
При этом «криптовалюты не являются официальным платежным средством (этот статус закреплен только за долларом США)»24.
Республика Беларусь. Совсем недавно в Республике Беларусь криптовалю-та была легализована на государственном уровне. 21 декабря 2017 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подписал Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики», целями которого являются создание необходимых условий для привлечения в страну мировых 1Т-компаний, инвестиции в будущее, а также внедрение новейших финансовых инструментов и технологий.
Термин «цифровой знак (токен)», используемый в тексте декрета, включает в себя криптовалюту. Ключевое отличие токена от криптовалюты заключается в том, что криптовалюта находится в массовом обращении в качестве средства платежа.
23 Hern A. Bitcoin is legally property, says US IRS. Does that kill it as a currency? // The Guardian. 31.03.2014. URL: https://www.theguardian.com/technology/2014/mar/31/bitcoin-legally-property-irs-currency.
24 Как регулируются криптовалюты в разных странах. Анализ от экспертов KPMG, 18.10.2017 // URL: https://www.vedomosti.ru/finance/galleries/2017/10/18/738263-kak-reguliruyutsya-kriptovalyuti#/galleries/140737493601409/normal/2.
Согласно декрету, физические лица могут владеть токенами, «покупать и продавать их за белорусские рубли, иностранную валюту и электронные деньги, осуществлять майнинг, а также дарить, обменивать и завещать».
А. И. Савельев отмечает, что «указанные операции, совершаемые с токенами, не подпадают под действие валютного законодательства для резидентов Республики Беларусь (за исключением банков и иных кредитных учреждений). Валютное законодательство фактически не распространяется на совершение операций с токенами (криптовалютами), что является следствием желания привлечь в свою юрисдикцию организации, деятельность которых связана с перемещением в виртуальном пространстве объектов, не имеющих связь с традиционными географическими границами»25.
По мнению Н. А. Хадановича, «операции с токенами не будут считаться предпринимательской деятельностью, а участникам сделок будут предоставлены налоговые льготы в виде освобождений от подоходного налога, налога на прибыль и налога на добавленную стоимость»26.
Г. В. Пермитин и Л. И. Пастухова указывают, что «майнинг, деятельность биржи и операторов обмена криптовалют включены декретом в перечень видов деятельности в сфере высоких технологий. Занятие этими видами деятельности может позволить компании стать резидентом Парка высоких технологий (особой экономической зоны в Белоруссии для 1Т-компаний). Для данных категорий лиц будут упрощены многие бюрократические процедуры, например предоставлена возможность в уведомительном порядке проводить валютные операции, связанные с движением капитала»27.
Таким образом, следует согласиться с А. И. Савельевым в том, что данный документ «представляет собой большой интерес для российской аудитории. В первую очередь, это ценный источник идей для чиновников, участвующих в процессе подготовки проектов документов, направленных на регулирование соответствующих отношений в России, так как эти идеи выработаны в правовой АВ системе, практически идентичной российской по ряду параметров»28. Исходя из °0 вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что Беларусь пошла дальше России в вопросах регулирования цифровых валют. Но это предмет для дальнейших исследований.
В заключение можно сделать вывод, что государственные органы в целом ЦлЛ позитивно отзываются о цифровых технологиях, в то время как в отношении криптовалюты мнение более сдержанное и даже негативное. Подобное отноше-
ЕФш
пг Е>
25
Савельев А. И. Комментарий на положения о регулировании операций с криптовалю-
тами и иных отношений, основанных на технологии блокчейн, Декрета Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г. № 8 // М. : Г_|> НИУ ВШЭ, 24.12.2017. С. 21. S^K
26 Хаданович Н. А. В Беларуси легализовали криптовалюты. Что изменится? // Rusbase. >Р§ 25.12.2017. URL: https://rb.ru/opinion/crypto-belarus-dekret/. Л>П
27 Перемитин Г. В., Петухова Л. И. В Белоруссии легализовали майнинг криптовалют // ^-Е ° РБК. 22.12.2017. URL: https://www.rbc.ru/finances/22/12/2017/5a3cf1b79a79470ff47031fe. □
28 Савельев А. И. Комментарий на положения о регулировании операций с криптовалюта-
ми... С. 2. ОТНОШЕНИЙ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
ние связано с покушением криптовалюты на монополию государства — эмиссию денежных средств.
Дело в том, что практически любое физическое лицо, имея соответствующее оборудование для майнинга, может эмитировать криптовалюту. Кроме того, государство негативно относится к таким особенностям криптовалюты, как анонимность и возможность беспрепятственного обращения, что делает криптовалютную сферу легким инструментом для легализации доходов, полученных преступным путем, оттока капитала за пределы территории РФ и финансирования терроризма.
Опасения не беспочвенны, однако они и должны мотивировать скорейшее регулирование криптовалютной сферы. Во-первых, грамотно продуманная стратегия развития законодательства в данной области необходима для устранения рисков использования криптовалюты в преступных целях и, во-вторых, окончательная невозможность применения блокчейн-технологий создаст для России дополнительные трудности и не позволит развиваться как сильной экономической державе.
Блокчейн-технология может стать следующим фундаментальным прорывом в сфере технологий — после персональных компьютеров, Интернета, социальных сетей. Данная технология может изменить не только то, что связанно с денежными рынками, финансовыми услугами и экономикой, но и другие области деятельности человека. Кроме того, возможно, что государство, которое первым создаст наиболее благоприятные условия для развития криптовалют, тем самым будет способствовать как стремительному развитию собственного бизнеса, так и привлечению иностранного капитала.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Блокчейн изнутри: как устроен биткоин. 17.09.2017 // URL: http://vas3k.ru/blog/ blockchain/.
2. Вирабян Г. А. Разбор Законопроекта Мифина «О цифровых финансовых активах». 12.02.2018 // URL: http://telegra.ph/Razbor-Zakonoproekta-Mifina-O-cifrovyh-finansovyh-aktivah-02-12.
3. Гэнкин А. С., Михеев А. А. Блокчейн: Как это работает и что ждет нас завтра. — М. : Альпина Паблишер, 2018.
4. Генпрокуратура, ФСБ и МВД объявили войну биткоину // РБК. 07.02.2014. URL: https://www.rbc.ru/economics/10/03/2018/5aa3b3559a79473f90b6503c.
5. Гоибанов А. А. О правовой природе биткоина // Zakon.ru. 09.10.2017. URL: https://zakon.ru/blog/2017/10/09/o_pravovoj_prirode_bitkojna.
6. Законопроект об ответственности за использование криптовалют поступит в Госдуму в июне // Fork Log, 25.02.2016 // URL: https://forklog.com/zakonoproekt-ob-otvetstvennosti-za-ispolzovanie-kriptovalyut-postupit-v-gosdumu-v-iyune/.
7. Запрет bitcoin в РФ этой осенью? // Хабрахабр, 27.03.2015. URL: https:// habrahabr.ru/post/254227/.
8. Как регулируются криптовалюты в разных странах. Анализ от экспертов KPMG, 18.10.2017 // URL: https://www.vedomosti.ru/finance/galleries/2017/10/18/738263-kak-reguliruyutsya-kriptovalyuti#/galleries/140737493601409/normal/2.
ВЕСТНИК Быля А. Б.
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу об использовании криптовалют в Российской Федерации ' ^^ *
имени O.E. Кутафина(МГЮА) ^
9. Кислый В. А. Юридические аспекты применения блокчейна и использования криптоактивов // Zakon.ru. 05.06.2017 // URL: https://zakon.ru/ blog/2017/6/5yuridicheskie_aspekty_primeneniya_blokchejna_i_ispolzovaniya_ kriptoaktivov.
10. Новоселова Л. А. О правовой природе биткоина // Хозяйство и право. — 2017. — № 8.
11. Нужно ли регулировать биткоин? // Закон. — 2017. — № 9.
12. Обзор основных изменений регулятивной среды на рынке ICO. Обзор фирмы Sayenko Kharenko, 2017 // URL: https://ico.sk.ua/.
13. Перемитин Г. В., Петухова Л. И. В Белоруссии легализовали майнинг криптовалют // РБК. 22.12.2017. URL: https://www.rbc.ru/flnances/22/12/2017/5a3cf 1b79a79470ff47031fe.
14. Савельев А. И. Комментарий на положения о регулировании операций с крип-товалютами и иных отношений, основанных на технологии блокчейн Декрета Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г. № 8. — М. : НИУ ВШЭ, 2017.
15. Савельев А. И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Закон. — 2017. — № 8.
16. Савельев А. И. Криптовалюты: место в системе права и возможная модель правового регулирования : цикл лекций. LF Академия, 2018 // URL: https:// lfacademy.ru/course/1372550.
17. Свон М. Блокчейн: схема новой экономики. — М. : Олимп-Бизнес, 2017.
18. Ситник А. А. Финансовый контроль и надзор в сфере денежного обращения в Российской Федерации : монография. — М. : Проспект, 2020.
19. Хаданович Н. А. В Беларуси легализовали криптовалюты. Что изменится? // Rusbase. — 25.12.2017. — URL: https://rb.ru/opinion/crypto-belarus-dekret/.
20. Янковский Р. М. Государство и криптовалюты: проблемы регулирования. —
П
□
М. : Изд-во МГУ, 2017.
21. FATF Report. Virtual Currencies Key Definitions and Potential AML/CFT Risks, °D 2014.
22. Hayek F. A. von. Denationalization of Money: An Analysis of the Theory and
Practice of Concurrent Currencies. — L., 1977. Л- Е
Ъ-U н
23. Hern A. Bitcoin is legally property, says US IRS. Does that kill it as a currency? // The Guardian. 31.03.2014. URL: https://www.theguardian.com/technology/2014/ mar/31/bitcoin-legally-property-irs-currency. НЕ °
24. Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. хеа
25. Vigna Р., Casey M. J. The Age of Cryptocurrency: How Bitcoin and the Blockchain Are Challenging the Global Economic Order. — М. : Манн, Иванов и Фербер,
2017. >ГА
ШтО >рш Э>п
5ЩО
чео НО ЫИ -
ОТНОШЕНИИ
>