2 015' 0 6
ВЛАСТЬ
77
ЯКОВЕНКО Нина Александровна — аспирант Академии труда и социальных отношений (119454, Россия, г. Москва, ул. Лобачевского, 90; [email protected])
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ И ИНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Аннотация. В статье проведен краткий анализ сферы действия федеральных законов, регулирующих трудовые отношения работников дипломатических и иных представительств РФ за границей. На основании содержания законов РФ и международных актов автор доказывает, что законодатель теоретически и практически обоснованно установил принадлежность дипломатической службы к подвидам государственной гражданской службы. Особое внимание в статье уделено категориям работников представительств РФ за границей, на которых распространяются общие и специальные положения Трудового кодекса РФ. Ключевые слова: дипломатическая служба, государственная гражданская служба, персонал дипломатического представительства, категории работников загранпредставительств РФ, общее и специальное законодательство в сфере труда дипломатических служащих
Сфера действия нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения работников дипломатических и иных представительств РФ за границей, в правовой науке подробно не исследовалась. Между тем без подобного анализа невозможно всестороннее изучение особенностей правового регулирования их труда.
В преамбуле и ст. 1 федерального закона «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» (далее — закон № 205-ФЗ) предусмотрено, что дипломатическая служба осуществляется на должностях федеральной государственной гражданской службы1.
Данная норма закона № 205-ФЗ лишила правовой основы научные дискуссии, которые имели место в сфере административного и международного права о видовой принадлежности дипломатической службы. Так, ряд ученых, занимающихся проблемами нормативного правового регулирования дипломатической службы, отстаивают точку зрения о том, что дипломатическая служба в силу определенных особенностей является самостоятельным видом государственной, а не государственной гражданской службы [Занко 2013: 15; Федотов 2002: 17].
Между тем виды государственной службы исчерпывающим образом определены в ст. 2 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — закон № 58-ФЗ)2. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в этот закон.
Следует отметить, что в международном праве деятельность международных чиновников — работников международных организаций относится к международной гражданской службе. В ООН существует подразделение, именуемое Консультативным советом ООН по международной гражданской службе (КМГС), который в 1954 г. утвердил Стандарты поведения на международной гражданской службе3.
1 Федеральный закон «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» № 205-ФЗ от 27.07.2010 (в ред. от 2.07.2013). - СЗРФ. 2010. № 31. Ст. 4174.
2 Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27.05.2003 (в ред. от 2.07.2013). - СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063
3 Стандарты поведения на международной гражданской службе. — ООН. Официальный сайт. Доступ: http://icsc.un.org/resources/pdfs/general/standardsR.pdf (проверено 08.10.2014).
Таким образом, отнесение службы в международных организациях к гражданской службе в международном праве не вызывает сомнений и является общепринятым.
В ст. 11 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) установлено, что действие общих положений ТК РФ распространяется на государственных гражданских служащих с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе.
Общие положения ТК РФ регулируют трудовые отношения сотрудников дипломатической службы постольку, поскольку государственная гражданская служба включена в сферу действия трудового права. При этом на дипломатических служащих распространяются особенности правового регулирования, установленные в гл. 53 ТК РФ, федеральных законах, регулирующих прохождение государственной гражданской и дипломатической службы, и иных подзаконных нормативных правовых актах федерального уровня.
С учетом того, что дипломатическая служба является видом федеральной государственной гражданской службы, которая в свою очередь является видом государственной службы, в отношении дипломатических служащих действуют общие принципы построения и функционирования системы государственной службы, общие условия поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения, предусмотренные законом № 58-ФЗ.
На сотрудников дипломатической службы распространяются положения федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — закон № 79-ФЗ)1. Так, нормы закона № 79-ФЗ, посвященные установлению классных чинов государственной гражданской службы; положения о правовом статусе государственного гражданского служащего; ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой; нормы о служебном контракте, служебном времени и времени отдыха, персональных данных и др. являются обязательными для сотрудников дипломатической службы. По признанию ряда ученых-трудовиков, большинство положений закона № 79-ФЗ относительно прохождения государственной гражданской службы и служебного контракта восприняты из ТК РФ [Иванов и др. 2004: 9; Чиканова 2005: 55].
Специальные положения гл. 53 ТК РФ, устанавливающей особенности правового регулирования труда работников, направленных в представительства РФ за границей, распространяют свое действие на лиц, которые направлены на работу в представительства РФ за границей специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями РФ, что закреплено в ст. 337 ТК РФ.
Следует отметить, что действие гл. 53 ТК РФ не распространяется на дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. Должности Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ (в иностранном государстве), Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) РФ при международной организации (в иностранном государстве) включены в Сводный перечень государственных должностей РФ, утвержденный указом Президента РФ2.
При замещении указанных должностей не возникают трудовые или служебные отношения и, соответственно, не заключается трудовой договор или служебный контракт.
Причина состоит в том, что данные лица обладают особым правовым статусом. В части 1 ст. 3 закона № 79-ФЗ сказано, что государственная гражданская служба осуществляется на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий «лиц, замещающих государственные должности». Как вытекает из содержания статьи, государственные должности в контексте закона № 79-РФ являются самостоятель-
1 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004 (в ред. от 2.04.2014). - Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
2 Указ Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации» № 32 от 11.01.1995 (в ред. от 25 июля 2014 г.). - СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 173.
2015'06
ВЛАСТЬ
79
ным видом должностей на государственной службе и не относятся к должностям государственной гражданской службы [Комментарий... 2005: 31].
Правила осуществления деятельности Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ (в иностранном государстве), Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) РФ при международной организации (в иностранном государстве) устанавливаются в международных правовых актах, а именно в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.1 и специальных нормативных правовых актах РФ2.
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. устанавливает три категории работников дипломатических представительств, которые различаются объемом предоставленных иммунитетов и привилегий: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.
Особенности трудовых отношений дипломатического персонала урегулированы в законе № 205-ФЗ, который содержит положения, касающиеся исключительно государственных гражданских служащих загранучреждений, относящихся к системе МИД РФ, а также центрального аппарата МИД.
Административно-технический и обслуживающий персонал оказывает содействие дипломатическим работникам в осуществлении их функций. Он может комплектоваться как из граждан аккредитующего государства, так и из местных граждан. Запрет на прием иностранных граждан в дипломатическое представительство в качестве вспомогательного персонала российским законодательством не установлен.
Нормы ТК РФ распространяются только на тех работников вспомогательного персонала, которые являются российскими гражданами и направлены на работу в загранпредставительства специально уполномоченными органами РФ. Должности, по которым работники осуществляют техническое обеспечение деятельности представительств, к государственным должностям не относятся3.
Работников, направленных за границу специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями РФ, на которых распространяются положения ТК РФ, можно классифицировать по следующим критериям:
1) по субъекту, направившему работника за границу:
— работники, направленные Министерством иностранных дел России;
— работники, направленные иными федеральными органами исполнительной власти;
— работники, направленные государственными организациями и учреждениями РФ;
2) по отношению к государственной службе:
— федеральные государственные гражданские служащие;
— работники, занимающие должности, не отнесенные к федеральным государственным должностям;
3) по месту работы:
— дипломатические представительства;
— консульские учреждения;
— постоянные и временные представительства при международных организациях;
— представительства федеральных органов исполнительной власти;
— торговые представительства;
1 Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 11.02.1964. — Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. 29 апреля. № 18. Ст. 221.
2 См., напр.: Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве» № 1180 от 07.09.1999 (в ред. от 21.08.2012 № 1198). — СЗ РФ. 2000. № 1 (часть II). Ст. 101.
3 См.: Приложение к постановлению Правительства РФ «О порядке исчисления и выплаты тарифных ставок (окладов) в рублях работникам представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации» № 788 от 16.10.2000 (в ред. от 17.02.2003). — СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4246.
4) по целям и задачам:
— работники, направленные для осуществления представительских функций за рубежом (дипломатические представители, консулы и др.);
— работники, направленные для оказания содействия в осуществлении представительских функций (административно-технический и обслуживающий персонал).
Приведенная классификация не является исчерпывающей. Тем не менее она позволяет представить круг лиц, трудовые отношения которых регулирует ТК.
Таким образом, общие и специальные положения ТК распространяются на федеральных государственных служащих РФ, лиц административно-технического и обслуживающего персонала, а также иных работников дипломатических представительств (посольств, миссий, торговых представительств), консульских учреждений и представительств при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, представительств федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей, направленных на работу для осуществления либо оказания содействия в осуществлении представительских функций за рубежом.
Список литературы:
Занко Т.А. 2013. Особенности и основные направления совершенствования правового регулирования дипломатической службы в Российской Федерации: автореф. дис. ... к.ю.н. М. 27 с.
Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. 2004. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы. — ЭЖ-Юрист. № 6. С. 8-13.
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе РФ» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств (под ред. А.Ф. Ноздрачева). 2005. М.: МЦФЭР. 160 с.
Федотов. А.Л. 2002. Правовое регулирование дипломатической службы в Российской Федерации: автореф. дис. ... к.ю.н. М. 26 с.
Чиканова Л.А. 2005. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе: теория и практика: дис. ... д.ю.н. М. 312 с.
YAKOVENKO Nina Aleksandrovna, postgraduate student, Academy of Labor and Social Relations (90, Lobachevskogo St, Moscow, Russia, 119454; [email protected])
LEGAL REGULATION OF LABOUR ACTIVITY OF EMPLOYEES OF DIPLOMATIC AND OTHER MISSIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION ABROAD
Abstract. The article gives a brief analysis of the scope of the federal laws governing labor relations of employees of diplomatic and other missions of the Russian Federation abroad. On the basis of the content of the laws of the Russian Federation and international acts the author concludes that the legislator, theoretically and practically reasonably, has established that the diplomatic service belongs to subspecies of the civil service. General and special rules of the Labour Code of the RF regulate relations in the diplomatic service with the specifications set out in other federal laws. The author has paid a particular attention to the categories of workers of mission of the RF abroad, who are subject to general and specific provisions of the Labour Code of the RF.
Keywords. diplomatic service, civil service, staff of diplomatic mission, missions abroad, categories of workers, general and special legislation in the sphere of labor of diplomatic officers