--------- ПРАВО -------------------
Правовое положение дипломатических работников: права, государственные гарантии, поощрения
Т.А. Занко
В статье проводится анализ правового положения дипломатических работников в Российской Федерации в части предоставляемых прав, государственных гарантий и поощрений. Указанные элементы правового статуса представляются через призму сравнительно-правового исследования законодательства более десятка зарубежных стран, учитывая опыт правового регулирования вопросов дипломатической службы как на постсоветском пространстве, так и в странах дальнего зарубежья.
Правовое положение дипломатического работника представляет собой часть общего правового статуса личности и включает в себя совокупность прав, обязанностей, запретов, ограничений, гарантий, поощрений и мер ответственности, связанных с исполнением функций дипломатического характера, а также обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации»1 правовой статус дипработника регулируется данным Федеральным законом, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2, а в части, не урегулированной этими федеральными законами, - Трудовым кодексом Российской Федерации3 и иными нормативными правовыми актами РФ. Причем необходимо отметить, что
сотрудники дипломатической службы в период работы в загранучреждениях пользуются привилегиями и иммунитетами, установленными нормами международного права4.
Дипломатические работники - федеральные государственные гражданские служащие, исполняющие функции дипломатического характера и замещающие в центральном аппарате Министерства иностранных дел РФ, загранучреждениях Министерства иностранных дел РФ, территориальных органах Министерства иностранных дел РФ должности федеральной государственной гражданской службы, по которым предусмотрено присвоение дипломатических рангов.
Дипломатический работник - это не просто государственный служащий, реализующий определенный вид и объем полномочий по соответствующей должности. Это человек, наделенный государственно-властными полномочиями, действующий в системе международных отношений от имени, по поручению и в интересах своего государства. Он является политическим и духовно-нравственным
Занко Тигран Антонович - преподаватель кафедры государственного управления и права МГИМО(У) МИД России. Е-таП: 1:1дга№2а№ко@дтаН.сот
носителем и защитником национальных интересов Российского государства и своего народа5.
Права дипломатических работников
Основу прав дипломатических работников как федеральных государственных гражданских служащих составляют нормы, закрепленные ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе». Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» не устанавливает дополнительных прав дипломатических работников по сравнению с законодательством о государственной гражданской службе, но в то же время предусматривает ряд государственных гарантий, которые будут рассмотрены ниже.
В период работы в загранучреждениях на дипломатических работников также распространяются права, предусмотренные Венской конвенцией 1961 г. «О дипломатических сношениях», среди которых можно выделить:
- право на свободу передвижения по территории государства пребывания за исключением зон, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности (ст. 26);
- право на неприкосновенность корреспонденции (ст. 27);
- право на неприкосновенность личности дипломатического агента (ст. 29);
- право на неприкосновенность частной резиденции (ст. 30);
- право на иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания (ст. 31);
- право на освобождение от большинства налогов, сборов и пошлин личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (ст. 34);
- право на освобождение от всех государственных и трудовых повинностей (ст. 35);
- право на ввоз и освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и сборов предметов, предназначенных для личного пользования (ст. 36).
При этом необходимо учитывать, что перечисленные права, а по сути - привилегии и иммунитеты, предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государство. Что касается законодательства зарубежных стран, то необходимо отметить, что права дипломатических работников достаточно редко включаются в тексты законов о дипломатической службе (в отличие, например, от обязанностей), в основном дается ссылка на законодательство о государственной службе. Тем не менее в ряде зарубежных законов установлены следующие права дипломатических работников:
- Аргентина: право на пользование дипломатическим паспортом (ст. 22 Закона Аргентины от
22 мая 1975 г. № 20957 «О внешнеполитической службе»6);
- Армения: право на принятие в пределах своих полномочий решений (при необходимости
- после консультации с непосредственным руководителем) и участие в рассмотрении вопросов; обеспеченность работой, заработной платой, охрану здоровья, обеспечение безопасными и необходимыми условиями труда; опротестование результатов конкурса и аттестации, в том числе в судебном порядке (ст. 42 Закона Республики Армения 21 ноября 2001 г. № ЗР-249 «О дипломатической службе»7);
- Казахстан: право на получение выплат за знание иностранных языков; право на ежегодную денежную компенсацию стоимости представительской экипировки (ст. 29 Закона Республики Казахстан от 7 марта 2002 г. № 299-11 «О дипломатической службе Республики Казахстан»8);
- Киргизия: право на осуществление партийной и общественной деятельности во внеслужебное время (ст. 21 Закона Кыргызской Республики от 28 июня 2002 г. «О дипломатической службе Кыргызской Республики»9);
- Молдова: право на оказание поддержки и помощи с тем, чтобы дипломатический работник мог осуществлять свои обязанности с честью и достоинством, не поддаваясь политическому давлению и другим попыткам заставить его нарушить статус дипломата (ст. 20 Закона Республики Молдова от 27 декабря 2001 г. №761-ХУ «О дипломатической службе»10);
- Таджикистан, Туркменистан: право на переподготовку и повышение квалификации, в том числе с выездом в заграничные командировки (ст. 22 Закона Республики Таджикистан 5 ноября 2002 г. № 726 «О дипломатической службе»11; ст. 17 Закона Туркменистана от 19 декабря 2000 г. «О дипломатической службе»12).
Государственные гарантии дипломатическим работникам
Эффективное осуществление служебной деятельности в условиях установления жестких обязанностей, запретов и ограничений невозможно без обеспечения должного уровня социальных государственных гарантий, подчеркивающих исключительность и уникальность статуса дипломатических работников, как государственных служащих, представляющих интересы государства на международной арене. Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы гражданским служащим ст. 52 и 53 № 79-ФЗ устанавливаются основные и дополнительные гарантии соответственно.
Особый интерес с точки зрения рассматриваемой темы представляют дополнительные государственные гарантии на дипломатической службе, которые отображают специфику внешнеполитической деятельности и призваны компенсировать
риски, стоящие перед дипломатическими работниками и их семьями. Необходимо отметить, что указанные дополнительные гарантии предоставляются сотруднику дипломатической службы, а в некоторых случаях и членам его семьи, только в условиях работы в загранучреждении МИД России. Рассматриваемые гарантии являются важным практическим и статусным достижением в уточнении правового положения дипломатических работников. МИД России принимает дополнительные усилия для обеспечения безопасности сотрудников и членов их семей, предусматривает механизм оплаты медицинской помощи, а в случае повреждении здоровья - денежные выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Компенсации оплаты обучения несовершеннолетних детей, транспортных, жилищных и иных расходов, связанных с переездом.
В отдельную группу можно выделить гарантии, связанные с работой в государствах со сложной общественно-политической обстановкой, в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах. Для таких государств устанавливается особый режим учета стажа дипломатической службы и выплачиваются надбавки к окладу (1 день за 1,5 дня и надбавка 20% оклада в иностранной валюте при работе в государстве со сложной общественно-политической обстановкой; 1 день за 2 дня и надбавка 40% при работе в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта)13.
Зачастую дипломатические служащие работают с риском для собственной жизни и здоровья, поэтому в случае гибели (смерти) дипломатического работника за рубежом либо в течение года после завершения работы в государстве пребывания вследствие повреждения здоровья, полученного в результате действий насильственного характера, его наследникам предоставляется единовременная денежная выплата в размере 180 окладов денежного содержания сотрудника дипломатической службы. Помимо того, государство берет на себя расходы по подготовке и перевозке останков к месту захоронения, а членам семьи предоставляется единовременная денежная выплата и также возмещаются расходы, связанные с возвращением в Россию.
Законодательство зарубежных стран о дипломатической службе также уделяет значительное внимание вопросам социально-бытового обеспечения дипломатических работников, государственным гарантиям:
- Аргентина: гарантия признания степеней, присваиваемых зарубежными учебными заведениями начального, высшего и среднего образования, которые окончил дипломатический работник либо члены его семьи (ст. 90 Закона Аргентины от 22 мая 1975 г. № 20957 «О внешнеполитической службе»);
- Армения: дипломату, служащему в действующем в иностранном государстве органе дипломатической службы, также выплачивается компенсация из расчета на каждого члена семьи в размере 10 процентов от компенсации расходов, связанных с его службой в иностранном государстве. Выплата в части компенсации супруге (супругу) прекраща-
ется, когда она (он) поступает на работу в данной стране (ст. 46; здесь и далее - Закон Республики Армения 21 ноября 2001 г. № ЗР-249 «О дипломатической службе»); супруга (супруг) дипломата, отбывшего на службу в действующий в иностранном государстве орган дипломатической службы, по возвращении из иностранного государства восстанавливается на работе в государственном учреждении и занимает должность с заработной платой не менее той, которую она (он) получала (получал) до отбытия в иностранное государство, если законом не установлено иное. Период, проведенный супругой (супругом) со своим супругом (супругой), отбывшим (отбывшей) на службу в действующий в иностранном государстве орган дипломатической службы, включается в срок ее (его) государственного социального страхования и ей (ему) обеспечиваются выплаты, предусмотренные в установленном правительством Республики Армения порядке (ст. 47);
- Германия: работодатель должен убедиться, насколько это возможно, что служащие и члены их семей не испытывают неудобств в результате их командирования за рубеж. В случае, если трудности неизбежны, должна быть предоставлена соответствующая компенсация (ст.15; здесь и далее - Закон ФРГ от 30 августа 1990 г. р 1842 «Закон о внешнеполитической службе»); компенсация вреда не производится, если служащий причинил вред здоровью по грубой неосторожности (ст. 16); Министерство иностранных дел, когда этого требуют обстоятельства, создает объекты социального назначения или поощряют создание таких объектов сотрудниками загранучреждения. Указанные объекты могут использоваться совместно с другими государствами, особенно с государствами-членами Европейского союза, и международными организациями (ст. 17); поощряется сопровождение служащих в загранкомандировках их супругами и семьями. Данное положение имеет особое значение для дипломатической службы; МИД оказывает содействие семьям в подготовке к заграничной командировке, особенно в вопросах приобретения, поддержания и расширения языковых компетенций (ст. 19); супруги служащих, помогающих им либо дипломатической миссии в осуществлении деятельности, имеют право на соответствующую поддержку (ст. 20); работодатель должен стремиться к тому, чтобы супруги служащих насколько это возможно продолжали свою карьеру за рубежом и после возвращения в Германию (ст. 24);
- Казахстан: в случае гибели сотрудника или работника дипломатической службы при исполнении служебных обязанностей за рубежом семья погибшего имеет право на получение жилья из государственного жилищного фонда (ст. 25 Закона Республики Казахстан от 7 марта 2002 г. № 299-11 «О дипломатической службе Республики Казахстан»);
- Молдова: для выполнения служебных обязанностей дипломатический агент или консульское должностное лицо обеспечивается служебным автомобилем в зависимости от занимаемой должности; лица, зачисленные на дипломатическую
должность в Министерстве иностранных дел, и дипломатические агенты или консульские должностные лица получают компенсации для покрытия затрат на приобретение протокольной одежды; (ст. 27 Закона Республики Молдова от 27 декабря 2001 г. №761-ХУ «О дипломатической службе»);
- Украина: работникам дипломатической службы, нуждающимся в соответствии с действующим законодательством Украины в улучшении жилищных условий, предоставляется земельный участок и беспроцентный кредит на срок до 20 лет; работники дипломатической службы и члены их семей, проживающие вместе с ними, пользуются медицинским обслуживанием, санаторно-курортным лечением; право на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение сохраняется за работниками дипломатической службы в случае выхода на пенсию или в отставку; время пребывания за границей супруги (супруга) работника дипломатической службы по месту прохождения дипломатической службы, командировки в заграничное дипломатическое учреждение засчитывается в страховой пенсионный стаж, о чем Министерство иностранных дел Украины делает запись в трудовой книжке указанных лиц (ст. 37 Закона Украины от 20 сентября 2001 г. № 2728-111 «О дипломатической службе»14);
- Филиппины. Пособие на членов семьи предоставляется каждому дипломатическому работнику, сопровождаемому в загранкомандировке семьей, из расчета на супругу(а) и на каждого не состоящего в браке несовершеннолетнего ребенка (не более трех); если супруги, находящиеся в загранкомандировке, являются дипломатическими работниками, только один из них имеет право претендовать на пособие; не состоящие в браке дети, проживающие с дипломатическим работником, являющиеся умственно или физически отсталыми, и не способными самостоятельно себя обеспечивать, считаются для целей выплаты пособий вне зависимости от возраста несовершеннолетними (ст. 68; здесь и далее - Республиканский Закон Филиппин от 19 сентября 1991 г. №7157 «Закон о дипломатической службе Филиппин 1991 г.»15); компенсация представительских расходов предоставляется руководителям миссии, специальным посланникам, постоянным представителям при международных организациях, руководящим и высокопоставленным дипломатическим работникам, находящимся за рубежом, для того, чтобы такие работники отстаивали престиж Республики Филиппины, представляли свою страну с достоинством, а также выполняли свои функции более эффективно; представительские расходы допустимы только для целей, которые носят публичный характер, выгодны для интересов государственной службы и связаны с осуществлением функций государства дипломатического характера; средства могут быть израсходованы не необходимые мероприятия развлекательного характера, благотворительные взносы, памятники, цветы, подарки, клубные взносы и т.п. (ст. 70);
- Эстония: служащий, профессионально владеющий по меньшей мере тремя иностранными языками на уровне, определяемом министром иностранных дел, получает дополнительные выплаты в размере 5 процентов от своей зарплаты ежемесячно за знание третьего иностранного языка и каждый последующий изученный иностранный язык, но не более 15 процентов; служащему, которому присуждена степень доктора наук или аналогичная, выплачивается надбавка в размере 5 процентов от зарплаты (ст. 57; здесь и далее - Закон Эстонии от 10 мая 2006 г. «О дипломатической службе»16); неработающей супруге, сопровождающей дипломатического работника в загранкомандировке, выплачивается пособие в размере двойной минимальной заработной платы, установленной в Эстонии (ст. 67).
Все социальные гарантии, устанавливаемые в законах о дипломатической службе, можно разделить на несколько групп:
- гарантии медицинского и пенсионного страхования, социальные гарантии членам семьи;
- компенсации транспортных расходов, аренды жилья, стоимости обучения;
- выплаты, связанные с особыми условиями службы, знанием иностранных языков, причинением вреда здоровью или смертью дипломата.
При этом в зависимости от страны существенно отличается подход к составу лиц, на которые такие гарантии распространяются: наиболее распространено предоставление социальных гарантий дипломатическим работникам, находящимся в заграничной командировке, реже - административно-техническому персоналу загранучреждения. Предоставление социальных гарантий дипломатическим работникам «центрального аппарата» министерства практически не встречается.
Отдельно стоит отметить, что далеко не всегда в законодательстве о дипломатической службе закладывается правовой механизм предоставления социальных гарантий и поддержки супруги(а) дипломатического работника, несмотря на то, что, по сути, на супруга(у) дипломатического работника распространяются многие обязанности и ограничения, связанные с дипломатической службой и нахождением в стране пребывания.
Поощрения и награды
Поощрение и награждение дипломатического работника являются формами общественного признания его заслуг, оказания ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые и материальные преимущества. Они применяются к государственным служащим за безупречную работу и эффективную службу, добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности. Выделяется два вида поощрений за труд: собственно поощрения и награждения. К поощрениям, как правило, относятся денежные выплаты, а награждения скорее носят моральный характер, являются выражением признания заслуг гражданского служащего. Ст. 55
Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» устанавливает следующие виды поощрения и наград:
1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;
4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
5) поощрение Правительства Российской Федерации;
6) поощрение Президента Российской Федерации;
7) присвоение почетных званий Российской Федерации;
8) награждение знаками отличия Российской Федерации;
9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.
Формы поощрения и наград дипломатических работников непосредственно в Федеральном законе № 205-ФЗ не урегулированы, но в то же время существует ряд приказов МИД России, их устанавливающих:
- Почетная грамота МИД России: является поощрением за заслуги в разработке и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации, активную дипломатическую деятельность, образцовое выполнение должностных обязанностей, высокие достижения в труде, продолжительную и безупречную работу в системе МИД России. К награждению Почетной грамотой могут представляться сотрудники Министерства, проработавшие в его системе не менее 20 лет;
- Звание «Почетный работник МИД России»: является ведомственным поощрением за отличия в труде и присваивается:
- за весомый вклад в реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации;
- за активное участие в выполнении поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по укреплению мира, урегулированию международных конфликтов;
- за значительный вклад в расширение политических, торгово-экономических, научно-технических, культурных и иных международных связей Российской Федерации, в обеспечение прав и интересов Российского государства, его граждан и юридических лиц за рубежом;
- за долголетнюю добросовестную работу (не менее 10 лет) в странах со сложной военно-политической обстановкой, тяжелыми климатическими и санитарно-эпидемиологическими условиями;
- за успехи в подготовке дипломатических кадров;
- за заслуги в решении организационных, финансовых, производственно-хозяйственных и социальных вопросов деятельности министерства;
- за продолжительную и безупречную работу в системе МИД России.
- Памятная медаль А.М. Горчакова: медаль и соответствующий диплом вручаются российским и иностранным гражданам в знак признания их заслуг в укреплении мира и развитии международного сотрудничества, утверждении общечеловеческих идеалов и гуманитарных ценностей, а также достижений в дипломатической деятельности. Памятной медалью А.М. Горчакова и дипломом отмечается также вклад российских, иностранных и международных организаций и учреждений в укрепление мира и развитие международного сотрудничества;
- Нагрудный знак МИД России «За отличие»: награждаются служащие, проработавшие в системе МИД России не менее 15 лет, за личные заслуги в разработке и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации, активную дипломатическую деятельность, образцовое выполнение должностных обязанностей, высокие достижения в труде и безупречную работу17.
За особые отличия при прохождении дипломатической службы, выполнение особо важных заданий руководства МИДа России, проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей дипломатический работник может быть представлен к повышению в дипломатическом ранге до истечения установленного срока пребывания в дипломатическом ранге, а в исключительных случаях - без соблюдения очередности присвоения дипломатических рангов (п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 137118). Помимо того, в МИД России действует Положение19 об условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, иных видов поощрения.
Несмотря на то что в законодательстве иностранных государств о дипломатической службе находит закрепление категория поощрений и наград, необходимо отметить, что их перечень является не настолько полным и практически всегда шаблонным (благодарность, денежная выплата, внеочередное присвоение дипломатического ранга). В заключение необходимо отметить, что принятие Федерального закона № 205-ФЗ сопровождалось и породило ряд научных и практических споров об отнесении дипломатической службы к подвиду государственной гражданской службы, а не самостоятельному виду государственной службы. Это связано прежде всего с тем, что рассмотренный правовой статус дипломатических работников обладает значительными сущностными отличиями практически во всех элементах по сравнению с правовым статусом государственного гражданского служащего.
В то же самое время принятие указанного закона - несомненный прорыв в регулировании дипломатической службы. Была создана необходимая правовая база формирования и развития современной системы дипломатической службы,
база для принятия необходимых подзаконных актов на уровне указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации. Получили закрепление на законодательном уровне дополнительные социальные гарантии дипломатическим работникам, призванные компенсировать сложность, многогранность дипломатической службы, подчеркивающие ее значение для обеспечения внешнеполитических интересов страны.
------------ Ключевые слова -------------------
Дипломатическая служба, дипломатический работник, Министерство иностранных дел, государственная служба, государственная гражданская служба, правовой статус.
Zanko T.A. Legal status of diplomatic workers: rights, state guarantees, encouragement.
Summary: This article provides an analysis of the legal status of diplomats in the Russian Federation with regard to their rights, safeguards and rewards. These elements are presented through the prism of comparative research of more than a dozen countries and consider the experience of diplomatic service legal regulation in the former Soviet Union countries as well as in other foreign countries.
-------------- Keywords --------------
Foreig№ service, diplomatic officer, the Mi№istry of Foreign Affairs, civil service, public civil service, legal status.
Примечания
1. Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2010.№ 31.Ст. 4174.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004.№ 31. Ст. 3215.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002.№ 1.Ст. 3.
4. Венская конвенция о дипломатических сношениях: заключена в г. Вене 18 апреля 1961 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.М., 1996.; Венская конвенция о консульских сношениях: заключена в г. Вене 24.04.1963 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.
5. Дипломатическая служба. Учебное пособие / Под ред. А.В. Торкунова. М., 2002. С.127.
6. О внешнеполитической службе («Servicio exterior»): Закон Аргентины от 22 мая 1975 г. № 20957 [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел и вероисповедания Аргентинской Республики (Mi№isterio de Relacio№es Exteriores y Culto Republica Arge№ti№a) . 2013. Режим доступа: http://www.mrecic.gov.ar.
7. О дипломатической службе: Закон Республики Армения от 21 октября 2001 г. № ЗР-249 [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Республики Армения (ZшJшumшG^ ZшGpшцkmnLpJшG шpmшf^G qnp&bp^ Gш^шpшpnLpJnLG). 2013. Режим доступа: http://www. arme№iaforeig№mi№istry.am/.
8. О дипломатической службе Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 7 марта 2002 г. № 299-II [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Республики Казахстан (Казахстан Республикасыныц Сырткы істєр министрлігі) 2013. Режим доступа: http://www.mfa.kz/.
9. О дипломатической службе Кыргызской Республики: Закон Кыргызской Республики от 28 июня 2002 г. [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Кыргызской Республики (Кыргыз Республикасынын Тышкы Иштер Министрлиги). 2013. Режим доступа: http://www.mfa.kg.
10. О дипломатической службе: Закон Республики Молдова от 27 декабря 2001 г. №761-XV [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова (Mi№isterul Afacerilor Exter№e si I№tegrarii Europe№e al RM) . 2013. Режим доступа: http://www.mfa.gov.md.
11. О дипломатической службе: Закон Республики Таджикистан от 5 ноября 2002 г. № 726 [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Республики Таджикистан (Вазорати Корхои Хоричии Чумхурии Точикистон). 2013. Режим доступа: http://www.mfa.tj.
12. О дипломатической службе: Закон Туркменистана от 19 декабря 2000 г. [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Туркменистана (TCrkme№ista№yn Dajary Ijler Mi№istirligi). 2013. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tm.
13. О порядке предоставления дополнительных гарантий сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой и в государствах, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооружённого конфликта: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 438 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011.№ 24.Ст. 3492.
14. О дипломатической службе: Закон Украины от 20 сентября 2001 г. № 2728-III [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Украины (Міністерство закордонних справ України). 2013. Режим доступа: http://mfa.gov.ua.
15. Закон о дипломатической службе Филиппин 1991 г.: Республиканский Закон Филиппин от 19 сентября 1991 г. №7157[Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Филиппин (Kagawara№ №g Ug№aya№g Pa№labas). 2013. Режим доступа: http://www. dfa.gov.ph/.
16. О дипломатической службе: Закон Эстонии от 10 мая 2006 г. [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Эстонии (Valismi№isteerium). 2013. Режим доступа: http://www.vm.ee/
17. Об учреждении нагрудного знака «За отличие» Министерства иностранных дел Российской Федерации: Приказ МИД России от 6 июля 2010 г. № 18356 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 37.
18. О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим с соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами: Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1371 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.№ 42.Ст. 5012.
19. Об утверждении Положения об условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, иных видов поощрения федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации и территориальных органов -представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации: Приказ МИД России от 29 марта 2010 г. № 3934 // Российская газета. 2010. № 124.