Ч.С. ЧАТОЕВ,
соискатель факультета по подготовке научно-педагогических кадров (Академия МВД Кыргызской Республики)
Правовое регулирование сферы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом законодательством Кыргызской Республики
В статье рассматриваются нормы специального закона, принятого 8 ноября 2006 г. № 178 «О противодействии терроризму», а также положения двусторонних договоров, заключенных Кыргызской Республикой в рамках международного сотрудничества с иностранными государствами и странами СНГ в сфере правового регулирования борьбы с терроризмом.
Закон «О противодействии терроризму», основы профилактики терроризма и борьбы с ним, международные террористические организации.
Правовую основу международного сотрудничества в области противодействия терроризму составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Кыргызской Республики, резолюции Совета Безопасности ООН, а также законодательство Кыргызской Республики.
В первую очередь следует отметить Закон Кыргызской Республики от 8 ноября 2006 г. № 178 «О противодействии терроризму» [1], который определяет основные принципы противодействия терроризму, организационно-правовые основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации последствий данного вида преступлений, порядок координации деятельности государственных органов, права и обязанности физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, а также порядок международного сотрудничества в этой области.
В соответствии со ст. 1 данного Закона, терроризм — противоправное уголовно-наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами государственной власти или международными организациями решений, выгодных для террористов, а также - достижения преступниками своих политических, идеологических, религиозных целей и устрашения населения.
Для адекватного противодействия современным вызовам и угрозам правоохранительными органами Кыргызстана уделяется значительное внимание вопросам установления и развития международного сотрудничества, на постоян-
ной основе строятся и расширяются партнерские контакты со спецслужбами и органами безопасности зарубежных стран. При этом следует отметить, что осложнение криминогенной обстановки в республике и активизация международных террористических организаций послужили определенным катализатором роста противоправной деятельности религиозно-экстремистских организаций.
Особую озабоченность вызывает деятельность религиозно-экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» — Исламской партии освобождения — на территории южных областей Кыргызской Республики. Общее число ее членов составляет порядка 15 тыс. человек.
Кроме того, резко активизировалось и Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Так, 29 ноября 2010 г. в г. Ош органами национальной безопасности и внутренних дел республики была проведена спецоперация, в ходе которой ликвидированы члены террористической организации ИДУ, оказавшие вооруженное сопротивление.
Необходимость эффективно противостоять современным вызовам и угрозам, исходящим в первую очередь от международного терроризма и различных форм транснациональной организованной преступности, обусловило установление и поддержание устойчивых связей Кыргызской Республики со специальными службами, правоохранительными и иными компетентными органами иностранных государств: на постоянной основе в рамках международных договоров Кыргызская Республика осуществляет взаимодействие с силовыми службами и органами внутренних дел Германии, Италии, Канады, Китая, США, Турции, Франции и других стран.
В ходе такого сотрудничества происходит обмен информацией об объектах оперативно-разыскной деятельности, а также об усилиях, предпринимаемых Кыргызской Республикой в борьбе с организованной преступностью и противодействии международному терроризму.
О конкретных мерах, предпринятых в этой сфере деятельности, свидетельствует то, что после провозглашения независимости государства одним из первых шагов Кыргызстана стало заключение 7 октября 1992 г. Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между
Государственным комитетом Кыргызской Республики по национальной безопасности и Министерством безопасности Российской Федерации, правопреемником которого стал ФСБ России. Между ГКНБ Кыргызской Республики и Службой внешней разведки Российской Федерации еше в 1992 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в области разведывательной деятельности.
Компетентные органы Кыргызстана, ведущие борьбу с терроризмом, осуществляют сотрудничество в рамках межведомственных договоров о взаимодействии на основании подписанных международных документов. К примеру, органами национальной безопасности от имени Республики Кыргызстан подписаны международные соглашения с Министерством национальной безопасности Азербайджанской Республики (от 23 марта 1999 г.). Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан (от 30 сентября 1992 г.), Государственным комитетом национальной безопасности Республики Таджикистан (от 6 мая 1998 г.), со Службой информации и безопасности Республики Молдова (от 19 сентября 1998 г.), Службой национальной безопасности Республики Узбекистан (от 5 января 1998 г.), Службой безопасности Украины (от 9 сентября 2000 г.). Всего Государственным комитетом национальной безопасности подписаны 15 двусторонних международных договоров межведомственного характера о сотрудничестве и взаимодействии со специальными службами и органами безопасности иностранных государств.
В рамках многостороннего международного сотрудничества органы национальной безопасности Кыргызской Республики являются полноправными участниками таких международных организаций, как Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ, Конференции специальных служб тюркоязычных государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, Антитеррористического центра государств — участников СНГ.
После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств для координации взаимодействия специальных служб и правоохранительных органов государств — участников СНГ, принятия совместных мер по обеспечению интересов национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, борьбы с терроризмом, контрабандой, коррупцией и организованной преступностью межгосударственного характера в 1992 г. было создано Совещание руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участни-
ков СНГ, преобразованное в 1996 г. в Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ. В этот Совет входят руководители МНБ Азербайджанской Республики, СНБ Республики Армении, КГБ Республики Беларусь, МВД Грузии. КНБ Республики Казахстан, ГКНБ Кыргызской Республики, СИБ Республики Молдовы, ФСБ России, ГКНБ Республики Таджикистан и СБ Украины. В качестве наблюдателей в работе Совета принимают участие руководители органов безопасности и специальных служб, руководители Министерства национальной безопасности Туркменистана и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан.
Для координации деятельности специальных служб правоохранительных органов государств — участников СНГ по линии внешней разведки в 2000 г. было создано Совещание руководителей органов безопасности и разведывательных служб стран Содружества.
В 2004 г. в целях содействия координации и взаимодействию компетентных органов государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом была учреждена Региональная антитеррористическая структура с базой в г. Ташкент (Исполнительный комитет РАТС), которая является постоянно действующим органом Шанхайской организации сотрудничества.
С использованием возможностей официальных представителей перечисленных структур осуществляется обмен информацией по вопросам оперативно-служебной деятельности. Для обсуждения проблем взаимодействия как на территории страны, так и в ходе зарубежных визитов в рамках своей компетенции указанные лица оказывают содействие в организации конференций и семинаров по проблемам, представляющим взаимный интерес, в исполнении запросов о правовой помощи, в организации встреч делегаций спецслужб и правоохранительных органов, а также - проведении совместных операций. Кроме того, через официальных представителей до руководства специальных служб и правоохранительных органов взаимодействующих стран доводится политическая, экономическая и другая информация, которая способствует развитию сотрудничества между государствами в сфере борьбы с терроризмом и иными проявлениями организованной преступности.
Органы, осуществляющие борьбу с терроризмом, через Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ) в Кыргызской Республике взаимодействуют с Международной организацией криминальной полиции (Интерпол), что дает возможность информационного обмена с правоохранительными органами других государств — членов Интерпола из 184 стран.
L
По линии Интерпола на постоянной основе осуществляется сбор, обработка и обмен информацией в сфере борьбы с международной организованной преступностью, международным терроризмом, а также для оказания взаимопомощи по вопросам международного розыска, в целях обеспечения экономической безопасности, борьбы с хищением автотранспорта, предметов, составляющих историческую, научную, художественную или культурную ценность, противодействия незаконному обороту наркотических и психотропных средств, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и для обеспечения информационной безопасности [2, с. 5].
В рамках рассматриваемого вопроса необходимо отметить и роль органов прокуратуры. Особую актуальность для Генеральной проку-
ратуры Кыргызской Республики представляют вопросы укрепления правовой базы международного сотрудничества и расширения круга иностранных государств, с которыми необходимо заключить двусторонние договоры о выдаче лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также об оказании правовой помощи по уголовным делам.
Полагаем, что усилиями государств - участников СНГ создана и функционирует комплексная правовая и организационная система противодействия организованной преступности, терроризму и иным проявлениям экстремизма, незаконному обороту наркотических средств, незаконной миграции, торговле людьми и другим новым вызовам и угрозам, возникающим в сфере обеспечения общественной безопасности.
Список литературы
1. О противодействии терроризму: закон Кыргызской Республики от 8 ноября 2006 г. № 178 (с изм. и доп. от 26 июля 2011 г.). URL: http://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=30324384 (дата обращения: 31.01.2013).
2. Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. М., 1994.
E-mail: nefa.05@mail.ru