© 2014 г. 3. X. Саболирова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
В статье автор на основе международных конвенций и протоколов к ним, принятых Организацией Объединенных Наций и общеевропейскими организациями в последние пятьдесят лет, анализирует состояние современного международного арсенала правовых средств противодействия транснациональному терроризму.
Ключевые слова: терроризм, национальный терроризм, международный терроризм, борьба с терроризмом, противодействие терроризму.
XX в. ознаменовался новым всплеском терроризма, приобретя качественно и количественно новое измерение, превратившись в явление транснациональной преступности, вследствие чего борьба с международной террористической активностью стала важной проблемой всего мирового сообщества. В настоящее время общепризнанно, что эффективная борьба с терроризмом возможна только совместными усилиями всех членов мирового сообщества.
Впервые борьба с международным терроризмом стала актуальной в 1934 г., когда предшественница ООН Лига Наций объявила данный феномен вне закона и поставила в повестку дня рассмотрение Конвенции о предотвращении и наказании актов терроризма, которая была принята 16 ноября 1937 г, однако по различным причинам в законную силу так и не вступила.
История современной международной борьбы с терроризмом восходит к первой половине 60-х гг. ХХ в. За полувековой период в рамках деятельности ООН и ее специализированных учреждений принято 16 международных соглашений по борьбе с терроризмом, среди которых 13 конвенций и 3 протокола к ним [1; 2; 3].
Следует заметить, что после принятия в ООН 9 декабря 1994 г. Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма в 1996 г. в дополнение к этой декларации был учрежден Специальный комитет по противодействию терроризму. С тех пор ООН рассматривает эти вопросы на постоянной основе.
Во всеобщей противотеррористической стратегии международного сообщества, принятой 8 сентября 2006 г., государства-члены ООН отметили особое значение межнациональных инструментов в борьбе с международным терроризмом.
Учитывая острую необходимость в упрочении международного сотрудничества в сфере препятствия финансированию терроризма, 3 апреля 2000 г. Россия присоединилась к соответствующей Международной Конвенции ООН, а 10 июля 2002 г. Президент РФ подписал Закон «О ратификации Меж-
дународной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» [4]. Аналогичные законы о ратификации были подписаны главой государства относительно Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом и Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [5; 6].
Значительный антитеррористический потенциал накоплен на Европейском континенте. При Совете Европы с 27 января 1997 г. действует Конвенция о пресечении терроризма. Для обеспечения неотвратимости уголовного преследования и наказания лиц, совершивших террористические акты, 7 мая 1999 г. Россия подписала данную Конвенцию, а 7 августа 2000 г. Президентом РФ был подписан Закон «О ратификации Европейской Конвенции о пресечении терроризма» [7; 8].
В современных условиях деятельность стран Евросоюза в борьбе с терроризмом регламентируется положениями заключительных актов, принятых на совещаниях ОБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене и Стамбуле.
Система консультаций стран Евросоюза осуществляется в рамках Международной полицейской рабочей группы и группы «Треви». К достижениям этих групп можно отнести создание защищенной системы связи полицейских подразделений стран-участниц, расширение возможностей отслеживания и ликвидации каналов снабжения террористов оружием, составление «черных списков» террористов и формирование специализированной базы данных 818 в отношении подозрительных лиц или предметов, пересекающих внутренние границы данного сообщества. Для обмена информацией в отношении контролируемых лиц создана дополнительная телекоммуникационная система SIRENE [9].
Значительное место в международной борьбе с терроризмом отводится Интерполу, хотя в деятельности этой организации имеется много проблем, связанных с отсутствием должного режима секретности и других моментов, вследствие чего ощутимых результатов от деятельности Интерпола в борьбе с терроризмом пока не видно.
Юристъ-Прлвов^дъ, 2014, № 2 (63)
Существенные позитивные сдвиги в борьбе с международным терроризмом в последние годы произошли в Южноазиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) и Организации американских государств (ОАГ), Организации «Исламская конференция» (ОИК).
Имеющиеся тенденции к интернационализации террористической деятельности делают настоятельно необходимым принятие в рамках СНГ соответствующих международных мер. Так, еще 4 июня 1999 г. был заключен Договор о борьбе с терроризмом государств, входящих в СНГ.
Для обеспечения координации своих действий в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма 2021 июня 2000 г. в СНГ был учрежден Антитеррористический центр, а также принята соответствующая Программа по борьбе с международным терроризмом.
Таким образом, можно констатировать, что на пространстве СНГ сложилась система многостороннего сотрудничества, которая активно реализуется или может быть реализована для отражения террористических угроз. Проверенным инструментом противостояния международному терроризму является Договор о коллективной безопасности (ДКБ) 1999 г., доказавший свою действенность. Шаги по адаптации ДКБ к современным геополитическим реалиям, предпринимаемые его участниками, существенно усиливают антитеррористическую составляющую договора. Так, создан Комитет секретарей Советов безопасности СНГ, в задачи которого входит, среди прочего, координация взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Разумеется, взаимодействие в борьбе с терроризмом развивается и на двустороннем уровне, где имеется значительно больше возможностей, основанных на взаимном доверии между партнерами, соответственно, возрастает и практическая отдача от их взаимодействия.
Один из наиболее характерных примеров межнационального сотрудничества - деятельность российско-американской и российско-индийской рабочих групп по противодействию террористической угрозе со стороны азиатского региона и прежде всего - Афганистана. В рабочих группах этих государств анализируются вызовы региональной и международной стабильности, возникающие в результате поддержки терроризма со стороны талибов, и разрабатываются соответствующие меры по противодействию террористической угрозе.
Особого внимания заслуживает опыт Франции и Испании по координации антитеррористической деятельности, направленной против баскской сепаратистской организации ЭТА, действующей на территории обеих стран. В дополнение к обязательствам по взаимопомощи, предусмотренным Шен-
генскими соглашениями, между этими странами был подписан ряд двусторонних договоров, в том числе о создании совместных франко-испанских комиссариатов в приграничных городах. Их задача - сбор оперативных данных по линиям борьбы с терроризмом и преступностью на границе и в приграничной зоне, обмен в кратчайшие сроки информацией с партнерами, осуществление совместных операций по профилактике преступлений и захвату преступников.
Тесные контакты по борьбе с транснациональным терроризмом поддерживаются между французскими специализированными службами и их коллегами в ФРГ, совместная деятельность которых привела к устранению опасной французской террористической организации «Прямое действие».
Двусторонние соглашения Великобритании и Швейцарии позволили достичь существенных успехов в работе по североирландским террористам на «финансовом канале». В последние годы ведущие страны Запада подписали ряд двусторонних и многосторонних договоров по борьбе с исламским экстремизмом и терроризмом. В реализации намеченных планов взаимодействия активно используются возможности некоторых арабских стран, в частности Египта, на территории которого с учетом региональной специфики организована подготовка и переподготовка специалистов в области антитеррористической борьбы.
Следует отметить и такую тенденцию, как динамично развивающееся международное сотрудничество в сфере противодействия терроризму. Однако на наш взгляд, его потенциал еще не исчерпан и имеет значительный резерв. В качестве важных направлений улучшения эффективности антитеррористического взаимодействия, как нам представляется, следует обозначить следующие.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию правовой базы. Нужно придать ей действительно универсальный характер. При этом важно расширять круг участников действующих глобальных антитеррористических договоров, устанавливающих своего рода общий знаменатель совместного противодействия государств угрозе терроризма.
Принципиально важно придать действующим международным соглашениям (конвенциям и протоколам) действительно жизненную правовую силу, и прежде всего в борьбе с бомбовыми террористическими актами, а также с финансированием террористических организаций.
Повышая планку международного сотрудничества, Россия одновременно ужесточает требования к самой себе.
До недавнего времени в отечественном законодательстве весь терроризм как преступная деятельность сводился исключительно к терроризму против государства, о чем свидетельство-
вали два вида преступлений, включенных в главу о государственных преступлениях уголовного закона. Это убийство государственного или общественного деятеля либо представителя власти, совершенное по политическим мотивам, либо убийство представителя иностранного государства с целью провокации войны или осложнения международных отношений.
В 1994 г. впервые было закреплено понятие «терроризм», которое раскрывалось как совершение в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий.
Но и после введения данной статьи за рамками терроризма оставалась деятельность, не связанная непосредственно с совершением террористической акции, например, вербовка, вооружение и обучение террористов.
Таким образом, изучение опыта международного сотрудничества зарубежных стран, а также практики деятельности различных структур, занимающихся борьбой с терроризмом, свидетельствует о том, что эффективность работы в данной сфере зависит от ряда факторов, и в первую очередь таких, как наличие политической воли государственных руководителей, разработка более совершенной законодательной базы и подготовка квалифицированных кадров.
Необходимы также скоординированные усилия государств и регионов, особенно в разработке превентивных мер, активного обмена информацией, соответствующего финансирования и оперативно-технического обеспечения, налаживания хороших деловых отношений и тесного взаимодействия в работе соответствующих национальных структур по конкретным объектам обоюдного интереса, оказанию помощи в проведении следственных действий и выдаче преступников.
Мировое сообщество, осознавая опасность, которая исходит от международного терроризма, предпринимает, иногда, правда, с запозданием, соответствующие меры по противодействию международному терроризму.
Так, после теракта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке Совет Безопасности ООН на основании резолюции СБ ООН 1371 образовал Контртеррористический комитет, полномочия которого были в последующем подтверждены особой резолюцией № 1624 (2005 г.) [10]. Комитет в рамках своих полномочий занимается международной координацией по выработке наиболее эффективных мер в борьбе с террористической угрозой. Следует отметить, что Совет Безопасности также учредил и другие органы: «Комитет по Аль-Каиде», «Комитет по Талибану» и «Комитет 1540» [11].
Комитет 1540 в своей компетенции имеет задачи противодействия распространению ядерного, химического и биологического оружия.
8 сентября 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Глобальную контртеррористическую стратегию» в виде резолюции и прилагаемого к ней плана действий [12].
Таким образом, терроризм, представляя собой сложное, многомерное явление, кроме правовых, затрагивает целый ряд других проблем: психологические, исторические, технологические и др., поэтому необходимо наращивать международное сотрудничество в выработке более совершенных форм и методов в борьбе с международным и национальным терроризмом. Одним из них, по нашему мнению, может быть предложенная Россией инициатива разработки под эгидой ООН Кодекса защиты прав человека от терроризма.
Литература
1. Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И. Л. Трунова и Ю. С. Горбунова. М., 2007.
2. Борьба с международным терроризмом: сборник документов / под ред. К. А. Бекяшева. М., 2005.
3. Горбунов Ю. С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. М., 2008.
4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 88-ФЗ «О ратификации международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» // СПС Гарант.
5. Федеральный закон от 13.02.2001 № 19-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом» // СПС Гарант.
6. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. URL: http://antiterror.ru/library/legislation/70672585
7. Федеральный закон от 7.08.2000 № 121-ФЗ «О ратификации европейской конвенции о пресечении терроризма» // СПС КонсультантПлюс.
8. Коряковцев В. В. Комментарий к Федеральному закону «О борьбе терроризмом». СПб., 2003.
9. Васецкий Н. А., Краснов Ю. К. Особенности международного сотрудничества в борьбе с терроризмом // Борьба с терроризмом: актуальные проблемы законодательного обеспечения: сб. научных статей. Ростов н/Д, 2003.
10. Резолюция СБ ООН 1624 (2005). URL:http:// www.un.org/russian/documen/scresol/res2005/ res1624.htm
11. Собрание договоров Организации Объединенных Наций. URL: http://treaties.un.org/Pages/ Home. aspx?lang=en
12. Резолюции ООН по проблеме борьбы с терроризмом. URL: http://www.un.org/russian/ter-rorism/resolutions.shtml