Научная статья на тему 'Правовое регулирование расчетов с использованием электронных средств платежа'

Правовое регулирование расчетов с использованием электронных средств платежа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4836
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ОПЕРАТОР / РАСЧЕТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА / ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Kaрлина Наталья Юрьевна

В статье рассматривается понятие инструмента платежной системы электронных денежных средств, проведение расчетов с их использованием, проблемы, возникающие в процессе проведения расчетов с использованием электронных денежных средств, пробелы существующего законодательства в отношении регулирования таких расчетов, а также рассмотрена практика Российской Федерации и Европейского союза, проведена оценка рисков при проведении электронных расчетов и возможные пути их устранения. Проведен анализ внедрения мероприятий по совершенствованию систем проведения расчетов с использованием электронных денежных средств на ближайший год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование расчетов с использованием электронных средств платежа»

6. Информационное письмо ВАС РФ от 31.05.2000 №52 Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.08.2018).

7. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.arbitr.ru/ (дата обращения: 31.08.2018).

8. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.base.garant.ru/ (дата обращения: 31.08.2018).

9. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 (ред. от 06.06.2014) О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.08.2018).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА

Карлина Н.Ю.

Карлина Наталья Юрьевна - магистрант, направление: юриспруденция, кафедра гражданского права и гражданского процесса, Забайкальский государственный университет, г. Чита

Аннотация: в статье рассматривается понятие инструмента платежной системы - электронных денежных средств, проведение расчетов с их использованием, проблемы, возникающие в процессе проведения расчетов с использованием электронных денежных средств, пробелы существующего законодательства в отношении регулирования таких расчетов, а также рассмотрена практика Российской Федерации и Европейского союза, проведена оценка рисков при проведении электронных расчетов и возможные пути их устранения. Проведен анализ внедрения мероприятий по совершенствованию систем проведения расчетов с использованием электронных денежных средств на ближайший год.

Ключевые слова: электронные денежные средства, оператор, расчеты, электронные средства платежа, платежная система.

В современном мире экономической глобализации и информатизации рассматривается вопрос внедрения универсальной платежной системы, позволяющей проводить расчеты в оперативном и безопасном порядке. На сегодняшний день существует множество различных платежных систем, в полном объеме не отвечающим запросам пользователя.

Инструментом платежной системы являются электронные денежные средства, под которыми понимаются средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа (подп. 18 ст. 3

Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон об НПС) [1, с. 7]. Распоряжение электронными денежными средствами проводится исключительно с использование электронного средства платежа (ЭПС).

Законодательство Российской Федерации не рассматривает электронные денежные средства как отдельную категорию денег, так к деньгам оно относит наличные, банкноты, монеты и денежные средства, хранящиеся на банковских счетах, электронные денежные средства, в свою очередь, существуют без открытия банковского счета. Исходя из вышесказанного, электронные денежные средства рассматриваются как отдельный объект гражданских прав, относится к категории обязательственных прав требования и включается в иное имущество, согласно ст. 128 ГКРФ, обладающее свойственными только ему признаками. Отметим, что денежные средства, получаемые организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность или управляю инвестиционными фондами, в том числе паевыми, не являются электронными денежными средствами.

В свою очередь, законодательство Европейского Союза в соответствии с п. 15 ст. 4 Директивы 2007/64/ЕС от 13.11.2007 о платежных услугах на внутреннем рынке включает электронные денежные средства наряду с банкнотами, монетами, деньгами на счетах в понятие денег. Так согласно понятию электронных денежных средств, закрепленному в п. 2 ст. 2 Директивы 2009/110/ЕС от 16.09.2009 об организации, деятельности и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений электронных денег - это денежные средства, представляющие собой требования к эмитенту ЭДС. Таким образом, денежные средства — это обязательственные права требования держателей ЭДС (кредиторов), предоставивших денежные средства эмитенту ЭДС (должнику).

Так, правовую природу ЭДС в Российской Федерации и в европейских странах можно определить как идентичную. Электронные денежные средства эмитируются при получении денежных средств эмитентом. Таким образом, в обмен на денежные средства, предоставленные собственником электронных денежных средств, выпускаются как бы «предоплаченные» денежные средства. Достоинством эмиссии таких средств выступает низкая цена вопроса. Однако с точки зрения поддержания стабильности рынка представляется более верным правовое регулирование Российской Федерации — неэмиссионная природа электронных денежных средств. Что касается хранения электронных денежных средств, законодательство Европейского Союза включает использование платежных систем либо удаленного сервера, причем с открытием специального счета, в Российской Федерации, как уже было отмечено ранее, хранение электронных денежных средств не предусматривает открытие специального счета [4, с. 80].

Расчеты электронными денежными средствами проводятся с использованием электронных средств платежа (ЭСП). Анализируя сам закон о национальной платежной системе, институт электронного средства платежа игнорируется. Тем не менее. под электронным средством платежа (ЭСП) понимается «средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств». Данное определение довольно обширно и нередко вызывает вопросы относительно того, что именно можно отнести к ЭСП. Согласно разъяснениям Банка России, как ЭСП однозначно можно классифицировать платежные карты - дебетовые, кредитные и предоплаченные. Подобная позиция закреплена в редакции Положения Банка России № 266-П. В дополнение к этому к электронному средству платежа фактически можно отнести и информационные системы - например, Webmoney, ЯМех. Деньги,

Qiwi, интернет-банк для физических и юридических лиц, а также электронные кошельки, доступ к которым можно получить с использованием различных интерфейсов. В свете разъяснений Банка России, опубликованных в феврале 2013 г. (Информация Банка России от 28 февраля 2013 г. «О применении отдельных положений Федерального закона «О национальной платежной системе»), в категорию электронных средств платежа попадают также подарочные, накопительные, дисконтные и бонусные карты, которые могут использоваться для расчетов с лицами, отличными от эмитентов таких карт.

В Российской Федерации государственное регулирование расчетов с использованием электронных денежных средств долгое время отсутствовало вообще, до в 2011 года, в котором был принят Федеральный закон № 161-ФЗ от 27 июня 2011 г. «О национальной платежной системе». С выходом указанного федерального закона появились и значительные ограничения. Во-первых, юридические лица или индивидуальные предприниматели свои электронные кошельки пополняют исключительно с расчётного счета (п. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). Во-вторых, юридические лица не имеет права перечислять электронные денежные средства другому юридическому лицу или же индивидуальному предпринимателю. Такие расчеты допустимы и правомерны только в том случае, когда одним из участников сделки является именно физическое лицо (п. 9 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). В-третьих, на счёт юридического лица нельзя перевести сумму, превышающую 200 тысяч рублей, а общий остаток электронных средств не может быть больше 100 тысяч рублей либо эквивалентной суммы в валюте. Суммы превышения автоматически переводятся оператором на банковский счёт компании (п. 23 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). В-четвёртых, для использования электронного средства платежа юридические лица или предприниматели обязаны пройти идентификацию. Она проводится согласно положениям Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Налоговое законодательство также требует жесткой персонификации электронных счетов, принадлежащих юридическим лицам [7, с. 103]. Так, статья 86 Налогового кодекса обязывает банки запрашивать у организаций документ, подтверждающий присвоение ИНН при предоставлении им доступа к электронным средствам платежей, также любая операция с использованием электронных денег, обязательно должна иметь документальное подтверждение. Для таких случаев действуют стандартные бухгалтерские правила. Подавать можно документы в электронном виде, либо на бумажном носителе. В первом случае электронная платежная система просто заверяет документы цифровой подписью. Однако, следует раз в месяц получать копии документов на бумажном носителе.

Несмотря на значительные изменения законодательства в отношении расчетов с использованием электронных денежных средств, а также развитие интернет-технологий. данная система далеко не совершенна. Так, проанализировав судебную практику расчетов с использованием неперсонифицированных средств платежа, можно сделать вывод, что при несакционированных переводах ущерб, причиненный владельцу счета не возмещается. На мой взгляд, это связано не только с несовершенством законодательства, а самой платежной системы в части неперсонифицированных средств платежа, а также отсутствие у самих судей нужного образования, опыта и знаний в сфере интернет-технологий.

Законодатель не закрепил в какой-либо форме возможность открытия электронного кошелька, что создало значительные сложности в установлении взаимодействия с клиентом с практической точки зрения. Несмотря на то, что денежные средства находятся у оператора в «транзитном» состоянии, специального статуса этого состояния в федеральном законе либо иных нормативно-правовых актах не введено, полагается, что сделано это в целях избежания возможных коннотаций с

банковским счетом. Таким образом, участникам электронных расчетов, в том числе регуляторам их проведения, приходится переносить внимание на электронное средство платежа в связи с тем, что без него электронных денежных средств не может быть по определению. В результате процедура открытия кошелька, с точки зрения клиента, определяется как «предоставление электронного средства платежа», хотя по факту никакого материального носителя клиент не получает.

Таким образом, если для кредитных организаций - банков, центральным институтом является счет, а инструмент управления им - пластиковая карта, система интернет-банкинга, имеет второстепенное значение, то для систем электронные денежные средства - все наоборот, использование и само существование электронных денежных средств основано на электронных средствах платежа. Так, возникает различный режим перевода электронных денежных средств в зависимости от типа ЭСП, которые были рассмотрены ранее.

Отмечаются случаи использования систем денежных переводов с использованием электронных денежных средств при осуществлении расчетов за наркотические средства. Основная угроза исходит от вовлечённых в наркотрафик представителей незаконной миграции и этнических ОПГ (преимущественно из Центральной и Восточной Азии, Украины). Риск использования систем денежных переводов в целях расчетов за наркотики и ОД, в определенной степени нивелируется за счет существующего корпоративного и государственного контроля, так как операторы таких систем имеют статус кредитных организаций, и как правило, входят в банковские группы, но не все, вместе с тем, фактов использования виртуальных валют при совершении преступлений в сфере экономики на территории РФ, зафиксировано не было, по данным Росфинмониторинга за июль 2018 года, хотя на мой взгляд, криптовалюты могут использоваться на различных этапах движения наркодоходов, включая расчеты наркопотребителей за наркотики, легализацию полученного преступного дохода и распределение денежных средств между организаторами ОПГ, а также выплату вознаграждений закладчикам, наркокурьерам, работникам нарколабораторий. В 2017 году установлены факты использования криптовалюты «биткоин» в финансовой структуре незаконного оборота наркотиков на территории 23 субъектов РФ. Анонимность расчетов с использованием криптовалют обеспечивает популярность данного способа при совершении преступлений, и, кроме того, усложняет процесс расследования, отмечу, в связи с чем можно повторно сделать вывод о несовершенстве законодательства, а также о незамедлительном вмешательстве государства, в том числе при принятии мер по снижению оборота вышеуказанных доходов.

В целях совершенствования мер по борьбе с кибермошенничеством и киберворовством, в апреле 2018 года был принят Федеральный закон от 23 апреля 2018 г.№ 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Данным законом усилена уголовная ответственность за хищение чужого имущества, совершенное с банковского счета, а равно электронных денежных средств (лишение свободы на срок до 6 лет). Так, внесены изменения в статью 159.3 УК РФ, предусматривающую наказание за мошенничество с использованием платежных карт. Уточнено наименование. Речь идет о мошенничестве с использованием электронных средств платежа. Введен новый квалифицирующий признак - «с банковского счета, а равно электронных денежных средств» [3, 70]. Скорректированы санкции за мошенничество в сфере компьютерной информации. Вместо ареста на срок до 4 месяцев за мошенничество с использованием ЭСП, предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет. Снижены пороговые суммы крупного и особо крупного размеров в целях применения соответствующих статей УК РФ. Так, крупным размером в настоящей статье признается стоимость имущества, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным - шесть миллионов рублей [3, 71].

Коме того, в настоящее время на рассмотрении Государственной Думой РФ находится законопроект (№ 296412-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств») в части противодействия хищению денежных средств в сфере электронных платежей. Так, операторов по переводу денежных средств обяжут при выявлении ими признаков перевода денежных средств без согласия клиента приостанавливать выполнение такой операции на срок до 2 рабочих дней.

Также планируется законодательно запретить получение физическими лицами наличных денег с использованием неперсонифицированных ЭСП.

Росфинмониторингом совместно с экспертами организаций частного сектора ведется доработка модели финансового поведения наркоторговца в целях последующего внедрения соответствующего профиля в службы внутреннего контроля финансовых организаций.

В соответствии с поручением Правительства РФ от 03.05.2017 № ИШ-П13-276с, Минфином России при участии Банка России и Росфинмониторинга разработан и в настоящее время проходит стадию подготовки к рассмотрению Государственной Думой Федерального собрания РФ во втором чтении проект федерального закона №287876-7, разработан законопроект «О цифровых финансовых активах», определяющий статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их основных понятий, включая криптовалюты. В указанном законопроекте предложен механизм регулирования оборота криптовалют, основанный на стандартах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В 2014 ив 2017 годах на официальном сайте Банка России в сети Интернет опубликованы пресс-релизы, уведомляющие физических и юридических лиц о рисках ОД/ФТ, связанных с осуществлением операций с виртуальными валютами.

МВД России и Росфинмониторингом в рамках Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) проводится типологическое исследование по установлению трансграничных схем наркорасчетов и легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотических средств, с использованием электронных платежных систем и криптовалют. В рамках исследования обобщаются данные правоохранительных органов и подразделений финансовых разведок стран - участников ЕАГ о способах криминальных расчетов такого рода и моделях правового регулирования электронной платежной сферы в различных государствах.

Таким образом, можно сделать вывод, что на текущий момент проделан огромный объём работы по оценке рисков при проведении расчетов с использованием электронных средств платежа, проводятся работы по внедрению систем их снижения.

По результатам этой работы, подготовлен межведомственный План мероприятий по минимизации выявленных рисков и угроз и повышению эффективности российской «антиотмывочной» системы. Указанный План содержит перечень предупредительных, регулирующих, правоприменительных, организационных мер, а также мер, направленных на повышение эффективности межведомственного и международного сотрудничества и взаимодействия с частным сектором.

Правоохранительным, контрольно-надзорным и иным государственным органам -участникам системы ПОД/ФТ, рекомендовано выстраивать свою дальнейшую работу, с учетом пунктов Плана в целях противодействия основным рискам и угрозам, повышения защищенности национальной финансовой системы, и повышения эффективности работы российской «антиотмывочной» системы.

Список литературы

1. О национальной платежной системе. [Электронный ресурс]: Федер. закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ, ред. от 18.07.2017. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/ (дата обращения: 06.07.2018).

2. Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием. [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П ред. от 14.01.2015. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52513/ (дата обращения: 06.07.2018).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3, ред. от 03.07.2018. Режим доступа: http://base.garant.ru/10108000/ (дата обращения: 13.09.2018).

4. Иванов В.Ю. Договор о расчетах электронными денежными средствами в аспекте требований Закона о национальной платежной системе // Банковское право, 2015. № 4. 95 с.

5. Лощилин В.С. Правовая природа документа по учету остатка электронных денежных средств и перевода электронных денежных средств по российскому законодательству // Закон и право, 2013. № 7. 70 с.

6. Лощилин В.С. Применение норм об электронных денежных средствах к отношениям в «открытых» и «закрытых» электронных платежных системах // Банковское право, 2013. № 5. 80 с.

7. Карлина Н.Ю. Статус электронных денежных средств // Ii international correspondence scientific specialized conference «international scientific review of the problems of law» (Boston. Usa. May 27-28, 2018. 100-106 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАБОТОДАТЕЛЯ С ПЕРСОНАЛОМ: ТРУДОПРАВОВОЙ АСПЕКТ Жукова И.А.

Жукова Ирина Александровна - бакалавр, кафедра трудового права и социального обеспечения, Оренбургский институт (филиал) Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА),

г. Оренбург

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы управления персоналом в России, которые регулируются различными отраслями права. Наибольший приоритет имеют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. Высока значимость и локальных актов предприятий, среди которых Устав (для юридических лиц), трудовые договоры, стратегия развития предприятия, политики мотивации и развития персонала, приказы и должностные инструкции, формирующие основу правового регулирования трудовых отношений между работником и работодателем.

Ключевые слова: управление персоналом, управление, труд, человеческие ресурсы, кадры, персонал.

Современные структуры управления весьма вариативны. Если в экономической теории выделяют несколько типов организационных структур управления: элементарные, линейные, функциональные, матричные, адаптивные, то в российском

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.