9. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)
9.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Манукян Алинэ Романовна, канд. юрид. наук, доцент, полковник полиции. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected] Тенгизова Жанна Адальбиевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: СевероКавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: [email protected]
Аннотация: В представленной статье анализируется законодательство Российской Федерации на предмет регламентации государственной службы в правоохранительных органах и определяется поиск наиболее эффективных форм осуществления правоохранительной функции государством. Авторы приходят к выводу о том, что правовое регулирование указанного вида службы в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О системе государственной службы РФ», порождает ряд правовых дискуссий.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, система федеральных органов власти, правоохранительная функция, общественный порядок, общественная безопасность, правоохранительная служба, судебная деятельность, юридические традиции, правоохранительная культура, законность, правоохранительная эффективность, государственная служба,.
LEGAL REGULATION OF THE LAW ENFORCEMENT SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION: MODERN STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS Manukyan Aline Romanovna, PhD at law, associate professor, police colonel. Position: associate professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Ranch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: state and civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Tengizova Jeanne Adalbievna, PhD at Law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North-Caucasus institute of Advanced training. Department: organization of law enforcement chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The presented article analyzes the legislation of the Russian Federation regarding the regulation of the state service in law enforcement agencies and determines the search for the most effective forms of law en-
forcement function by the state. Authors come to the conclusion that the legal regulation of this type of service in connection with the changes made to the Federal Law "On the System of State Service of the Russian Federation" gives rise to a number of legal discussions. Keywords: public service, law enforcement, law enforcement service, the system of federal authorities, law enforcement function, public order, public safety, judicial activity, legal traditions, law enforcement culture, legality, law enforcement effectiveness.
В Российской Федерации последние два десятилетия проводится административная реформа, связанная в том числе и с преобразованием государственной службы. Это реформирование направлено на рост эффективности деятельности государственных служащих, повышение доверия населения, внедрение различных способов борьбы с коррупционными составляющими.
Под государственной службой в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» понимается профессиональная служебная деятельность российских граждан по обеспечению исполнения целого ряда полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ[1].
В системе государственной службы РФ выделяют следующие три вида: государственная гражданская служба; военная служба;
государственная служба иных видов. Вопросов в отношении правового регулирования таких видов службы как гражданская и военная в настоящее время практически не существует, наблюдаются лишь отдельные проблемы правоприменительной практики. Основные дискуссии в правовой сфере в настоящее время вызывает служба в правоохранительных органах.
Важно отметить, что ранее в законодательстве РФ закреплялась правоохранительная служба в качестве отдельного вида государственной службы, однако с 1 января 2016 года ей на замену появилась формулировка «государственная служба иных видов»[2], что, в свою очередь, расширяет перечень видов государственной службы и делает его открытым.
Также отметим, что до внесения указанного изменения в Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» в Российской Федерации велась активная работа над отдельным федеральным законом, регламентирующим правоохранительную службу. Однако до настоящего момента такой закон не принят и деятельность органов государственной власти, осуществляющих правоохранительную деятельность, регламентируется отдельными законами. Однако, следует отметить тот факт, что нормативно-правовых актов, регулирующих статус сотрудников, не существует. Данные вопросы регулируются в нормативных актах, регламентирующих организационно-правовые основы
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Манукян А.Р. Тенгизова Ж.А.
деятельности отдельных правоохранительных органов.
По нашему мнению данная правовая ситуация порождает целый ряд противоречивых последствий. С одной стороны, закрепление иных видов государственной службы в законодательстве Российской Федерации и регламентация таковой отдельными актами позволяет законодателю в рамках законов по отдельным органам (полиция, таможенные органы и т.д.) учесть все нюансы и особенности службы. Однако при этом важно отметить, что в законодательстве Российской Федерации до сих пор не закреплены такие базовые понятия как «правоохранительный орган» и «правоохранительная деятельность», в связи с чем возникают дискуссии об отнесении тех или иных органов к правоохранительным.
Помимо этого федеральные законы, регламентирующие службу в отдельных правоохранительных органах, содержат множество дублирующих норм (например, положения об основных терминах, нормы устанавливающие должности и т.д.). Различия данных актов, как правило, заключаются в регламентации особенностей службы, присущих деятельности в конкретном органе власти. В связи с указанными моментами идентичности профильных законов отдельные правоведы высказываются в пользу необходимости разработки и принятия нескольких законодательных актов, больших по объему и отличающихся деталями, но в рамках законодательства о государственной службе[3].
Следует согласиться с И.В. Тимофеевой и А.А. Тимофеевой, что в настоящее время Федеральным законом «О системе государственной службы РФ», претерпевшим изменения в части реформирования указанной системы, и являющимся системообразующим для разрабатываемых законопроектов федеральных законов о различных видах федеральной государственной службы (гражданской, военной и государственной службы иных видов), не предусмотрено определение службы в правоохранительных органах, что является абсолютным пробелом по вопросам реализации правоохранительной деятельности [4].
Анализ российского законодательства о деятельности правоохранительных органов позволяет выделить следующие характерные черты службы:
обязательное осуществление только на должностях государственной службы;
особые компетенции органов, в которых осуществляется данная служба (борьба с преступностью, обеспечение безопасности, законности и правопорядка, защита прав человека и др.).
присвоение классного чина (как и в случае с прохождением государственной гражданской службы).
Таким образом, в настоящее время основным признаком государственной службы является ее прохождение в государственном органе, к компетенции которого относится осуществление правоохранительной деятельности. Естественно при этом, государственная служба иных видов не является гражданской или военной.
В правовой литературе высказывается несколько точек зрения о способах разрешения проблем правового регулирования статуса государственных служащих правоохранительных органов. Одни правоведы предлагают принятие специального закона, другие поддерживают необходимость изменений действующих фе-
деральных законов, регламентирующих правовой статус отдельных видов правоохранительных органов.
По нашему мнению в законодательстве Российской Федерации должно быть создано единство правовых и организационных основ государственной службы в правоохранительных органах. Наиболее перспективным в данном случае представляется разработка и принятие отдельного федерального закона, регламентирующего правоохранительную службу. Более того, необходимым с точки зрения юридической техники и для восполнения пробелов в законодательстве является разработка и принятие федерального закона, регламентирующего правоохранительную деятельность и закрепляющего систему правоохранительных органов. В случае создания последнего, положения о государственной службе в данных органах могут быть включены в его текст в качестве отдельного раздела.
Список литературы:
1. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; 2016. № 22. Ст. 3091.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4388.
3. Чаннов С.Е. Государственная правоохранительная служба: быть или не быть? // Журнал российского права. 2016. № 11. С. 64 - 71.
4. Тимофеева И.В., Тимофеева А.А. Предложения по совершенствованию правового регулирования порядка прохождения государственной службы в таможенных органах Российской Федерации // Научная сессия ГУАП: сборник докладов. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. 2016. С. 313-317.
Рецензия
на статью «Правовое регулирование правоохранительной службы в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития» Манукян Али-нэ Романовны, доцента кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н, полковника полиции, Тенгизовой Жанны Адальбиевны, доцента кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н.
В представленной статье рассмотрено правовое регулирование правоохранительной службы в Российской Федерации.
В Российской Федерации последние два десятилетия проводится административная реформа, связанная в том числе и с преобразованием государственной службы. Это реформирование направлено на рост эффективности деятельности государственных служащих, повышение доверия населения, внедрение различных способов борьбы с коррупционными составляющими.
Вопросов в отношении правового регулирования таких видов службы как гражданская и военная в настоящее время практически не существует, наблюдаются лишь отдельные проблемы правоприменительной практики. Основные дискуссии в правовой сфере в настоящее время вызывает служба в правоохранительных органах.
Авторами справедливо подмечено, что до внесения указанного изменения в Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» в Российской Федерации велась активная работа над отдельным федеральным законом, регламентирующим правоохранительную службу. Однако до настоящего момента такой закон не принят и деятельность органов государственной власти, осуществляющих правоохранительную деятельность, регламентируется отдельными законами. Однако, следует отметить тот факт, что нормативно-правовых актов, регулирующих статус сотрудников, не существует. Данные вопросы регулируются в нормативных актах, регламентирующих организационно-правовые основы деятельности отдельных правоохранительных органов.
Кроме того достаточно обоснованным выглядит вывод авторов о том, что в законодательстве Российской Федерации должно быть создано единство правовых и организационных основ государственной службы в правоохранительных органах. Наиболее перспективным в данном случае представляется разработка и принятие отдельного федерального закона, регламентирующего правоохранительную службу. Более того, необходимым с точки зрения юридической техники и для восполнения пробелов в законодательстве является разработка и принятие федерального закона, регламентирующего правоохранительную деятельность и закрепляющего систему правоохранительных органов. В случае создания последнего, положения о государственной службе в данных органах могут быть включены в его текст в качестве отдельного раздела.
В целом, статья отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, старший лейтенант полиции Геляхова Л.А.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 75,59%