УДК 343.292 ББК 67.408.032
С84 D.O. STRELKOV
LEGAL REGULATION OF PARDON IN RUSSIA AND THE U.S.
Annotation: the article deals with the meaning and significance of the institute of pardon, considers the process of legal regulation in Russia and in the U.S.
Key words: pardon, amnesty, parole.
ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ СТРЕЛКОВ, инспектор-дежурный по жилой зоне отдела безопасности ФБУ ИК-2 (УФСИН России по Рязанской области) Е-шаЛ:е&1ог62@уаЫех.т
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИИ И США
Аннотация: в статье раскрываются смысл и значение института помилования, рассматривается процесс его правового регулирования в России и США. Ключевые слова: помилование, амнистия, условно-досрочное освобождение.
Институт помилования в России, как и в США, имеет глубокие исторические корни. Отечественная и зарубежная наука уголовного права достаточно интенсивно разрабатывает широкий круг проблем эффективности различных видов досрочного освобождения, одним из которых является помилование.
В настоящее время все громче и тверже российские и американские государственные лидеры и ученые наряду с общественностью заявляют о более широком признании и привлекательности цели уголовного законодательства, изложенной в ст. 43 УК РФ, ст. 1 УИК РФ и п. 2 ст. 1.02 модельного УК США, то есть содействии исправлению и социальному восстановлению личности правонарушителей, предупреждении совершения новых преступлений, не исключая при этом мер карательного характера1.
По сути, помилование - это прощение государством лиц, совершивших преступление. В 1916 г. в юридической научной литературе правовед из г. Киева H.H. Паше-Озерский указывал, что «помилование представляет собой исходящий от верховной власти акт свободного усмотрения, милости и прощения. Помилование мыслится в любую эпоху общественной жизни»2.
Порядок (процедура) решения вопроса о помиловании осужденного установлен Конституцией Российской Федерации и Положением
о порядке рассмотрения ходатайств о помило-
вании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 (далее - Положение). Заслуживает внимания издание дополнительного Указа Президента РФ от 19 мая 2009 г. № 567, которым установлены новые сроки прохождения материалов помилования осужденных. Так, для впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести срок прохождения ходатайства о помиловании установлен в 45 суток, а для осужденных за тяжкое или особо тяжкое преступление - 57 суток.
За 2007 г. с ходатайством о помиловании в России обратился 2771 человек (положительных результатов не было), в 2008 г. - 2247 человек (из которых было помиловано двое), в 2009 и 2010 гг. Президентом РФ было помиловано по 48 человек соответственно. Столь незначительное число помилованных за последние годы отрицательно сказалось на активности осужденных при подаче ходатайств о помиловании, хотя сейчас их активность восстанавливается.
Правовое регулирование института помилования в США заключается в следующем.
1. Правомочиями на осуществление помилования наделены:
- президент США - по преступлениям против Соединенных Штатов;
- губернаторы 50 штатов - по преступлениям, входящим в юрисдикцию штатов.
В России право помилования принадлежит только Президенту РФ. Кроме того, в отличие от США в нашей стране действует федеральное уголовное законодательство.
2. В соответствии с конституционным предписанием о праве помилования за президентом США закреплено также право объявлять амнистию в отношении определенных групп лиц3.
В России согласно ст. 84 УК РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания.
3. Президент США при рассмотрении ходатайств в отношении осужденных за преступления, предусмотренные федеральным законодательством США, может принимать решение о полном или условном помиловании, причем не только после вынесения приговора, но и до и во время его вынесения4. В России условного помилования нет: оно может быть применено к осужденным, отбывающим или отбывшим наказание.
4. Нельзя не отметить следующую особенность. В США существует особый порядок подачи ходатайств о помиловании осужденных за совершение военных преступлений. Эта категория осужденных обращается не в Министерство юстиции, а в Министерство обороны с последующим докладом президенту США. В России вопросы подачи ходатайств о помиловании осужденными военнослужащими оказались вне поля зрения Указа Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500.
5. Интересно и то, что законодательство штатов США, касающееся помилования осужденных к смертной казни, устанавливает следующие его виды:
- освобождение в связи с оправданием осужденного;
- замена смертной казни пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы, чаще всего без права на досрочное освобождение, или с правом на него, для применения которого необходимо отбыть 35 лет;
- отсрочка исполнения смертного приговора на срок до 15 лет.
В России, в отличие от США, действует единое федеральное законодательство о помиловании. В соответствии со ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Этот же срок требуется отбыть для условно-досрочного освобождения.
6. Заслуживает внимания важная, на наш взгляд, особенность правового регулирования помилования в США, выражающаяся в различном порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в разных штатах, что связано с полномочиями их губернаторов. В 14 штатах помилование осужденных составляет прерогативу губернатора штата, который решает судьбу ходатайства о помиловании единолично. В 9 штатах губернаторы обязаны руководствоваться рекомендациями комиссии или специального совета, в состав которых входят представители уголовной юстиции и общественности. В трех штатах (Небраска, Невада, Юта) полномочия губернатора сводятся лишь к обязательному присутствию на заседании соответствующей комиссии, которая и принимает решение по существу. Имеются незначительные особенности процедуры помилования в других штатах. В России право помилования принадлежит только Президенту Российской Федерации.
7. Среди оснований помилования, указанных в актах о помиловании в США, можно выделить такие, как «смертный приговор был вынесен непропорционально содеянному»; «сомнительная виновность» (буквально - возможная невиновность); «губернатор штата - противник смертной казни»; «комбинация аргументов -неизлечимая болезнь, раскаяние, возможное совершение преступления в состоянии аффекта»; «ходатайство семьи погибшего и раскаяние совершившего преступление»; «личная просьба Папы Римского»5. В России согласно ст. 79 УК РФ, ст. 175 УИК РФ и ст. 12 Положения лицо может быть помиловано при наличии оснований, свидетельствующих о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Сравнение законодательных норм Соединенных Штатов Америки, регулирующих применение помилования осужденных, с аналогичными правовыми нормами в России в целях совершенствования порядка помилования, а также повышения его роли в предупреждении преступлений и укреплении законности позволяет внести следующие предложения по совершенствованию российского законодательства.
1. Порядок и особенности применения помилования осужденных в США показывают, что регионы страны принимают максимально возможное участие в решении вопросов помилования. Президент США и губернаторы шта-
тов не перегружены рассмотрением многочисленных ходатайств о помиловании лиц, отбывающих наказание. В России, напротив, существует перегрузка администрации Президента РФ из региональных комиссий ходатайствами о помиловании, которые должны быть рассмотрены не позднее 14 отведенных для этого дней, однако данные документы в течение более полугодового срока с момента их направления в администрацию Президента РФ не разрешаются, а дальнейшую поддержку получает ничтожно малое количество. Кроме того, низкий процент помилований объясняется сложной процедурой прохождения документов. Все это, естественно, вызывает отрицательное отношение к институту помилования в стране и нежелание осужденных воспользоваться своим правом на помилование.
В 2003 г. Ю.М. Ткачевский и другие ученые в публикации в журнале «Законодательство» (№ 3) внесли предложение о целесообразности восприятия принципа рассредоточения применения помилования осужденных в Российской Федерации по примеру США, в том числе о наделении правами помилования глав всех субъектов Российской Федерации с корректировкой ст. 50 и 89 Конституции РФ. Мы поддерживаем позицию Ю.М. Ткачевского о целесообразности применения некоторых отдельных положений института помилования в Российской Федерации по примеру США. Предварительно необходимо глубоко проработать этот вопрос научными силами и по возможности провести эксперимент в 3-5 регионах РФ в 2013-2015 гг., наделив губернаторов (или комиссии, как это успешно делается в отдельных американских штатах) данных регионов правом помилования.
Существует, однако, и иная точка зрения. Так, ученый-юрист К.М. Тищенко (ВНИИ МВД России) в 1994 г. вынес предложение передать право помилования в ведение судебной власти6.
2. Представляется вполне обоснованным восстановить практику условного помилования. Не случайно многие юристы, такие как А.Я. Гриш-ко, С.Н. Сабанин, И.Л. Марогулова, М.П. Журавлев, считают такое помилование предпочтительным, так как оно подконтрольно и в случае совершения условно помилованным лицом нового преступления повлечет за собой отмену помилования.
3. Может быть также продуктивным предложение по установлению особого порядка подачи ходатайств о помиловании осужденных военнослужащих. Ходатайство данной категории лиц
вместе с заключением командования части должно будет направляться в комиссию по помилованию при министре обороны, которая рассматривала бы указанные ходатайства, вносила бы предложения на рассмотрение министру обороны, а тот, в свою очередь, Президенту РФ.
4. В материалах ООН пробация определяется как условная отсрочка исполнения наказания с помещением на это время преступника под индивидуальный надзор с обеспечением над ним руководства или проведения исправительного курса. В США система пробации успешно работает на протяжении многих десятилетий.
С учетом того, что в США освобождается из тюрем в течение года около 650 тыс. чел. (для сравнения - в России за тот же период -до 300 тыс. чел., на 1 января 2011 г. в пенитенциарных учреждениях нашей страны содержалось 819,2 тыс. чел., а в США - 2 млн 300 тыс. чел.) 2/3 из них, по словам президента США Дж. Буша-младшего, вновь подвергаются аресту в течение трех лет после освобождения. В 1988 г. в целях улучшения работы службы пробации и криминогенной обстановки в стране им был подписан дополнительный документ под названием «Закон о втором шансе». Его авторы хотят помочь бывшим заключенным устроить свою жизнь. Закон предусматривает, в частности, расширение тюремных программ профессиональной подготовки, помощь освободившимся заключенным (предоставление временного жилья, обеспечение их социальной поддержкой), в том числе на базе общественных организаций религиозного направления7.
5. Обращает на себя внимание опубликование первых результатов переписи спецконтин-гента в Российской Федерации в 2009 г., которые свидетельствуют о том, что осужденные к лишению свободы в своем большинстве не поддерживают социально полезных связей с семьей, родными и иным социально полезным окружением. Семья является действенным ан-тикриминогенным фактором. Между тем, как показала перепись, 77,1 % осужденных не состояли в браке на момент осуждения (в 1999 г. перепись выявила 69,1 % таких лиц). Показательно, что 47 % лиц, состоявших в браке на момент осуждения, во время отбывания наказания в виде лишения свободы брак расторгли (в 1999 г. эта доля была равна 32 %). 74,3 % осужденных женщин не состояли в браке на момент осуждения (по переписи 1999 г. - 62,9 %), у 43 % осужденных женщин, состоявших в браке на момент осуждения, брак во время отбыва-
ния наказания в виде лишения свободы распался (в 1999 г. доля этих лиц составляла 47,7 %). В период переписи 2009 г. 52,9 % осужденных не учились и не работали до осуждения, то есть вели паразитический образ жизни, не имея трудовых навыков8.
Нельзя не отметить, что результаты переписи представляют собой еще один аргумент в пользу создания специализированной службы пробации в России, которая, помимо иных задач, решала бы вопросы оказания помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, в том числе по амнистии, помилованию и в результате реабилитации, в трудовом и бытовом устройстве, а также восстановлении иных социально полезных связей освобожденных лиц. Для сведения: ежегодно из учреждений УИС из общей массы освобожденных
выходит на свободу около 70 000 опасных и особо опасных преступников. Отсутствие у многих семьи, сложности с трудовым и бытовым устройством толкают некоторых из них на совершение новых преступлений.
Подводя итог, можно констатировать, что реализация данных предложений по использованию опыта международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств и результатов проведенной переписи осужденных в России в 2009 г. существенно помогут в совершенствовании правового регулирования института внесудебного освобождения от отбывания наказания и изменению конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного, административного законодательства и криминологической науки в процессе реформирования УИС России.
1 См.: Крылова Н.Е., Серебрякова A.B. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии): учеб. пособие. М., 1998. С. 147.
2 Паше-Озерскии Н.Н. Реабилитация осужденного: учеб. пособие. Киев, 1918. С. 331.
3 См.: Мишин A.A., ВласихинB.A. Конституция США: политико-правовой комментарий: учеб. пособие. М., 1985. С. 109.
4 См.: Спицин В. Особенности правового регулирования помилования в ряде зарубежных стран // Закон и право. 2003. № 7. С. 72-74.
5 См.: Там же.
6 См.: ТищенкоК.М. Помилование в уголовном праве: монография. М., 1994. С. 79.
7 См.: Воробьев В. Президент США признался в могущественной силе // Рос. газ. 2008. 11 апр.
8 См.: Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы: материалы специальной переписи осужденных. М., 2010. Вып. 1. С. 3, 17-18.