ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Legal regulation of the receipt of gifts by state and municipal employees
of the Republic of Korea Priymak A.
Правовое регулирование получения подарков государственными и муниципальными служащими Республики Корея Приймак А. В.
Приймак Александра Викторовна /Priymak Aleksandra — магистрант, Юридическая школа, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация: автор рассматривает новый закон, принятый законодателями в Республике Корея и регламентирующий получение подарков (материальных вознаграждений) государственными и муниципальными служащими, а именно установление пределов себестоимости подарков, которые они могут получить, и расширение круга категорий лиц, подпадающих под действие закона. Сравнение делается с нормами российского законодательства.
Abstract: the author considers a new law passed by the legislature in the Republic of Korea and regulates the receipt of gifts (material fees), state and municipal officials, namely the establishment of the limits of the cost of the gifts that they can get, and the expansion of the categories ofpersons subject to the Law. A comparison is made with the norms of the Russian legislation.
Ключевые слова: коррупция, получение подарков государственными служащими Российской Федерации и Республики Корея.
Keywords: corruption, acceptance ofgifts by public officials of the Russian Federation and the Republic ofKorea.
Коррупция имеет древние, глубокие корни и у многих народов признается естественным процессом, сопровождающим государственное управление. В основе коррупции лежит схема, при которой чиновнику дарят подарки, в том числе и незначительные, связывающие так или иначе моральными обязательствами. Происходит налаживание внеслужебных отношений. Подарки имеют свойство накапливаться. И в момент, когда к чиновнику обратятся с просьбой, отказать уже будет непросто.
Законодательство Российской Федерации регулирует вопросы, связанные с прохождением службы в государственных органах и органах местного самоуправления, достаточно жестко и совершенствуется с каждым годом. На сегодняшний день разработан и введен в действие достаточно объемный массив нормативных правовых актов, подробно регулирующих эти вопросы. Нововведения последних лет связаны в первую очередь с антикоррупционной политикой государства, реализуемой на всех уровнях государственной системы.
В рамках данной статьи будет рассмотрен вопрос правового регулирования получения подарков государственными и муниципальными служащими в Республике Корея, а также проведено сравнительно-правовое исследование южно-корейского и российского законодательства по исследуемой проблеме.
Политика противодействия коррупции Республики Корея привлекает внимание мирового сообщества, в том числе и России.
Основными причинами коррупции в Южной Корее, как правило, называют родственные связи, покровительство, связи, завязавшиеся в учебных заведениях, «кумовство», то есть всё то, что основывается на личных взаимоотношениях. Именно эту сферу и старается урегулировать законодатель.
Одним из последних достижений нормотворчества Республики Корея стал Закон о получении подарков и о взяточничестве (The Improper Solicitation and Graft Act, Act No. 13278, Mar. 27, 2015), который был принят 27 марта 2015 года и вступит в силу 28 сентября 2016 года (далее по тексту -Закон о подарках) [5]. В данном Законе регламентированы правила поведения, возможные финансовые выгоды, варианты обязательных действий в сложившихся ситуациях, а также санкции и категории лиц, подпадающих под них.
Отличительной особенностью Закона о подарках является попытка урегулирования той сферы отношений, которая долгое время была скрыта, и, соответственно, коррупционно опасной. Так, в качестве спонсорской помощи чиновникам дарили автомобили, устраивали дорогие обеды, при этом подарки в Корее - это часть культуры, и только суд мог установить, что подарок был вручен за определенную услугу.
Закон о подарках устанавливает предел до 1 млн. вон (55890 руб.) для подарка (материального вознаграждения), полученного должностным лицом. При этом правоохранительным органам для привлечения к ответственности за получение взятки придется доказать связь с действиями лица, получившего его.
Для России установление подобной взаимосвязи является обязательным. В ст. 575 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) установлена предельная сумма в 3 тысячи рублей для дарения, которое не подлежит запрету [1]. Денежные вознаграждения, превышающие данный лимит, подлежат передаче в структурное подразделение органа или учреждения, где служит лицо, получившее его, но только если они связаны «с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей» (п. 1 ч. 3 ст. 575 ГК РФ) [1]. В иных целях лицо, состоящее на службе, может получить любую сумму, и она не будет квалифицироваться как взятка, иное должно быть доказано в судебном порядке.
Республика Корея вводит нормы, регулирующие поведение лиц, связанных с публичной сферой, в отношении получения подарков и иных материальных вознаграждений. Так, установлены пределы в ценности подарков, какие они могут получить, например, на свадьбу. Согласование закона и денежных пределов продолжалось достаточно долго, в том числе с гражданскими группами, и после были установлены суммы с учетом целей закона и опроса общественного мнения. Так, закреплен предел в 30 000 вон для питания (в том числе напитков), для свадеб и похорон сумма - 100 000 вон, для подарков (на торжество) - 50 000 вон.
Закон о подарках устанавливает ответственность в виде лишения свободы до трех лет либо штраф до 30 млн. вон (1 670 000 руб.) за получение подарка более 1 млн. вон (55 890 руб.) единовременно или 3 млн. вон (167 680 руб.) в период года от одного человека. И в этом случае не имеет значение, связано ли предложение с исполнением конкретных должностных обязанностей: Закон о подарках устраняет необходимость доказывать прямую связь между подарком должностному лицу с услугой, которая последовала.
Устранение необходимости доказывания связи между материальным вознаграждением и служебными обязанностями конкретного лица является радикальной и прогрессивной нормой даже для Республики Корея, поэтому реализация этой нормы будет привлекать особое внимание мирового сообщества.
В российском законодательстве подобных норм нет. Государственные и муниципальные служащие могут принять по договору дарения любую сумму и отразить её в сведениях о доходах: графа 6 «Иные доходы» предполагает дарение в соответствии с ГК РФ [1]. Обязанность доказывания «связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей» (п. 3 ч. 1 ст. 575 ГК РФ) ложится на сотрудников правоохранительных органов.
Закон о подарках Республики Корея устанавливает перечень разрешенных материальных выгод. Он является исчерпывающим: командировочные; материальная помощь для похорон; еда, напитки, транспортировка, жилье, связанные с организацией официальных событий; рекламные сувениры, награды и премии за участие в лотереях и конкурсах; финансовое преимущество, разрешенное другим законом и подзаконным актом. Организация, членом которой является лицо, может помочь ему, если он нуждается в связи с болезнью или другим видом бедствия. Все иные материальные выгоды подпадают под запрет.
В России установлен запрет на объекты, полученные в связи с протокольными мероприятиями. В этом случае государственный служащий обязан передать подарок в структурное подразделение органа или учреждения, к которому он относится. Исключения, согласно п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», составляют: канцелярские принадлежности, цветы, награды [2].
Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 г. утверждено Типовое положение, подробно регламентирующее порядок передачи полученного подарка. В соответствии с пунктами 5, 7, 8, 9, передача осуществляется по акту (при наличии оценочный документ прикладывается) в течение 3 рабочих дней при любых обстоятельствах. Происходит оценка его себестоимости, и если она меньше 3 тыс. рублей, то подарок возвращается чиновнику; больше - предлагается возможность его выкупить, в ином случае вещью распоряжается соответствующий орган или организация, исходя из своих целей и задач деятельности [3].
В обеих странах установлены общие дозволения для протокольных мероприятий и запреты, ограничивающие использование служебного положения.
Закон о подарках в Республике Корея определяет достаточно широко понятие «публичного должностного лица». Под эту категорию подпадают:
1. Правительство, государственные агентства, органы местного самоуправления, присоединенные (дочерние, филиалы) агентства, государственные корпорации.
2. Все национальные, государственные, частные образовательные учреждения от детских садов до университетов.
3. Все медиасредства, включая газеты, радиовещание, онлайн.
Расширение круга лиц, подпадающих под действие Закона о подарках, широко обсуждается и критикуется средствами массовой информации страны.
В России образовательные организации и средства массовой информации не подпадают под действия законодательных актов, контролирующих доходы и расходы. Антикоррупционные нормативные акты распространяют свое действие на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственных служащих, муниципальных служащих, служащих Банка России.
Республика Корея в антикоррупционном законодательстве сделала много достижений, и новый Закон о подарках стал следующим шагом в построении доверия между обществом и представителями власти. Введение предельных сумм для определенных категорий лиц в целях противодействия коррупции является смелым нововведением. Для России введение подобного ограничения в законодательство способствовало бы пресечению коррупционных рисков со стороны лиц, выбравших своей профессией прохождение службы в государственных органах и органах местного самоуправления.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ: в редакции 23.05.2016 года // СПС КонсультантПлюс.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ: в редакции от 05.10.2015 года // СПС КонсультантПлюс.
3. О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации. От 09.01.2014 г. № 10 // Постановление Правительства РФ // СПС КонсультантПлюс.
4. Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации. От 23.06.2014 № 460 // Указ Президента РФ // СПС КонсультантПлюс.
5. The Improper Solicitation and Graft Act, Act №. 13278, Mar. 27, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.acrc.go.kr/eng_index.html/ (дата обращения: 03.06.2016).
Electoral right of foreign citizens in the legislation to the Republic of Korea
Kuznetcova N.
Избирательное право иностранных граждан в законодательстве
Республики Корея Кузнецова Н. О.
Кузнецова Наталья Олеговна /Kuznetcova Natalia — магистрант, кафедра конституционного и административного права, направление подготовки «Юрист в сфере публичного права», Юридическая школа, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация: данная статья посвящена анализу избирательного права в Республике Корея. Особое внимание уделено избирательному праву иностранцев. Автор, анализируя нормативно-правовые акты Республики Корея, приходит к выводу о том, что избирательное право иностранцев нуждается в более эффективном урегулировании.
Abstract: this article is devoted to the analysis to the electoral right in the Republic of Korea. The special attention is paid to the electoral right of foreigners. The author, analyzing regulatory legal acts of the Republic of Korea, comes to a conclusion that the right of foreigners in the electoral right needs more effective settlement.
Ключевые слова: избирательное право, иностранные граждане, депутаты, кандидаты, статус, постоянно проживающие, избирательная кампания.
Keywords: the electoral right, foreign citizens, deputies, candidates, the status which is constantly living, the election campaign.
Последние два десятилетия число иностранцев, постоянно или долгое время проживающих в Южной Корее, очень быстро увеличивается. Как сообщили в иммиграционной службе Министерства