Научная статья на тему 'Правовое регулирование отношений лесопользования в Российской Федерации: аренда лесных участков'

Правовое регулирование отношений лесопользования в Российской Федерации: аренда лесных участков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
1175
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / NATURE / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / NATURAL RESOURCES / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / NATURAL ENVIRONMENTAL SYSTEMS / КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ / COMPONENTRY OF THE NATURAL ENVIRONMENT / ЛЕС / FOREST / ЛЕСНОЙ УЧАСТОК / FOREST PLOTS / УСТОЙЧИВОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / SUSTAINABLE FORESTRY / АРЕНДА ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ / FOREST PLOTS LEASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нецветаев Александр Георгиевич

В статье рассмотрены актуальные в настоящее время вопросы законодательного регулирования отношений лесопользования на примере аренды лесных участков. Анализ современного лесного законодательства, прежде всего нового Лесного кодекса РФ, регулирующего вопросы аренды лесных участков, важен и интересен как с точки зрения особенностей лесного участка как объекта арендных отношений, так и в свете проблем практической реализации (правоприменения) соответствующих норм. В данной работе предпринята попытка соотнести публично-правовые и частноправовые начала в регулировании аренды лесных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative regulation of the forest tenure relations in the Russian Federation: forest plots lease

In the article there have been considered actual at the present moment problems of the legislative regulation of the forest tenure relations on the example of forest plots lease. The modern forest legislation analysis and, first of all, the new Forest Code of the Russian Federation, regulating forest plots lease questions, is important and interesting as from the point of view of forest plot peculiarities, being the object of forest relations, and so as in the light of problems of suitable standards practical realization (law application). In this work there has been made an attempt to correlate public-law and private-law basis in the regulation of forest plots lease.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование отношений лесопользования в Российской Федерации: аренда лесных участков»

Экологическое право

А.Г. Нецветаев

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АРЕНДА ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

В статье рассмотрены актуальные в настоящее время вопросы законодательного регулирования отношений лесопользования на примере аренды лесных участков. Анализ современного лесного законодательства, прежде всего нового Лесного кодекса РФ, регулирующего вопросы аренды лесных участков, важен и интересен как с точки зрения особенностей лесного участка как объекта арендных отношений, так и в свете проблем практической реализации (правоприменения) соответствующих норм. В данной работе предпринята попытка соотнести публично-правовые и частноправовые начала в регулировании аренды лесных участков.

Ключевые слова: природа, природные ресурсы, естественные экологические системы, компоненты природной среды, лес, лесной участок, устойчивое лесопользование, аренда лесных участков.

Трудно переоценить значение и роль лесов в общественной жизни современной России. Занимая 70% территории Российской Федерации, леса, с одной стороны, выполняют важнейшую экологическую функцию (например, поддержание газового состава атмосферы), с другой стороны, удовлетворяют растущие экономические потребности страны.

Действующий Лесной кодекс Российской Федерации исходит из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе1, что не противоречит сложившемуся в науке экологического права представлению о лесе как единстве земли, лесной растительности, животного мира и иных компонентов окружающей природной среды, имеющих важное экологическое, социальное и экономическое значение2.

© Нецветаев А.Г., 2011 122

Необходимо отметить, что под естественной экологической системой понимают объективно существующую часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергии3. Природные ресурсы представляют собой компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность4.

Преобразования двух последних десятилетий, связанные с изменением политического и экономического уклада жизни российского общества, оказали значительное влияние на многие сферы общественных отношений, включая отношения по использованию лесных ресурсов России. Постепенное развитие гражданского оборота, формирование рынка природных ресурсов по-новому поставили вопрос о характере отношений лесопользования и механизмах их правового регулирования.

Правовую основу регулирования отношений лесопользования составляет Лесной кодекс Российской Федерации, иные федеральные нормативно-правовые акты, принимаемые в соответствии с ними нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты, изданные органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Новый Лесной кодекс РФ (далее - ЛК РФ) кардинальным образом изменил правовую основу использования лесов, распространив сферу деятельности земельного и гражданского законодательства в область лесных отношений, включая отношения лесопользования. Так, в ст. 3 (ч. 2) ЛК РФ прямо указано, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами. Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» отменил ограничения, установленные прежним Лесным кодексом РФ, в отношении сдачи арендованного лесного участка в субаренду, передачи своих прав и обязанностей по договору аренды такого участка другим лицам (перенаем), а также возможности отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив5.

ЛК РФ (ст. 7) рассматривает лесной участок как земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 4 («Общие положения о проведении лесоустройства»), ст. 69 («Проектирование лесных участков») и ст. 92 (Государственный кадастровый учет лесных участков) ЛК РФ.

Помимо права собственности на лесные участки, ЛК РФ (ст. 9) установил следующие виды прав на них: право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Договор аренды является наиболее распространенным в мире способом осуществления права пользования лесами6. При сдаче лесов в аренду принципиальное значение имеет решение таких вопросов, как: срок действия договора аренды, размер арендной платы, порядок заключения и расторжения договора, площадь сдаваемого в аренду лесного участка, учет экологических требований и интересов местного населения и ряд других вопросов.

Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в общих чертах определен в ст. 71 ЛК РФ. Согласно ч. 1 указанной статьи гражданам лесные участки предоставляются в аренду и безвозмездное пользование, юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и безвозмездное срочное пользования. Причем предоставление лесных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве безвозмездного срочного пользования осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, закрепленные в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено ЛК РФ.

Общие основания и порядок возникновения и прекращения права аренды имущества определены гл. 34 ГК РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью7.

Существенными условиями договора аренды являются договоренности о его предмете, сроке и арендной плате. Из смысла ч. 2 ст. 72 ЛК РФ прямо вытекает, что предметом договора аренды лесного участка (объектом аренды) являются только лесные участки, нахо-

дящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Цели использования лесных участков по договору аренды предусмотрены ст. 25 ЛК РФ, а именно:

- заготовка древесины, за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд;

- заготовка живицы;

- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, за исключением сбора и заготовки гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, за исключением заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд;

- ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

- ведение сельского хозяйства;

- создание и эксплуатация лесных плантаций;

- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в случаях, если выполнение таких работ влечет за собой проведение рубок лесных насаждений;

- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

- строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

- переработка древесины и иных лесных ресурсов и иные цели в соответствии со ст. 25 ЛК РФ.

Максимальный срок договора аренды лесного участка определен ч. 3 ст. 72 ЛК РФ и составляет 49 лет. Что касается минимального срока такого договора, то он составляет, по общему правилу, 10 лет, за исключением случаев, предусмотренных ст. 43-45 ЛК РФ. Так, если лесной участок предоставляется в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, то срок действия такого договора составляет от 1 года до 49 лет.

Необходимо отметить, что конкретный срок договора аренды лесного участка, согласно ч. 4 ст. 72 ЛК РФ, определяется в соот-

ветствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. В соответствии со ст. 87 ЛК РФ, лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества и/или лесопарка. Лесохо-зяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 87 ЛК РФ, - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами местного самоуправления. Срок действия лесохозяйственных регламентов - до 10 лет, и они обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества и/или лесопарка. До утверждения лесохозяйственных регламентов использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в непротиворечащей ЛК РФ части (ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Арендодателем по договору аренды лесного участка выступает уполномоченный орган по управлению лесным хозяйством субъекта Российской Федерации. Арендаторами могут быть граждане и юридические лица, признанные лесопользователями согласно ч. 3 ст. 25 ЛК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N° 324 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лес-ного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также форма примерного договора аренды лесного участка8. Такой договор подлежит государственной регистрации в силу ст. 93 ЛК РФ, согласно которой право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»9.

В зависимости от вида использования лесов Лесной кодекс устанавливает и различный порядок заключения договоров аренды лесных участков. Так, ст. 74 ЛК РФ определено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, использования лесов для строительства и эксплуатации

водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закрепляется ст. 78-80 ЛК РФ.

От вида лесопользования зависит также и размер арендной платы. В соответствии со ст. 73 ЛК РФ, минимальный размер арендной платы определяется на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»10.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. В случае, если лесной участок предоставляется в арену для осуществления нескольких видов использования лесов, минимальный размер арендной платы определяется путем сложения минимальной аренды за каждый вид использования лесов. Пунктом 7 формы примерного договора аренды лесного участка установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 ЛК РФ.

Согласно ст. 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В то же время формой примерного договора аренды лесного участка определено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за

единицу площади лесного участка. Другими словами, в отношении договора аренды лесного участка законодательством РФ предусмотрен специальный порядок изменения размера арендной платы: пересмотр ее размера определяется не установленным каким-либо законом или договором сроком, а нормативным актом Правительства РФ.

Договор аренды лесного участка может быть досрочно расторгнут. Общие основания досрочного расторжения договора аренды по требованию одной из сторон предусмотрены ст. 619, 620 ГК РФ. Так, согласно ст. 619 ГК РФ, по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

По требованию же арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:

1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;

2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;

3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки;

4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.

В то же время ч. 2 ст. 24 ЛК РФ закрепила специальное основание для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а именно: невыполнение арендатором лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов.

Важная норма, защищающая добросовестного арендатора, содержится в ч. 5 ст. 72 ЛК РФ, согласно которой арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на распространение действия норм гражданского законодательства на договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанные договорные отношения в значительной степени ограничены публично-правовыми нормами. Это обусловлено прежде всего особым предметом договора аренды (объектом аренды) - лесным участком. Учитывая то, что лесное законодательство рассматривает лес не только как природный ресурс, но и экологическую систему, использование лесов должно осуществляться способами, исключающими или минимизирующими нанесение ущерба лесным экосистемам и природе в целом.

Примечания

1 Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

2 Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков и др. М.: ТК Велби: Проспект, 2008. С. 2324.

3 ФЗ РФ от 10.01.2002. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

4 Там же.

5 ФЗ РФ от 04.12.2006. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ»// СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5279.

6 Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный). С. 216.

7 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.

8 Постановление Правительства РФ от 28.05.2007. № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // СЗ РФ. 2007. № 23. Ст. 2793 (Постановление Правительства РФ от 23.04.2010. № 283 утратило силу).

9 ФЗ РФ от 21.07.1997. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.

0 Постановление Правительства РФ от 22.05.2007. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» // СЗ РФ. 2007. № 23. Ст. 2787.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.