ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ
М.А. Ревенко, студент
Донской государственный технический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10996
Аннотация. В работе рассмотрено правовое регулирование особо охраняемых природных территорий для объектов природопользования; исследованы особенности действующего экологического законодательства. Описываются основные характеристики разных категорий особо охраняемых природных территорий. Выявлены наиболее общие проблемы эффективного функционирования особо охраняемых природных территорий в России. Для решения этих проблем, органам власти и управления нужно принять дополнительные экономико-организационные решения, обеспечить более активную информационно-просветительскую детальность, осуществить меры по доработке и принятию необходимых поправок в соответствующие нормативные правовые акты.
Ключевые слова: природопользование, экологическое право, особо охраняемые территории.
В настоящее время особо охраняемые природные территории приобрели широкую популярность. В Российской Федерации - это специальная единая система, включающая в себя различные объекты и учреждения, которые подлежат охране со стороны государства и общества. Таким образом, особо охраняемые территории являются институтом экологического права, который включен в систему правовой охраны растительного и животного мира [1].
Данные природные территории включаются в число особо охраняемых, если они изъяты из хозяйственного оборота и отнесены к объектам общенационального достояния. А поэтому все особо охраняемы природные территории включены в Единый государственный кадастр, который содержит данные обо всех объектах, взятых под охрану.
Особо охраняемые природные территории делятся на следующие категории:
- государственные природные заповедники;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрарологические парки и ботанические.
Объекты особо охраняемых природных территорий подлежат пристальному вниманию. Именно поэтому их правовой режим имеет свои особенности [2]. И, следовательно, взятые под охрану природные территории защищены на нескольких уровнях и определяется: федеральным и региональным законодательством, муниципальными правовыми актами и нормами международного права.
Фундаментальной целью образования особо охраняемых природных территорий является сохранение первозданного вида ландшафта, окружающей природной среды и ее обитателей. Для реализации этой цели необходимо правовое регулирование [3].
Государство создает унитарные предприятия, управляющие природными объектами, которые подпадают под статус «особо охраняемых». По такому же принципу осуществляется управление особо охраняемых природных территорий на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Согласно 72 статье Конституции Российской Федерации, правовое регулирование действий с земельными участками, являющимися особо охраняемыми природ-
ными территориями, определяется совместным ведением Российской Федерации и субъектов РФ. Данные территории исключены из категории земель для хозяйственной деятельности, что указывает на их особый правовой режим. Однако законодатель разрешает проведение различных мероприятий на территории ООПТ [4].
Уполномоченные органы следят за особым экологическим и природоохранным режимом на объектах, которые подлежат охране. Нарушение данного порядка пользования ООПТ влечет к ответственности (гражданской, административной, уголовной) [5].
Правовой режим особо охраняемых природных территорий определяют ряд законодательных актов:
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ;
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ;
- Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ;
- Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» от 07.05.2001 № 49-ФЗ;
- Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 № 26-ФЗ.
В 1995 был принят основной законодательный акт, который регулирует вопросы, связанные с созданием, функционированием, управлением особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон об ООПТ). Однако, данный закон, эффективно действующий в 90-х годах, стал противоречить более молодым актам, таким как: Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс и др. Но в то же время, Закон об ООПТ позволяет сохранять уникальные природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное
значение, как общенациональное достояние [6].
На протяжении нескольких лет неоднократно поднимался вопрос о необходимости совершенствования Закона об ООПТ. Основным пробелом данной области является отсутствие в законодательстве норм, включающих особо охраняемые территории с международным статусом в национальную систему охраняемых территорий, что вызывает сложность в определении статуса таких территорий, их правового режима [7].
Закон об ООПТ допускает изъятие или иное прекращение прав на земельные или лесные участки в случаях, предусмотренных федеральными законами, то есть, в случае принятия соответствующего акта, создастся правовая основа изъятия земель государственных природных заповедников и национальных парков. На данный момент таких законов нет, но возможность их принятия законодательно закреплена. Например, могут приниматься федеральные законы для реализации каких-либо проектов, так называемые олимпийские законы, и законы, обеспечивающие строительство объектов для проведения всевозможных саммитов [8].
В области правового регулирования особо охраняемых природных территорий достаточно проблем, но важно отметить, что процесс устранения этих несовершенств и противоречий медленно, но идет. Законодатель уделяет должное внимание вопросам, связанным с решением проблем правового режима особо охраняемых природных территорий.
Важным шагом в этом направлении будет принятие законопроекта, который включит в национальное правовое поле особо охраняемые природные территории с международным статусом. Для этого необходима объединенная активная позиция и действия всех заинтересованных в этом сторон - самих ООПТ, экспертов, общественности, и главное, - государственных органов как федерального, так и регионального уровней [9].
Хочется надеяться, что в дальнейшем государство еще более пристально будет уделять внимание проблемам, связанным с
особо охраняемыми природными террито- в тандеме с общественностью поспособст-риями, усовершенствует законодательную вуют тому, чтобы все существующие за-базу, влияющую на их охрану. коны и меры, предпринятые по охране
И как следствие, будут соблюдаться все особенных зон, да и природы в целом, меры, связанные с рациональным приро- максимально исполнялись, так как в ны-допользованием, что обеспечит достойное нешнее время, к всеобщему сожалению, существование не только нашего поколе- фиксируется множество нарушений, что ния, но и последующих поколений. Ведь сводит фактически к нулю все сущест-сохраняя наш общий дом, мы даем воз- вующие законы по контролю за особо ох-можность нашим потомкам увидеть Землю раняемыми природными территориями. такой, какой видим ее мы. А законодатель
Библиографический список
1. Экологическое право учеб. пособие / Ю.И. Исакова. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. - 152 с.
2. Дмитриченко А.А. Правовое регулирование земель особо охраняемых территорий / А.А. Дмитриченко и др. // TERRA LEGEM Проблемы охраны и использования земельных ресурсов: сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону, ДГТУ, 2017. - С. 52-58.
3. Исакова Ю.И. Реформирование законодательства о земле. Особенности оборота земель с особым правовым режимом. Учебное пособие. / Ю.И. Исакова и др. - Ростов н/Д.: "Центр Подготовки Государственных и Муниципальных Служащих", 2017 - 342 с.
4. Исакова Ю.И. Нормативно-правовое регулирование землепользования. Учебное пособие для занятий и курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки / Ю.И. Исакова и др. - Ростов-на-Дону, 2018.
5. Пчельников М.В. Современная экологическая политика в сфере охраны природы и обеспечения благоприятной окружающей среды // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. - №2. - С. 70-74.
6. Кинцурашвили М.Д. Проблемы сохранения экосистем и население региона / М.Д. Кинцурашвили и др. // Экология и регион: Материалы международной студенческой научно-практической конференции: Сб. науч. статей. - Ростов н/Д, 1995.
7. Пчельников М.В. Проблемы правового статуса ботанических садов в Российской Федерации в качестве особо охраняемых природных территорий // Правовая культура. -2012. - №2 (13). - С. 63-66.
8. Кузьменко Ю.А. Эколого-правовое обеспечение природопользования и охраны окружающей среды / Ю.А. Кузьменко и др. // Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2017. С. 567-574.
9. Пчельников М.В. Современная экологическая политика в сфере правового регулирования особо охраняемых территорий Крыма и Севастополя // Крымский научный вестник. - 2015. - № 5-3. - С. 113-119.
10. Сагирян И.Г. Научная публикация студента / И.Г. Сагирян и др. Учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: ДГТУ, 2019 - 56 с.
LEGAL REGULATION OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS
M.A. Revenko, student Don state technical university (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. The paper considers the legal regulation of specially protected natural areas for the objects of nature management; the features of the current environmental legislation are studied. The authors analyze legislative framework regulating the creation and development of specially protected natural areas, discuss main characteristics of different categories of specially protected natural areas, and identify the most common problems of effective management of specially protected natural areas in Russia. To solve these problems, the government and administration need to take additional economic and organizational decisions, organize informational and educational activities, take measures to fi nalize and adopt necessary amendments to the relevant regulatory legal acts.
Keywords: environmental management, environmental law, specially protected areas.