УДК - 350.088.6
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
А.В. Антюхов, П.Н. Кириченко
В статье рассматривается правовое регулирование определения квалификации научнопедагогических работников для заключения трудового договора, в частности вопросы определения образовательного и профессионального ценза педагогических работников. Правовому анализу подвергнуты нормативные правовые акты, устанавливающие требования к квалификации педагогических работников, определены коллизии и пробелы в правовом регулировании возникновения трудовых отношений с педагогическими работниками высших учебных заведений.
Ключевые слова: Научно-педагогические работники, трудовой договор, квалификация, трудовые отношение, правовоерегулирование, заключение трудового договора.
Правовое регулирование сферы образования активно реформируется: вносятся изменения в базовые федеральные законы, принимаются новые подзаконные акты, обсуждается проект нового федерального закона об образовании; уточнен перечень должностей научно-педагогических работников, установлены правила отнесения их к профессиональным квалификационным группам, уточнены квалификационные требования по должностям профессорско-преподавательского состава, расширены ограничения на занятия педагогической деятельностью. Отмеченные изменения существенно расширили правовые основы регулирования трудовых отношений с научно-педагогическими работниками и, соответственно, поставили задачу изучения их нормативного содержания, а также складывающейся правоприменительной практики.
Регулирование трудовых отношений научно-педагогических работников имеет специфику, которая отражена в специальной главе 52 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) «Особенности регулирования труда педагогических работников», а также в нормах других нормативных правовых актов: Законе РФ «Об образовании»[1, с. 1797], Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[2, с. 4135], а также в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования [3, с 731].
В законодательстве нет единого нормативного правового акта, определяющего перечень научно-педагогических работников. Сама категория научно-педагогических работников, как показывает анализ правовых актов, является собирательной. Так, например, согласно ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовому положению (п. 86) и др. [4] в высшем учебном заведении предусматриваются должности для научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебновспомогательного и иного персонала.
К профессорско-преподавательским должностям относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента.
Если в отношении профессорско-преподавательского состава все правовые акты в основном приведены к единообразию в части определения перечня профессорско-преподавательских должностей, то в отношении научных работников, а также педагогических работников такое единообразие не наблюдается.
Так, например, один из ключевых документов, регулирующий правовые основания возникновения трудовых отношений, - Положение о порядке замещения должностей научнопедагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации[5] в части профессорско-преподавательского состава распространяется на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов (далее - преподаватель) высших учебных заведений Российской Федерации.
Положение в части научного состава распространяется на научных работников (руководитель научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник) научного подразделения,
кафедры высшего учебного заведения Российской Федерации. В то же время Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок»[6] в профессиональную квалификационную группу должностей научных работников включены: государственный эксперт по интеллектуальной собственности, государственный эксперт по интеллектуальной собственности II категории, младший научный сотрудник, научный сотрудник, государственный эксперт по интеллектуальной собственности I категории, старший научный сотрудник, ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности, ведущий научный сотрудник, главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности, главный научный сотрудник, а также должности руководителей структурных (научных) подразделений.
Также обращает на себя внимание и расхождение в перечне педагогических работников, содержащемся в Постановлении Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений»[7]. Согласно данному Постановлению к педагогическим работникам высших учебных заведений относятся: ректоры (директора); первые проректоры; проректоры (заместители директора); директора (заведующие) филиалов; профессорско-преподавательский состав, воспитатели; методисты; концертмейстеры педагоги-психологи; заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными подразделениями; руководители (заведующие) производственной практикой; ученые секретари; педагоги дополнительного образования.
Как следует из приведенного перечня, профессорско-преподавательских состав отнесен к категории педагогических работников (но не научно-педагогических работников). Отдельные должности (например, заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами)) также отнесены к педагогическим работникам (но не к научным).
Очевидные разночтения в правовых актах могут быть, по нашему мнению, устранены посредством исключения из них категории «научно-педагогический работник»; для регулирования их положения достаточно применять категории «педагогический работник» и «научный работник» как самостоятельные. В действующем правовом регулировании сферы образования и научной деятельности с точки зрения экономической классификации являются самостоятельными, и в правовом отношении они урегулированы также разными федеральными законами: законом об образовании и законом о науке.
Под квалификацией понимается величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника; устанавливается на основании тарифно-квалификационного справочника[8, с. 299] (квалификационных характеристик).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»[9, с. 4399] Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
До заключения трудового договора с педагогическим работником работодателю необходимо установить, соответствует ли работник специальным квалификационным требованиям, установленным ст. 331 ТК РФ, согласно которой к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. Пунктом 88 Типового положения о высших учебных заведениях установлено, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Российской Федерации основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» - бакалавриат;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» - подготовка специалиста или магистратура.
Исходя из данных норм, правом на занятие педагогической деятельностью в высших учебных заведениях обладают лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое дипломом бакалавра (специалиста, магистра).
В то же время в государственных образовательных стандартах, утвержденных в 2010-2011 годах (стандартах третьего поколения) область профессиональной деятельности бакалавров определяется по-разному:
- без указания типов образовательных учреждений, в которых допускается педагогическая деятельность выпускников;
- путем исключения отдельных типов образовательных учреждений из педагогической области профессиональной деятельности выпускников (например, преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений);
- путем указания конкретных типов образовательных учреждений, в которых допускается педагогическая деятельность выпускников (например, педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях; педагогическая и учебно-методическая деятельность в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования; учебная и воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и т.п.)1.
При этом ряд стандартов допускает работу в качестве преподавателей высших учебных заведений выпускников-бакалавров2.
В действующем правовом регулировании установления квалификационного требования об образовательном цензе педагогических работников имеется явная неопределенность. ТК РФ закрепляет, что образовательный ценз педагогических работников определяется в порядке, установленном типовым положением об образовательном учреждении. Вместе с тем в типовых положениях содержится не столько порядок установления образовательного ценза, сколько определяется само требование к образованию педагогического работника. Кроме того, для установления квалификационного соответствия педагогического работника по образовательному цензу типовых положений оказывается вовсе недостаточно. Необходимо, как показывает практика, использовать и другие акты, в частности образовательные стандарты по соответствующим направлениям подготовки.
1 См., например: Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")" //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 26; Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 мая 2010 г. N 531 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020100 Химия (квалификация (степень) "бакалавр")" //Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти, 2010, N 34; Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 мая 2010 г. N 534 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100 Философия (квалификация (степень) "бакалавр")" //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 36;Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. N 222 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000 География (квалификация (степень) "бакалавр")" //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 21;Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. N 230 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) "бакалавр")" //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 26; Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. N 198 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 035400 История искусств (квалификация (степень) "бакалавр")" //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 21; Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2010 г. N 101 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (квалификация (степень) "бакалавр")" //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 14; Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 34 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация (степень) "бакалавр")" //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 1.
2 См., например: Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. N 68 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (квалификация(степень) «бакалавр»)»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 14
Таким образом, в законодательстве отсутствует четкое правовое регулирование порядка определения образовательного ценза педагогических работников. В то же время данный вопрос имеет принципиальное правовое значение, т.к. от его решения зависит возможность возникновения и прекращения трудовых отношений с педагогическим работником. Работнику, претендующему на замещение педагогической должности, но не соответствующему образовательному цензу работодатель вправе отказать в заключении трудового договора. Такой отказ будет считаться правомерным.
Сложным вопросом является установление работодателем соответствия образовательного ценза педагогического работника полученной им специальности и предполагаемой педагогической работе.
Требование о наличии у педагогического работника профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплине, содержится в государственных образовательных стандартах конкретных направлений подготовки. В частности, это требование вытекает из Приказа Минобразования РФ от 14 сентября 1999 г. N 286 «Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников»[10]. Согласно рекомендациям приказа в государственных образовательных стандартах подготовки бакалавров, магистров, специалистов по направлениям подготовки (специальностям) должны содержать указания, что:
- для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов «реализация основной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины <...> преподаватели специальных дисциплин, как правило, должен иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере»; - для подготовки магистров «реализация основной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень)».
Указанные рекомендации реализованы в стандартах третьего поколения. Поскольку данные стандарты утверждены и введены в действие приказами Минобрнауки РФ, зарегистрированы Минюстом РФ, то по своей природе они являются нормативными актами и, следовательно, могут согласно ст. 5 ТК РФ регулировать трудовые отношения. Существовавшая ранее практика утверждения стандартов ненормативным способом, что нашло отражение в судебной практике, а именно в Определении Верховного Суда РФ от 15 ноября 2005 г. N ГКПИ05-14 1 03 , в настоящее время исправлена, и стандарты в полной мере соответствуют Постановлению Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»[11, с. 3895].
Однако, включение квалификационного требования к педагогическим работникам в образовательный стандарт (тем более в таком варианте, который позволяет работодателю решать этот вопрос дискреционно, т.е. по личному усмотрению (оговорка «как правило»)) является с правовой точки зрения неоправданным. Как представляется, указанные требования должны содержаться в квалификационных справочниках.
Аналогичные сложности связаны с установлением требования к педагогическим работникам об образовательном цензе в части подтверждения их квалификации наличием ученой степени по соответствующим научным специальностям4. Нормативное закрепление требования иметь ученую степень по соответствующей научной специальности для выполнения определенной педагогической работы отсутствует.
Исходя из этого, у работодателя имеется право на усмотрение по определению образовательного ценза педагогического работника в части его профессионально-педагогической квалификация. Такую практику следует признать с правовой точки зрения неправильной.
В целом, работодателю в существующем правовом регулировании при определении образовательного ценза педагогического работника следует руководствоваться формализованным основанием: наличием у работника профессионального образования соответствующего уровня.
При установлении факта наличия высшего профессионального образования работодатель
3 Текст определения официально опубликован не был
4 См.: Приказ Минобрнауки РФ от 25.02.2009 N 59 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 11.08.2009 N 294, от 16.11.2009 N 603) "Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников" //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 20, 2009.
должен руководствоваться ст. 7 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которой завершение высшего профессионального образования удостоверяется дипломом бакалавра, дипломом специалиста с высшим профессиональным образованием, дипломом магистра. Кроме того, абзац второй пункта 7 статьи 6 указанного закона устанавливает, что квалификация (степень) «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование5.
Наличие образовательного ценза в соответствии с типовыми положениями подтверждается документами об образовании (документами государственного образца).
В соответствии со ст. 27 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.
Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.
Указанные в документах о высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.
Важно иметь ввиду, что на практике по-прежнему болезненной является проблема присвоения ученых степеней общественными академиями наук. В отечественной практике эта проблема решена в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[12, с. 4137]. Согласно п. 3 ст. 4 Закона правом выдачи дипломов о присуждении предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней и правом выдачи аттестатов о присвоении ученых званий профессора по специальности, доцента по специальности обладает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.
Минобразование РФ письмом от 12 февраля 2002 г. N 08-55-09 «Об использовании дипломов и аттестатов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, выданных гражданам общественными объединениями»[13] разъяснило, что «общественная аттестация граждан и присуждение им ученых степеней (присвоение ученых званий) общественными объединениями не влечет обязательств со стороны государства. Присуждение общественными объединениями ученых степеней, присвоение ученых званий, выдача соответствующих дипломов и аттестатов без указания принадлежности их к общественным объединениям являются неправомерными».
Как показал анализ, нормативное регулирование определения квалификации научнопедагогических работников нуждается в корректировке путем уточнения категорий и перечня научно-педагогических работников, выработке общих формально определенных подходов к образовательному цензу и иных элементов квалификации, закрепляемых в установленном нормативном правовом акте.
The article deals with legal regulation of qualification determining for workers of the educational-research sphere before signing contract of employment. Special attention is paid to the problem of determining the professional and educational qualification requirement. In the article regulatory legal acts which establish requirement for the qualification of teaching employees are made subject to legal analysis. The article also defines gaps and collisions in the sphere of legal regulation of employment
5 См.: Письмо Минобразования РФ от 1 сентября 2003 г. N 14-52-1018ин/15 "О праве на занятие должности судьи лицом, имеющим степень бакалавра" //Бюллетень Министерства образования РФ, 2003, N11.
relationship with teaching employees within higher educational establishments.
The key words: workers of the educational-research sphere, contract of employment, qualification, employment relationship, legal regulation, signing contract of employment.
Список литературы
1. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 29 декабря 2010 г.) //Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, N30
2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) //С3 РФ, 1996, N 35
3. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» //СЗ РФ, 2008, N 8
4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2009 N 858 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» //Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, 2009, N 12 (утратил силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 2 «О признании утратившим силу Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 октября 2009 г. N 858 «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»).
5. Приказ Минобразования РФ от 26.11.2002 N 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации»//Российская газета, 18.01.2003.
6. Российская газета, 05.08.2008.
7. Российская газета, 05.10.2002.
8. Большой юридический словарь /Под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2006.
9. СЗРФ, 2002, N 44
10.Вестник образования, N 10, 2000.
11.СЗРФ, 1997, N33
12.СЗРФ, 1996, N35
13.Бюллетень Министерства образования РФ, 2002, N 5.
Об авторах
Антюхов А.В. - доктор филологических наук, профессор, ректор Брянского
государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Кириченко П.Н. - кандидат юридических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского