Научная статья на тему 'Надежность и качество в сфере образования. Правовое регулирование отношений. КСО в сфере образования'

Надежность и качество в сфере образования. Правовое регулирование отношений. КСО в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КСО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестряева С. Ю.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования отношений в сфере образования участников отношений работодатель работник, где работодатель ВУЗ, а работник ППС профессорско преподавательский состав. Аналитический обзор действующего законодательства приведен для защиты трудовых прав ППС при злоупотреблении правом работодателем. Введено понятие КСО применительно к сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Надежность и качество в сфере образования. Правовое регулирование отношений. КСО в сфере образования»

Затем по той же схеме подключается к зарядке-разрядке следующая пара обкладок. За цикл осуществляется 4 независимых измерения соответствующих значений емкостей С1г- . При каждом измерении незадействованные в данном такте пары обкладок соединены с «землей», что обеспечивает эквипотенциальную защиту для контролируемой в данном такте пары обкладок.

Задавая достаточно большую частоту / коммутации, можно обеспечить дополнительное повышение точности за счет усреднения. Аппаратурно составленная таким образом система четырех независимых

уравнений и^ = = 1,4 , является производной

от системы уравнений (2) с учетом соотношения (3). Решение полученной системы уравнений относительно ^ , а также других параметров датчика и исследуемого материала целесообразно осуществлять в цифровом виде с использованием микропроцессора. В этом случае на последний можно возложить еще ряд функций (фиксация отклонений значений контролируемых параметров от установок, управление процессом и др.) [5, 146-154] .

ЛИТЕРАТУРА

1. Свистунов, Б.Л. Классификация способов построения инвариантных средств измерения параметров электрических цепей / Б.Л.Свистунов// Датчики и системы,№2(4 5),2 003. - С.14-17.

2. Прохоров, Д.С. Способ измерения толщины материала со структурной избыточностью в емкостном датчике / Д.С. Прохоров, Б.Л. Свистунов // Контроль и диагностика, №7, 2 0 03.-С.53-55.

3. Свистунов, Б.Л. Преобразователи параметров емкостных и индуктивных датчиков в напряжение /Б.Л.Свистунов // Измерительная техника, №6, 2001. - С.50-52.

4. Свистунов, Б.Л. Двухканальные устройства измерения параметров электрических цепей с промежуточным частотно-временным преобразованием/ Б.Л.Свистунов // Датчики и системы, №4(21), 2003. -С.25-2 8.

5. Артамонов, П.И. Преобразователи емкости датчика в унифицированные сигналы со структурной и временной избыточностью / П.И. Артамонов // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. акад. С.П. Королева (НИУ).-2013.-№2(40).-С.146-154.

УДК 37.072 Пестряева С.Ю,

ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II" МГУПС Императора Николая II (МИИТ), Москва, Россия

НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ. КСО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования отношений в сфере образования участников отношений — работодатель — работник, где работодатель — ВУЗ, а работник — ППС — профессорско - преподавательский состав. Аналитический обзор действующего законодательства приведен для защиты трудовых прав ППС при злоупотреблении правом работодателем. Введено понятие КСО применительно к сфере образования.

Ключевые слова:

трудовой договор, компетенция, профессиональная этика, профессиональное образование, КСО

Одной из составляющих, влияющих на надежность и качество в сфере образования является социальная ответственность работодателя - ВУЗа перед работником - ППС - профессорско - преподавательским составом, который является ключевым звеном в системе ВУЗ - преподаватель - студент в процессе обучения. Как правило, ведутся обсуждения вопросов по поводу уровня подготовки бакалавров специалистов и магистров, соответствия их компетенций требованиям современного рынка труда и оставляя без внимания не менее значимую сторону процесса обучения - создаваемые условия для выполнения ППС своих функций, а именно вопросы нормирования и стимулирования труда, создания психологического климата и обеспечения правомерности действий руководства в отношении ППС. Преподаватель ВУЗа компетентен в своем предмете и поглощен решением вопросов по совершенствованию методики преподавания с учетом изменения содержания и структуры трудовых функций и компетенций преподавателей вузов с переходом российской системы высшего образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. А вопросы соблюдения трудового законодательства и защиты профессионального материального и нематериального права ППС являются социальной ответственностью работодателя - ВУЗа.

Трудовой спор в сфере образования возникает с нарушением права участников отношений. При обзоре трудовых споров в сфере образования прослеживается общая тенденция юридической незащищенности ППС высшего учебного заведения из - за отсутствия юридического образования и незнания своих прав. Другой причиной возникновения трудового спора является отсутствие четких норм законодательного права в области образования с учетом специфики образовательной деятельности. В трудовом договоре прописывается только нагрузка (ставка) ППС. Распределение нагрузки (интенсивность) при доле ставки однозначно не регламентировано, что само по себе уже является прецедентом для возникновения спора о правомерности

распределения учебной нагрузки на каждый рабочий день недели при различной доле ставки. Предлагается рассмотреть несколько ситуаций, которые могут послужить заданием студентам юридических факультетов.

кейс 1:

На заседании кафедры перед началом учебного года заведующий кафедрой императивно объявляет одному из ППС о его нагрузке на предстоящий учебный год 0.1 ставки вместо 0.5 ставки, на которой находился преподаватель. Индивидуальный план на следующий учебный год был составлен преподавателем в конце предыдущего учебного года (конец июня) из расчета имеющейся у него нагрузки 0.5 ставки.

Вопрос: правомерны ли действия заведующего кафедрой?

кейс 2:

На заседании кафедры перед началом учебного второго семестра (весенняя сессия) преподаватель заполняет графу о выполнении пунктов индивидуального плана за прошедший семестр (осенняя сессия). В индивидуальном плане нагрузка преподавателя не изменилась на весеннюю сессию. Но в расписании занятий групп, которое получил преподаватель на весеннюю сессию, отсутствовала одна группа, что составляет 56 учебных часов плюс 13 человек х 0.4 = 5.2 часов на прием экзамена. В общей сложности нагрузка преподавателя уменьшилась на 61.2 часа. В осеннюю сессию преподаватель переработал 86 часов, которые не были оплачены из почасового фонда. Заведующий кафедрой императивно изъял из нагрузки преподавателя одну учебную группу, которая стояла в индивидуальном плане учебной нагрузки на год. При этом одному из преподавателей переводится группа в почасовой фонд для обеспечения более высокой заработной платы, хотя нагрузка преподавателя не превышала долю ставки, на которой работал преподаватель. Смотрите таблицу 1.

Вопрос: правомерны ли действия заведующего кафедрой?

кейс 3:

Заведующий кафедрой перевел преподавателя с 0.9 ставки на 0.5 ставки, аргументировав свои действия отсутствием нагрузки - демографическая яма (низкая рождаемость в 90 - е годы). В процессе работы выясняется, что заведующий кафедрой обеспечил себе учебную нагрузку в 1 ставку за счет нагрузки преподавателя, которого перевел на ставку 0.5 со ставки 0.9. Заведующий кафедрой преподает французский язык, а преподаватель которого перевели на 0.5 ставки преподает английский язык. Заведующий кафедрой обеспечивает себя нагрузкой в 1 ставку за счет высвободившейся нагрузки «английских» студентов ( в дипломе о среднем образовании у этих студентов значится иностранный язык - английский), обязав их изучать французский язык с «нуля». Согласно требованиям рынка труда востребованность квалифицированных специалистов технических специальностей со знанием английского языка по отношению к французскому: 90 : 10. Смотрите таблицу 2.

Вопрос: правомерны ли действия заведующего кафедрой?

кейс 4:

Индивидуальный план на следующий учебный год был составлен преподавателем в конце предыдущего учебного года (конец июня) из расчета имеющейся у него нагрузки 0.5 ставки. В индивидуальном плане записано участие в конференции и возражений со стороны заведующего кафедрой по этому пункту плана не поступало. Заведующий кафедрой не подписывает индивидуальный план до 1 октября нового учебного года по собственной инициативе. Согласно срокам проведения конференции преподаватель, оплатив за свой счет участие в конференции заблаговременно, убывает на конференцию для участия с докладом на секции конференции. Заведующий кафедрой сам убывает на конференцию в эти же сроки, но при этом запрещает преподавателю участвовать в конференции, которая после подписания заведующим кафедрой индивидуального плана становится юридически обоснованной. По возвращению преподавателя и заведующего кафедрой, заведующий кафедрой организует выговор преподавателю по университету за срыв занятий преподавателем в период его участия в конференции.

Вопрос: правомерны ли действия заведующего кафедрой?

Чтобы проанализировать вышеуказанные кейсы на тему правового регулирования отношений в сфере образования обратимся к терминологии.

Компетенция 11

Динамическая комбинация знаний, умений, опыта и способность применять их для успешной профессиональной деятельности. Компетенция находит опосредованное отражение в профессиональных стандартах при описании трудовых функций и трудовых действий, необходимых знаний, умений.

Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности рассматривается как компетентность. Это деятельностная характеристика, определяющая способность и готовность работника к реализации приобретенных знаний, умений, навыков в реальной профессиональной деятельности. Компетенция находит опосредованное отражение в профессиональных стандартах при описании необходимых знаний, умений, других характеристик трудовой функции.

Профессиональная этика 18

Часть профессиональной культуры, отражающая миссию, систему ценностей работников определенной профессиональной группы. Конкретизирует общие моральные требования применительно к особенностям, специфике соответствующей профессии и занимается, главным образом, правилами профессионального поведения. Включает в себя характер общения, форму поведения, способы взаимодействия (в коллективе, между работниками-профессионалами, профессионала с клиентами), профессиональную лексику и другие факторы, определяемые особенностями конкретной профессиональной деятельности. При разработке профессиональных стандартов профессиональная этика может отражаться, как

значимая характеристика трудовой функции, связанная с профессиональным поведением, при описании параметра «Другие характеристики» в подразделе «Трудовая функция».

Профессиональное образование и обучение 19

Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимой для выполнения отдельных трудовых, служебных функций.

В профессиональных стандартах профессиональное образование и обучение находит отражение в части требований к образованию и обучению.

Работник 20

Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодатель 25

Физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Рынок труда 2 6

Система социально-экономических отношений при формировании и реализации спроса и предложения на рабочую силу различной квалификации.

Трудовая функция 26

1) Набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач в процессе труда.

Определение Трудовой функции (ТФ) близко определению трудовой функции, данному Трудовым кодексом Российской Федерации:

2) конкретный вид поручаемой работнику работы.

Трудовой договор 27

Соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечивать условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными трудовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данными соглашениями, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего распорядка, действующие у данного работодателя.

Федеральный государственный образовательный стандарт 31

Нормативный документ, определяющий совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и / или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе - соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе - кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273). [1]

Приведенные нормы права, закрепленные в Постановлении Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264, которое признано утратившим силу в 2008 году, остаются актуальными:

III. Образовательная деятельность высшего учебного заведения

35. Организация учебного процесса в высшем учебном заведении по образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных

занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются высшим учебным заведением самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом управления образованием. При этом примерные учебный план и программы дисциплин имеют рекомендательный характер.

40. Высшее учебное заведение оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.

41. Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы и порядок ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения.

V. Управление высшим учебным заведением

50. Высшее учебное заведение обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством.

Под автономией понимается степень самоуправления, которая необходима высшему учебному заведению для эффективного принятия решения в отношении своей уставной деятельности.

VI. Обучающиеся и работники высшего учебного заведения

77. Для работников высшего учебного заведения, осуществляющих педагогическую деятельность (далее именуются - педагогические работники), устанавливаются сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

Педагогические работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до 1 года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом высшего учебного заведения.

Педагогическим работникам (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) с целью содействия в обеспечении их издательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере, определяемом законодательством Российской Федерации.

Увольнение педагогических работников по инициативе администрации высшего учебного заведения в связи с сокращением штатов допускается только после окончания учебного года.

79. Работникам высшего учебного заведения за успехи в учебной, методической, научной, воспитательной работе и другой деятельности, предусмотренной уставом высшего учебного заведения, устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.

80. Трудовые и социально-экономические отношения в высшем учебном заведении решаются на основе Закона Российской Федерации "Об образовании", других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в рамках коллективного договора, принятие и реализация которого определяются законодательством Российской

VII. Подготовка научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации научно-педагогических работников

85. Повышение квалификации научно-педагогических работников может финансироваться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств юридических и (или) физических лиц по договорам с высшими учебными заведениями и научными учреждениями или организациями. [6]

Защита трудовых прав граждан - одна из важных задач разного уровня государственных органов. В ТК РФ закреплены обязанности юридических лиц по соблюдению трудовых прав своих сотрудников.

Согласно Статьи 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования:

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются

установление государственных гарантий,

установление механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования,

создание условий развития системы образования,

защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления:

- должны соответствовать настоящему Федеральному закону и

- не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом. [3]

Из положения о кафедре вуза

Заведующему кафедрой устанавливается учебная нагрузка не менее 60% от средней учебной нагрузки преподавателя кафедры (в пределах утвержденного штатного расписания кафедры) с учетом персонального снижения учебной нагрузки (по решению ученого совета университета) в зависимости от численности кафедры.

Заведующие кафедрами обязаны обеспечить подбор преподавателей для выполнения учебной работы, предусмотренной учебными планами по специальностям (направлениям подготовки) в рамках действующих ГОС и ФГОС по согласованию с директорами соответствующих институтов.

Изменения в индивидуальный план после его утверждения вносятся с согласия преподавателя и могут быть оформлены протоколом заседания кафедры. Изменения учебной нагрузки по кафедре должны быть согласованы с директором института, начальником Учебного управления и утверждены проректором по учебной работе.

Штатные преподаватели за учебную работу, выполненную сверх предусмотренной индивидуальным планом, получают дополнительно оплату по ставкам почасовой оплаты труда, установленным на период выполнения работы. Оплата оформляется по типовому заявлению и справке с визами заведующего кафедрой и начальника Учебно-методического управления и производится из расчета фактически затраченного времени, но не свыше установленных Норм времени. [4]

ТАБЛИЦА 1. НОРМЫ РАСЧЕТА Нагрузки ППС

0.4 х Количество студентов = нормы нагрузки на экзамен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0.35 х Количество студентов = нормы нагрузки на зачет

Нормы Час/студ Количество студентов 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

0.4 Экзамены, час 2.4 2.8 3.2 3.6 4.0 4.4 4.8 5.2 5.6 6.0 6.4 6.8 7.2

0.35 Зачеты, час 2.1 2.45 2.8 3.15 3.50 3.85 4.2 4.55 4.9 5.25 5.6 5.95 6.3

http://www.kdelo.ru/qa/118227-kakie-normy-godovoy-nagruzki-zaveduyushchego-kafedroy-

universiteta

Учет объема выполненной учебной нагрузки штатными научно-педагогическими работниками (в т. ч. работающими по совместительству) должен производиться по фактически затраченному времени. Все виды труда педагогического работника должны найти свое отражение в его индивидуальном учебном плане.

Приказ МВД РФ от 01.11.2005 N 880 - "Об утверждении Инструкции по планированию и учету труда профессорско-преподавательского состава, расчету учебной, методической, научной нагрузки и объема учебной работы военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации"

Расчетная норма годовой учебной нагрузки начальников (заведующих) кафедр устанавливается на 130 часов меньше по отношению к расчетным нормам количества часов учебной нагрузки на одного представителя профессорско-преподавательского состава военно-учебного заведения на учебный год. Приказ ФСО РФ от 13.01.2010 N 6 - "Об утверждении Инструкции по нормированию, планированию и учету учебной работы профессорско-преподавательского состава Академии ФСО России": Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательных программ высшего профессионального образования, обязаны в течение учебного года проводить аудиторные занятия со слушателями по расписанию учебных занятий в зависимости от занимаемой должности и запланированного объема годовой учебной нагрузки:

начальник (заведующий) кафедры - не менее 25 процентов; заместитель начальника кафедры - не менее 30 процентов; профессор - не менее 35 процентов;

доцент, старший преподаватель - не менее 40 процентов; преподаватель - не менее 50 процентов.

ст. 333 ТК РФ

Нагрузка, установленная профессорско-педагогическому составу, должна быть указана в трудовом договоре педагогического работника (ст. 333 ТК РФ). статья 74 Трудового кодекса РФ

Последующее изменение нагрузки педагогического работника производится с предварительным уведомлением его не менее чем за два месяца. Это возможно только в исключительных случаях. Процедура изменения данного условия трудового договора должна соответствовать положениям статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Так, для педагогических работников статьи 92 и 333 Трудового кодекса РФ, а также пункт 5 статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и пункт 88 Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, устанавливают максимальную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Это связано с особым характером их труда, требующего значительного интеллектуального и нервного напряжения, вызывающих быструю утомляемость, и обусловлено социальной функцией трудового права.

Однако в соответствии со статьей 100 Трудового кодекса РФ организации, в том числе образовательные, могут коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка установить и пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями.

ТАБЛИЦА 2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык

Специальность: 23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей Специализация: Строительство магистральных железных дорог - СЖД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» 2.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО 3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК», СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Настоящая программа разработана в соответствии с существующими требованиями ФГОС ВПО, положениями «Примерной программы по дисциплине «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов» (2009), разработанной Научно-методическим советом по иностранным языкам Министерства Основной целью курса «Иностранный язык» является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования Дисциплина «Иностранный язык» входит в состав Гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части Блока 1. Для студентов, изучающих английский и немецкий язык, вузовский курс является одним из звеньев системы «Школа - ВУЗ - послевузовское Индекс и содержание компетенции ОК-3: Владение иностранным языком на уровне не ниже разговорного. Знать: - базовую лексику общего языка, лексику, представляющую нейтральный научный стиль, а также основную терминологию своей широкой и узкой специальности; Уметь: - понимать устную (монологическую и диалогическую) речь на бытовые и специальные темы; - общаться на иностранном языке на разговорном уровне; - заполнять бланки документов на иностранном языке;

образования и науки РФ, а также «Примерной программы по дисциплине "Иностранный язык" для подготовки бакалавров (неязыковые вузы)» (2011), разработанной в УМО по лингвистическому образованию МГЛУ. обучение» и как таковой продолжает школьный курс. Освоение программы курса французского языка начинается с нулевого уровня. - делать презентации на иностранном языке, - участвовать в дискуссиях на общенаучные и профессиональные темы; Владеть: - активно владеть наиболее употребительной (базовой) грамматикой и основными грамматическими явлениями, характерными для профессиональной речи.

РЕЗЮМЕ: ПОЧЕМУ ТАКИЕ УСЛОВИЯ только для студентов, изучающих ФРАНЦУЗСКИМ ЯЗЫК - с «нулевого уровня», если в пояснительной записке к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык УКАЗАНО, что настоящая программа разработана в соответствии с существующими требованиями ФГОС ВПО. Требования ФГОС ВПО разработаны на учебную дисциплину - ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. А для студентов, в дипломе о среднем образовании у которых иностранный язык - французский язык - тоже освоение программы курса французского языка начинается с нулевого уровня?

Сегодня само понятие «квалификация» претерпело значительные изменения. Если раньше - это степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него ЗУН, необходимых для выполнения определенной работы. То сегодня это -компетенции, которые имеются у человека и которые он может эффективно использовать в трудовой деятельности.

Получается, что одной из важнейших функций профессионального стандарта является сближение сферы труда и сферы подготовки кадров через установление нормативных требований к знаниям, умениям и трудовым действиям.

Главными критериями эффективности подготовки студентов при этом должны стать: - соответствие профессионально - квалификационной структуры выпускников требованиям рынка труда, т.е. ожиданиям потенциальных работодателей к уровню инновационного развития страны; - наличие у выпускников способностей к обучению, в том числе самообучению, т.е. тех ЗУН, которые способствуют успешному процессу повышения квалификации. [2]

В России развитие корпоративной социальной ответственности началось в последнее десятилетие. [5, с.7]

Социальная ответственность применима ко всем организациям, однако наибольшее распространение она получила в бизнес-сообществе под названием «корпоративная социальная ответственность (КСО)». [5, с.8]

Это стало предтечей развития таких современных направлений КСО, как ответственные трудовые и деловые практики. [5, с.6]

В разные годы предлагалось много определений социальной ответственности, однако после выхода в 2010 г. Международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» большинство экспертов сошлись во мнении, что определение, которое дает именно этот стандарт, является на сегодня наиболее точным и полным:

• «социальная ответственность - ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

• содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;

• учитывает ожидания заинтересованных сторон;

• соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;

• введено во всей организации» [5, с.2].

Приоритетные направления и механизмы реализации КСО

Ответственные практики в отношении персонала

• Применение прозрачных процедур приема на работу, повышения в должности и оплаты труда, а также прекращения трудовых отношений

• Охрана труда и обеспечение безопасности на рабочем месте

• Программы обучения и повышения квалификации персонала

• Дополнительные социальные льготы и гарантии (медицинские, пенсионные и жилищные программы, санаторно-курортное лечение и т.д.)

• Соблюдение прав сотрудников на свободу объединений и ведения коллективных переговоров

• Отсутствие дискриминации и создание равных возможностей для всех сотрудников вне зависимости от расы, пола, религии, национального или социального происхождения, политических предпочтений, возраста и т.д.

• Формирование корпоративной культуры и создание нематериальных стимулов для сотрудников

• Соблюдение баланса между рабочими обязанностями и личной жизнью сотрудников [5, с.13]

Одними из компетенций, которыми должен обладать бакалавр - выпускник ВУЗА:

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения

ОК-4 способностью к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способностью к социальной адаптации; владением навыками руководства коллективом

Обеспечение владения этими компетенциями выпускников ВУЗа и является одним из шагов к корпоративной социальной ответственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://niitss.ru/analytics/materials/2 8 11 14.pdf/ словарно-справочное пособие "Разработка и применение профессиональных стандартов" 33 С

2. http://www.niitss.ru/analytics/publications/innovacionnoe razvitie ekonomi.html/ Федин В.В. РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ// Третья Международная научная конференция «Инновационное развитие экономики России: роль университетов» Ломоносовские чтения на Экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, 21 - 24 апреля 2010 года

3. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/4/Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" (Новый!), N 273-ФЗ/статья 4

4. sfu-polozhenie-o-raspredelenii-uchebnoy-raboty/ Приложение 1 к приказу № 337 от 28.03. 2013г. ПОЛОЖЕНИЕ о распределении учебной работы профессорско-преподавательского состава ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

5. www.veb.ru/common/upload/files/veb/kso/ksobook2 011.pdf/ Корпоративная социальная ответственность (КСО) Учебное пособие, Внешэкономбанк Москва, 2011 г. 57 с

6. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации" (с изменениями от 17 сентября 2001 г., 3 октября, 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г., 17 января 2006 г.) Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 настоящее постановление признано утратившим силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.