Научная статья на тему 'Правовое регулирование операций с пластиковыми (банковскими) картами в Российской Федерации и за рубежом'

Правовое регулирование операций с пластиковыми (банковскими) картами в Российской Федерации и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5773
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коровяковский Д. Г.

Расчеты пластиковыми (банковскими) картами весьма актуальны в современных условиях. Это обстоятельство обусловлено рядом причин. Система безналичных расчетов применяется: при исполнении подавляющего большинства денежных обязательств, вытекающих из предпринимательских сделок; сборе, распределении и перераспределении бюджетных средств и средств внебюджетных фондов; оплате коммунальных платежей, услуг связи, а также при покупке товаров и оплате услуг с применением банковских карт. В гражданском обороте безналичный перевод сегодня наиболее важный инструмент исполнения денежных обязательств. Поэтому любые негативные процессы в системе безналичных переводов в некоторых случаях блокируют дальнейшее исполнение предпринимательских сделок. Роль безналичных переводов на финансовом и фондовом рынке еще более велика и т.д. В данной статье автор пытается рассмотреть правовое регулирование операций, совершаемых с использованием пластиковых (банковских) карт, проанализировать действующее в этой области законодательство. Отдельно рассматриваются операции, совершаемые с использованием пластиковых (банковских) карт. Кроме того, в статье уделяется внимание зарубежному опыту правового регулирования операций, совершаемых с использование пластиковых (банковских) карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование операций с пластиковыми (банковскими) картами в Российской Федерации и за рубежом»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

правовое регулирование операции с пластиковыми (банковскими) картами в российской федерации и за рубежом

Д.Г. КОРОВЯКОВСКИй, кандидат юридических наук, доцент

В России существовал специальный нормативный акт, посвященный банковским картам. Речь идет о Положении Банка России от 09.04.1998 № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием»1. Однако по причине специальной компетенции органа, его принявшего — Банка России, и существующей тенденции регулировать гражданско-правовые аспекты расчетов на уровне закона (гл. 46 ГК РФ), данный документ не мог охватить всех гражданско-правовых аспектов эмиссии и использования банковских карт. Он содержал преимущественно требования к банкам, связанные с валютным регулированием и валютным контролем, банковским надзором и бухгалтерским учетом. К операциям с банковскими картами применяются иные нормативные акты Банка России. В связи с изменением валютного законодательства расширен перечень операций для физических и юридических лиц, как резидентов, так и нерезидентов на территории РФ и за ее пределами. В положении были установлены требования к кредитным организациям по эмиссии банковских карт, правила осуществления расчетов и порядок учета банками операций, совершаемых с использованием банковских карт. Данный нормативный акт отражал тогда основные аспекты организации и осуществления расчетов с использованием банковских карт, что позволило кредитным организациям получить ответы на многие вопросы, возникающие у них в процессе практической деятельности.

На тот момент Положение ЦБ РФ №23-П позволило сформулировать нормативную основу. Не ломая сложившуюся практику, были обеспече-

1 В настоящее время не действует.

ны более-менее единые правила осуществления расчетов по операциям с использованием карт для всех кредитных организаций.

Вместе с тем очень часто в условиях бурно растущего рынка и появления новых видов услуг нормативные акты устаревают уже на стадии их принятия и требуют немедленных корректировок. Поэтому обсуждение вопросов применения Положения ЦБ РФ № 23-П началось уже с момента его опубликования и вступления в силу. Налицо была необходимость дальнейшего совершенствования нормативного регулирования безналичных расчетов, осуществляемых с использованием платежных карт. Причин было две: развитие рынка и законодательной базы.

Новое Положение ЦБ РФ от24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» 2 вступило в силу 10 апреля 2005 г. Ответственным за разработку данного документа, как и Положения ЦБ РФ № 23-П, был Департамент платежных систем и расчетов ЦБ РФ. Демократичность нового документа заключается в том, что в оценке его основных положений принимали участие многие кредитные организации, члены Ассоциации российских банков.

Следует выделить важные принципы, на которых основано новое Положение ЦБ РФ № 266-П:

— эмиссия и эквайринг платежных карт на территории РФ могут осуществляться только кредитными организациями-резидентами;

2 Вестник Банка России, 30.03.2005 № 17, начало действия редакции — 20.11.2006. Изменения, внесенные указанием ЦБ РФ от 21.09.2006 № 1725-У, вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в Вестнике Банка России (опубликовано в Вестнике Банка России — 09.11.2006)

— допустимо распространение банковских карт других банков-эмитентов и платежных карт небанковских эмитентов-нерезидентов;

— кредитная организация может быть одновременно эмитентом, эквайером и распространителем платежных карт.

Есть и нововведения. В целях практической поддержки развития новых инструментов включены нормы, регулирующие расчеты по операциям с использованием предоплаченных карт. Предусмотрена возможность выпуска к одному счету нескольких банковских карт, а также по нескольким счетам, в частности, которые ведутся в разных валютах, одной карты (п. 2.1 гл. 2 Положения ЦБ РФ № 266-П).

В связи с изменениями валютного законодательства расширен перечень операций для физических и юридических лиц, как резидентов, так и нерезидентов на территории РФ и за ее пределами. Одновременно за пределы норм валютного регулирования вынесены технологические аспекты и вопросы бухучета операций, связанных с использованием платежных карт. По последнему вопросу вышло указание Банка России от 11.04.2005 № 1571-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 05 декабря 2002 года № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»3. Кроме того, отменены требования по обязательному размещению наименования и логотипа эмитента на карте.

Ряд нормативных препятствий по развитию рынка удалось снять, в частности, более четко закрепили за банками функцию эмиссии, эквай-ринга, распространения, разделили методологию, технологии и бухучет.

В то же время еще не удалось дать понятийный аппарат и представить полную картину в контексте платежных систем, т. е. определить круг участников, инструментов, процедур (авторизации, процессинг) и т. д.4

На указанные отношения также распространяют свое действие нормы Гражданского кодекса РФ5,

3 Вестник Банка России, 27.04.2005, № 21, Начало действия документа — 08.05.2005, окончание действия документа — 31.12.2000. В соответствии с п. 2 данный документ вступил в силу по истечении 10 дней после официального опубликования (опубликован в Вестнике Банка России — 27.04.2005). Документ утрачивает силу с 1 января 2008 г. в связи с изданием указания ЦБ РФ от 26.03.2007 № 1806-У.

4 Перестенко О. Платежные карты как инструменты безналичных расчетов при розничных платежах // Банковское дело. — 2005. - № 11.

5 Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

законы «О банках и банковской деятельности»6 и «О защите прав потребителей»7. Следует отметить, что ни в одном из названных законов операции с банковскими картами не урегулированы прямо, следовательно, комплексное нормативное регулирование указанных отношений в России отсутствует. В приведенных обстоятельствах большую роль играет договорное регулирование операций с банковскими картами.

Специальное законодательство Европейского союза, регулирующее эмиссию банковских карт, представлено рекомендацией Комиссии ЕС от 30.07.1997 № 97/489/ЕС «О сделках, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов, их эмитентах и держателях». Указанная рекомендация фактически заменила собой рекомендацию Комиссии ЕС от 17.11.1988 № 88/590/ ЕЕС по аналогичному предмету.

Формально рекомендации ЕС не являются нормативными актами, поскольку не имеют обязательной силы. Однако в свете интеграционных процессов, происходящих в Европе, акты ЕС пользуются значительным авторитетом. Кроме того, исходя из существующей практики, рекомендации ЕС могут впоследствии заменяться обязательными к применению документами. Возможность такой замены прямо предусматривается в рекомендации. Таким образом, рекомендации ЕС имеют не только определенную регулятивную функцию, но и в ряде случаев и информационную, ставя участников оборота в известность о будущих законодательных новеллах.

Следует также отметить такой документ, как «Кодекс лучшей практики европейского банковского сообщества по карточным платежным системам» от 14.11.1990, принятый Банковской Федерацией ЕС совместно с Объединением европейских сберегательных банков и Ассоциацией кооперативных банков ЕС. Данный документ является юридически обязательным в той или иной мере только для членов этих организаций.

Его роль также велика с учетом того, что в указанные объединения входит значительное количество кредитных организаций ЕС. К тому же эффективность актов саморегулирующихся организаций в странах со стабильной рыночной экономикой возрастает от того, что они становятся некими общепринятыми минимальными стандартами качества товаров и услуг. Отступление от этих стандартов в условиях жесткой рыночной

6 Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, № 6, ст. 492.

7 Российская газета, 16.01.1996, № 8.

конкуренции не позволительно, в первую очередь по экономическим соображениям, независимо от членства в той или иной организации.

Отношения, связанные с банковскими картами, регулируются, например, в Дании «Консолидированным законом о платежных картах» от 12.09.1994 № 811. В других странах континентальной Европы отдельные положения о банковских картах могут встречаться в банковском законодательстве. Так, во Франции упоминание о банковских картах содержится в нескольких нормативных актах. Кредитные карты подпадают под регулирование специального закона о потребительском кредите. В Великобритании отношения по эмиссии и обращению банковских кредитных карт регулируются Законом о потребительском кредите 1974 г., также велико значение Кодекса добросовестной банковской практики, (аналога Кодекса лучшей практики ЕС), применимого к картам любого типа. Следует отметить, что дебетовые карты в Великобритании не регулируются на законодательном уровне, поскольку Закон о потребительском кредите применяется к кредитным картам. Причины такой ситуации носят в первую очередь исторический характер. В 1970-е гг., когда разрабатывался и принимался Закон о потребительском кредите, дебетовых карт не существовало, поскольку они по технологическим причинам существуют преимущественно в электронных системах, которых в то время не было. Имеются и другие причины, которые могут оправдать отсутствие регулирования дебетовых карт. Так, по дебетовым картам происходит меньше случаев мошенничества, поскольку операции с ними всегда авторизуются эмитентом. Дебетовые карты не допускают нуждающейся в юридической регламентации задолженности держателя. Но в целом дебетовые карты мало чем отличаются от кредитных: они дают доступ к практически одним и тем же услугам и несут в себе практически одни и те же риски, поэтому целесообразно осуществлять их регулирование в одном нормативном акте.

В условиях недостаточности законодательного регулирования операций с банковскими картами большое значение приобретает судебная практика, причем не только в станах англосаксонской, но и континентальной системы права. Так, во Франции судебная практика выработала правило, согласно которому держатель обязан при первой возможности сообщить эмитенту о потере или краже карты.

Таким образом, оптимальной моделью регулирования операций с банковскими картами является та, согласно которой операции с любыми типами

банковских карт регулируются специальным образом в одном нормативном акте. Данная модель, реализованная в ЕС и Дании, позволяет избежать неполного регулирования, с одной стороны, и ка-зуалистичности регулирования, с другой.

На сегодняшний день существуют различные нормативные акты, специально посвященные регулированию операций с банковскими картами:

- Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»;

- указание ЦБ РФ от 02.12.1997 № 48-У «Об осуществлении операций с использованием банковских карт международных и российских платежных систем на территории Российской Федерации в целях реализации Указа Президента Российской Федерации «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» от 04.08.1997 № 8228;

- письмо ЦБ РФ от 10.06.2005 № 85-Т «О порядке применения нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт»9 и другие нормативные акты.

Однако необходим специальный федеральный закон, который бы предусматривал порядок осуществления эмиссии и операций с использованием банковских карт, определяя права, обязанности и гражданско-правовую ответственность всех участников расчетов по таким операциям. Проекты такого закона уже вносились в Государственную Думу еще в 1998 г. Цель законопроекта — определить права и обязанности субъектов, использующих, эмитирующих и обслуживающих платежные карты. Предполагается, что этот закон создаст правовую основу для решения споров в сфере использования таких карт, ответит на те юридические вопросы, которые продиктованы практикой. Прежде всего под платежной картой предлагается понимать идентификационный документ, предназначенный для неоднократного произведения расчетов ее держателем. При этом предполагалось ввести два типа платежных карт: банковские - дающие возможность распоряжаться денежными средствами счета, и торговые — удостоверяющие право на покупку товаров и услуг в пределах суммы предварительной оплаты. Такое разделение обусловлено тем, что, по мнению разработчиков законопроекта, сфера применения торговых карт должна быть ограничена и исключать возможность их использования в качестве самостоятельного средства платежа. На

8 Вестник Банка России, от 11.12.1997, № 83.

9 Вестник Банка России, от 16.06.2005, № 30.

основании закона торговые карты буду давать право получать товар (работы, услуги) только от эмитента соответствующей торговой карты и только в пределах предварительно внесенных держателем сумм, выдача же наличных средств по такой карте запрещается. Немаловажное значение придается вопросу соотношения правил, применяемых международными платежными системами, и правовых норм российского законодательства. В этой сфере предлагается конкретизировать положения Гражданского кодекса РФ, предусмотрев следующую норму: в случае противоречия норм российского законодательства общепризнанным правилам международных платежных организаций в отношениях с организациями-нерезидентами применяются общепризнанные нормы международных платежных систем. Наряду с этим содержится ряд протекционистских норм, направленных на защиту национальных интересов. Таковы, например, условия, что российские юридические лица вправе выступать держателями платежных карт, эмиссия которых произведена только российскими организациями, и положение о том, что эквайринг на территории России может осуществляться только российскими кредитными организациями. В сфере регулирования отношений с использованием платежных карт разработчики предлагают закрепить ведущую роль Банка России как государственного органа, ответственного в России за регулирование системы расчетов. Предусмотрены права, обязанности, ответственность всех участников расчетов с использованием платежных карт, определены обязательные признаки, реквизиты, типы платежных карт, урегулированы вопросы их защиты, эмиссии, ответственности сторон, в том числе при несанкционированном использовании карты. Необходимость скорейшего принятия этого или аналогичного закона продиктована в первую очередь тем, что в большинстве своем операции с банковскими картами затрагивают интересы физических лиц - потребителей финансовых услуг. Один из важнейших юридических вопросов — определение ответственности участников расчетов с использование банковских карт и распределения рисков при несанкционированном списании денежных средств.

В соответствии с ГК РФ банк-эмитент как субъект предпринимательской деятельности несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед клиентом независимо от своей вины, если иное не установлено договором. Клиент — физическое лицо

и клиент — некоммерческая организация несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств только при наличии вины, за исключением случаев использования банковской карты для целей предпринимательской деятельности. Клиент — индивидуальный предприниматель и клиент — коммерческая организация несут ответственность независимо от своей вины, если иное не предусмотрено договором, либо если банковская карта использовалась не для предпринимательской деятельности.

Ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету установлена ст. 856 ГК РФ. Кроме того, он несет ответственность за убытки, причиненные держателю карты сбоем в работе технических устройств и в других случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств. Причем банк-эмитент отвечает за убытки, причиненные держателю, независимо от того, причинены ли они недостатком оборудования эмитента или иной кредитной организации. Самый сложный случай распределения убытков возникает при причинении убытков, не связанных с нарушением договора, например, при мошеннических действиях третьих лиц. Относительно разрешения такой ситуации мнения специалистов расходятся. Одни считают, что поскольку эмитент выполняет поручение держателя (по осуществлению платежей и т.д.), то последний имеет право возмещения убытков, причиненных ему в ходе выполнения данного поручения. В обоснование такой позиции можно ссылаться на нормы ГК РФ, устанавливающие ответственность комиссионера за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.

Кроме того, с точки зрения целесообразности возмещение убытков должно быть возложено на банк-эмитент, ибо именно от него зависит использование таких технических средств, которые могут в наибольшей мере минимизировать риски.

Судебная практика к таким случаям относит сообщение третьим лицам секретного кода, отсутствие бдительности при хранении карты, запись секретного кода на самой карте или на бумаге, находящейся рядом с картой и т. п. Для уменьшения риска убытков при несанкционированном списании денежных средств может применяться страхование.

операции, совершаемые с использованием пластиковых (банковских) карт. По одному счету клиента могут совершаться операции с использованием нескольких расчетных (дебетовых) карт,

кредитных карт, выданных кредитной организацией — эмитентом. По нескольким счетам клиентов могут совершаться операции с использованием одной расчетной (дебетовой) карты или кредитной карты, выданной кредитной организацией — эмитентом. В соответствии с законодательством РФ на сегодняшний день физическое лицо осуществляет с использованием банковской карты следующие операции:

— получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на территории Российской Федерации;

— получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации;

— оплату товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в иностранной валюте — за пределами территории Российской Федерации;

— иные операции в валюте Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлен запрет (ограничение) на их совершение;

— иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

Физическое лицо может осуществлять с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт указанные операции по банковским счетам, открытым в валюте Российской Федерации, или по банковским счетам, открытым в иностранной валюте. Физическое лицо, являющийся резидентом, может осуществлять с использованием кредитных карт указанные операции за счет предоставляемого кредита в валюте Российской Федерации без использования банковского счета. Физическое лицо может осуществлять с использованием предопла-ченных карт указанные операции за счет средств в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, внесенных для расчетов с использованием предоплаченной карты. Физические лица с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт могут осуществлять операции в валюте, отличной от валюты счета, валюты предоставленного кредита, в порядке и на условиях, установленных в договоре банковского счета, кредитном договоре. При совершении указанных операций валюта, полученная кредитной организацией — эмитентом в результате конверсионной операции, перечисляется по назначению без зачисления на счет клиента — физического лица.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляет с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт следующие операции:

— получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации для осуществления на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Банком России, расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе — с оплатой командировочных и представительских расходов;

— оплата расходов в валюте Российской Федерации, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе — с оплатой командировочных и представительских расходов, на территории Российской Федерации;

— иные операции в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, не установлен запрет (ограничение) на их совершение;

— получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации для оплаты командировочных и представительских расходов;

— оплата командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации;

— иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель может осуществлять с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт указанные операции по банковским счетам, открытым в валюте Российской Федерации, или по банковским счетам, открытым в иностранной валюте.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт могут осуществлять операции в валюте, отличной от валюты счета юридического лица, индивидуального предпринимателя, в порядке и на условиях, установленных в договоре банковского счета. При совершении указанных операций валюта, полученная кредитной организацией — эмитентом в результате конверсионной операции, перечисляется по назначению без зачисления на счет клиента — юридического лица, индивидуального предпринимателя. В случае отсутствия или недостаточности денежных средств

на банковском счете при совершении клиентом операций с использованием расчетной (дебетовой) карты клиенту в пределах лимита, предусмотренного в договоре банковского счета, может быть предоставлен овердрафт для осуществления данной расчетной операции при наличии соответствующего условия в договоре банковского счета.

Кредитные организации при осуществлении эмиссии расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт могут предусматривать в договоре банковского счета, кредитном договоре условие об осуществлении клиентом операций с использованием данных карт, сумма которых превышает:

— остаток денежных средств на банковском счете клиента в случае невключения в договор банковского счета условия предоставления овердрафта;

— лимит предоставления овердрафта;

— лимит предоставляемого кредита, определенный в кредитном договоре.

Расчеты по указанным операциям могут осуществляться путем предоставления клиенту кредита в порядке и на условиях, предусмотренных договором банковского счета или кредитным договором с учетом норм действующего законодательства. При отсутствии в договоре банковского счета, кредитном договоре условия предоставления клиенту кредита по указанным операциям погашение клиентом возникшей задолженности осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Основанием для составления расчетных и иных документов для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете участников расчетов является реестр платежей или электронный журнал.

Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра платежей или электронного журнала. В случае если реестр платежей или электронный журнал поступают в кредитную организацию — эмитент (кредитную организацию — эквайрер) до дня, предшествующего дню списания или зачисления денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации — эмитента (кредитной организации — эквайрера), открытого в кредитной организации, осуществляющей взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием платежных карт (расчетном агенте), или дню поступления денежных средств, вносимых для расчетов с использованием предоплаченной карты, то расчеты по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, являются незавершенными до указанного момента со дня поступления реестра платежей или электронного журнала.

Европейские страны накопили уже немалый положительный опыт правового регулирования операций с использованием банковских карт, что на практике приносит ощутимые плоды. Доля безналичных платежей граждан этих стран, в том числе с использованием банковских карт, значительно превышает наличные расчеты. Этот опыт следовало бы принять во внимание российским законодателям при разработке нормативной базы в сфере использования банковских карт, которая, несмотря на насущную потребность в ней, так до сих пор не создана.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621 -69-49 http:\\www.financepress.ru

(495) 621 -91 -90 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.