Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
космического корабля. Такие права и обязанности будут определяться не научными соображениями, а функциями той деятельности, которую осуществляют государства (попытка закрепить в международном праве отказ от государственного суверенитета ввиду его «устарелости» в век бурного научно-технического прогресса).
Ряд юристов пытаются модернизировать принцип государственного суверенитета. По их мнению, суверенитет должен носить относительный характер. Если он сохранится для воздушного пространства, деятельность в космическом пространстве неизбежно приведет к его дальнейшей трансформации, к замене абсолютного суверенитета относительным. Однако отказ государств от суверенитета в воздушном пространстве мог бы создать опасный прецедент и вызвать попытки подорвать право на
суверенитет и над сухопутными территориями (акваториями) государств со всеми вытекающими последствиями. Сохранение данного принципа становится особенно важным в связи с актуализацией экологических проблем человечества.
Таким образом, ввести общепризнанное определение космического пространства с четкой границей по нижней высоте пока не представляется возможным. Поэтому, рассматривая перспективы международно-правового регулирования этого аспекта космической деятельности, можно предположить, что еще долгое время юристы будут говорить лишь об условной границе между двумя элементами надземного пространства, в которых действуют принципы космического и воздушного международного права.
© Бояков А. В., Кропов А. С., 2010
УДК 341.229
А. Ю. Булгаков Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
Сегодня в РФ нормативная база космической деятельности состоит из большого числа документов различного уровня, которые регламентируют деятельность государственных органов власти, предприятий различных форм собственности, а также граждан РФ. Общее число документов различного уровня достигает на сегодняшний день около 400. Из них около 30 составляют законодательные акты, а основная масса решений по регулированию космической деятельности приходится на документы исполнительной власти.
20 августа 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации принят Закон № 5663-1 «О космической деятельности». 4 октября 1996 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принимается Федеральный закон № 147 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О космической деятельности». Данный Закон 13 ноября 1996 г. одобрен Советом Федерации, 29 ноября того же года подписан Президентом Российской Федерации, и вступил в силу 10 декабря 1996 г. - со дня его официального опубликования [1].
Наряду с названным Законом, космическая деятельность России, включая и ее международное сотрудничество в области исследования космоса, регулируется также и иными правовыми актами, издаваемыми в развитие Закона о космической деятельности.
Реализация международных договоров, соглашений и обязательств России в области космоса осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 8 августа 1997 г. «О мерах по выполнению международных договоров в области космоса» и Федеральной космической программой России на 2001-2005 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ № 228 от 30 марта 2000 г.
Первый отечественный Закон о космической деятельности был разработан в Комитете Верховно-
го Совета РФ по транспорту, связи, информатике и космосу.
Появление первого «космического» закона сыграло важную роль в создании основ правовой системы космической деятельности. Однако происходящие изменения в политической и экономической системе государства и принятие новой Конституции РФ вошли с данным Законом в определенные противоречия. В связи с этим созрела необходимость внесения изменений и дополнений в Закон о космической деятельности, с целью приведения его в соответствие с новыми реалиями жизни России: правовыми, политическими и др.
На проведенных в феврале 1995 г. парламентских слушаниях «Об использовании космоса и космической индустрии в геополитических интересах России» с участием представителей органов государственной власти, Министерства обороны, Российской академии наук, ведущих организаций ракетно-космической промышленности, наряду с обсуждением ряда мер по научно-техническому развитию космонавтики, совершенствованию механизма управления и структурной перестройки ракетно-космической отрасли, было уделено значительное внимание разработке и принятию Федеральных законов, обеспечивающих целостную систему правовых отношений в космической деятельности. Была принята идеология нормативно-правового развития
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
основных положений космической деятельности, предполагающая внесение изменений и дополнений в Закон о космической деятельности и создание ряда самостоятельных законов, дополняющих и развивающих этот «базовый» закон.
Изменения и дополнения, вносимые в Закон РФ о космической деятельности, были ориентированы на комплексное урегулирование многоплановых проблем, относящихся к организации современной космической деятельности. Они были разработаны на основе следующих основополагающих принципов:
- закрепления национальных интересов в области космоса, конкретных целей и задач космической политики в обозримый исторический период, основных принципов осуществления космической деятельности;
- расстановки приоритетов космической деятельности России, вызванных изменениями политической и экономической ситуации в стране и в мире, структуры государственной власти и управления;
- комплексного развития и эффективного использования космического потенциала России в интересах подъема экономики, науки и международного сотрудничества, укрепления национальной безопасности;
- минимально необходимой корректировки существующих положений Закона, которая не была бы связана с потребностью дополнительного финансирования при их реализации.
В новой редакции Закона о космической деятельности были внесены поправки в 27 из 30 статей, уточнены основы космической деятельности, включая:
- принципы руководства и финансирования космической деятельности;
- организацию государственного заказа на проведение разработок, производства и поставок космической техники, развитие инфраструктуры;
- особенности управления и обеспечения безопасности космической деятельности.
Также были внесены изменения, обусловленные необходимостью приведения ряда статей Закона в соответствие с уже принятым на тот момент новым Гражданским кодексом России, Федеральными законами «О Государственном оборонном заказе», «О поставках продукции». Изложены в новой редакции вопросы правового разделения компетенции Федерального органа исполнительной власти по космической деятельности и Федерального органа исполнительной власти по обороне.
В настоящее время подготовлен и находится на различных стадиях рассмотрения ряд проектов федеральных законов в области исследования и использования космического пространства, в числе которых следующие:
- проект Федерального закона «О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства»,
- проект Федерального закона «Об обеспечении безопасности космической деятельности Российской Федерации»;
- проект Федерального закона «О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации»;
- проект Федерального закона «О правовом регулировании взаимодействия субъектов космической деятельности с иностранными и международными организациями»;
- проект Федерального закона «О передаче технологий и научно-технических достижений ракетно-космической техники в экономику России» [2].
Библиографические ссылки
1. Российская газета. № 236. 10.12.96.
2. Алексеев Э. А. Космос и космическое законодательство // Космос. Информация. Новые технологии. № 3. 2000. С. 58-59.
© Булгаков А. Ю., Сафронов В. В., 2010
УДК 629.78
Р. П. Ермохин Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КОСМИЧЕСКИХ ЭКИПАЖЕЙ
Безопасность космических полетов прежде всего зависит от надежности используемых технических средств, правильности принимаемых решений, должного медико-биологического обеспечения. Определенную роль в повышении безопасности космических полетов и правовой охране-жизни и здоровья космонавтов может сыграть международное космическое право. Ныне действующие правовые нормы в этой области относятся главным образом к оказанию возможной международной помощи космонавтам, терпящим бедствие в космическом пространстве, а также в случае их аварийного приземления на чужой территории.
На нынешнем этапе освоения космоса, когда международные космические полеты, как правило, непродолжительны, внутригосударственное право может четко разграничить права и обязанности членов экипажа и наделить командира корабля
специальными властными правами и полномочиями в целях выполнения полетного задания, обеспечения безопасности персонала, поддержания дисциплины и порядка на борту корабля. В России в настоящее время приняты следующие наименова-