Научная статья на тему 'Правовое регулирование инвестиционной деятельности в странах Европейского союза'

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в странах Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2032
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минькеев Очир Дмитриевич

Статья посвящена изучению правового регулирования инвестиционной деятельности в странах Европейского Союза. По результатам анализа зарубежного законодательства, судебной практики по рассмотрению инвестиционных споров, связанных с определением правомочия юридических лиц, участвующих в инвестиционных правоотношениях, действовать от имени государства, автор приходит к выводу об отсутствии единообразия правового регулирования участия государства в инвестиционных правоотношениях в странах Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в странах Европейского союза»



roC'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2016.5.9

Минькеев Очир Дмитриевич, аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права факультета управления и права Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, эксперт-консультант контрольно-правового управления Аппарата Правительства Республики Калмыкия, e-mail: [email protected].

Статья посвящена изучению правового регулирования инвестиционной деятельности в странах Европейского Союза. По результатам анализа зарубежного законодательства, судебной практики по рассмотрению инвестиционных споров, связанных с определением правомочия юридических лиц, участвующих в инвестиционных правоотношениях, действовать от имени государства, автор приходит к выводу об отсутствии единообразия правового регулирования участия государства в инвестиционных правоотношениях в странах Европейского Союза.

публично-правовое образование, Европейский Союз, инвестиционные правоотношения.

Инвестиции играют значительную роль в поддержании, функционировании и развитии экономики государства. Сложившаяся в России практика свидетельствует, о том, что субъектом инвестиционной деятельности может быть, в том числе государство, а инвестиционные правоотношения могут регулироваться как нормами частного, так и публичного права.

Особо следует отметить, что становление и развитие инвестиционного законодательства России осуществляется, в том числе на основании тщательного изучения и заимствования опыта зарубежных стран, и прежде всего стран Европейского Союза (далее — ЕС). Следовательно, знакомство с проблемами и недостатками нормативной системы, регулирующей инвестиционную деятельность в странах ЕС, весьма актуально и полезно для определения направлений дальнейшего развития инвестиционного законодательства России. В статье исследуются вопросы, затрагивающие опре-

Аннотация.

Ключевые слова:

деления понятия инвестиции, а также участия стран ЕС в инвестиционных правоотношениях.

Регулирование инвестиционных правоотношений в рамках ЕС осуществляется двусторонними межгосударственными инвестиционными договорами, которыми устанавливаются правовые основы сотрудничества по оказанию содействия в области инвестиций. Однако отсутствие должного понятийного аппарата в указанных двусторонних инвестиционных договорах влечёт возникновение инвестиционных споров, затрагивающих определение инвестиций. Так, уполномоченные органы по рассмотрению споров, при определении инвестиций применяют следующие критерии: 1) наличие капиталовложений, 2) определённая продолжительность исполнения контракта, 3) участие в рисках по сделке, 4) содействие экономическому развитию принимающего государства. Исходя из указанных критериев, инвестициям можно дать следующее определение: «вложение средств на срок, установленный соглашением, на свой страх и риск, способствующее экономическому развитию страны».

Сущность правовых систем России и стран ЕС отличает значение таких понятий как публично-правовое образование, и их участие в гражданском обороте, в том числе в инвестиционных правоотношениях.

Так, например, во Франции в гражданском праве нет понятия «публично-правового образования», оно заменяется понятием «публичная служба». Еще в XIX в. главенствующее понятие публичной власти уступило свое место публичной службе, если точнее, оно появилось в постановлении Blanco Трибунала по конфликтам 1873 г.1

Как писал Луи Ролан, с чьим именем связана классическая школа публичных служб университета Бордо, в определении публичных служб заложены три довольно простые идеи. Первая — идея предприятия: каждая публичная служба имеет свой персонал, имущество, использует юридические процедуры и технику для достижения определённого результата. Вторая — идея удовлетворения коллективных потребностей. Третья — идея зависимости от правительства (администрации), осуществляет руководство службой той или иной степени2.

Публично-правовые образования во Франции являются субъектами исключительно административно-правовых отношений. Поэтому во Франции министерства не имеют прав юридического лица, ни публичного, ни гражданского3. Таким образом, публичная служба, имеющая непосредственное отношение к государству, является единственным субъектом инвестиционных правоотношений действующая от имени государства.

1 Талапина Э.В. Ежегодник сравнительного правоведения, М.: НОРМА, 2004. С. 136-151.

2 Rolland L. Précis de droit administratif. Paris, Dalloz, coll. Petits Précis, 9ème édition, 1947. P. 2.

3 Голубцов В. Г. Система и правовой статус органов, выступающих от имени государства в частноправовых отношениях в законодательстве зарубежных стран // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 4. С. 147-154.

Минькеев О.Д.

«Правовое регулирование инвестиционной...»

5/2016

79

В Германии все юридические лица подразделяются на юридические лица частного и юридические лица публичного права. Юридические лица частного и публичного права являются полноценными и самостоятельными субъектами права. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в государственный реестр — реестр союзов, торговый реестр для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ (нормативная система создания юридического лица) либо путем издания разрешительного акта государственной власти (для коммерческого союза) или одобрения (для фондов) (разрешительная система создания юридического лица)1. Следует отметить, что в немецкой системе правового регулирования инвестиционной сферы отсутствует единый закон и орган, регулирующий инвестиционную деятельность в Германии.

Как видно на примере двух стран ЕС, Германии и Франции, существенное различие в понимании публично-правовых образований и представляющих его юридических лиц является серьезным препятствием для развития инвестиционного права ЕС, что порождает, в том числе споры, затрагивающие вопросы участия государства в инвестиционных правоотношениях.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров и иные арбитражные органы при рассмотрении инвестиционных споров, связанных с определением правомочия юридических лиц, участвующих в инвестиционных правоотношениях, действовать от имени государства, приходят к следующим выводам:

- в случае если в действиях юридического лица, участвующего в инвестиционных правоотношениях, усматриваются признаки реализации государственных функций, то такие действия оцениваются как действия, совершенные государством;

- действия юридического лица, участвующего в инвестиционных правоотношениях, следует оценивать, как действия, совершенные государством, в случае если контрольным пакетом акций такого юридического лица владеет государство (орган государственной власти);

- не могут быть квалифицированы действия юридического лица, как действия государства, если такое юридическое лицо согласно национальному законодательству является обособленным юридическим лицом.

В настоящее время к основным источникам инвестиционного права ЕС относятся директивы и регламенты, нормы международно-правовых соглашений и судебные решения2.

В целях формирования общего международного понятия публично-правового образования, предлагается либо издать директивы, в соответ-

1 Юридические лица в гражданском праве зарубежных стран: монография / О.В. Гаврилюк, Н.И. Гайдаенко Шер, Д.О. Грачев и др.; отв. ред. Н.Г. Семилютина. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015.

2 Долинская В.В. Источники гражданского права. М.: МГИМО(У) МИД РФ, 2005.

ствии с которыми страны обязаны привести национальное законодательство к единообразию, либо создать новые наднациональные формы юридических лиц, регулируемые непосредственно правом ЕС и получающих равное признание во всех странах ЕС.

Таким образом, анализ зарубежного законодательства по вопросу определения инвестиций, правовой природы и правового статуса юридических лиц, выступающих от имени публично-правовых образований в гражданском обороте, позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование инвестиционных правоотношений в зарубежных правопоряд-ках не отличается единообразием. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо совершенствовать российское инвестиционное законодательство, закрепив понятие инвестиции, а также продолжить развивать «плюралистическую модель» участия государства в гражданском обороте, в том числе в инвестиционных правоотношениях.

Библиографический список

1. Голубцов В. Г. Система и правовой статус органов, выступающих от имени государства в частноправовых отношениях в законодательстве зарубежных стран // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 4. С. 147-154.

2. Долинская В. В. Источники гражданского права. М.: МГИМО(У) МИД РФ, 2005.

3. Талапина Э. В. Ежегодник сравнительного правоведения. М.: НОРМА, 2004. С. 136-151.

4. Юридические лица в гражданском праве зарубежных стран: монография / О.В. Гаврилюк, Н.И. Гайдаенко Шер, Д.О. Грачев и др.; отв. ред. Н.Г. Семилютина. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015.

5. Rolland L. Précis de droit administratif. Paris, Dalloz, coll. Petits Précis, 9ème édition, 1947. P. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.