С.П. МОРОЗ,
главный научный сотрудник Института законодательства РК,
доктор юридических наук, профессор
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
К настоящему времени сложились определенные правила-стандарты, которым должно отвечать национальное законодательство государства, принимающего иностранные инвестиции, становление которых было обусловлено причинами объективного и субъективного характера. К первым следует отнести то, что иностранный инвестор должен быть защищен от некоммерческих рисков, поскольку несет повышенные, по сравнению с национальными инвесторами, расходы и потери, вызванные необходимостью заниматься инвестиционной деятельностью на территории «чужого» государства. Ко второй группе можно отнести стремление иностранного инвестора получить льготы и преференции в максимальной степени, а выполнить свои обязательства в минимальной степени (хотя не следует забывать о том, что получение прибыли - цель не только иностранного, но и национального инвестора).
В основном сложилось три подхода к национально-правовому регулированию иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Великобритания, Франция, Австрия и др.) специальных законов об иностранных инвестициях нет: к деятельности иностранных инвесторов применяются те же нормы и правила, что и к деятельности других субъектов гражданского оборота, т.е. нормы гражданского, торгового (коммерческого) законодательства и других отраслей национального законодательства. Вместе с тем существуют определенные ограничения в деятельности иностранных инвесторов. Как правило, это проявляется в установлении перечня отраслей экономики, участие в которых нежелательно или ограничено, а также в установлении специальной процедуры получения разрешения иностранным инвестором для осуществления деятельности на территории этого государства. В частности, в США существу-
ет 4 группы федеральных ограничений: 1) эффективное запрещение (применяется в таких областях как энергетика, федеральная земля, горнодобывающая промышленность, разработка полезных ископаемых, морской транспорт и оборона); 2) запрещение, основанное на принципе взаимности, в отношении тех иностранцев, чьи страны применяют этот принцип в отношении граждан США (применяется в таких областях, как аренда федеральной земли, разработка месторождений полезных ископаемых, их транспортировка, банковское дело, ценные бумаги и страхование); 3) ограничения на владение акциями (в воздушном транспорте - до 25% акций с правом голоса; в прибрежном и речном пароходстве - до 25%; в средствах связи и радио-, телекоммуникации - до 25%; телефон/телеграф - до 25%; спутниковая связь - до 20%; в рыболовстве - до 49%); 4) ограничения на участие в управлении предписывают иностранцев к определенному проценту служащих или определенному числу членов в директорате в некоторых секторах экономики (например, в пароходстве основными партнерами товарищества должны быть граждане США, а иностранцы не должны превышать 10% экипажа, также установлен минимальный кворум в совете директоров в воздушном транспорте и банковском деле)1. В Австрии запрещены иностранные инвестиции в аудиторские и юридические компании; деятельность иностранных инвесторов на транспорте, в добывающей и энергетической промышленности возможна только после получения лицензии и только в форме смешанных компаний2. Во Франции иностранный инвестор не может инвестировать в энергетику, оборонную промышленность, а также отрасли, при вложении капитала в которые иностранные инвесторы могут причинить вред публичному порядку, здоровью и безопасности3.
1 Жапарбекова С.А. Законодательство США об иностранных инвестициях // Мир закона. - 2000. - № 6. - С. 14.
2 Булатов А.С. Выгвоз капитала: своя компания за рубежом. Пособие для предпринимателей. - М.: Издательство «Бек», 1996. - С. 232.
3 Лисица В.Н. Правовое регулирование иностранные инвестиций: проблемыг теории и практики / В.Н. Лисица. Рос. Акад. наук, Ин-т философии и права. - Новосибирск, 2007. - С. 176.
Что касается разрешительного порядка для совершения иностранными инвесторами сделок, то он применяется в США, Испании, Франции и в ряде других стран. Закон о прямых иностранных инвестициях 1990 г. предусматривает регулярное рассмотрение Конгрессом США отчетов о деятельности в США предприятий с иностранными инвестициями1. Поправка Эксона - Флорио 1988 г. к Закону «О защите производства» от 1950 г. (Exxon - Florio provision) предоставляет органам власти США и отдельных штатов право контролировать инвестиции в областях, затрагивающих национальные интересы США, или по иным соображениям национальной безопасности. Данный акт обязывает иностранного инвестора уведомить о своих намерениях Комитет по иностранными инвестициям (CFIUS), членами которого являются представители 12 экономического и силового блоков, под председательством Министра финансов США, может проверить любую сделку на любой стадии, и при угрозе национальной безопасности президент ее аннулирует2. В Англии прямые иностранные инвестиции допускаются на основании индивидуального разрешения Банка Англии в соответствии с Законом о валютном регулировании3. В Италии предварительное разрешение нэобходи-мо иностранному инвестору для деятельности в страховании, банковском деле, на авиационном и морском транспорте4.
В странах с переходной экономикой, а также в отдельных странах с уже устоявшейся рыночной экономикой на начальных этапах принимаются законодательные акты об иностранных инвестициях, но затем в процессе развития отменяются вовсе или заменяются инвестиционными законами, устанавливающими единый правовой режим для иностранных и национальных инвестиций. Например, в Канаде в 1973 г. был принят
Закон об иностранных инвестициях, который в 1985 г. был заменен Законом об инвестициях в Канаде5. Подробное регулирование правового режима иностранных инвестиций имеется в тех государствах (КНР, Польша, Венгрия и др.), которые проводят активную политику привлечения иностранного капитала и использования его для решения задач экономического развития своих стран6. В КНР принят целый ряд нормативных актов, связанных с осуществлением иностранных инвестиций (Временное регулирование к руководству по иностранным инвестициям от 27 июня 1995 г., Руководящий каталог отраслей для иностранных инвестиций от 27 декабря 1997 г. и др.), в том числе законодательных актов, касающихся вопросов создания и деятельности совместных предприятий (например, Закон КНР об эксплуатации совместных предприятий 1979 г., в соответствии с которым устанавливается минимальный размер иностранных инвестиций - 25%, а верхний предел вообще не оговаривается (в отличие от законодательства других стран, где иностранное участие ограничивается).
В развивающихся странах (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее Кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы)7. Всего в мире принято более 40 инвестиционных кодексов, из них в Африке - 26, в Азии - 9, в Латинской Америке и странах Карибского бассейна - 78. В принципе, несмотря на существенные различия в правовом регулировании иностранных инвестиций в государствах с развитой экономикой и в развивающихся государствах, есть и общие черты, проявляющиеся в установлении разрешительного порядка при осуществлении иностран-
1 Шумилов В.П. Международное финансовое право: учебник. - М.: Международные отношения, 2005. - С. 311.
2 Иностранныш капитал выгсекут и отфильтруют // Экономика и время. - Санкт-Петербург, 2006, 12 апреля. № 13 (599). - С. 1.
3 Вознесенская Н.Н. Смешанныге предприятия как форма международного экономического сотрудничества. - М.: Наука, 1986. - С. 115.
4 Булатов А.С. Выгвоз капитала: своя компания за рубежом. Пособие для предпринимателей. - М.: Издательство «Бек», 1996. - С. 227.
5 Актуальныге проблемыг практического применения законодательства Республики Казахстан. - Алматы: Salans, 2004. - С. 30-32.
6 Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международныге отношения, 1994. - С. 181.
7 Богатыгрев А.Г. Инвестиционное право. - М.: Российское право, 1992. - С. 83-85; Богуславский М.М. Иностранныге инвестиции: правовое регулирование. - М.: Издательство «БЕК», 1996. - С. 13-23; Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранныгх инвестиций в России и за рубежом. - М.: Финстатинформ, 1993. - С. 3-35; и др.
8 Лисица В.Н. Правовое регулирование иностранныгх инвестиций: проблемыг теории и практики / В.Н. Лисица. Рос. Акад. наук, Ин-т философии и права. - Новосибирск, 2007. - С. 158.
ных инвестиций (например, в Египте, в соответствии с Законом 1974 г. об арабских и иностранных капиталовложениях и свободных зонах, уполномоченный государственный орган дает разрешение на осуществление иностранных инвестиций; в Индии иностранные инвесторы обязаны подать заявку для осуществления иностранных инвестиций в секретариат при Министерстве промышленности1), это означает, что государства, принимающие иностранные инвестиции, независимо от уровня своего развития не всегда бывают готовы отказаться от контроля за иностранными капиталовложениями даже в ущерб своим экономическим интересам (хотя практике известны и другие случаи, когда государства-реципиенты поступались своими интересами в угоду транснациональным корпорациям).
В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций, обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. По мере экономического развития отпадает необходимость в создании особых условий для иностранных инвестиций, и специальные законы в этой области подлежат отмене. Следовательно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран - в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь, это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).
В странах СНГ становление инвестиционного законодательства началось еще в период существования СССР и захватило процесс распада Союза и образования независимых и суверенных государств. Законы «Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР» от 10 декабря 1990 г.2 и «Основы законодательства Союза ССР об иностранных инвестициях» от 5 июля 1991 г. предоставили республикам право применять свое законодательство об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях, если оно не противоречило союзной конституции и действующему законодательству (в советском государстве, несмотря на федеративное государственное устройство, нормы союзных законов воспроизводились в республиканских законах без каких-либо изменений). В Казахской ССР Закон об иностранных инвестициях был принят 7 декабря 1990 г.3, а Закон об инвестиционной деятельности 10 июня 1991 г.4; в РСФСР Закон об инвестиционной деятельности был принят 26 июня 1991 г., а Закон об иностранных инвестициях - 4 июля 1991 г.; в Белорусской ССР - Закон об инвестиционной деятельности - 29 мая 1991 г., а Закон об иностранных инвестициях - 14 ноября 1991 г.; в Украине - Закон о защите иностранных инвестиций - 10 сентября 1991 г., Закон об инвестиционной деятельности - 18 сентября 1991 г., а Закон об иностранных инвестициях -13 марта 1992 г. и т.д. Здесь следует особо подчеркнуть тот факт, что Закон Казахской ССР об иностранных инвестициях был принят за семь месяцев до принятия Основ законодательства об иностранных инвестициях и является первым законодательным актом в этой области (только Закон Литовской Республики об иностранных инвестициях был принят 29 декабря 1990 г.5 и аналогичный Закон РСФСР - на один день раньше общесоюзного Закона, а остальные Законы бывших союзных республик - уже после введения в действие Основ). В Законе Казахской ССР об иностранных инвестициях нашли отражение
1 Лисица В.Н. Правовое регулирование иностранных инвестиций: проблемы теории и практики / В.Н. Лисица. Рос. Акад. наук, Ин-т философии и права. - Новосибирск, 2007. - С. 193-194.
2 Закон СССР «Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР» от 10.12.1990 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 51. Ст. 1109.
3 Закон КазССР «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» от 07.12.1990 г. № 383- XII //Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1990. № 50. Ст. 4 73. (Утратил силу в соответствии с постановлением Верховного Совета РК от 27.12.1994 г. № 267-ХШ).
4 Закон Казахской ССР «Об инвестиционной деятельности в Казахской ССР» от 10.06.1991 г. № 653-XII//Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1991. № 24. Ст. 280. (Утратил силу в соответствии с Законом РК от 28.02.1997 г. № 76-Г).
5 Закон Литовской Республики от 29 декабря 1990 г. № 1-906 «Об иностранных инвестициях в Литовской Республике» //Ведомости Верховного совета и Правительства Литовской Республики. 1991. № 2. Ст. 38.
положения Закона «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г., Указа Президента СССР «Об иностранных инвестициях в СССР» от 26 октября 1990 г.1 и впервые среди союзных республик было заявлено о переходе от экономики закрытого типа к рыночным отношениям и о готовности республики участвовать в международных инвестиционных отношениях.
Характеризуя основные положения первых законов об иностранных инвестициях бывших союзных республик, вставших на путь обретения независимости, можно отметить то, что они носили в большей степени декларативный характер и немногим отличались друг от друга, но в их принятии были и позитивные моменты: во-первых, это были акты, законодательно закрепившие уже сложившиеся в республиках отношения с участием иностранных инвесторов; во-вторых, эти законодательные акты определяли порядок привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику и, в целом, способствовали притоку иностранного капитала; в-третьих, впервые иностранным инвесторам предоставлялись гарантии осуществления ими деятельности (в отличие, например, от законодательных актов 20-х годов, когда советское государство допускало привлечение иностранного капитала, но не брало на себя никаких обязательств по его безопасности и сохранности. Проведенная двойная национализация иностранной частной собственности сначала в 1917 г., а затем после НЭПа, была хорошо известна за рубежом и не внушала особого доверия к постсоветским государствам. Целый ряд достаточно известных и действующих в наше время зарубежных фирм (швейцарские фирмы «Сан-доз», «Хофман-ля-Рош», французская «Креди Лионе» и другие) в 1920-1940 гг. лишились своей собственности в СССР без какой либо компенсации, кроме того, досрочное расторжение в 30-х гг. прошлого столетия концессионных соглашений с такими компаниями как «Лена-Голдфилдс», «Тетюхе Майнинг корпорейшн» привело к возбуждению арбитражных и судебных дел, окончившихся безрезультатно для иностранных инвесторов2). Поэтому включение раздела, посвященного гарантиям иностранным инвестициям, уве-
личило интерес со стороны потенциальных инвесторов и существенно повлияло на их активность).
В середине 90-х годов начался новый период в развитии инвестиционного законодательства стран СНГ, который был обусловлен необходимостью предоставления иностранным инвесторам дополнительных гарантий и льгот, что проявилось в принятии новых законов об иностранных инвестициях либо во внесении существенных изменений и дополнений в действующие законы. По первому пути пошли Республика Узбекистан (5 мая 1994 г. был принят Закон об иностранных инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов); Республика Армения (31 июля 1994 г. был принят новый Закон об иностранных инвестициях); Республика Казахстан (27 декабря 1994 г. был принят новый Закон об иностранных инвестициях), и др., а по второму -Российская Федерация и ряд других стран СНГ.
Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 г. содержал нормы, закреплявшие предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям; целого комплекса гарантий, предоставляемых иностранным инвестициям (от изменения законодательства, от экспроприации, от незаконных действий государственных органов и должностных лиц и др.); а также возможность установления дополнительных льгот для иностранных инвестиций в приоритетных секторах экономики и социальной сфере (ст. ст. 4-13)3.
В конце 90-х годов ХХ в. начался процессе переосмысления инвестиционной политики в странах СНГ: от принципа «иностранные инвестиции любой ценой» перешли к принципу избирательной поддержки иностранных инвестиций - только прямых иностранных инвестиций (или инвестиций в форме капитальных вложений), при этом в ряде случаев - прямых инвестиций в отдельных секторах экономики (получивших название приоритетных).
В Республике Казахстан 28 февраля 1997 г. был принят Закон РК «О государственной поддержке прямых инвестиций»4, которым определялись
1 Указ Президента СССР «Об иностранных инвестициях в СССР» от 26.10.1990 г. // Собрание постановлений Правительства СССР. 1990. Отд. 1. № 8. Ст. 35.
2 Баратова М.А. Инвестиционным спорыг: понятие, видыг, способыг разрешения // Законодательство. 1998. - №4. - С. 66-67.
3 Закон РК «Об иностранныгх инвестициях» от 27.12.1994 г. № 266-ХШ//Казахстанская правда. 1994. №206 (21702). (Утратил силу в соответствии с Законом РК от 08.01.2003 г. № 373-11).
4 Закон РК «О государственной поддержке прямыгх инвестиций» от 28.02.1997 г. № 75-1 //Казахстанская правда. 1997. № 50 (22300). (Утратил силу в соответствии с Законом РК от 08.01.2003 г. № 373-11).
такие основные задачи, как: внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами; государственная поддержка и стимулирование отечественных производителей; развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств; создание новых рабочих мест; улучшение окружающей природной среды; и т.п. Значимость Закона о государственной поддержке прямых инвестиций состоит в том, что инвестиционное законодательство РК перешло на качественно новую ступень в своем развитии: до принятия Закона о прямых инвестициях, инвестиционная политика государства была направлена на увеличение иностранных инвестиций и создание для них правового режима более чем наиболее благоприятного. В конечном счете эффективность иностранных инвестиций была минимальной, вследствие того, что, в основном, они вкладывались в недропользование, что не могло оказать ощутимого влияния на развитие экономики страны и приводило только к усилению экспансии недр иностранными инвесторами. Как следствие, наряду с принятием Закона о прямых инвестициях, были внесены серьезные изменения и дополнения в текст Закона об иностранных инвестициях. Среди причин, послуживших основанием для этого, можно назвать имевшие место на тот момент многомиллионные убытки, понесенные государством, по договорам, заключенным национальными инвесторами с иностранными инвесторами под правительственные гарантии в силу нарушения договорных обязательств казахстанской стороной.
В Российской Федерации 25 февраля 1999 г. был принят Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»1, 5 марта 1999 г. -Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»2, а 9 июля
1999 г. - новый Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»3, заложивший принцип соответствия российского законодательства международным инвестиционным обязатель-ствам4. В Республике Узбекистан 30 апреля 1998 г. были приняты два новых Закона взамен ранее действовавшего Закона об иностранных инвестициях - Закон «Об иностранных инвестициях» и Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»5, а 24 декабря 1998 г. - новый Закон «Об инвестиционной деятельности»6. В качестве дополнительных мер защиты иностранным инвесторам, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях экономики, обеспечивающих устойчивый экономический рост, реализующим инвестиционные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, а также проекты в сфере малого и среднего предпринимательства, направленных на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения - оказывается содействие в финансировании проектов, создаются специальные налоговый и платежный режимы и т.п.7
Следующим шагом на пути совершенствования инвестиционного законодательства в странах СНГ стало принятие новых инвестиционных законов, установивших единый правовой режим для иностранных и национальных инвесторов.
В Республике Беларусь 22 июня 2001 г. был принят Инвестиционный кодекс Республики Бе-ларусь8, который вступил в силу 9 октября 2001 г. В Республике Казахстан 8 января 2003 г. был принят Закон РК «Об инвестициях»9, а в Республике Таджикистан 12 мая 2007 г. - Закон РТ «Об инвестиции»10. Все эти Законы объединяет то, что они ликвидировали различия между иностранными и национальными инвесторами и закрепили принцип равенства инвесторов как субъектов инвес-
1 Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.
2 Собрание законодательства РФ. 1999. № 10. Ст. 1163.
3 Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.
4 Гущин В.В. Инвестиционное право: учебник / В.В. Гущин, A.A. Овчинников. - М.: Эксмо, 2006. - С. 125.
5 Самарходжаев Б.Б. Инвестиции в Республике Узбекистан (международно-частноправовой аспект). - Ташкент, 2003. - С. 189-208.
6 Самарходжаев Б.Б. Инвестиции в Республике Узбекистан (международно-частноправовой аспект). - Ташкент, 2003. - С. 208-218.
7 Самарходжаев Б.Б. Инвестиции в Республике Узбекистан (международно-частноправовой аспект). - Ташкент, 2003. - С. 203-204.
8 Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 62. Ст. 62. 2/780.
9 Закон РК «Об инвестициях» от 08.01.2003 г. № 373-II//Казахстанская правда. 2003, 11 января. № 9-11 (23948-23950).
10 Бозоров Р.Б. Инвестиционное право: Учебник. - Душанбе: ТГНУ, 2008. - С. 38.
тиционной деятельности. Однако, несмотря на положительные моменты, есть и отрицательные. В частности, в Законе Республики Казахстан об инвестициях перечень гарантий по сравнению с ранее установленным в отношении иностранных инвесторов уменьшился вдвое, а отдельные из них, например, гарантии от изменения законодательства претерпели серьезную трансформацию -исходя из законодательной трактовки, гарантии стабильности условий договоров не распространяются на изменения в законодательные акты, вносимые в целях обеспечения национальной и экологической безопасности, здравоохранения и нравственности (п.п. 2 п. 3 ст. 4 Закона РК об инвестициях). В частности, законодательством о национальной безопасности устанавливается, что в целях защиты национальных интересов РК, в том числе сохранения и укрепления промышленного потенциала, государство с соблюдением гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляет контроль за состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся в управлении и собственности иностранных организаций или организаций с иностранным участием1. Наряду с этим, предусматривается, что не допускается заключение международных договоров, способных нанести ущерб национальной безопасности или ведущих к утрате государственной независимости РК и сужающих сферу суверенных прав РК.
Здесь нужно учитывать, что воздействие трансграничных слияний и приобретений на развитие экономики принимающего государства не всегда является позитивным. Среди основных причин возможного негативного воздействия следует назвать не совпадение коммерческих целей транснациональных компаний и целей развития государств, принимающих инвестиции; в целом передача прав собственности на важные предприятия в руки иностранных инвесторов может рассматриваться как подрыв национального суверенитета, равнозначный реколонизации2. Определенную обеспокоенность по поводу трансграничных слияний и приобретений испытывают не только развивающиеся страны, но и развитые страны (примерно 90 процентов всех трансгра-
ничных слияний и приобретений, включая большинство из 109 мегасделок на сумму более 1 миллиарда долларов США каждая, имели место в развитых странах3). Все это свидетельствует о необходимости взвешенного и рационального подхода к привлечению и использованию иностранных инвестиций, требующего всестороннего учета как положительных, так и возможных отрицательных моментов, связанных с инвестированием иностранного капитала.
На наш взгляд, изъятия ограничительного характера из национального режима в отношении иностранных инвестиций могут применяться только в рамках международных договоров (соглашений), либо в законодательном порядке. Полагаем, что во всех остальных случаях использование ограничительных мер к деятельности иностранных инвесторов, вряд ли возможно. Зарубежный опыт показывает, что предоставление различных льгот и установление определенных ограничений для иностранных инвестиций широко практикуются в странах с развитой экономикой, и для этого вовсе не обязательно наличие специального акта в этой сфере. Поэтому мы считаем, что отмена Закона об иностранных инвестициях не может автоматически привести к уравниванию правовых режимов иностранных и национальных инвестиций в силу объективно существующих различий между иностранной частной собственностью и частной собственностью физических и юридических лиц принимающего государства. Изучение опыта зарубежных государств подтверждает, что сохранение различий вполне сочетается с установлением общего национального режима для иностранных инвестиций, и это, прежде всего, в интересах принимающего государства, которое стремится к сохранению экономической и политической независимости, а также к тому, чтобы стимулировать отечественных инвесторов. В качестве примера специального правового регулирования иностранных инвестиций, осуществляемых в стратегически важных отраслях экономики в странах СНГ, можно привести Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие
1 Закон РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26.06.1998 г. №233-1 // Казахстанская правда. - 1998, 30 июня. - № 125 (22597).
2 Доклад о мировых инвестициях: трансграничные слияния и приобретения и процесс развития. - Нью-Иорк-Жене-ва: ООН, 2000. UNCTAD/WIR/2000 (Overview). - С. 36.
3 Доклад о мировых инвестициях: трансграничные слияния и приобретения и процесс развития. - Нью-Иорк-Жене-ва: ООН, 2000. UNCTAD/WIR/2000 (Overview). - С. 28.
стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Как уже отмечалось выше, установление ограничений для иностранных инвесторов получает все большее распространение в мировой практике в последнее время, но среди стран СНГ первой на этот путь встала Российская Федерация, когда установила разрешительный порядок для иностранных инвестиций, осуществляемых в стратегически важных отраслях экономики. Разработка законопроекта об ограничении доступа нерезидентов в стратегические отрасли экономики была начата Правительством РФ с 2005 г. Поводом послужила история покупки концерном «Siemens» российских «Силовых машин» (Федеральная антимонопольная служба отказала немецкой компании «Siemens», которая намеревалась приобрести акции «Силовых машин» - крупнейшего в России предприятия, выпускающего энергетическое оборудование), именно после этого неприятного инцидента Правительство РФ задумалось о том, каким образом подстраховать и себя и иностранных инвесторов в возможных будущих сделках, особенно в сфере стратегических отраслей, имеющих отношение к «оборонке»1.
Такая практика сложилась в силу ряда причин, прежде всего, в связи с тем, что государство должно стоять на страже интересов национальных (отечественных) инвесторов, и ограждать их от нежелательной иностранной конкуренции в определенных отраслях и сферах экономики. Что касается государств с развитой экономикой, то они стараются защитить отечественных производителей от иностранной конкуренции в стратегически важных для экономики страны отраслях (поэтому ставший уже традиционным в практике международного инвестирования тезис о том, что в развитых странах практически нет изъятий из национального режима или они очень незначительны уже потерял свою актуальность). Если говорить о государствах, экономика которых еще не достигла определенного уровня развития (так называемых - развивающихся странах и странах с переходной экономикой), то для них иностранная конкуренция является нежелательной вследствие того, что, например, в отраслях с передо-
вой технологией национальные инвесторы еще не в состоянии на равных конкурировать с иностранными инвесторами. Наряду с этим, меры ограничительного характера могут применяться тогда, когда существует угроза монополизации отдельных отраслей экономики иностранными инвесторами, что может оказать негативное воздействие на состояние конкурентоспособности в целом. Однако введение государством запрещения на приток иностранного капитала без достаточного экономического обоснования своих действий рассматривается действующими в этой области международными соглашениями как нарушение условий о не дискриминации2. Но тенденция к увеличению числа законодательных актов, устанавливающих контроль за притоком иностранных инвестиций, сохраняется.
В Республике Казахстан также сделана попытка если не установить контроль, то, по крайней мере, изучить те иностранные инвестиции, которые вкладываются в стратегических отраслях экономики. В соответствии с Законом РК от 4 ноября 2003 г. № 490-11 «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение», к таким отраслям отнесены: добыча и переработка топливно-энергетических полезных ископаемых (угля, нефти, газа, урана и металлических руд), машиностроение, химическая промышленность, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, а также отрасли, производящие продукцию военно-промышленного назначения (пункт 3 ст. 1)3. Вместе с тем мы считаем, что этим законодатель не ограничится, в будущем последует принятие Закона Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение» (хотя, возможно, что название несколько видоизменится, но по своему содержанию вряд ли).
Таким образом, в результате проведения инвестиционной политики, направленной на уравнивание в правовом положении иностранных и национальных инвесторов и стимулирование отечественных товаропроизводителей, необходимость в специальном законодательстве об иностранных инвестициях отпадает. Но это не означа-
1 Инвестиции // Еженедельник промышленного роста. 2007, 5-11 февраля. №3 (46). http://www.minprom.gov.ru С. 8.
2 Доронина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций (Постановка проблем и варианты решения): Дисс. ... докт. юрид. наук: 12.00.03. - М., 1996. - С. 124.
3 Закон РК «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение» от 04.11.2003 г. № 490-и // Казахстанская правда. 2003, 7 ноября. №318-319.
ет, что не будет правовых основ для привлечения и реализации инвестиционных проектов иностранными инвесторами. С принятием единого инвестиционного закона закладываются основные начала осуществления инвестиционной деятельности независимо от принадлежности инвестора
к тому или иному государству, а надлежащее правовое регулирование иностранных инвестиций всегда останется важным и значимым в деле создания в странах СНГ развитой экономики и их дальнейшей интеграции в мировое экономическое пространство.
В настоящее время сложились определенныге стандарты1, которыт должно отвечать национальное законодательство государства, принимающего иностранныге инвестиции. В частности, минимальныгм требованием является предоставление национального режима иностранныгм инвестициям, хотя в практике иностранныгх государств широко используется предоставление по усмотрению иностранного инвестора национального режима или режима наибольшего благоприятствования. В отношении специального законодательства об иностранныгх инвестициях подходыг разныге, но в целом они сводятся к тому, что по мере развития экономики необходимость в специальном законодательстве отпадает, и к регулированию инвестиционныгх отношений применяются нормыг гражданского, административного и др. законодательства.
Ралыгмдардыгц шетелдгк инвестициялар туралыг ерешект1 зацнамага квзгарасыг эртурлг, бграц-та инвестициялыгц цатыгнастардыгц реттеуше азаматтыгц, жгмшшк жэне басца да зацнамалар-дыгц нормаларыг цабыглданадыг деген автордыгц пгкгрг.
Институт законодательства Республики Казахстан представляет:
Проблемы совершенствования нормотворческой деятельности в области технического регулирования:
Сборник материалов международной научно-практической конференции 17 января 2006 г. - Астана: ЗАО «Институт законодательства Республики Казахстан», 2006. - 128 с.
В сборнике приведены доклады, выступления и тезисы участников данной конференции, проходившей 17 января 2006 года и организованной Институтом законодательства РК, Министерством юстиции РК, Министерством индустрии и торговли РК.
Участники конференции обсудили вопросы совершенствования нормотворческой деятельности, выразили различные точки зрения на проблемы качественного повышения уровня законодательства в сфере технического регулирования, обозначили проблемы национальной правовой системы, препятствующие вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию, высказали свои подходы и пути дальнейшего развития технического регулирования в Республике Казахстан.
Материалы конференции предназначены для практикующих юристов, преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов юридических факультетов учебных заведений, а также работников юридических служб государственных органов.