УДК: 34 (575.2) (04)
Сыргакова З.А.
К.ю.н., и.о.доцента юридического факультета КНУ имени Ж.Баласагына
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В КЫРГЫЗСТАНЕ
В работе рассматриваются становление и развитие инвестиционного законодательства в Кыргызской Республике, так как одним из основных факторов обеспечения эффективности инвестиций в экономике любого государства является их законодательное закрепление, создание развитой системы инвестиционного законодательства и действенного механизма реализации правовых норм, регулирующих инвестиционные отношения.
Ключевые слова: инвестиция, инвестиционное законодательство, инвестиционные компании, инвестиционный траст, инвестиционные фонды.
Термин «инвестиция» относится к началу XVIII в., причем изначально только как финансовой категории, представляющей собой свободные денежные средства, используемые для получения дохода. В этот период инвесторы Шотландии стали приобретать фермерские земли на западе Северной Америки, с целью будущего обогащения, и заложили тем самым основу для становления и развития примитивного и достаточно рискованного на то время рынка Америки. Первыми инвестиционными компаниями были фонды закрытого типа [1, С.169]. В 1822 г. король Бельгии Вильям I создал первый, так называемый, инвестиционный траст, который был зарегистрирован в Брюсселе и позволил осуществлять инвестиции посредством предоставления займов иностранным государствам [2, С.19-20].
Если говорить о Кыргызской Республике, то процесс зарождения инвестиционных отношений в Кыргызстане начался в 15 веке, когда происходит образование кыргызского государства. Это было обусловлено тем, что кыргызский народ владел большой территорией, имел собственную государственность и язык. Основным занятием кыргызов было животноводство. Оно имело колоссальное значение для оседло-земледельческих областей Средней Азии и восточного Туркестана, поскольку на рынки Андижана, Оша, Узгена, Намангана, Ташкента и Кашгара пригонялись для продажи лошади и овцы.
Тем самым, мы можем утверждать, что экономические отношения Кыргызстана складывались и росли по мере развития самой страны, то есть это происходило поэтапно.
Через Кыргызстан проходили торговые пути из России и Средней Азии в Восточный Туркестан и Китай. Огромное значение на тот момент играл Великий шелковый путь. Через современную территорию Кыргызстана пролегали одни из многочисленных путей древней торговой магистрали, это не могло не сказаться на экономике Кыргызстана, поскольку в результате внешней торговли, в государстве «оседал» значительный иностранный капитал [3, с.26]
Великий шелковые путь — самый крупный в истории трансконтинентальный торговый путь, связывавший Европу и Азию. В древние времена он пролегал от столицы Японии Нары до античного Рима. Подлинное возникновение великого пути относят к середине второго века до нашей эры. Надо отдать должное, что еще до появления Великого Шелкового пути, велась розничная торговля между Востоком и Западом. Это были лишь отдельные отрезки, которые впоследствии влились в крупнейший торговый путь [4, с.45].
Добровольное вхождение Кыргызстана в состав Российской империи благоприятно сказалось на экономической жизни кыргызского народа, поскольку Россия благодаря сильному притоку иностранного капитала сама совершила огромный «скачок» в промышленном развитии и, как следствие, оказала необходимую помощь Кыргызстану. При этом Российская империя избежала какой-либо экономической зависимости от иностранных
инвесторов, заставив иностранные капиталы в российской промышленности не вытеснять отечественные, а служить дополнением к ним.
Серьезный удар по экономике Кыргызстана нанесла гражданская война (1918-1920). Так, поголовье скота сократилось почти наполовину, значительно сократилась территория посевных площадей, и, как результат, резко снизился объем урожая зерновых, а также с перебоями работали промышленные предприятия.
Для ликвидации разрухи и восстановления народного хозяйства были предприняты ряд мер по переходу к новой экономической политике. Были проведены земельно-водная реформа и реформа землеустройства. Гражданская война нанесла серьезный урон животноводству Кыргызстана. Однако принимаемые меры позволили увеличить поголовье скота после гражданской войны на 34,8%. С 1924 года началась координация всей торговли на территории Кара-Киргизской автономной области [5, с.24-27].
Далее, в конце мая 1925 года Кара-Киргизская автономная область, постановлением ВЦИК РСФСР, была переименована в Киргизскую автономную область, уже 25-27 ноября 1925 года на III сессии исполкома КАО провозглашается преобразование Киргизской автономной области в автономную республику [6, с.140].
Кроме того, в 1925 году был учрежден отдел внутренней торговли, например, организация «Кыргызторг» ввела розничную торговлю широким спектром товаров. Также открывались государственные магазины в Пишпеке, Токмаке и Караколе. Для оптовой торговли в это же время была организована Пишпекская товарная биржа.
Кыргызскому народу большую экономическую и инвестиционную помощь оказывали советские республики, прежде всего РСФСР. Было восстановленно народное хозяйство страны посредством новой экономической политики. Интенсивному развитию экономики помогло изменение образа жизни, т.е. переход от кочевого к оседлому образу жизни.
Параллельно с развивающейся промышленностью, увеличением поступлений инвестиций, в Кыргызстане развивался законодательный фундамент молодой республики. Так, 30 апреля 1929 года на II съезде Советов Киргизской АССР была утверждена первая Конституция республики [7, с.141].
В последующем принятие первой в истории Кыргызстана Конституции положило начало созданию республики с декларативным суверенитетом.
В течение 1928-32 годов в развитие республики было инвестировано 36 миллионов рублей. Было построено несколько десятков заводов, рудников, мельничные и мясоконсервные комбинаты, эфирный, сахарный и ферментационный заводы. Превращение Кыргызстана в индустриально-аграрную республику было закономерным и естественным продолжением его экономического развития.
Кроме того, проводились ударными темпами необходимые для того времени, мероприятия по переводу на оседлость. Так, за 1931-1935 года «массового оседания» на эти цели было инвестировано 34 миллиона рублей, в том числе 9,9 миллионов рублей из бюджета СССР; 4,5 миллиона рублей — РСФСР; 5,6 — Киргизской ССР [8, С.144].
Увеличилась добыча угля, строились лесопильные заводы на побережье Иссык-Куля. Для подъема экономики республики важное значение имело строительство новых промышленных объектов и сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги, связавшей Среднюю Азию с Сибирью.
В годы Великой Отечественной Войны, все отрасли промышленности Кыргызстана были перестроены на военный лад. Больше всего с трудностями в эти годы столкнулось сельское хозяйство и легкая промышленность. После победы в войне, перед Кыргызстаном возникли вопросы дальнейшего развития республики.
В 1966-79 годах введено в действие свыше 200 крупных предприятий, цехов, а в 1980-х годах были построены и введены в эксплуатацию магазины торговой площадью 97 тысяч квадратных метров, следовательно, объем розничной торговли значительно возрос. Однако,
несмотря на успехи, к моменту обретения независимости Кыргызстан подошел со слаборазвитой экономикой и низким уровнем инвестирования.
Демократически настроенные депутаты на выборах, прошедших 27 октября 1990, избрали первым Президентом Кыргызстана президента АН Аскара Акаева.
Политическая ситуация в Кыргызстане изменилась: страна избрала демократический путь развития. 31 августа 1991 Жогорку Кенеш Кыргызстана принял Декларацию «О государственной независимости Республики Кыргызстан» [9, Ст.530], согласно которой Кыргызстан был официально объявлен независимым государством.
Тем самым, после распада СССР в 1991 году, с обретением независимости, Кыргызстан встает на путь рыночных преобразований. Так, уже в декабре 1991 г. была принята широкая программа по приватизации.
Но ввиду того, что до 1991 года Кыргызстан служил источником сырья, которое отправляли на переработку в союзные республики, распад СССР обернулся для Киргизии сложнейшими экономическими проблемами: Кыргызстан не мог самостоятельно импортировать и экспортировать товары и вступать в экономические отношения с зарубежными странами, потому что 98% экспорта товаров шло на рынки Союза, разрыв хозяйственных связей на тот момент оказался особо болезненным. В течение 1992 г. инфляция приняла четырехзначные значения, с сокращением поставок из других государств СНГ остановилось более половины предприятий; острейшей проблемой стала безработица [10, с.137].
К 1993-94 годам промышленность страны продолжала падать еще сильнее, говорить о поступлениях иностранных инвестиций не приходилось.
Однако, Правительство того периода начинает активный процесс переговоров о заключении торговых и инвестиционных соглашений с иностранными государствами. Появляются идеи создания совместных предприятий в таких областях промышленности, как разведка и эксплуатация энергетических ресурсов, горнодобывающей отрасли, станкостроение и пищевая промышленность. Но, тем не менее, переход к рыночной экономике оказался трудным, ситуация стала проясняться лишь к 1995 году, уровень инфляции снизился, успешно решилась сложная проблема приватизации колхозов и совхозов, большая часть сельскохозяйственных угодий переходит в руки частных собственников.
К концу 90-х началу 2000 годов свыше 90% промышленной продукции производится частными предприятиями. И при создании национального законодательства правительство должно было это учитывать.
Закон Кыргызской Республики «Об иностранных инвестициях Кыргызской Республики» [11, Ст. 449], принятый 28 июня 1991 года, и утративший силу в сентябре 1997 года, содержал значительное число заимствований из законодательства Советского Союза, что отражает сложившуюся в СССР систему законодательного регулирования.
Закон КР «Об иностранных инвестициях Кыргызской Республики» продолжал сохранять своё действие достаточно долгий период времени. Более того, до сих пор неизменной остаётся и концепция правового регулирования иностранных инвестиций в Кыргызстане. В частности, основной формой инвестирования капитала в экономику Кыргызской Республики на сегодняшний день продолжает оставаться учреждение предприятий с иностранными инвестициями, наделённых статусом юридического лица по национальному законодательству Кыргызской Республики.
Большая часть норм Закона КР «Об иностранных инвестициях», а это 23 статьи из 42, которая касалась порядка создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
В процессе развития и определенных изменений мирового рынка, высокой степени риска иностранных инвесторов назрела объективная необходимость в усовершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей иностранные инвестиции.
Тем самым, 7 февраля 2003 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики был принят новый Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» [12] который устанавливает основные принципы государственной инвестиционной политики, направленные на улучшение инвестиционного климата в республике и стимулирование привлечения отечественных и иностранных инвестиций, посредством предоставления справедливого и равного правового режима инвесторам, не зависимо от их гражданства и постоянного места жительства. Кроме того, данный закон предоставляет гарантии защиты привлеченных инвестиций в экономику Кыргызской Республики, с принятием указанного закона утратил силу Закон КР «Об иностранных инвестициях».
Действующий Закон предусматривает обеспечение необходимых условий для привлечения инвестиций в экономику Кыргызстана, который учитывает рекомендации Организации по экономическому сотрудничеству и развитию по составлению законодательных актов об иностранных инвестициях, обобщившей опыт многих государств в этой области. Указанный закон включает положения о национальном режиме и принципе недискриминации, в данном случае имеется в виду, что сам национальный режим, т. е. те равные экономические и правовые условия, в которых действуют национальные и иностранные инвесторы, должен быть радикально улучшен. Таким образом, законодатель должен был кардинально изменить налоговое законодательство, т.е. собираемость налогов должна достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителей налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота; целенаправленной должна быть и политика государственной поддержки, стимулирования и финансирования инвесторов.
Более того, был создан Центр привлечения прямых инвестиций, который являлся структурным подразделением Государственного Комитета по управлению государственным имуществом и привлечению прямых инвестиций Кыргызской Республики.
Создается благоприятная среда для развития торговли и предпринимательства. Ведутся программы по привлечению частных инвестиций, Указом от 22 августа 2001 года был учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям, который должен был способствовать улучшению инвестиционной среды и обеспечению увеличения притока инвестиций в страну [13, с.10].
В целях оптимизации работы в сфере инвестиционной политики Указом Президента Кыргызской Республики от 24 февраля 2007 года образован Инвестиционный совет при Президенте Кыргызской Республики с участием представителей государственных органов, основных доноров (международных финансовых организаций), частного сектора (иностранных и отечественных инвесторов).
Инвестиционным советом инициированы и приняты в установленном порядке несколько нормативно правовые акты.
Эти нормативно-правовые акты направлены на упорядочение проверок, оптимизацию разрешительно-регуляторной системы, сокращение экспортно-импортных процедур, упрощение процедур открытия и ведения бизнеса, улучшения инвестиционного рейтинга страны в целом.
Далее в мае 2009 года был принят Закон КР «О государственно-частном партнерстве» [14], который является первым подобным законом в странах Центральной Азии. Указанный нормативно-правовой акт определяет правовые основы взаимоотношений между государством и бизнесом в решении общественно значимых задач в экономической сфере.
Также необходимо отметить работу Агентства развития и инвестирования сообщества (далее — АРИС), основной целью которого является содействие преодолению бедности в Кыргызской Республике, посредствам инвестиций. Для достижения этой цели АРИС выполняет три конкретные задачи: улучшает предоставление жизненно важных инфраструктурных услуг и облегчает к ним доступ; поддерживает развитие сельских частных и городских предприятий; улучшает управление на местном уровне.
Кроме того, в 2009 году для поддержки инвесторов было создано Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (далее — ЦАРИИ). Ведомство должно было заняться: формированием стратегий структурной перестройки экономики, поддержкой бизнеса и предпринимательства, привлечением инвестиций в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса, возможностями территорий и задачами умножения ресурсов; общей координацией и подготовкой бюджета развития республики; разработкой национальных экономических программ, национальных инфраструктурных проектов, инвестиционных программ, предложений по улучшению бизнес-среды в Кыргызстане» [15].
Однако ввиду сложной политической ситуации в Кыргызской Республике, а также в связи с несостоятельностью ЦАРИИ, данное ведомство было ликвидировано.
В период с 2010 г. Правительством Кыргызской Республики по сегодняшний день проводится работа по улучшению существующей законодательной базы, повышению квалификации кадров и развитию институциональных основ.
Таким образом, из всего вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на свою долгую и сложную историю, становление и развитие законодательства об инвестициях в Кыргызской Республике продолжается. И это не случайно, поскольку перед современным Кыргызстаном открываются новые перспективы притока инвестиций, важность и выгодность которых не приходится ставить под сомнение — они должны дать не только серьезный импульс оздоровлению, но и способствовать интеграции Кыргызстана в мировую экономику в качестве динамично развивающегося государства.
Литература
1. Мороз С.П. Предпринимательское право Республики Казахстан: Курс лекций. — Алматы: КОУ, 2008. — С. 169.
2. Мобиус М. Руководство для инвестора по развивающимся рынкам. // Пер. с англ. М.: Инвестиционная компания «Афон», АОЗТ «Гривна». — Москва 1995. — С. 19-20.
3. Иванесенко Л. История развития розничной торговли и экономических отношений Кыргызстана. // Современный и деловой Кыргызстан. — Бишкек, 2007. — С. 26.
4. История Кыргызстана: Подготовка к Государственным экзаменам по истории Кыргызстана. //У.Ч. Чотонов, Д.А. Абдрахманов.- Бишкек, 2004.-С. 45.
5. Иванесенко Л. История развития розничной торговли и экономических отношений Кыргызстана. // Современный и деловой Кыргызстан. — Бишкек, 2007. — С. 24-27.
6. К вопросу государственного строительства Советского Кыргызстана: СБ. док. — Фрунзе, 1964.; Бейшембиев Э.Д., Джунушалиев Д.Д., Мокрынин В.П., Плоских В.М. Указ. соч. С. 140.
7. К вопросу государственного строительства Советского Кыргызстана: СБ. док. — Фрунзе, 1964.; Бейшембиев Э.Д., Джунушалиев Д.Д., Мокрынин В.П., Плоских В.М. Указ. соч. С. 141.
8. К вопросу государственного строительства Советского Кыргызстана: СБ. док. — Фрунзе, 1964.; Бейшембиев Э.Д., Джунушалиев Д.Д., Мокрынин В.П., Плоских В.М. Указ. соч. С. 144.
9. Декларация «О государственной независимости Республики Кыргызстан» от 31 августа 1991 года №577-Х11. Принята постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан. // Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан. — 1991. — №17, ст.530.
10. Этнические и региональные конфликты в Евразии. -Кн. 1:Центральная Азия и Кавказ//Общ. ред. Малашенко А. и др.-Москва «Весь мир»,1997.-С. 137.
11. Закон Кыргызской Республики «Об иностранных инвестициях Кыргызской Республики» от 28 июня 1991 года, № 536-ХП. В ред. 24.09.1997 г. // Ведомости ВС РК, 1991 г. — № 13. — Ст. 449.
12. Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года, № 66 // Эркин-Тоо, от 4 апреля 2003 года. — №24.
13. Инвестиционный справочник 2002. Консультативный Совет по иностранным инвестициям. — Бишкек, 2002. — С. 10.
14. Закон КР «О государственно-частном партнерстве» от 11 мая 2009 года № 154. // СПС «ТОКТОМ».
15. Информационный портал «Центральная Азия»: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1256852640