2.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Сенников Игорь Евгеньевич, к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры предпринимательского права. Место работы: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобаческого. E-mail: i.sennikov@orgkhim. com
Аннотация: Статья посвящена анализу научных подходов, характеризующих сущность таких социально-правовых явлений, как правовое регулирование и реализация права. В статье обращается внимание на управленческий характер правового регулирования, при этом последнее характеризуется в качестве компонента социального управления. Автор приходит к выводу о сложном характере взаимодействия правового регулирования и реализации права, а также о том, что реализация права обнаруживает себя на разных стадиях (этапах) процесса правового регулирования.
Ключевые слова: правовое регулирование, реализация права, правовое отношение, индивидуально-правовое регулирование, стадии правового регулирования.
LEGAL REGULATION AND IMPLEMENTATION OF LAW: PROBLEMS IN INTERFACING
Sennikov Igor Evenievich, PhD at alw, associate professor. Position: associate professor at chair of commercial law. Place of employment: Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. E-mail: [email protected]
Annotation: This article provides analysis of scientific approaches describing the essence of such social and legal notions as legal regulation and implementation of law. The article is focused on a governing nature of legal regulation which is characterized as an element of social governance. The author comes to conclusion on a complex nature of interfacing between legal regulation and implementation of law. Another conclusion that could be drawn is that implementation of law is revealed at various stages (phases) of legal regulation process.
Keywords: legal regulation, implementation of law, legal relationship, individual legal governance, stages of legal regulation.
Проблемы правового регулирования и реализации права не одно десятилетие были предметом пристального внимания исследователей. В то же время далее не все аспекты указанных социально-правовых явлений получили надлежащее рассмотрение в юридической литературе. Следует также отметить, что в свете изменений, происходящих в общественно-политической жизни нашей страны, многие традиционные подходы к пониманию правового регулирования и реализации требуют серьезного переосмысления.
Нормативное регулирование общественных отношений на современном этапе осуществляется достаточно обширным набором социальных норм, которые могут быть объединены в отдельные группы. Подобным образом группируются моральные, религиозные, корпоративные, правовые нормы, нормы, составляющие содержание обычаев и традиций. Важнейшую роль в системе социальных регуляторов играет право.
Осуществляемое с помощью правовых норм и иных юридических средств воздействие на общественные
отношения определяется в общей теории права термином «правовое регулирование».
Наиболее распространенным в юридической литературе является определение, согласно которому правовое регулирование рассматривается в качестве осуществляемого при помощи целостной системы юридических средств (юридических норм, правовых отношений, индивидуальных предписаний и т.д.) процесса целенаправленного, нормативно-организационного упорядочения общественных отношений1. Следует отметить, что указанное определение отражает наиболее важные, существенные признаки изучаемого государственноправового явления; развернутое же понимание правового регулирования требует конкретизации и детализации его отдельных моментов.
Начало серьезному научному изучению правового регулирования как самостоятельного социальноправового феномена было положено в шестидесятые годы прошлого века. И надо сказать, что проведенные в те годы исследования были весьма плодотворны: многие полученные результаты в их первоначальном виде либо без каких-либо серьезных изменений используются современной правовой наукой.
Учеными-юристами были предложены разнообразные трактовки понятия «правовое регулирование». Так, С.Н. Братусь говорил о необходимости рассматривать правовое регулирование как установление нормами права границ поведения людей2. По мнению В.Б. Шейндлина, к регулирующей роли права следует отнести все формы юридического воздействия государства на поведение и деятельность людей, начиная с момента издания норм права, их применения компетентными органами и лицами и завершая обеспечением реализации норм права в конкретных правоотношениях, причем в необходимых случаях и принудительной силой государственного аппарата3. В.М. Горшенев трактует правовое регулирование как особый способ воздействия государства на общественные отношения, основное назначение которого состоит в том, чтобы организовать подчинение воли участников (субъектов) общественных отношений воле государства4. Организационные стороны указанного способа воздействия, по мнению ученого, составляют правотворческая и правоприменительная деятельность.
Нетрудно заметить, что представления ученых-юристов, полученные на первоначальных этапах изучения рассматриваемого социально-правового явления, характеризовали правовое регулирование как деятельность государства и его компетентных органов по созданию и применению юридических норм. Естественно, что при таком понимании за рамками правового регулирования оставалась деятельность невластных субъектов права, направленная на реализацию юридических норм и положений правоприменительных актов.
1 См., например: Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. - С. 348; Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1995. -С. 209; Дмитрук Н.В. Теория государства и права: Учеб. пособие. -М.: Новое знание, 2002. - С. 124; Комаров С.А. Общая теория права. - М.: Юрайт, 1997. - С. 380; Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. - М. АО «Центр ЮрИнфоР»,
2001. - С. 15-16.
2 Братусь С.Н. Имущественные и организационные отношения и их правовое регулирование в СССР // Вопросы общей теории советского права. - М.: Госюриздат, 1960. - С. 71.
3 Шейндлин В.Б. Норма права и правоотношение // Вопросы общей теории советского права. - М.: Госюриздат, 1960. - С. 139.
4 Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. - М.: Госюриздат, 1963. - С. 31-32.
Иное мнение о содержании правового регулирования высказал С.С. Алексеев. Ученый считает, что правовое регулирование не ограничивается деятельностью государства, его компетентных органов (должностных лиц) по созданию правовых норм, а также условий их осуществления и завершается фактической реализацией участниками правоотношений субъективных прав и юридических обязанностей5.
В этом смысле утверждения ученого полностью соответствуют наиболее распространенному в юридической литературе пониманию реализации права в виде процесса и результата воплощения, практического осуществления юридических предписаний в правомерных действиях (фактической правомерной деятельности) граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений6 либо как процесса исполнения юридических обязанностей, использования субъективных прав и соблюдения запретов7.
Думается, что точка зрения С.С. Алексеева и других авторов, считающих реализацию права, осуществляемую невластными субъектами, одним из этапов правового регулирования, более близка к истине, нежели позиция ученых, ограничивающих сферу правовой регламентации принятием юридических норм (С.Н. Братусь), либо деятельностью государства и его органов по упорядочению общественных отношений (В.М. Горшенев, Ф.Н. Фаткуллин, В.Б. Шейндлин, Л.С. Явич). Таким образом, необходимо признать, что правовое регулирование начинается с формирования правовых возможностей и юридических обязанностей (в силу государственного их опосредования и закрепления в нормах законодательства) и завершается их использованием в ходе социальной практики8.
Подтверждение сказанным словам выявляется при рассмотрении управленческой природы правового регулирования. Правовое регулирование носит ярко выраженный управленческий характер и поэтому является одним из компонентов социального управления. В системно-структурном плане социальное управление, как и любую другую самоуправляемую систему, составляют непрерывно двусторонне взаимодействующие подсистемы - управляющая, которая является субъектом управления, и управляемая, представляющая собой социальный объект воздействия9. Право в
5 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Юрид. лит., 1966. - С. 171.
6 См., например: Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. - С. 114; Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Вопросы теории. - Свердловск: Сред.-Уральск. кн. изд-во, 1973. - С. 7; Кожевников С.Н. Реализация права, юридическое толкование, законность. - Н.Новгород: Издательство «Общество «Интелсервис»,
2002. - С. 7; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2001. - С. 327; Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. -М.: Издательство М.Ю. Тихомирова, 1997. - С. 384.
7 Завадская Л.Н. Проблемы реализации права // Правовая система социализма. Функционирование и развитие. Книга 2. - М.: Юрид. лит., 1987. - С. 138; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. - М.: Юрид. лит., 1973. - С. 435; Осипов А.В. Соблюдение норм советского права как форма их непосредственной реализации: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1980. - С. 27.
Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - С. 45.
9 См., например: Афанасьев В.Г. Научное управление общест-
вом (опыт системного исследования). - М.: Политиздат, 1973. - С.
26; Гиндев П. Демократия и общественный прогресс. - М.: Издательство «Прогресс», 1972. - С. 145; Горшенев В.М. Способы и
организационные формы правового регулирования в социалисти-
социальной управляющей системе, как отмечалось в юридической литературе, играет роль средства осуществления определенных аспектов социального управления.
Правовое регулирование не замыкается в рамках функционирования управляющей подсистемы, оно связано с деятельностью как субъектов управления, так и управляемого объекта. Такое положение вещей определяется тем, что и субъектом, и объектом управления выступают отдельные члены человеческого общества либо их коллективные образования. В обществе вряд ли возможна жесткая привязка одних социальных субъектов к управляющей, а других - к управляемой подсистеме. Скорее, наоборот, то, что в данном общественном отношении является объектом управления, в другом общественном отношении превращается в полноценного управляющего субъекта. Например, правоприменитель, будучи объектом социального управления со стороны законотворческих органов, является субъектом управления для лиц и организаций, не наделенных властными полномочиями. Тем не менее, в целях научного исследования условное отнесение субъектов человеческого общества к соответствующей подсистеме социального управления необходимо.
Обе подсистемы социального управления составляют две грани одного сложного по содержанию явления объективной действительности. Также и правовое регулирование как один из аспектов социального управления не может быть сведено только к специфической деятельности управляющих субъектов и не может не затрагивать деятельность членов общества, являющихся объектом управления. Другое дело, что нельзя ставить в один ряд в качестве однородных деятельность субъектов и объектов управления - должностных лиц (компетентных органов), принимающих, а также применяющих нормы права, и иных лиц, чье поведение находится под непосредственным влиянием юридических норм и актов применения права.
Многие группы общественных отношений в силу присущих им свойств не могут быть упорядочены исчерпывающим образом в результате правотворческой деятельности. Такие отношения, помимо регламентации, осуществляемой юридическими нормами, требуют индивидуального правового регулирования, которое заключается в установлении четких масштабов поведения участников правоотношения, персонификации мер юридической ответственности и т.д. применительно к конкретному жизненному случаю.
Очевидно, что деятельность компетентных органов власти и должностных лиц по принятию правовых норм охватывается понятием «правовое регулирование». Однако не таким однозначным является вопрос об отнесении к сфере правовой регламентации общественных отношений индивидуально-правового регулирования. Не способствует решению проблемы и тот факт, что в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию указанного социальноправового явления.
Как указывает Ф.Н. Фаткуллин, индивидуальноправовое регулирование может при первом приближении трактоваться как властная деятельность компетентного субъекта, заключающаяся в упорядочении на основе действующих норм права общественных отношений путем конкретизации масштаба поведения их
ческом обществе. - М.: Юрид. лит., 1972. - С. 6; Дюрягин И.Я. Право и управление. - М.: Юрид. лит., 1981. - С 49.
персональных участников после установления требуемых для этого фактов10. При подобном понимании индивидуально-правового регулирования его субъектами выступают исключительно властные государственные или муниципальные органы, их должностные лица, а в некоторых случаях также уполномоченные общественные организации.
По словам В.И. Леушина, индивидуальное правовое регулирование имеет две разновидности:
а) правоприменительное регулирование, осуществляемое государственными распорядительными и юрисдикционными органами, а также уполномоченными на то общественными организациями;
б) автономное регулирование, осуществляемое гражданами и организациями самостоятельно, то есть независимо от государства, и состоящее в определении ими взаимных субъективных прав и обязанностей11.
Позиция В.И. Леушина, по сути, объединяет, синтезирует приведенные выше «властный» и «невластный (договорный, автономный)» подходы к пониманию индивидуально-правового регулирования.
Думается, есть достаточные основания утверждать, что правовое регулирование общественных отношений присутствует во всех случаях, когда имеет место не только нормативное, но и властное индивидуальное решение юридического характера, призванное установить правовое положение субъектов, определить модель (масштаб) их поведения посредством субъективных прав, обязанностей и (или) запретов.
Относительное разграничение управляющей и управляемой подсистем предполагает, что субъектом и объектом управления применительно к конкретному общественному отношению выступают различные социальные организации или отдельные лица. Поэтому деятельность участников общественных отношений, которые на основании и в рамках правовых норм своими собственными действиями (договоры, контракты, соглашения об уплате алиментов, иные соглашения) конкретизируют субъективные права и обязанности, выбирая тот или иной вариант поведения, нельзя охарактеризовать в качестве регулятивной. В подобных случаях имеет место типичная правореализационная саморегуляция собственного поведения.
Для правильного понимания юридической регламентации общественных отношений важным является установление стадий (этапов), которые проходит правовое регулирование в процессе своего развития.
В.К. Бабаев выделяет две стадии правового регулирования: регламентации общественных отношений и действия юридических норм1 . Первая из них предполагает урегулирование с помощью права определенных сфер или областей общественных отношений, которое осуществляется путем закрепления в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и обязанностей, установлении ответственности за нарушение юридических предписаний. Вторая стадия, по мнению ученого, заключается в реализации действующих правовых норм. Согласно наиболее распространенному в юридической литера-
10 Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории права и государства. Учебное пособие. - Казань: Спектр, 2000. - С. 57.
11 Леушин В.И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. - С. 28.
12 Бабаев В.К. Теория современного советского права. -Н.Новгород: ВШ МВД РСФСР, 1991. - С. 33.
туре мнению (поддерживается С.С. Алексеевым13, А.И. Бобылевым14, А.Я. Курбатовым15, Р.К. Русино-вым16, А.Ф. Черданцевым17 и др.), правовое регулирование составляют три основные стадии: формирование и действие правовых норм (общенормативное регулирование); возникновение субъективных прав и обязанностей (правоотношений); реализация права (реализация субъективных прав и юридических обязанностей).
Нельзя не отметить сходства приведенных точек зрения. Все авторы в качестве начального и конечного этапов правового регулирования видят соответственно принятие юридических норм и их реализацию, то есть не ограничивают правовое регулирование сферой деятельности компетентных органов власти - созданием и применением норм права. Этим подчеркивается связь между правовым воздействием на общественные отношения, осуществляемым с помощью организованной системы юридических средств, и результатом указанного воздействия - актами реализации права. Наиболее же существенная разница во мнениях определяется необходимостью выделения в качестве самостоятельного этапа правового регулирования стадии возникновения субъективных прав и обязанностей (правоотношений).
Динамика развития правоотношения подчиняется следующей логике. Вначале, при наступлении соответствующего юридического факта (фактического состава), правоотношение складывается и функционирует в виде образной модели поведения, взаимной индивидуализированной юридической связи субъектов, осуществляемой посредством прав и обязанностей. Причем правоотношения, находящиеся в указанной фазе развития, - это наличные отношения, обладающие самостоятельной социальной ценностью. Далее, когда права и обязанности реализуются в фактическом поведении субъектов, правоотношение, наполняясь реальным живым содержанием, начинает существовать в качестве объективно оформленного конкретного общественного отношения.
Рассматривая динамику развития правоотношения, необходимо иметь в виду следующее. Правовое отношение при определенных обстоятельствах может так и остаться образной моделью поведения, конкретизирующей положение правовой нормы применительно к реальному жизненному случаю, как бы «застыть» в идеальной фазе существования. Такая ситуация будет иметь место тогда, когда участники правоотношения, обладающие корреспондирующими субъективными правами и юридическими обязанностями, не предпримут фактических действий по их реализации. И наоборот, правовая норма, а также закрепленные в ней субъективные права и юридические обязанности ни при каких условиях не смогут быть реализованы в правомерном поведении участников
13 Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II. - М.: Юрид. лит., 1982. - С. 26.
14 Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. - 1999. - № 5. - С. 107108.
15 Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. -М. АО «Центр ЮрИнфоР», 2001 С. 24-25.
16 Русинов Р.К. Правовое регулирование и его механизм // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Пере-валова. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000. - С. 274-276.
17 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.: Юрайт-М, 2001. - С. 347.
правоотношения, минуя этап существования правоотношения в качестве индивидуализированной юридической связи его субъектов. Следовательно, стадия возникновения правоотношений (прав и обязанностей), где происходит индивидуализация положений правовой нормы применительно к конкретной жизненной ситуации путем формирования образной модели поведения субъектов правоотношения, является обязательным самостоятельным этапом правового регулирования.
Подытоживая изложение материала, считаем возможным сделать следующие выводы. Правовое регулирование обладает отчетливо выраженным управленческим характером и поэтому выступает одним из компонентов социального управления. В системноструктурном плане социальное управление составляют две взаимодействующие подсистемы - управляющая (субъект воздействия) и управляемая (объект воздействия). Социальное управление не может быть сведено к функционированию одной из указанных подсистем, их относительное размежевание возможно только в научных целях. В реальной жизни объект и субъект управления - две грани единого, но сложного по содержанию явления объективной действительности. В силу этого правовое регулирование должно включать в себя как соответствующую деятельность субъектов управления (правотворческие и правоприменительные органы), так и результативную сторону воздействия - деятельность управляемого объекта, направленную на реализацию юридических норм.
Характер взаимоотношений правового регулирования общественных отношений и реализации норм права достаточно сложен. Прежде всего, осуществление норм права обнаруживает себя на разных этапах правового регулирования. Реализация права имеет место на стадии возникновения правоотношений (субъективных прав и юридических обязанностей), поскольку возникновение правового отношения, имеющего вид юридической модели поведения субъектов, представляет собой наличную правореализацию. В качестве правомерного поведения, направленного на использование субъективных прав и исполнение юридических обязанностей, реализация норм права присутствует на завершающей стадии процесса правового регулирования, которая именуется стадией реализации правоотношения (реализации субъективных прав и юридических обязанностей). Указанный вывод в полной мере подходит для характеристики правоприменительной деятельности: применение юридических норм также присутствует на различных этапах правового регулирования, в одних случаях являясь необходимой предпосылкой возникновения, изменения либо прекращения правоотношений, в других - завершая процесс реализации норм права.
В одних ситуациях процессы реализации юридических норм представляют собой результат правового воздействия на общественные отношения (например, реализация права, осуществляемая невластными субъектами), в других - сами акты реализации права призваны оказать регулятивное воздействие на поведение людей (применение права компетентными органами власти).
Список литературы:
Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Юрид. лит., 1966
Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II. - М.: Юрид. лит., 1982
Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999 Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1995
Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). - М.: Политиздат, 1973
Бабаев В.К. Теория современного советского права. -Н.Новгород: ВШ МВД РСФСР, 1991 Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. -1999. - № 5
Братусь С.Н. Имущественные и организационные отношения и их правовое регулирование в СССР // Вопросы общей теории советского права. - М.: Госюр-издат, 1960
Гиндев П. Демократия и общественный прогресс. -М.: Издательство «Прогресс», 1972 Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1972 Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. - М.: Госюриздат, 1963 Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987 Дмитрук Н.В. Теория государства и права: Учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2002 Дюрягин И.Я. Право и управление. - М.: Юрид. лит., 1981
Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Вопросы теории. - Свердловск: Сред.-Уральск. кн. изд-во, 1973
Завадская Л.Н. Проблемы реализации права // Правовая система социализма. Функционирование и развитие. Книга 2. - М.: Юрид. лит., 1987 Кожевников С.Н. Реализация права, юридическое толкование, законность. - Н.Новгород: Издательство «Общество «Интелсервис», 2002 Комаров С.А. Общая теория права. - М.: Юрайт, 1997 Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. - М. АО «Центр ЮрИнфоР», 2001 Леушин В.И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. - М.: Юрид. лит., 1973 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2001 Осипов А.В. Соблюдение норм советского права как форма их непосредственной реализации: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1980 Русинов Р.К. Правовое регулирование и его механизм // Теория государства и права / Под ред. В.М. Ко-рельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000
Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: Издательство М.Ю. Тихомирова, 1997 Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории права и государства. Учебное пособие. - Казань: Спектр, 2000 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.: Юрайт-М, 2001 Шейндлин В.Б. Норма права и правоотношение // Вопросы общей теории советского права. - М.: Госюриздат, 1960
Literature list:
Alekseev S. Mechanics of legal Regulation in the Socialist State. - Ed. Legal Literature, Moscow, 1966 Alekseev S. General Theory of Law. Volumes I and II -Ed. Legal Literature, Moscow, 1982 Alekseev S. Law: Basics-Theory-Philosophy: Experience in Comprehensive Study. - Ed. Statut, Moscow, 1999 Alekseev S. Theory of Law. - Ed. BEK, Moscow, 1995 Afanasiev V. Scientific Approach in Social Governance (Experience in Systematic Study) - Ed. Politizdat, Moscow, 1973 Babaev V. Theory of Modern Soviet Law. - Academy of RSFSR Ministry of the Interior, Nizhny Novgorod, 1991 Bobylev A. Mechanics of Legal Influencing on Social Relationship // State and Law Issue 5, 1999 Bratus S. Property and Organisational Relationship and their Legal Regulation in the USSR // Problems of General Theory of the Soviet Law - Ed. Gosjurizdat, Moscow, 1960
Gindev P. Democracy and Social Progress - Ed. Progress, Moscow, 1972 Gorshenev V. Practices and Forms of Organisation of Legal Governance in the Soviet Society - Ed. Legal Literature, Moscow, 1972 Gorshenev V. Participation of Public Organisations in Legal regulation - Ed. Gosjurizdat, Moscow, 1963 Grevtsov Y. Legal Relationship and Implementation of Law - Ed. University of Leningrad, Leningrad 1987 Dmitruk N. Theory of State and Law. Study Guide - Ed. Novoe Znanie, Moscow, 2002 Duryagin I. Law and Governance - Ed. Legal Literature, Moscow, 1981
Duryagin I. Implementation of the Soviet Legal Norms. Questions in Theory - Ed. Middle Urals Publishing, Sverdlovsk, 1973 Zavadskaya L. Problems in Implementation of Law // Socialist Legal System. Functioning and Development. Book 2 - Ed. Legal Literature, Moscow, 1987 Kozhevnikov S. Implementation of Law. Legal Interpretation. Legality - Ed. Intelservice Company, Nizhny Novgorod, 2002 Komarov S. General Theory of Law - Ed. Yurait, Moscow, 1997 Kurbatov A. Combination of Private and Public Interests at Legal Regulation of Entrepreneurial Activity - Ed. AO JurInfoR Center, Moscow, 20O1 Leushin V. Legal Practice in the Soviet System of Social Relationship - Ed. University of Krasnoyarsk, Kransoyarsk, 1987 Marxist-Leninist General Theory of State and Law. Socialist Law - Ed. Legal Literature, Moscow, 1973 Matuzov N., Malko A. Theory of State and Law - Ed. Jurist, Moscow, 2001 Osipov A. Compliance with Norms of the Soviet Law as a Form of their Direct Implementation. LL.D thesis, Saratov, 1980
Rusinov R. legal Regulation and its Mechanics // Theory of State and Law / Ed. by V. Korelski and V. Perevalov -Ed. NORMA (NORMA-INFRA-M Publishing), Moscow, 2000
Tikhomirova L., Tikhomirov M. Encyclopedia of Law / Ed. by M.Tikhomirov - Ed. M. Tikhomirov Publishing, Moscow, 1997
Fatkullin F. Problems of Theory of Law and State. Study Guide - Ed. Spektr, Kazan, 2000 Cherdantsev А. Theory of State and Law - Ed. Yurait-M, Moscow, 2001
Sheindlin V. Legal Norm and Legal Relationship // Problems of General Theory of the Soviet Law - Ed. Gosjurizdat, Moscow, 1960
отзыв
на статью Сенникова И.Е, «Правовое регулирование и реализация права: проблемы взаимодействия»
Несмотря на то, что вопросы правового регулирования и реализации права достаточно серьезно исследованы в юридической литературе, их актуальность в современных условия* не снижается. Подобное положение вещей определяется значением, которым указанные социально-правовые явления обладают в рамках правовой системы общества: правовое
регулирование заключает в себе сущность правового воздействия на общественные отношения, а реализация права является основным критерием эффективности такого воздействия.
Сенннковым И.Е. на основе признания управленческой природы правового регулирования, представляющего собой процесс непрерывного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем, делается вывод о том, что процессы правового регулирования органически включают в себя правореализационную деятельность невластных субъектов права. Данное положение не является новым для юридической науки, хотя разделяется далеко не всеми учеными; новизну представляет аргументация автора, позволяющая прийти к указанному выводу. Заслуживает внимания суждение автора о сложном характере взаимодействия процессов правового регулирования и реализации права. В силу чего реализация юридических норм обнаруживает себя на разных стадиях правового регулирования: стадии возникновения правоотношений (субъективных прав и юридических обязанностей) и следующей стадии, в рамках которой происходит осуществление субъективных прав и юридических обязанностей
Стиль рецензируемой статьи вполне соответствует научному изложению обозначенных в работе вопросов. В работе использованы заимствования со ссылкой на авторов и источники заимствования; объем заимствований не превышает допустимого уровня; ссылки оформлены в соответствии с требованиями ГОСТа; текст отвечает требованиям, предъявляемым к оформлению научных статей.
Сказанное выше позволяет заключить, что текст статьи, выполненной Сенниковым И.Е., может быть принят и направлен в издательство. Статья рекомендуется для опубликования в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук*
Начальник кафедры общеправовых дисциплин Нижегородской академии МВД России
к.ю.н., доцент у- Н.В. Макарейко