Кобелев Дмитрий Николаевич
Центр экспертизы и правовой защиты (e-mail: [email protected])
Луцай Анатолий Анатольевич
Центр экспертизы и правовой защиты (e-mail: [email protected])
Бабурин Дмитрий Александрович
Центр экспертизы и правовой защиты (e-mail: [email protected])
Правовое регулирование и обеспечение отдельных видов деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности
В статье осуществлен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих антитеррористическую деятельность подразделений специального назначения пограничных органов, их полномочий. Указаны категории нормативных правовых актов, на основании которых осуществляется указанная деятельность. Сформулирован ряд теоретических выводов, рассмотрен вопрос правового регулирования применения пограничными органами официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений.
Ключевые слова: правовое обеспечение, антитеррористическая деятельность, пограничные органы, контртеррористическая операция, правовое регулирование, официальное предостережение.
D.N. Kobelev, Expertise and Legal Protection Center; e-mail: [email protected]; A.A. Lutsay, Expertise and Legal Protection Center; e-mail: [email protected]; D.A. Baburin, Expertise and Legal Protection Center; e-mail: [email protected] Legal regulation and specific activities of border authorities of the federal security service The article gives overview of normative legal documents regulating the anti-terrorist activity of the Border Authorities' Special Forces Units and their scope of power. Author provides a conclusion identifying categories of regulatory documents that serve as ground for the above activity. A number of theoretical outcomes is represented, and a matter of legal regulation of an official warning on inadmissibility of actions creating crime conditions is considered.
Key words: legal support, anti-terrorist activity, Border's Authorities, counter-terrorism operation, legal regulation, official warning.
Военно-юридическая наука на современном этапе не имеет конвергентного подхода к толкованию терминов «правовое регулирование», «правовое обеспечение» применительно к военно-правовым проблемам, связанным с деятельностью пограничных органов, реализацией их полномочий. Многие исследователи дают определение правового регулирования через понятие «правовое воздействие». Следует согласиться с С.С. Алексеевым, Н.И. Матузовым, А.В. Малько, И.А. Иванниковым, В.Н. Хропа-нюком, по мнению которых предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, а правовое регулирование, в отличие от правового воздействия, всегда связано с установлением конкретных прав и обя-
занностей субъектов, с прямым предписанием о необходимом и допустимом.
Еще одной категорией, используемой в юридической науке и находящейся в тесном взаимодействии с правовым регулированием, является «правовое обеспечение». Употребление рассматриваемого понятия актуально, по мнению Д.Н. Кобелева, Д.А. Бабурина, при анализе какой-либо деятельности государственных органов, например «правовое обеспечение антитеррористической деятельности» [1] или «правовое обеспечение полномочий пограничных органов при осуществлении различных видов пограничной деятельности».
Нормы права составляют основу правового регулирования. Они содержатся в различных правовых и административных актах, издаваемых уполномоченными органами и лицами с
144
целью определения границ дозволенного и недозволенного, разделения труда, осуществления рациональной кооперации и специализации. Такие акты издаются, начиная с федерального уровня и заканчивая ведомственными приказами, определяющими должностные регламенты сотрудников государственных органов. Именно совокупность данных правовых актов и образует понятие «правовое обеспечение».
В русском языке слово «обеспечить» имеет несколько значений, одно из которых: «создать все необходимые условия для осуществления чего-либо, гарантировать что-либо» [2]. Основываясь на данном определении, Д.Н. Кобелев считает возможным согласиться с тем, что правовое обеспечение - это сложная динамическая система, включающая совокупность юридических норм, реализация которых позволяет осуществлять определенный вид деятельности на законных основаниях, строго в правовых рамках и в режиме законности; составными частями (элементами) этой системы являются не только нормы-правила, непосредственно регулирующие (регламентирующие) в рамках конкретных правоотношений поведение субъектов, но и исходные правовые нормы (нормы-принципы, нормы-дефиниции), определяющие цели и задачи деятельности, принципы, статус и компетенцию субъектов [3]. Вместе с тем, результаты проведенного Д.А. Бабуриным исследования свидетельствуют, что правовое обеспечение полномочий пограничных органов представляет собой комплекс мер нормотвор-ческого характера, которые осуществляются органами государственной власти, органами военного управления и должностными лицами пограничных органов, направлены на создание и совершенствование правовой основы, регламентирующей общественные отношения в сфере защиты и охраны государственной границы, на реализацию этих норм, а также на осуществление регулярного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере указанных общественных отношений.
По мнению авторов, необходимо исследовать сложившиеся взгляды на понятие «правовое регулирование пограничной деятельности» и с учетом полученных выводов рассмотреть термин «правовое регулирование применения пограничными органами официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений», обосновав авторское понятие, а также проанализировать состояние правового обеспечения деятельности подразделений специального назначения пограничных органов, в том числе и при реализации их полномочий.
Сущность и структуру правового регулирования пограничной деятельности одним из
первых определил С.С. Байманов, хотя в своей работе он и не предложил дефиниции правового регулирования пограничной деятельности [4].
Р.Л. Гальчук под правовым регулированием пограничной деятельности понимает «целенаправленное правовое воздействие на общественные отношения, связанные с обеспечением пограничной безопасности Российской Федерации, и волевое поведение их участников, организованное с помощью специальной системы юридических средств (механизма правового регулирования пограничной деятельности)» [5].
Среди работ, посвященных правовому регулированию других направлений и аспектов деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности, можно выделить труды А.Г. Винниченко и П.В. Стрельникова [6, с. 60; 7].
В интересах пограничной деятельности пограничные органы осуществляют несколько видов деятельности, два из которых авторы хотели бы рассмотреть подробнее. Это вопросы, касающиеся оперативно-боевой деятельности пограничных органов, а также применения пограничными органами официального предостережения.
Результаты анализа оперативно-боевой деятельности пограничных органов, осуществляемой в целях пресечения террористической деятельности посредством проведения специальных операций, позволили Д.Н. Кобе-леву определить ее как антитеррористическую деятельность [1]. Она осуществляется, как правило, при непосредственном участии подразделений специального назначения пограничных органов. Указанный вывод, по мнению Д.Н. Кобелева, детерминирует необходимость более подробно остановиться на нормах права, регулирующих этот вид деятельности.
Вопросы правового обеспечения деятельности подразделений специального назначения пограничных органов практически остались за рамками научного интереса ученых, несмотря на явную теоретическую и практическую значимость. По мнению Д.Н. Кобелева, можно выделить два вида причин указанного противоречия: организационные (структурно пограничные органы входят в систему органов федеральной службы безопасности, и без скрупулезного изучения структуры не сразу видно наличие специальных подразделений) и правовые (большинство правовых актов, регламентирующих деятельность всех подразделений специального назначения федеральной службы безопасности, носят общий характер и созданы без учета особенностей деятельности по охране и обороне государственной границы).
145
Осуществление анализа норм права необходимо начать с понимания разграничения источников на нормы международного и национального законодательства. Нормы международного права напрямую не регулируют деятельность подразделений специального назначения, но при этом имеют достаточно важное значение, т.к. закладывают основу антитеррористической деятельности в мире, направлены на выработку единых стандартов и подходов к проблеме терроризма.
Международные договоры в исследуемой области можно разделить на следующие группы.
Первая группа - это международные правовые акты, содержащие нормы, позволяющие государству ограничивать права как своих граждан, так и иностранцев, лиц без гражданства и пределы применимого к ним насилия, а также регламентирующие обязанность государства регулировать порядок введения и проведения особых режимов, при которых становится возможным ограничение прав и свобод и применение мер силового принуждения в отношении лиц, представляющих общественную безопасность.
Вторая группа - это международные договоры, составляющие международно-правовую основу противодействия терроризму. Это, прежде всего, двенадцать универсальных конвенций ООН по вопросам борьбы с терроризмом. Значительное место занимают многосторонние международные соглашения, принимаемые в рамках международных региональных организаций [8; 9; 10; 11; 12]. Как показывает практика международных отношений, наиболее эффективными и подробными являются двухсторонние соглашения, регулирующие отдельные направления сотрудничества. Они могут приниматься как самостоятельно, так и в рамках реализации обязанностей государства по многосторонним соглашениям.
Важность норм международного права именно для подразделений специального назначения заключается в том, что они наделяют государство возможностью проведения национальными специальными службами специальных операций на территории других государств и возможностью преследования террористов-иностранцев, совершивших преступления на территории любого государства.
Основу норм национального законодательства составляют положения Конституции Российской Федерации. Наиболее важными применительно к рассматриваемому вопросу являются те, которые направлены на ограничение прав и свобод граждан в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности (ст. 55) [13]. Именно данное по-
ложение позволяет подразделениям специального назначения при осуществлении контртеррористической операции и оперативно-боевых операций ограничивать права и свободы не только собственных граждан, но и иностранных граждан и лиц без гражданства, выступая при этом как представители федерального органа власти в области безопасности. Однако не стоит забывать о том, что согласно действующим нормам международного права существует ряд прав и свобод, ограничение которых невозможно (ст. 20, 21, 23, 24, 28, 34, 40, 46-54 Конституции РФ).
Универсальным для всех участников антитеррористической деятельности является федеральное законодательство. Ему присущи две основных характеристики: именно в нем находит отражение порядок реализации своих обязанностей государством; оно обязательно на территории всего государства и для всех участников антитеррористической деятельности.
Положения п. «б.1» ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» закрепляют за органами безопасности право осуществлять оперативно-боевую деятельность, в связи с чем п. «о» предоставляет им право создавать в своей системе подразделения специального назначения для непосредственного осуществления такого рода деятельности [14].
Одним из наиболее значимых вопросов, решаемых на данном уровне, является регулирование порядка применения оружия, специальных средств и физической силы сотрудниками органов безопасности. Федеральное законодательство закрепляет такие понятия, как оружие, специальные средства, предел применения физической силы и т.д. [15]. Общие правила нашли свое отражение в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ст. 12), где раскрываются основания для их применения [14]. Нельзя забывать об особенностях деятельности рассматриваемой категории подразделений специального назначения. Помимо общих норм, на них распространяется действие и специальных. В качестве таковых служит Закон РФ «О государственной границе» [16] и постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. № 80 «Об утверждении правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации» [17]. Анализ данных документов подтверждает наличие особенностей деятельности именно в пограничном пространстве Российской Федерации. При этом четко просматривается иерархия
146
правовых норм. В Законе РФ «О государственной границе Российской Федерации» получили закрепление основания для применения оружия, специальных средств и физической силы. В свою очередь постановление Правительства РФ закрепило четкий порядок действий сотрудников по их реализации.
Федеральное законодательство развивается поступательно, и наряду с общими нормами имеются и специальные в области антитеррористической деятельности. Особую роль в рассматриваемой области играет Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним [18]. Именно данным законом (ст. 3) введена такая правовая категория, как «правовой режим контртеррористической операции» (далее - КТО) [18]. Эта норма закладывает основы для организации взаимодействия подразделений -участников антитеррористической деятельности, которые получают закрепление в межведомственных правовых актах. Помимо основ взаимодействия, в указанном правовом акте (ст. 11) раскрывается и основание для ограничения прав и свобод личности при проведении КТО [18].
Результаты анализа федерального законодательства позволяют утверждать, что непосредственно подразделения специального назначения пограничных органов не проводят самостоятельно КТО в силу отсутствия таких полномочий, за исключением морских районов (бассейнов). В соответствии с подп. «б» п. 5 Указа Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» в случае совершения террористического акта на территории муниципального образования и в прилегающих к ней внутренних морских водах до начала действия оперативного штаба руководство по осуществлению первоочередных мер возлагается на руководителя соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности, а при совершении такого акта в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, в других морских пространствах, а также на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, руководство возлагается на начальника соответствующего подразделения пограничного органа федеральной службы безопасности в установленной зоне ответственности [19], как и планирование мероприятий по предотвращению и недопущению террористических актов. Фак-
тически речь идет не только о реагировании на уже совершенный террористический акт, а о проведении планомерных мероприятий, направленных на его предотвращение.
Следующая категория источников норм антитеррористической деятельности представляет собой межведомственные приказы ФСБ России и других ведомств. Данная категория правовых актов направлена, прежде всего, на закрепление основ взаимодействия органов безопасности с подразделениями других участников антитеррористической деятельности, разграничение полномочий между ними. Ввиду того, что межведомственные приказы ФСБ России носят закрытый характер, провести их анализ в данной статье не представляется возможным.
Последняя категория - это ведомственные и подзаконные правовые акты, которые определяют как состав, так и типовое положение подразделений специального назначения, регламентируют порядок создания, подготовки, деятельности, формирования, привлечения сил и средств к участию в КТО, раскрывают основные методы действий и полномочия рассматриваемых подразделений.
Анализируя деятельность по применению пограничными органами официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, по мнению А.А Луцай, следует отметить, что она напрямую не отнесена к пограничной деятельности ни одним нормативным правовым документом. Как представляется, исходя из положений ст. 13.1 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», указанная деятельность будет являться разновидностью деятельности пограничных органов по применению мер профилактики или, иначе говоря, профилактической деятельностью. В силу своей специфики применение пограничными органами официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, тесно связано с отдельными видами деятельности пограничных органов, осуществляемыми в интересах пограничной деятельности, а также входящими в состав оперативно-служебной деятельности пограничных органов.
Так, в результате анализа сущности контрразведывательной деятельности, по мнению А.А. Луцай, следует прийти к выводу, что данная деятельность осуществляется пограничными органами в целях предупреждения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций сопредельного государства, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации в пограничной сфере.
147
Другой вид деятельности пограничных органов - оперативно-розыскная деятельность -является одним из основных при проверке пограничным органом сведений об осуществлении физическим лицом действий, создающих условия для совершения преступлений. Деятельность по проверке сведений об осуществлении физическим лицом действий, создающих условия для совершения преступлений, может также осуществляться в процессе проверки сообщений о совершенном или готовящемся преступлении. Указанная проверка отнесена ведомственными документами к уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов и осуществляется в соответствии с УПК РФ и Инструкцией по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 16 мая 2006 г. № 205 [20].
Кроме указанных видов деятельности, к полномочиям пограничных органов отнесены участие в борьбе с терроризмом и преступностью. Представляется, что применение пограничными органами официального предостережения будет решать вопросы предупреждения указанных угроз путем их профилактики.
Анализ подходов к определению термина «правовое регулирование пограничной деятельности», применение метода аналогии позволили А.А. Луцай определить «правовое регулирование применения пограничными органами официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений» как «целенаправленное правовое воздействие на общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений и угроз безопасности Российской Федерации, отнесенных к ведению органов федеральной службы безопасности, и волевое поведение их участников, организованное с помощью специальной системы юридических средств».
В качестве цели правового регулирования применения пограничными органами официального предостережения, по мнению А.А. Лу-цай, следует рассматривать упорядочивание общественных отношений в сфере осуществляемой пограничными органами профилактики правонарушений и угроз безопасности Российской Федерации, отнесенных к ведению органов федеральной службы безопасности, создание максимально благоприятных условий для осуществления указанной деятельности.
Под предметом правового регулирования понимают совокупность общественных отношений, которые подпадают под нормативно-организа-
ционное воздействие юридических норм и иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования, и в конкретных социально-политических условиях нуждаются в таком воздействии. При этом непосредственным предметом правового регулирования (в наиболее общем виде) всегда выступает волевое поведение участников общественных отношений (индивидов и их коллективов) на различных уровнях (действия, операции, деятельность и др.).
Исходя из вышеизложенного, предмет правового регулирования применения пограничными органами официального предостережения, по мнению А.А. Луцай, составляет особая группа общественных отношений, возникающих в сфере профилактики правонарушений и угроз безопасности Российской Федерации, отнесенных к ведению органов федеральной службы безопасности.
Непосредственным предметом правового регулирования применения пограничными органами официального предостережения является волевая деятельность субъектов общественных отношений в сфере профилактики правонарушений и угроз безопасности Российской Федерации, отнесенных к ведению органов федеральной службы безопасности. Результатом рассматриваемой деятельности является поддержание необходимого уровня национальной безопасности.
Таким образом, применение пограничными органами официального предостережения следует рассматривать в качестве самостоятельной, дискретной разновидности оперативно-служебной деятельности пограничных органов - профилактической деятельности, поскольку она может осуществляться в интересах как пограничной деятельности, так и других направлений деятельности органов Федеральной службы безопасности (контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и преступностью в части, касающейся предупреждения правонарушений и угроз). Антитеррористическая деятельность подразделений специального назначения пограничных органов осуществляется на основании норм права, которые получили свое закрепление в следующих категориях нормативных правовых актов: международные договоры, определяющие основные принципы и методы, а также государственную политику противодействия терроризму; Конституция Российской Федерации, закрепляющая возможность ограничения прав и свобод граждан, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в зоне действия режима КТО; федеральное законодательство, в котором закрепляются основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы
148
профилактики терроризма и борьбы с ним, а также порядок реализации государством своих обязанностей, взятых в соответствии с нормами международного права; межведомственные приказы, определяющие порядок взаимодействия между подразделениями специального назначения (подразделениями) различных органов государственной власти при осуществлении антитеррористической деятельности в различных условиях и на различных объектах; ведомственные приказы, регулирующие правовой статус подразделений специального назначения пограничных органов и их сотрудников, регламентирующие порядок планирования, использования сил и средств для проведения конкретных ОБМ при осуществлении КТО.
Все элементы правового обеспечения различных видов деятельности пограничных органов и их полномочий имеют важное значение, несовершенство одного из них влечет невозможность существования всей системы. Применительно к рассматриваемому вопросу
1. Кобелев Д.Н., Луцай А. А. К вопросу о содержании понятия «антитеррористическая деятельность» // Общество и право. 2016. № 3(57).
2. Князькова Г.П. и др. Словарь русского языка: в 4 т. М, 1958. Т. 2.
3. Кириков А.В., Рыбаков Д.В. Понятие и значение правого обеспечения предупреждения преступлений // Право: теория и практика. 2002. № 11.
4. Байманов С. С. Правовое регулирование пограничной деятельности // Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: науч.-практ. коммент. /под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М., 2006.
5. Гальчук Р.Л. Механизм правового регулирования пограничной деятельности в Российской Федерации: сущность, структура и критерии эффективности. Ростов н/Д, 2009.
6. Винниченко А. Г. Правовое регулирование пограничного режима в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
7. Стрельников П. В. Правовое регулирование деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности по противодействию незаконной миграции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
8. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сент. 1963 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
с учетом практической составляющей антитеррористической деятельности подразделений специального назначения наиболее значимое место в системе элементов правового обеспечения антитеррористической деятельности подразделений специального назначения пограничных органов занимают межведомственные правовые акты. Данный тезис основан на том, что, во-первых, антитеррористическая деятельность носит комплексный характер, в связи с чем решение поставленных задач одним органом государственной власти фактически невозможно. Во-вторых, в некоторых случаях деятельность террористических организаций осуществляется на обширной территории, что требует объединения усилий подразделений различных органов исполнительной власти. В-третьих, любая силовая операция по противодействию терроризму должна обеспечивать безопасность местного населения, и достижение данной цели становится возможным только при объединении усилий нескольких ведомств.
1. Kobelev D.N., Lutzay A.A. About the «antiterrorist activity» concept content // Society and law. 2016. № 3(57).
2. Knyazkova G.P. et al. Dictionary of Russian language: in 4 vol. Moscow, 1958. Vol. 2.
3. Kirikov A.V., Rybakov D.V. The concept and importance of the law ensuring the prevention of crimes // Law: theory and practice. 2002. № 11.
4. Baimanov S.S. Legal regulation of border activities // Legal regulation of the Federal Security Service of the Russian Federation to ensure national security: sci. and pract. comment. / ed. by V.N. Ushakov, I.L. Trunov. Moscow, 2006.
5. Galchuk R.L. The mechanism of legal regulation of border activities in the Russian Federation: the nature, structure and performance criteria. Rostov-on-Don, 2009.
6. Vinnichenko A.G. Legal regulation of the border regime in the Russian Federation: diss. ... Candidate of Law. Moscow, 2002.
7. Strelnikov P.V. Legal regulation of activities of border agencies of the Federal Service for combating illegal immigration security: auth. abstr. ... Candidate of Law. Moscow, 2008.
8. The Convention on Offenses and Certain Other Acts Committed on Board Aircraft (Tokyo, Sept. 14, 1963). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
9. The Convention on the Prevention and Punishment of Crimes against Internationally Protected Persons, including Diplomatic Agents (New York, Dec. 14, 1973). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
149
9. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк 14 дек. 1973 г.) Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 дек. 1979 г.). Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».
11. Договор о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Го -сударств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июля 1999 г.) // Собр. законодательства РФ. 2006. № 22. Ст. 2291.
12. Заявление глав государств - участников Содружества Независимых Государств о борьбе с международным терроризмом (Астана, 16 сент. 2004 г.) // Щит и меч. 2004. № 38.
13. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
14. О федеральной службе безопасности: федер. закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
15. Об оружии: федер. закон от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ: по сост. на 20 июля 2016 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
16. О государственной границе: закон РФ от 1 апр.1993 г.: по сост. на 3 июля 2016 г. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».
17. Об утверждении правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 24 февр. 2010 г. (в ред. от 18 мая 2011 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
18. О противодействии терроризму: фе-дер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (в ред. от 20 июля 2016 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
19. О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму: указ Президента РФ от 26 дек. 2015 г. № 664 (в ред. от 27 дек. 2016 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
20. Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности: утв. приказом ФСБ России от 16 мая 2006 г. № 205. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
10. The International Convention against the Taking of Hostages (New York, Dec. 17, 1979). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
11. The agreement on cooperation of the Commonwealth of Independent States in Combating Terrorism (Minsk, July 4, 1999) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2006. № 22. Art. 2291.
12. Declaration of Heads of Member States of the Commonwealth of Independent States on combating international terrorism (Astana, Sept. 16, 2004) // Sword and shield. 2004. № 38.
13. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on Dec. 12, 1993: as of July 21, 2014. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
14. On the Federal Security Service: fed. law d.d. Apr. 3, 1995 № 40-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
15. On weapons: fed. law d.d. Dec 13, 1996 № 150-FL: as of July 20, 2016. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
16. On the state border: law of the Russian Federation d.d. Apr. 1, 1993: as of July 3, 2016. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
17. On approval of the rules of the use of weapons and military equipment in the protection of the state border of the Russian Federation, the exclusive economic zone and continental shelf of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Febr. 24, 2010 (as amended on May 18, 2011). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
18. On combating terrorism: fed. law d.d. March 6, 2006 № 35-FL (as amended. on July 20, 2016). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
19. On measures to improve governance in the field of counter-terrorism: decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec. 26, 2015 № 664 (as amended on Dec. 27, 2016). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
20. On approval of the Regulations on the organization in the Federal Security Service of reception, registration and verification of reports of crimes and other information about the crimes and events that threaten the personal and public safety: approved by the order of the Russian Federal Security Service on May 16, 2006 № 205. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
150