Кобелев Дмитрий Николаевич
Калининградский центр судебной экспертизы и оценки
(e-mail: [email protected])
Понятие и сущность антитеррористической деятельности подразделений специального
назначения пограничных органов федеральной службы безопасности
В статье дано определение понятия «антитеррористическая деятельность», выделены основные элементы, образующие содержание антитеррористической деятельности подразделений специального назначения пограничных органов федеральной службы безопасности, дано авторское определение содержания антитеррористической деятельности подразделений специального назначения пограничных органов федеральной службы безопасности.
Ключевые слова: антитеррористическая деятельность, подразделения специального назначения, противодействие терроризму, борьба с терроризмом, объект и субъект антитеррористической деятельности, внутриведомственные правовые акты.
D.N. Kobelev, Kaliningrad Center of Judicial Examination and Evaluation; e-mail: [email protected]
The concept and essence of anti-terrorist activity of the detachments of special designation of the boundary bodies of federal security service
The article defines the concept of «anti-terrorist activity», identifies the main elements that form content of anti-terrorist activity of the unconventional units of the Federal Security Service bother authorities. The article provides an author's understanding of anti-terrorist activity carried out by the unconventional units of Federal Security Service bother authorities.
Key words: anti-terrorist activity, unconventional units, counter terrorism, anti-terrorism efforts, coordinator and subject of anti-terrorism activity, intradepartmental regulatory documents.
События, которые за последнее десятилетие происходят в мире, свидетельствуют о существенных изменениях терроризма. Это связано, прежде всего, с тем, что классическое понятие терроризма, рассматриваемое рядом ученых [1; 2; 3], не отображает изменения, происходящие в действительности. Террористическая деятельность, если рассматривать ее глобально, несет угрозу государственности в целом. Так, по данным Национального антитеррористического комитета, в 2016 г. предотвращено в 2,3 раза больше терактов, чем за 2015 г., что подтверждает сохранение террористической активности на территории Российской Федерации [4].
Создание Исламского государства Ирака и Леванте (далее - ИГИЛ) стало высшей точкой развития организации террористической направленности. Государство ИГИЛ с 2013 г. начало действовать на территории Сирии и Ирака в качестве непризнанного квазигосударства с шариатской формой правления, а 29 июня 2014 г. было провозглашено в качестве всемирного халифата со столицей в Эр-Ракка. Помимо Сирии и Ирака, ИГИЛ или подконтроль-
ные ему группировки участвовали в боевых действиях в Ливии, Ливане, Пакистане, Афганистане, Алжире, Египте, Йемене, Нигерии, вели и продолжают вести по настоящее время террористическую деятельность в некоторых других странах, в результате чего были признаны многими странами и международными организациями как террористическая организация [5; 6]. Это и является главной опасностью данного вида террористической организации, так как она несет угрозу территориальной целостности уже существующих государств. В мире, в целом, закончилось формирование государственной территории и фактически единственным способом получения территории становится агрессия со стороны новых образований.
Целостность и неприкосновенность территории находится в ведении Российской Федерации [7, ст. 4] и является основным элементом государства, а их защита и обеспечение - основа его существования. На достижение данной цели направлены положения Конституции России, запрещающие создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв без-
215
опасности, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни [7, ст. 13].
Для определения сущности антитеррористической деятельности подразделений специального назначения пограничных органов федеральной службы безопасности (далее -пограничные органы) вначале необходимо рассмотреть данные категории.
Под «сущностью» в философии понимается все то, что делает явление самим собой, т.е. тем, что определяет его природу (сущность -стержень явления). Говоря о сущности какого-либо явления, мы всегда затрагиваем (определяем) его «содержание», а оно, в свою очередь, образует все те элементы и связи между этими элементами, которыми обрастает сущность, т.е. сущность явления определяет его содержание [8]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что «сущность» и «содержание» -это категории, неразрывно связанные между собой и образующие друг друга.
Что же касается термина «антитеррористическая деятельность», то необходимо заметить об упоминании его в нормативных правовых актах [9, п. «д» ст. 4 р. I; 10, п. «б» ст. 1; 11, ст. 5 р. V; 12, п. «ж» ст. 2; 13, ст. 10 р. II], рассмотрении в научно-исследовательских работах [14; 15; 16], но на сегодняшний день нет единого понятийного аппарата относительно данного направления и его сущности (содержания).
Для осуществления антитеррористической деятельности подразделениями специального назначения пограничных органов необходимо в первую очередь определить ее сущность. Никогда не будет возможности сформировать нормативную базу, на которой будет основываться антитеррористическая деятельность, определить организационную составляющую этой деятельности, если не установлен предмет исследования. Также возникнут трудности с выделением комплекса методов, способов и средств, посредством которых должна осуществляться эта деятельность. Исходя из этого, с точки зрения автора, используя системно-структурный анализ, проведенный в других работах, «под антитеррористической деятельностью следует понимать деятельность международных организаций, государств и их органов власти, основанную на реализации норм международного и национального законодательства, имеющую своей целью предупреждение и борьбу с террористической деятельностью во всех ее проявлениях, минимизацию по-
следствий от нее, осуществляемую в общих и специальных формах» [17, с. 242].
По мнению автора, при рассмотрении сущности антитеррористической деятельности подразделений специального назначения пограничных органов следует использовать уже сформированную систему на основе изученных ранее теоретических положений [17].
Внутригосударственные субъекты антитеррористической деятельности можно разделить на три больших группы:
в ведении первой группы находится определение основ, направлений деятельности, установление компетенций федеральных органов исполнительной власти, а также организация самой деятельности этих органов и координация действий других субъектов: Президент РФ, Правительство РФ, Национальный антитеррористический комитет;
основной задачей второй группы является предупреждение терроризма, минимизация и ликвидация последствий террористической деятельности: федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и т.д.;
субъекты третьей группы, исходя из полномочий, наличия сил и средств, осуществляют борьбу с терроризмом: силовые ведомства.
При рассмотрении последней категории необходимо отметить главенствующее положение органов федеральной службы безопасности (далее - ФСБ России) в исследуемой области. Доказательством является закрепление в ст. 8 Указа Президента РФ № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» задач, в числе которых:
выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности;
организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя России, насильственный захват или насильственное удержание власти [18].
Важно отметить, что именно ФСБ России является активным участником международных отношений в рассматриваемой области и выступает в роли как участника международных переговоров, так и органа государственной власти, на который возлагаются задачи по реализации взятых на себя государством обязательств в соответствии с нормами международных договоров. Значимость норм
216
международного права непосредственно для подразделений специального назначения заключается в том, что они наделяют государство возможностью проведения национальными специальными службами специальных операций и преследования террористов-иностранцев, совершивших преступления, на территории других государств, с которыми заключены двухсторонние или многосторонние международные соглашения.
Продолжая рассматривать исследуемую область, необходимо выделить основную задачу подразделений специального назначения: это реализация таких полномочий органов федеральной службы безопасности, как предупреждение и противодействие террористической и диверсионной деятельности.
Например, применение специальных подразделений, спецслужб для нейтрализации террористов и ведения переговоров с ними Дж. Поланд выводит в отдельную стадию противодействия терроризму [19, с. 192].
Опираясь на определение автора, можно сделать вывод о том, что подразделения специального назначения не могут рассматриваться в качестве полноценного субъекта антитеррористической деятельности, так как выполняют только ограниченное количество функций, а именно предупреждение и противодействие террористической и диверсионной деятельности. Но даже предупреждение осуществляется в специальных формах, например проведение мероприятий по нейтрализации террористов до проведения террористического акта.
Вторым элементом являются нормативные правовые акты, регламентирующие антитеррористическую деятельность. Значение международных договоров для подразделений специального назначения, как уже отмечалось автором, сводится к тому, что на такие подразделения возлагаются задачи по реализации отдельных положений указанных нормативных актов, что выражается в качестве положений национальных нормативных правовых актов и ведомственных инструкций. Например, при проведении зимних Олимпийских игр в Сочи подразделения специального назначения (в том числе пограничных органов) реализовыва-ли обязанность государства, принимавшего у себя игры, по обеспечению безопасности проведения массовых спортивных мероприятий [20, с. 177-187].
В регулировании деятельности подразделений специального назначения первостепенное значение имеют внутриведомственные правовые акты. Это обусловлено, прежде всего,
следующими факторами: необходимость защиты информации (персональных данных) в отношении лиц, участвующих в проведении антитеррористической деятельности; обеспечение доступа к информации, содержащей особенности тактики действий подразделений специального назначения, ограниченный круг лиц; обеспечение скрытности проводимых мероприятий; раскрытие особенностей реализации форм антитеррористической деятельности подразделений.
В качестве третьего элемента системы антитеррористической деятельности выступает объект. В силу своей специфики подразделения специального назначения пограничных органов реализуют свои функции в пределах ограниченного пространства. Основные усилия сосредоточиваются на действиях, ограниченных пограничным пространством Российской Федерации, как на суше, так и на море, но допустимо их использование и в иных направлениях. Например, обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной охране, обеспечение безопасности проводимых международных мероприятий, таких как встреча глав государств.
Четвертый элемент, а именно формы и методы осуществления антитеррористической деятельности подразделениями специального назначения пограничных органов, тоже имеет свои особенности. Как уже отмечалось автором выше, подразделения специального назначения применяются для реализации только отдельных функций антитеррористической деятельности.
Например, Е.Н. Егоров утверждает о существовании в мире двух направлений борьбы с терроризмом: до 2000-х гг. - стратегия антитерроризма (реакция на уже совершенные противоправные действия) и после 2000-х гг. -стратегия контртерроризма (наступательные действия в отношении терроризма). А на основании уже проведенного анализа выделяет в Российской Федерации «антитеррористическую» стратегию до 2006 г., так как в России в основном действия силовых структур были частично ответными, и с 2006 г. «контртеррористическую», так как она ориентирована на предупреждение террористических акций, а не на их пресечение. При этом автор отмечает, что использование силы является наиболее частым методом противодействия террору [21, с. 51]. При этом термин «сила» в указанном исследовании значительно расходится по содержанию с общепринятым. Сюда включается нанесение периодических точечных ударов,
217
проведение кампаний по подавлению военной интервенции, проведение силовых операций, осуществление защитных мер силового характера в отношении различных объектов и т.д.
Из всего многообразия форм противодействия терроризму, используемых различными субъектами (например, наиболее универсальные - антитеррористические действия, мероприятия и операции), автор считает необходимым выделить те направления, которые будут выступать в качестве характерных для подразделений специального назначения в антитеррористической деятельности: участие в проведении специальных операций, целью которых является уничтожение или похищение террористов; участие в проведении оперативных мероприятий с целью проникновения агентуры в террористические сети, добывания необходимой информации; осуществление силовых операций по нейтрализации террористов и предотвращение проведения террористического акта; осуществление защитных мероприятий, нацеленных на охрану объектов,
представляющих потенциальный интерес для террористов.
Таким образом, сущность антитеррористической деятельности подразделений специального назначения пограничных органов федеральной службы безопасности целесообразно рассматривать через содержание этой деятельности с выделением основных элементов, которые ее образуют, анализом их совокупности и исследованием взаимодействия между ними.
Автор приходит к выводу, что под содержанием антитеррористической деятельности подразделений специального назначения пограничных органов федеральной службы безопасности следует понимать совершение на основании правовых норм Российской Федерации подразделениями специального назначения пограничных органов действий, осуществляемых как самостоятельно, так и в тесном взаимодействии с представителями иных органов государственной власти, в пределах пограничного пространства России и реализуемых преимущественно в силовых формах.
1. Коваленко Н.А. Антитеррористическая деятельность муниципальных органов власти в городских поселениях: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. М., 2008.
2. Нозиков В.Н., Печерская Е.А., Печерский А.В., Грузин Д. П. Антитеррористическая безопасность: учеб. пособие / под ред. А.Я. Гришина. Пенза, 2006.
3. Сидоренко А.Г., Тихомиров Ю.В. Терроризм и антитеррористическая безопасность в контексте истории и современной геополитики. М., 2011.
4. URL: http://izvestia.ru/news/626672 (дата обращения: 01.08.2016).
5. URL: http://tass.ru/info/1264570 (дата обращения: 01.08.2016).
6. URL: https://www.bfm.ru/news/304817 (дата обращения: 12.09.2016).
7. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (по сост. на 21 июля 2014 г.) // Рос. газ. 1993. 12 дек.
8. URL: http://studopedia.ru/6_6216_filosofskoe-ponyatie-sushchnosti.html
9. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 5 окт. 2009 г. // Рос. газ. 2009. 20 окт.
10. О компетенции Федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области
1. Kovalenko N.A. Anti-terrorism activity of municipal authorities within residential areas: sociological analysis: diss. ... Candidate of Sociology. Moscow, 2008.
2. Nozikov V.N., PecherskayaE.A., PecherskiyA.V., Gruzin D.P. Anti-terrorist security: study aid / ed. by A.Ya. Grishin. Penza, 2006.
3. Sidorenko A.G., Tikhomirov Yu.V. Terrorism and anti-terrorism security within a context of history and modern geopolitics. Moscow, 2011.
4. URL: http://izvestia.ru/news/626672 (date of access: 01.08.2016).
5. URL: http://tass.ru/info/1264570 (date of access: 01.08.2016).
6. URL: https://www.bfm.ru/news/304817 (date of access: 12.09.2016).
7. Constitution of the Russian Federation: approved by national vote on Dec. 12, 1993 (as of July 21, 2014) // Russian newsp. 1993. Dec. 12.
8. URL: http://studopedia.ru/6_6216_filosofskoe-ponyatie-sushchnosti.html
9. The Concept of combating terrorism in the Russian Federation: approved by the President of the Russian Federation on Oct. 5, 2009 // Russian newsp. 2009. Oct. 20.
10. On authority of Federal Executive Bodies governed by the Government of the Russian Federation in respect to counter terrorism: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. May 4, 2008 № 333 (as of June 6, 2013). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
218
противодействия терроризму: постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г. № 333 (по сост. на 6 июня 2013 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 22 нояб. 2008 г. № 1734-р. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 2 окт. 2009 г. № 780. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».
13. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий): постановление Правительства РФ от 29 авг. 2014 г. № 875. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Шевелев А. В. Антитеррористическая деятельность в системе безопасности региона России: дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2011.
15. Гапон А.А. Министерство внутренних дел Российской Федерации как структурно-функциональный элемент механизма антитеррористической деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008.
16. Макорин А.А. Организация антитеррористической деятельности в органах внутренних дел (по материалам Федеральной антитеррористической комиссии): дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.
17. Кобелев Д.Н., Луцай А. А. К вопросу о содержании понятия «антитеррористическая деятельность» // Общество и право. 2016. № 3(57).
18. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 11 авг. 2003 г. № 960 // Собр. законодательства РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.
19. Poland J. Understanding terrorism groups, strategies. Sacramento. 1988.
20. Кобелев Д.Н. Актуальные вопросы обеспечения безопасности морских портов // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 2(32).
21. Егоров Е.Н. Противодействие терроризму и религиозному экстремизму: опыт государств Центральной Азии : дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2015.
11. On approval of the Russian Federation transport strategy for the period up to 2030: order of the Government of the Russian Federation d.d. Nov. 22, 2008 № 1734-p. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
12. On special aspects of measurements uniformity during the Russian Federation defense and security activities: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Oct. 2, 2009 № 780. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
13. On approval of requirements to antiterrorism security of facilities (areas) of Federal Service for Technical and Export Control, its local bodies and subdivisions, and security passport form for these facilities (areas): resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Aug. 29, 2014 № 875. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
14. Shevelev A.V. Anti-terrorism activity within regional security structure of Russia: diss. ... Candidate of Sociology. Tymen, 2011.
15. Gapon A.A. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation as structural-functional element of anti-terrorism activity process: diss. ... Candidate of Law. St. Peresburg, 2008.
16. Makorkin A.A. Organizing of anti-terrorism activity within internal affairs bodies (based on materials of Federal Anti-terrorism Committee): diss.... Candidate of Law. Moscow, 2003.
17. Kobelev D.N., Lutsai A.A. About the «antiterrorist activity» concept content // Society and law. 2016. № 3(57).
18. Issues of Federal Security Service of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Aug. 11, 2003 № 960 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2003. № 33. Art. 3254.
19. Poland J. Understanding terrorism groups, strategies. Sacramento. 1988.
20. Kobelev D.N. Pressing questions on maritime ports antiterrorist security // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2016. № 2(32).
21. Egorov E.N. Countermeasures to terrorism and religious extremism: experience of Central Asian countries: diss. ... Candidate of Political Sciences. St. Petersburg, 2015.
219