ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ВУЗОВ ОТ УЧАСТИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ ОБЩЕСТВ
УДК 378
Алексей Владимирович Дюжов
к.э.н.; доцент; доцент каф. «Финансового
права» МЭСИ
Тел. 8 910 4829709
Эл. почта: [email protected]
Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ предоставил право научным и образовательным учреждениям создавать хозяйственные общества. Целью создания таких хозяйствующих обществ законодатель видит в практическом применении и внедрении результатов интеллектуальной деятельности. Основной налог, с которым придется встретиться научным и образовательным учреждениям - это налог на прибыль организаций. Ключевые слова: создавать хозяйственные общества, практическое применение и внедрение результатов интеллектуальной деятельности, налог на прибыль организаций.
Alexei V. Dujov
PhD, associate professor of Financial Law department, MESI Tel. +7 910 4829709 E-mail [email protected]
LEGAL REGULATION OF INSTITUTION'S OF HIGHER EDUCATION INCOME FROM PARTICIPATION IN OTHER LEGAL ENTITIES
Institutions of higher education were allowed to participate in legal entities in accordance with federal law № 217-ФЗ dated August 2, 2009. The aim of such entities is practical application and introduction of results of intellectual research activities. The main tax which institutions of higher education are subject for is corporate income tax. Keywords: registration of entity, practical application and introduction of results of intellectual research activities, corporate income tax.
Законы подобны паутине:
если в них попадается бессильный и легкий,
они выдержат, если большой - он разорвет их и вырвется.
Солон
ок .640-ок. 559 до н. э.
Реформатор и военачальник, правитель Афин
Принятый Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» предоставил право бюджетным научным учреждениям и высшим учебным заведениям, которыми являются бюджетные образовательные учреждения, а также созданным государственными академиями наук научным учреждениям и высшим учебным заведениям (далее - научным и образовательным учреждениям) создавать хозяйственные общества. Создание хозяйственных обществ происходит без согласования этого решения с федеральными органами исполнительной власти или государственными академиями наук. Данная процедура также может происходить совместно с другими лицами. Все вышеперечисленное содержит новый 8 пункт статьи 27 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В целях реализации Федерального закона №217-ФЗ Министерством образования и науки РФ было выпущено письмо от 7 августа 2009 г. № ВМ-790/04, которое содержит уже более четкое направление того, кому направлено это изменение. Это - бюджетные научные учреждения и высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, а также созданные государственными академиями наук научные учреждения и высшие учебные заведения.
Напомним, государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-Ф3).
В силу положения ст.6 Бюджетного кодекса РФ предыдущей редакции
«бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы». В современной редакции место понятия «бюджетное учреждение» заменено понятием «казенное учреждение». «Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы». (В редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-Ф3.)
В соответствии с п.1 ст.92 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями на 29 декабря 2010 года) (редакция, действующая с 1 января 2011 года) - «Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости насе-
ления, физической культуры и спорта, а также в иных сферах».
Последняя организационно-правовая форма, в которой может быть государственное или муниципальное учреждение, определена в Законе от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В ст.2 Закона .№174-ФЗ определено, что - «Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (часть дополнена с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 215-ФЗ; дополнена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-Ф3)».
В целях конкретизации нормы Федерального закона №217-ФЗ в письме Министерством образования и науки РФ № ВМ-790/04 приводятся условия, которых необходимо придерживаться при создании хозяйствующих обществ. К ним относятся:
- предметом деятельности создаваемых хозяйственных обществ является практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД), исключительные права, на которые принадлежат соответствующим учреждениям;
- в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества должно вноситься право использования РИД, исключительные права на которые сохраняются за соответствующими учреждениями. При этом право использования РИД должно вноситься в уставный капитал хозяйственного общества на основании решения учредителя (учредителей) о создании хозяйственного общества путем заключения лицензионного договора, заключаемого между научным или образовательным учреждением и хозяйственным обществом после внесения записи о государственной регистрации хозяйственного общества в единый государственный реестр юридических лиц;
- перечень РИД, право использования, которых может вноситься в уставный капитал хозяйственных обществ по лицензионному договору, является закрытым и включает в себя только изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау);
- в случае привлечения соучредителей при создании хозяйственных обществ доля научного или образовательного учреждения в уставном капитале создаваемого общества должна составлять более 25 процентов для акционерных обществ и более одной трети для обществ с ограниченной ответственностью;
- в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации создаваемого хозяйственного общества научное или образовательное учреждение обязано направить уведомление о создании хозяйственного общества в Министерство образования и науки Российской Федерации.
В целях практической реализации положений Федерального закона научному или образовательному учреждению, планирующему создать хозяйственное общество, необходимо осуществить следующие действия:
1) провести в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 г. № 148н (зарегистрирован в Минюсте России 12.02.2009 г. № 13309), бюджетный учет РИД, права на которые в силу положений действующего законодательства или заключенного учреждением договора, принадлежат научному или образовательному учреждению. При постановке РИД на бюджетный учет должна быть определена стоимость соответствующего РИД на основании затрат на его создание (приобретение);
2) провести оценку права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставный капитал хозяйственного общества, а также оценку иного имущества, вносимого в уставный капитал хозяйственного общества. Такая оценка не может быть ниже расходов, понесенных учреждением при приобретении, создании соответствующих результатов интеллектуальной деятельности и обеспечении условий для их использования в запланиро-
ванных целях. При этом необходимо учитывать, что в случае, если научное или образовательное учреждение планирует оценить стоимость права использования РИД на сумму более пятисот тысяч рублей, должен быть привлечен независимый оценщик;
3) определить, будет ли научное или образовательное учреждение являться единственным учредителем хозяйственного общества либо будут привлечены соучредители. Доля (акции) соучредителей в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) соучредителей в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества;
4) принять решение о создании хозяйственного общества или провести собрание учредителей, на котором будет принято решение о создании хозяйственного общества. В решении о создании хозяйственного общества должны быть отражены следующие вопросы: создание хозяйственного общества определенной организационно-правовой формы и с определенным названием; определение местонахождения общества; определение размера уставного капитала хозяйственного общества и размера доли каждого участника в уставном капитале хозяйственного общества; определение порядка оплаты долей участниками общества; утверждение устава хозяйственного общества; назначение единоличного исполнительного органа (если это не относится в соответствии с уставом хозяйственного общества к компетенции наблюдательного совета); формирование (при наличии в соответствии с уставом) коллегиального исполнительного органа и наблюдательного совета (совета директоров); осуществление государственной регистрации общества;
5) подать в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения создаваемого хозяйственного общества документы на государственную регистрацию;
№6 (2), 2012
32
6) уведомить Минобрнауки России о создании хозяйственного общества в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества;
7) рекомендуется уведомить федеральный орган исполнительной власти или государственную академию наук (по подведомственности);
8) заключить лицензионный договор с созданным хозяйственным обществом и зарегистрировать лицензионный договор в Роспатенте (в том случае, если результат интеллектуальной деятельности, право на использование которого передается, подлежит государственной регистрации).
Вне всякого сомнения, целью создания таких хозяйствующих обществ законодатель видит в практическом применении и внедрении результатов интеллектуальной деятельности. В свою очередь данное применение и внедрение должно привести к получению дополнительных источников доходов научных и образовательных учреждений.
В целях правового обеспечения управления полученными средствами в письме Министерства образования и науки РФ № ВМ-790/04 пояснено, что доход от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются созданные государственными академиями наук научные учреждения, и часть прибыли хозяйственных обществ, полученной данными научными учреждениями (дивиденды), включены в состав источников формирования средств от приносящей доход деятельности. При этом полученный доход может быть использован на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также осуществление уставной деятельности данных научных учреждений.
Таким образом, данные денежные средства поступают научным и образовательным учреждениям от созданных хозяйственных обществ в виде доходов от:
• распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ;
• владения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в виде дивидендов.
В дальнейшем после уплаты всех установленных налогов, средства поступают в самостоятельное распоряжение научных и образовательных
учреждений и учитываются отдельно. Они могут быть направлены только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных высших учебных заведений.
Также необходимо отметить, что распоряжение долями или акциями в уставных капиталах созданных хозяйствующих обществ возможно лишь с предварительного согласия государственных органов или государственных академий наук, в ведении которых находятся соответствующие научные или образовательные учреждения.
Наиболее щепетильным, остается вопрос уплаты обязательных платежей как созданным хозяйствующим обществом, так и научным и образовательным учреждениям от вновь созданной деятельности. Основной налог, с которым придется встретиться научным и образовательным учреждениям в результате осуществления выше описанной деятельности, это налог на прибыль организаций. Все значимые характеристики налога содержаться в 25 главе Налогового кодекса РФ. Даже если научное и образовательное учреждение осуществляет уплату единого налога при применение упрощенной системы налогообложения, все равно обложение доходов при работе с созданным хозяйствующим обществом будет осуществляться по правилам главы 25 НК РФ. Это определяет пункт 2 статьи 346.11 НК РФ. Напомним, применение упрощенной системы налогообложения регламентируется главой 26.2 НК РФ.
С 1 января 2012 года НК РФ пополнился большим количеством изменений и дополнений, которые могут повлиять на налогообложение данного дохода.
Прежде всего, это те, которые есть в статье 284 НК РФ и во вновь появившихся статьях 284.1 и 284.2 НК РФ.
Статья 284.1 НК РФ устанавливает ставку 0% и основание для ее применения организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность. Право на применение ставки 0% имеют организации, осуществляющие образовательную деятельность и удовлетворяющие следующим условиям: • деятельность, которую осуществляет образовательная организация, должна входить в Перечень видов образовательной деятельности, который должно установить Правительство РФ;
• образовательная организация должна иметь лицензию;
• доходы от образовательной деятельности, а также от выполнения НИОКР должны составлять не менее 90% всех доходов организации либо отсутствовать;
• в штате организации должно числиться не менее 15 работников;
• в налоговом периоде должны отсутствовать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
Очевидно, что хозяйствующее общества, создаваемые научными и образовательными учреждениями не могут применять ставку 0%, так как они как минимум являются коммерческими организациями. А, как известно, образовательной деятельностью в РФ могут заниматься только некоммерческие организации.
Статья 284.2 НК РФ определяет особенности применения налоговой ставки 0 % к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций. Но применение данной статьи к описанной ситуации, также не возможно, так как в пункте 1 статьи 284.2 НК РФ установлено условие при котором, на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале организаций) хозяйствующих обществ они должны непрерывно принадлежат научным и образовательным учреждениям на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет. А изменение, установленное Законом №217-ФЗ от 2 августа 2009 г. появилось только в 2009 году.
Поэтому, на первый взгляд, в данной ситуации возможно применение только ставок установленных статьей 284 НК РФ. А именно: «по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки: 1) 0 процентов - по доходам, полученным научным и образовательным учреждением в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающее дивиденды научное и образовательное учреждение в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды хозяйствующем или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответс-
твующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов;
2) 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов по всем остальным случаям».
Однако при подробном изучении природы полученного дохода, верным будет являться применение пп. 3 п.2 статьи 43 НК РФ, в соответствии с которым: «Не признаются дивидендами выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации». При условии, что уставной капитал хозяйствующего общества полностью состоит из вкладов этого научного и образовательного учреждения.
Что касается созданного хозяйствующего общества, то налоговое законодательство предоставляет ему выбор: либо применять общий режим налогообложения и уплачивать налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, либо применять упрощенную систему налогообложения и уплачивать единый налог. Право применять упрощенную систему налогообложения предоставляет абз. 4 п.п. 11 п. 3 статьи 346.12 НК РФ.
Помимо Налогового кодекса РФ существует ряд нормативных актов, устанавливающих обязанность уплачивать обязательные платежи. Одним из таких нормативных актов является Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования». На первый взгляд можно сказать, что уплата страховых взносов ни кой образом не влияет на то, что будут зарабатывать от своей деятельности хозяйствующие общества. Но это не совсем верно. Дело в том, что с прибыли данных обществ до того, как она будет распределена руководством организации, должен быть уплачен налог на прибыль организации. В свою очередь, прибыль данных организаций определяется как разница между доходом и расходом. Этот можно заключить на основании статьи 252 НК РФ. Статья 253 Налогового кодекса РФ предлагает список расходов, на которые можно
уменьшить расходы организации, подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ четко указывает на то, что в расходах можно учесть суммы страховых взносов, начисленные в установленном порядке во все внебюджетные фонды. Тариф страхового взноса, согласно которому хозяйствующие общества должны уплачивать страховые взносы, определен в пункте 3 статьи 58 Федерального закона 212-ФЗ и составляет 14%. Необходимо отметить, что общий тариф страхового взноса в 2012 году составляет 30%. Расчет суммы страхового взноса ведется от сумм выплаты и иных вознаграждений, начисляемых хозяйствующими обществами в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Бюджетным научным учреждениям и высшим учебным заведениям, которыми являются бюджетные образовательные учреждения, а также созданным государственными академиями наук научным учреждениям и высшим учебным заведениям предоставлено право создавать хозяйственные общества.
2. В письме Министерством образования и науки РФ № ВМ-790/04 приводятся условия, которых необходимо придерживаться при создание хозяйствующих обществ.
3. Денежные средства поступают научным и образовательным учреждениям от созданных хозяйственных обществ в виде доходов от:
a. распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ;
b. владения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в виде дивидендов.
4. Основной налог, с которым придется встретиться научным и образовательным учреждениям в резуль-
тате осуществления выше описанной деятельности, это налог на прибыль организаций.
5. Налоговое законодательство предоставляет хозяйствующему обществу выбор: либо применять общий режим налогообложения и уплачивать налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций либо применять упрощенную систему налогообложения и уплачивать единый налог.
6. Помимо уплаты налогов установленных Налоговым кодексом РФ хозяйствующие общества должны производить уплату страховых взносов установленных федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Литература
1. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.
2. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
3. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
4. Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2009 г. № ВМ-790/04.
References
1. Tax code of Russian Federation.
2. Federal law #217-FZ dated August 2, 2009
3. Federal law #125-FZ dated August 22, 1996
4. Federal law #212-FZ dated July 24, 2009
5. Letter of Ministery of education and science # ВМ-790/04 dated August 7, 2009.
№6 (2), 2012
34