Е.А. ХОВАНСКАЯ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета Тел. (4862) 76 12 25
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ*
В статье рассматриваются условия создания хозяйственных обществ бюджетными научными и образовательными учреждениями в рамках Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
Ключевые слова: хозяйственное общество, бюджетные научные и образовательные учреждения, Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ, результаты интеллектуальной деятельности (РИД), бюджетный учет, учредитель, уставной капитал хозяйственного общества, государственная регистрация.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах [6].
Принятие Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - Закон N 217-ФЗ) позволяет создавать (в том числе, совместно с другими лицами) хозяйственные общества без согласия федеральных органов исполнительной власти или государственных академий наук, в ведении которых они находятся. В целях практической реализации положений Федерального закона научному или образовательному учреждению, планирующему создать хозяйственное общество, необходимо осуществить следующие действия:
1. Провести в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 г. N 148н [2], бюд-
жетный учет результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД), права на которые в силу положений действующего законодательства или заключенного учреждением договора принадлежат научному или образовательному учреждению. При постановке РИД на бюджетный учет должна быть определена стоимость соответствующего РИД на основании затрат на его создание (приобретение).
Бюджетный учет исключительных прав на РИД (нематериальных активов), принадлежащих учреждению, проводится учреждением в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 г. N 148н [2].
Объекты нематериальных активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости, при этом первоначальной стоимостью объектов нематериальных активов признается сумма фактических вложений в приобретение и создание объектов нематериальных активов, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету. Рыночная стоимость определяется как сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету. Первоначальной стоимостью объектов нематериальных активов, полученных учреждением по договору дарения, признаются их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг,
* Научно-исследовательская работа проводится в рамках Госзадания Министерства образования и науки РФ на 2012 год (номер: 6.5355.2011, прикладные научные исследования).
© Е.А. Хованская
шей
связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
2. Провести оценку права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставный капитал хозяйственного общества, а также оценку иного имущества, вносимого в уставный капитал хозяйственного общества. Денежная оценка права использования РИД, которое будет являться вкладом учреждения в уставный капитал хозяйственного общества, проводится учреждением самостоятельно или с привлечением независимого оценщика. Такая оценка не может быть ниже расходов, понесенных учреждением при приобретении, создании соответствующих результатов интеллектуальной деятельности и обеспечении условий для их использования в запланированных целях. При этом необходимо учитывать, что в случае, если научное или образовательное учреждение планирует оценить стоимость права использования РИД на сумму более пятисот тысяч рублей, должен быть привлечен независимый оценщик.
В случае, если учреждение планирует оценить стоимость права использования РИД на сумму более пятисот тысяч рублей, привлечение независимого оценщика является обязательным.
Денежная оценка права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставный капитал хозяйственного общества, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно.
3. Определить, будет ли научное или образовательное учреждение являться единственным учредителем хозяйственного общества либо будут привлечены соучредители. Доля (акции) соучредителей в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) соучредителей в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.
4. Принять решение о создании хозяйственного общества или провести собрание учредителей, на котором будет принято решение о создании хозяйственного общества. В решении о создании
хозяйственного общества должны быть отражены следующие вопросы: создание хозяйственного общества определенной организационно-правовой формы и с определенным названием; определение местонахождения общества; определение размера уставного капитала хозяйственного общества и размера доли каждого участника в уставном капитале хозяйственного общества; определение порядка оплаты долей участниками общества; утверждение устава хозяйственного общества; назначение единоличного исполнительного органа (если это не относится в соответствии с уставом хозяйственного общества к компетенции наблюдательного совета); формирование (при наличии в соответствии с уставом) коллегиального исполнительного органа и наблюдательного совета (совета директоров); осуществление государственной регистрации общества.
Выбор организационно-правовой формы, определение места нахождения и размера уставного капитала общества, а также подготовка учредительных документов по созданию хозяйственного общества осуществляется учреждением единолично или совместно с соучредителем (-ями) хозяйственного общества.
Принятие решений и рассмотрение документов для учреждения хозяйственного общества целесообразно отнести к компетенции ученого совета и (или) научно-технического совета учреждения. В таком решении целесообразно отразить предложения по:
- наименованию создаваемого хозяйственного общества с указанием его организационно-правовой формы;
- определению места нахождения хозяйственного общества;
- составу участников хозяйственного общества;
- размеру уставного капитала хозяйственного общества и размеру долей каждого участника в уставном капитале хозяйственного общества;
- составу имущества, вносимого учредителем (учредителями) в уставный капитал хозяйственного общества, включая сведения о предполагаемой оценке неденежных вкладов в уставный капитал хозяйственного общества;
- назначению единоличного исполнительного органа;
- формированию коллегиального исполнительного органа и наблюдательного совета (совета директоров).
5. Подать в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения создаваемого хозяйственного общества документы на государственную регистрацию.
ЭКОНОМИКА
Решение о создании хозяйственного общества принимается на собрании учредителей хозяйственного общества, на котором утверждается его устав. При наличии двух и более учредителей решение о создании общества оформляется протоколом общего собрания его учредителей.
Если учреждение является единственным учредителем создаваемого хозяйственного общества, решение о создании общества и об утверждении его устава принимается исключительно учреждением на основании соответствующего решения научного (научно-технического) совета учреждения и подписывается руководителем учреждения.
Решение о создании хозяйственного общества принимаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и направляются на государственную регистрацию в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения создаваемого хозяйственного общества.
Созданное хозяйственное общество может быть признано малым или средним предприятием в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных статьей 4 Федерального закона, и пользоваться гарантиями и льготами, предоставляемыми данным хозяйствующим субъектам [4].
6. Уведомить Минобрнауки России о создании хозяйственного общества в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества;
7. Заключить лицензионный договор с созданным хозяйственным обществом и зарегистрировать лицензионный договор в Роспатенте (в том случае, если результат интеллектуальной деятельности, право на использование которого передается, подлежит государственной регистрации) [7].
Требования к содержанию лицензионного договора и к порядку его исполнения определяются в соответствии со статьями 1235 - 1237 ГК РФ. При этом учреждение вправе заключить с хозяйственным обществом лицензионный договор либо на условиях простой (неисключительной) лицензии либо на условиях исключительной лицензии в соответствии со статьей 1236 ГК РФ [1]. В содержании лицензионного договора должна быть указана денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.
При наличии других (помимо бюджетного
научного учреждения) участников создаваемого хозяйственного общества доля учреждения в уставном капитале акционерного общества должна составлять более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более чем одну треть. При этом доля (акции) других лиц (участников) в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину.
Оставшаяся часть доли (акций) других лиц (участников) в уставном капитале хозяйственного общества, не являющихся бюджетными учреждениями, может быть оплачена:
- исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;
- правом использования результатов интеллектуальной деятельности;
- материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества
Научные и образовательные учреждения вправе распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах созданных хозяйственных обществ только с предварительного согласия государственных органов или государственных академий наук, в ведении которых они находятся.
На сегодняшний день существует ряд проблем, одной из которых является проблема свободного доступа хозяйственных обществ к доходам от собственной интеллектуальной деятельности. В соответствии с положениями Закона бюджетные научные и образовательные учреждения имеют право самостоятельно распоряжаться дивидендами и доходами от участия в малых инновационных предприятиях. Однако в рамках действующего бюджетного законодательства РФ, согласно которому в перечне доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не предусмотрены доходы от использования результатов интеллектуальной деятельности или от участия в коммерческих организациях (полученные денежные средства могут направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, осуществление уставной деятельности научных и образовательных учреждений).
Таким образом, появление Закона N 217-ФЗ [5], позволяющего вузам и научным учреждениям создавать на своей базе хозяйственные общества,
с одной стороны, стимулирует коммерциализацию научных разработок, с другой стороны, несогласованность отдельных положений вышеуказанного Закона с действующим законодательством РФ, а также недостаточный уровень стимулирующих
процедур поддержки малых инновационных предприятий уменьшают целесообразность создания и эффективность функционирования малых инновационных предприятий на платформах бюджетных научных и образовательных учреждений.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012), статьи 1235-1237.
2. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 г. N 148н (зарегистрирован в Минюсте России 12.02.2009 г. N13309).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», статья 92.
7. http://www.gisn.ru/index.php/mipi-pri-vuzah/107-rekomendacii
E.A. KHOVANSKAYA
MAIN MECHANISMS OF CREATION BY THE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS ECONOMIC SOCIETIES
The article considers the conditions for the creation of the economic entities of budget scientific and educational institutions in theframework of the Federal law of August2,2009. N 217-FZ «On introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on matters of creation of budget scientific and educational institutions of the economic entities for the purposes of practical application (implementation) of the results of intellectual activity».
Key words: economic company, budgetary scientific and educational institutions, the Federal law of August 2, 2009. N 217-FZ, the results of intellectual activity), fiscal accounting, the founder, the share capital of a business company, state registration.