С целью предотвращения различного толкования и правоприменения представляется также необходимой корректировка нормы, закрепленной в ч. 1 ст. 175 УИК РФ, в которой следовало бы исключить положение о «раскаянии в совершенном деянии» из числа сведений, подлежащих включению в ходатайство об условно-досрочном освобождении.
Библиографический список
1. Кашуба Ю.А., Скиба А.П. Институт условно-досрочного освобождения: новый взгляд // Человек: преступление и наказание. 2011. № 1 (72). С. 14-16.
2. Сычев А.А. Понятие условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 73. С. 114-116.
3. Трапицын А.Ю. Материальное основание условно-досрочного освобождения // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2011. № 1. С. 47-49.
References
1. Kashuba Y.A., Skiba A.P. Institute of parole: a new look // Man: crime and punishment. 2011. No. 1 (72). P. 14-16.
2. Sychev A.A. the Concept of parole from serving a sentence // Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishcheva. 2010. No. 73. P. 114-116.
3. Trapitsin A.Y. Material basis of parole // Bulletin of the Kaliningrad law Institute of MIA Russia. 2011. No. 1. P. 47-49.
УДК 347.963
А.В. Шмелев
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Введение: в статье обобщаются научно-практические аспекты осуществления прокурорского надзора в предпринимательской деятельности. Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законов предпринимателями и юридическими лицами обусловливается тем, что соблюдение законов, в особенности руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, имеет исключительно важное значение для успешной реализации правовой и социально-экономической политики Российской Федерации и способствует повышению стабильности в обществе, развитию рыночных отношений, укреплению государственности, становлению правового государства. Цель: определение признаков, характеризующих прокурорский надзор в области предпринимательской
© Шмелев Алексей Вячеславович, 2017
Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Shmelev Aleksei Viacheslavovich, 2017
Candidate of legal Sciences, associate Professor, Department prosecutor's supervision and criminology (Saratov 232 state Academy of law)
деятельности, а также определение сроков периодичности и объемов прокурорской проверки. Методологическая основа: диалектический и логический, системный и сравнительно-правовой методы исследования. Формально-юридический метод позволил раскрыть новые полномочия органов прокуратуры в области предпринимательской деятельности. Результаты: проанализированы характерные особенности прокурорского надзора в области предпринимательской деятельности и выявлены отличительные признаки такого вида надзора. Вывод: проведенное исследование позволило определить, что прокурорский надзор в области предпринимательской деятельности с учетом указанных особенностей можно отнести к классическому виду надзора и обозначить его как деятельность по проверке законности действий (бездействий) или принимаемых решений руководителями (органами управления) или должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций, включающую право прокурора требовать устранения выявленных нарушений закона.
Ключевые слова: прокурорский надзор, предпринимательская деятельность, проверка, законность, функции прокуратуры, общий надзор, форма и предмет прокурорской проверки, срок и периодичность прокурорской проверки.
A.V. Shmelev
THE PECULIARITIES OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER BUSINESS ACTIVITIES
Background: the article summarizes the scientific and practical aspects of the implementation of prosecutorial supervision in the business. The relevance of the implementation of prosecutorial supervision over execution of laws by entrepreneurs and legal entities is due to the fact that compliance with the law, particularly managers and management bodies of commercial and non-profit organizations, is crucial for the successful implementation of legal and socio-economic policy of the Russian Federation and promotes the stability of society, development of market relations, the strengthening of statehood, establishment of a legal state. Objective: the author of the article supposes to determine of the characteristics of prosecutors supervision in the field of entrepreneurship, as well as the timing, frequency and volume of public Prosecutors check. Methodology: in doing the research dialectical and logical, systematic and comparative legal research methods were used. The formal legal method allowed to reveal new powers of prosecutors in the field of entrepreneurship. Results: the research exposes the analyses of the characteristics of prosecutors supervision in sphere of enterprise and the distinctive signs of this form of supervision. Conclusions: the conducted re-search allowed to determine that the Prosecutors supervision in the field of entrepreneurship. This criterion taking account of these characteristics can be attributed to the classical type of the supervision and define it as an activity to verify the legality of actions (omission) and the decisions taken by the executives (governments ) or officials of commercial and non-profit organizations including the right of the prosecutor to demand the elimination of violations and the initiation of proceedings on administrative violation.
Key-words: public prosecutors supervision, enterprise activity, verify the legitimacy, functions of the prosecutors office, general supervision, form and subject of prosecutors check, the duration and frequency of the prosecutors check.
Осуществление надзора за исполнением законов выступает одной из важнейших функций российской прокуратуры, выражающей ее основное государственно-правовое и сущностное предназначение. Именно надзорные функции определяют роль прокуратуры в современном обществе и, как показы- 233
вает практика, являются наиболее действенными в поддержании режима законности, а также обеспечивают достижение целей, которые выступают исходным базисом для осуществления иных функциональных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. 10 августа 2017 г.)1 предметом надзора выступают соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурорский надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, в свою очередь, традиционно именуется «общий надзор». Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов выступает основной функцией прокуратуры.
В свете обозначенной всеобщности и важности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов правовое регулирование деятельности прокуратуры полностью охватывается Законом «О прокуратуре Российской Федерации» как специальным нормативным актом, регулирующим надзорную деятельность органов прокуратуры. Основной факт, который необходимо уяснить и который во многом является определяющим, заключается в том, что для осуществления прокуратурой надзора за соблюдением законов и законностью правовых актов не требуется указания в иных законах, кроме Закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Однако важно отметить, что при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов в предпринимательской деятельности на прокуратуру зачастую возлагаются иными федеральными законами дополнительные полномочия, не предусмотренные Законом «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 1 мая 2017 г.)2 предусмотрено, что в целях усиления прокурорского надзора за деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций прокуратура должна осуществлять предварительную правовую оценку плановых мероприятий и формировать планы работы органов муниципального контроля и государственного контроля (надзора), а также решать вопросы о допустимости проведения такими контрольными органами внеплановых выездных проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц3. Так, в соответствии со ст. 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Указанные планы в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляются для согласования в органы прокуратуры.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации.1995. № 47, ст. 4472; 2017. № 31, ч. 1, ст. 4787.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6249; 2016. № 27, ч. 1, ст. 4210.
234 3 URL: http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/ (дата обращения: 05.10.2017).
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (в ред. от апреля 2017 г.)4 также подчеркивается главенствующая роль органов прокуратуры при проведении мероприятий по противодействию коррупции. Так ст. 9 Закона № 273-Ф3 предусмотрено, что государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять органы прокуратуры обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Дополнительные полномочия в вопросах проверки законности и надзора за исполнением законов в области предпринимательской деятельности предусмотрены и налоговым законодательством, в частности, при осуществлении ареста имущества должников. Так, согласно ст. 77 Налогового кодекса РФ5 арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. В качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов арест имущества осуществляется налоговым или таможенным органом после получения санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
Учитывая главенствующую роль «общего надзора» в системе иной деятельности органов прокуратуры, остановимся на анализе особенностей именно этого вида надзорной деятельности. Рассмотрение прокурорского надзора в данном направлении поддерживается рядом ученых [1, с. 119; 2; 3]. Более того, многими отечественными авторами подчеркивается, что работа по осуществлению проверок относится к числу основных индикаторов реального применения полномочий прокурора по надзору за исполнением законов [4].
Продолжая эту мысль, подчеркнем, что основной формой проверки деятельности юридических лиц и предпринимателей выступает прокурорский надзор, который представляет собой проверку исполнения законов руководителями или органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина руководителями или органами управления коммерческих и некоммерческих организаций.
Полномочия прокурора в области предпринимательской деятельности подвержены постоянному реформированию, в результате чего меняются и признаки, характеризующие прокурорский надзор. В зависимости от характера полномочий, которыми наделен прокурор в исследуемой области, надзор условно можно охарактеризовать следующим образом:
1) возможность осуществления надзора как за деятельностью должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций, так и за деятельностью руководителей и органов управления таких организаций;
2) узкий предмет прокурорской проверки, в который входит исключительно проверка законности деятельности коммерческих и некоммерческих организаций (прокурор не вправе оценивать целесообразность осуществления той или иной предпринимательской деятельности);
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6228; 2017. № 1, ч. 1, ст. 46.
5 См.: Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 27 ноября 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824;
2017. № 49, ст. 7313. 235
3) наличие властных полномочий (возможность беспрепятственно входить на территорию и в помещения проверяемых физических и юридических лиц, получать доступ к их документам, вызывать физических и юридических лиц для дачи объяснений по поводу нарушения положений закона);
4) принятие на себя полномочий по возбуждению дела об административном правонарушении (в т.ч. предостерегать от нарушения действующего законодательства должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций, требовать о привлечении виновных лиц к ответственности);
5) обоснованность проведения проверки (проверка исполнения законов осуществляется на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки).
Особенностью надзора в области предпринимательской деятельности выступают сроки и периодичность проводимых проверок. Согласно ч. 4 ст. 21 Закона № 2202-1 срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В этой связи необходимо отметить, что до 2017 г. срок проводимых прокуратурой проверок никак законодательно не регламентировался и установление временных рамок для прокурорской проверки выступает новеллой действующего законодательства в исследуемой области.
В случаях, когда проверки осуществляются в отношении коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проведения проверки устанавливается й отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному ? подразделению, региональному отделению таких организаций. Кроме того, закон
сл
Л позволяет в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения
| прокурором дополнительных проверочных мероприятий, по решению прокурора
I или его заместителя продлевать срок проведения проверки. Срок проведения
1 проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При него
| обходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30
| календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором РФ
| или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора РФ.
2 В то же время в срок проведения проверки не включается срок: ° на который указанная проверка была приостановлена;
« между датой окончания сроков для представления необходимых документов, | информации и материалов или их копий и датой их фактического представления; е с момента уведомления прокурора проверяемой организацией о невозможно° сти представления вышеуказанных документов, информации, материалов или
0
° их копий до установления нового срока для их представления (такое уведомление
го
3 должно быть составлено в письменной форме с изложением объективных причин
1 о невозможности представления документов в установленный законом срок).
| Периодичность проведения прокурорских проверок в области предприни-
мательской деятельности законодательством не регламентирована. С 18 марта 2017 г. проведение проверки исполнения законов предпринимателями и юридическими лицами осуществляется на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина или законодательных положений, требующих принятия мер прокурором, только 236 в том случае, если такие сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без
проведения указанной проверки (ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 26 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
В исключительных случаях допускается проведение повторной проверки по фактам, по которым прокуратурой уже была дана правовая оценка. Речь идет о случаях появления новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также случаев, когда в 30-дневный срок не устраняются нарушения закона, выявленные в ходе первоначальный прокурорской проверки.
Характерной чертой надзора в рассматриваемой области можно признать и объем проверки законности принимаемых предпринимателями и юридическими лицами решений. Прокурор должен проверить огромный массив материалов и документов (в т.ч. электронных документов), в которых могут содержаться факты нарушения действующего законодательства. В соответствии с вновь введенной в 2017 г. ч. 2.3 ст. 6 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор не вправе требовать у проверяемого предпринимателя или юридического лица:
информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;
информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Подводя итог нашим рассуждениям, отметим, что прокурорский надзор в области предпринимательской деятельности с учетом указанных особенностей можно отнести к классическому виду надзора и обозначить его как деятельность е по проверке законности действий (бездействий) или принимаемых решений и руководителями (органами управления) или должностными лицами коммерче- а ских и некоммерческих организаций, включающую право прокурора требовать о устранения выявленных нарушений и возбуждения дела об административном О нарушении (в т.ч. путем вынесения предостережения о недопустимости наруше- О
п
ния закона при получении сведений о готовящихся противоправных деяниях). а
р
т
I
Библиографический список О
1. Винокуров Ю.Е. и др. Прокурорский надзор: учебник / под общ. ред. р Ю.Е. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005. 460 с. |
2. Маматов М.В. Прокурорский надзор за исполнением законов: актуальные К проблемы и перспективы развития // Таврический научный обозреватель. 2016. а № 11 (16). С. 175-181. |
3. Скачкова А.Е. Теоретические и организационно-методические особенности | прокурорского надзора за соблюдением бюджетного законодательства: автореф. № дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 29 с. 1
4. Маматов М.В. Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав по- ~ требителей. М.: Спутник+, 2009. 367с. 77
References
1. Vinokurov Yu.E. Prosecutorial oversight: the textbook / under the General editorship of Y.E. Vinokurova. 6th ed., Rev., M.: Higher education, 2005. 460 p.
2. Mamatov M.V. Prosecutorial supervision over the implementation of laws: actual problems and prospects of development // Tauride research browser. 2016. No. 11 (16). P. 175-181.
3. Skachkova A.E. Theoretical and organizational-methodical features of Prosecutor supervision over observance of the budgetary legislation: author. dis. kand. the faculty of law. Sciences. M., 2003. 29 p.
4. Mamatov M.V. Problems of Prosecutor's supervision over observance of the rights of consumers. Moscow: Sputnik+, 2009. 367 p.