СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 321
Колонтаева Дарья Владимировна
Студентка Институт права БашГУ г.Уфа, Россия [email protected]
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
Аннотация
Основываясь использованием методологического анализа и обобщения правовых норм при использовании исторического и сравнительного методов в статье устанавливаются основные вехи в развитии конституционного регулирования права частной собственности. Частная собственность является основой длительного исторического развития человечества.
Ключевые слова:
социалистическая республика, частная собственность, гражданское право, конституция, государство.
В наше время в значительной степени претерпели изменения отношения к частной собственности в менталитете народов и ее конституционном регулировании. Современная конституция не использует определения, которые применялись раньше, в частности, частная собственность. А ведь раньше такой вид собственности называли священной и неприкосновенной, но Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года, в статье 17, которой это записано, выступает как часть неконсолидированной. [1].
В конституционном праве возникли новые подходы к регулированию института частной собственности, тяготение к назначенной социализации, так сообщается об экономической и социальной справедливости, о социальной функции частной собственности. Определены конкретные ограничения в рамках частной собственности, официальна легальность ее национализации для общественных интересов общества и самого государства.
Различные конфигурации собственности приобретают в конституциях разных государств частное правовое регулирование. Так же касательно стран тоталитарного социализма вопрос частной собственности претерпел изменения: сейчас в ней отсутствуют нормы о ликвидации частной собственности, а наоборот, есть конституционные положения о необходимой сущности ее жизни и применения. Такой общественно-управленческий метод к урегулированию права собственности в конституционном праве значительно разнится с правовым регулированием института собственности в структуре и сущности гражданского права.
Касательно стран, ранее входивших в число социалистических, стоит отметить, что их конституционное урегулирование отношений собственности изменилось, но всё ещё создаются условия для обширного приватизирования, сохранился отпечаток социалистических взглядов об этой о проблеме.
Типичный образец этого предоставляет раздел III «Экономическое устройство» Конституции Югославии. В соответствии с частям второй и третьей ее статьи 69, собственность гарантируется и ни один человек не способен находиться в состоянии лишенного этого имущества, либо быть ограниченным в нем, помимо ситуации, если данного потребует установленный в законе общий интерес, либо в виде компенсации, что никак не способно являться ниже рыночной цены. Затем, следуют утверждения, ограничивающие описанный общий принцип.[2]
Таким образом, в соответствии со статьёй 70, иностранное лицо обретает право имущества и право хозяйственной деятельности только при обстоятельстве взаимности в согласовании с федеративным законодательством. Иностранное лицо и субъект в отсутствии гражданства никак не имеют все шансы приобрести возможность имущества в недвижимое культурное благо. Субъект без гражданства никак не
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
способно приобрести право собственности на землю, а иностранное лицо способно приобрести такое право только при обстоятельствах взаимности в согласовании с законодательством.
Рассмотрим историю социалистической республики Кубы. Частная собственность на недвижимость была отменена на Кубе после революции 1959 года. С тех пор кубинцы могли только передавать свои дома по наследству детям или обменять жилье, все же система обмена была очень сложной.
На первом съезде Коммунистической партии Кубы Рауль Кастро выступил с беспрецедентными за всю историю коммунистической Кубы предложением: он призвал ограничить сроки пребывания у власти высших должностных лиц до 10 лет[2].
Мы видим, таким образом, что здесь сохраняется само понятие форм собственности, характерное для социалистического конституционного законодательства и доктрины, причем научное понимание соотношения этих форм, их классификации здесь, как и в ряде других постсоциалистических конституций, отсутствует.
Парламент Китая одобрил закон о защите частной собственности. По сути, впервые с прихода к власти в этой стране в 1949 году Коммунистической партии частная собственность получает ту же правовую защиту, что и государственная.
Этот закон готовился в Китае почти 14 лет, то есть половину всего времени, что в стране проводятся экономические реформы, начатые в 1978 году Дэн Сяопином. Перед сессией парламента - на фоне протестов тех, кто считает, что закон нарушит базовые принципы социализма - обсуждение его проекта в прессе было запрещено. Когда один из ведущих деловых журналов этот запрет нарушил, ему пришлось перепечатать весь тираж очередного номера[3].
Частные владельцы предприятий или любых строений в Китае могут лишь арендовать земельные участки под ними. В городах сроки такой аренды составляют от 40 до 70 лет. Поэтому объектами купли-продажи могут теперь быть не сами участки, а права на их аренду. Причем новый закон предусматривает автоматическое продление срока аренды после его истечения.
Более того, закон допускает в отдельных случаях и частную собственность на землю. Например, участки, занятые стоянками автомобилей вокруг многоквартирных домов, уже становятся частной собственностью тех, кто владеет этим жильем - целиком или отдельными квартирами.
Таким образом, частное право закреплено с целью контроля над экономическими ресурсами и жизненными благами за отдельными людьми или их группами. Частная собственность создана для конкретного разделения сути вопроса собственности, когда одно лицо относят к ряду владельцев, а другое нет, одно лицо обладает правом контролирования определенного объекта - капитала, земли, товарами и т. д., а другое лицо не имеет таких прав[4].
Список использованной литературы:
1. Конституции Франции
2.Конституция Кубы 1976 г. (в ред. 1992 г.)
3.Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения, 1997
4.Крашенинникова Н.А. История государства и права Кубы. М., 1966.
©Колонтаева Д.В., 2018