128
2011. Вып. 1
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 342.7 М.Ю. Жаров
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ
Рассмотрена эффективность имеющихся в арсенале правоохранительных органов уголовно- правовых средств противодействия контрабандному ввозу на территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также предложены меры по увеличению результативности работы в данном направлении.
Ключевые слова: наркотики, контрабанда наркотиков.
Российская Федерация никогда не являлась географическим ареалом очагов производства и распространения наркотиков, хотя в разные исторические периоды в ее состав входили и входят территории, где произрастают растения, являющиеся основой для их изготовления. Тем не менее, географическое положение России естественным образом делает ее привлекательным транзитным пунктом наркотрафика из стран Центральной Азии в европейские страны. Однако и сам внутренний рынок потребления наркотиков в России неуклонно растет, что признано на государственном уровне как угроза национальной безопасности, как в прежних редакциях Концепции национальной безопасности [1], так и в Стратегии НБ до 2020 года [2]. Не удивительно, что более половины изымаемых в Российской Федерации из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ имеют контрабандное происхождение, а в крупных городах удельный вес контрабанды наркотиков достигает 90 %.
Наибольшую опасность для России представляет контрабандный ввоз «тяжелых» наркотических средств из государств Центральной Азии. Расположенные между крупнейшим производителем героина и весьма прибыльными рынками России и Европы, они служат основными транзитными звеньями в контрабанде наркотиков в нашу страну. Территории этих государств фактически превратились в единую перевалочную базу наркотиков, значительная часть которых оседает на территории стран СНГ. Например, Казахстан очень удобен как в плане транспортной инфраструктуры (развитой сети железных и автодорог, авиалиний), так и с точки зрения достаточно либерального законодательства (за распространение наркотиков Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает 4-7 лет лишения свободы, в то время как в Киргизии - 25 лет, а в Узбекистане - смертную казнь).
Если в начале 90-х гг. российские и зарубежные специалисты только предполагали и прогнозировали переориентацию наркоторговцев с «балканского пути» транспортировки наркотиков на использование территории России для доставки наркотических средств в европейские государства, то в настоящее время можно утверждать, что существует отлаженный маршрут (сеть маршрутов) контрабандной наркоторговли, пролегающий через Российскую Федерацию.
Это подтверждает и стремительный рост объемов задержанных российскими правоохранительными органами наркотических средств, незаконно перевозимых из Центрально-азиатского региона, который отмечается на протяжении последних десяти лет.
Стремлением уменьшить связанные с транспортировкой риски и соответственно сократить затраты можно объяснить и некоторые изменения, происходящие на нелегальном рынке предложения наркотиков, например, снижение в общей массе наркотических средств, изъятых российскими правоохранительными органами, доли наркотиков растительного происхождения, таких, как марихуана и маковая солома, наряду с увеличением доли героина, опия и наркотиков синтетического производства.
С одной стороны, объемы контрабандного «товара» уменьшаются, а с другой - если соотнести количество изъятых наркотиков с условными дозами, - наблюдается тенденция роста.
За последние пять лет в России правоохранительными органами уже пресечен наркобизнес более двух с половиной тысяч организованных преступных групп и сообществ. И вместо ликвидированных групп тут же появляются новые. Такие масштабы незаконной наркоторговли требуют от государства адекватного реагирования и, прежде всего, осуществления четкого правового регулирования деятельности, связанной с оборотом наркотиков. Отметим, что некоторые правовые основы борьбы с контрабандой наркотиков в российском законодательстве уже заложены, однако пути их реализации оставляют желать лучшего.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2011. Вып. 1
Так, ст. 188 УК РФ предусматривает ответственность за контрабанду наркотиков, то есть за перемещение наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Законодательное определение наркотических средств и психотропных веществ закреплено в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» [3].
Примечательно, что к предмету контрабанды, предусмотренной данной статьей, не относятся прекурсоры, оборот которых на территории России в соответствии со ст. 14 указанного Закона ограничен.
Некоторые из химических веществ, используемых при изготовлении наркотиков, включены Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения в списки сильнодействующих и ядовитых веществ таблиц I и II Концепции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» и в списки наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерации. Действия, связанные с их контрабандным перемещением, можно квалифицировать по ч. I и 2 ст. 188 УК РФ. Однако законодательно в качестве самостоятельного предмета контрабанды прекурсоры не определены, тогда как их незаконный оборот получает все более широкое распространение в мире.
В связи с этим представляется необходимым обеспечить выполнение положений Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и установить уголовную ответственность за контрабанду прекурсоров, отнеся к предмету преступления вещества, которые могут быть использованы для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящиеся под специальным контролем.
Это приобретает особую значимость в свете положений Политической декларации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 г., в которой содержится призыв уделять особое внимание мерам по контролю над прекурсорами и решение установить 2008 г. в качестве целевого срока для обеспечения государствами искоренения или существенного сокращения утечки прекурсоров из сферы законной торговли в сферу незаконного производства наркотиков. В Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики также отмечается, что борьба с этим явлением требует принятия и эффективного применения строгих и отвечающих требованиям времени законов, позволяющих предупреждать и наказывать в уголовном порядке такое преступное поведение.
Порядок и условия перемещения наркотиков регламентируются федеральным законодательством, ведомственными нормативно-правовыми актами, а также постановлениями Правительства РФ.
Определения таможенной территории, таможенной границы, средств таможенного идентифицирования, а также порядок декларирования перемещаемых товаров содержатся в Таможенном кодексе РФ. Местом совершения данного преступления является таможенная граница - линия, ограничивающая таможенную территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство.
Существенное влияние на определение таможенной границы оказывает практика создания таможенных союзов, предполагающих формирование единой таможенной территории с установлением общей внешней границы.
Так, в результате образования в рамках СНГ Таможенного союза (Соглашение о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан) пограничный контроль переносится на внешние границы входящих в него государств. При этом сохраняется самостоятельность таможенного законодательства каждого из государств. Данное обстоятельство порождает ряд проблем в правовой и практической плоскостях и является сдерживающим фактором в повышении эффективности противодействия контрабанде наркотиков на границах.
Немаловажную роль играет и степень защищенности внешних границ государств - участников Таможенного союза. С одной стороны, снятие барьеров создает основу для развития торгово-экономических связей на межгосударственном уровне и выгодного сотрудничества России с государствами «пятерки», а с другой - пограничные пространства стран Союза подвергаются массированному воздействию транснациональных преступных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков. В указанном Соглашении вопрос создания надлежащего контроля на границах Таможенного
130
2011. Вып. 1
М.Ю. Жаров
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
союза, их оформления и обустройства не нашел своего отражения, а призванный устранить этот недостаток проект «Программы по укреплению и обустройству внешних границ государств - участников Таможенного союза» все еще находится на стадии разработки и согласования.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Юридические лица не попадают в эту категорию, что можно рассматривать как пробел в законодательстве, поскольку в последнее время крупные контрабандные партии наркотиков отправляются под видом законного груза или сокрытые в нем в адрес специально созданных или уже существующих фирм и компаний. В целях восполнения данного пробела целесообразно установить уголовную ответственность юридических лиц за осуществление контрабанды наркотиков, например, в виде наложения на фирму, компанию или предприятие штрафных санкций, а также уголовного преследования руководства и лиц, непосредственно ответственных за совершение противоправных деяний.
Подобная практика, в частности, получила широкое распространение в Китае. Здесь в 1987 г. Таможенным кодексом (ст. 47) впервые введена уголовная ответственность предприятий, непроизводственных структур, государственных учреждений и общественных организаций за действия, квалифицируемые как контрабанда. А в 1997 г. принят Уголовный кодекс, который содержит статью под названием «корпоративные преступления».
Что касается наказания за действия, предусмотренные ч. 2, 4 ст. 188 УК РФ, то оно, на наш взгляд, является чересчур либеральным и не соотносится с характером и тяжестью последствий. В Уголовном кодексе РФ должна фиксироваться «адекватность реагирования законодателя на осложнение количественно-качественных показателей наркомании и наркотизма в стране». Тенденция усиления наказания за деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, отчетливо прослеживалась в УК РСФСР 1922, 1926, 1960 гг., однако в новом кодексе она не наблюдается и пределы наказания неоправданно снижены. По нашему мнению, ужесточение ответственности за контрабанду наркотиков вплоть до установления максимального срока лишения свободы усилило бы эффективность борьбы с ней. К тому же очевидно, что контрабанда наркотиков практически всегда имеет целью их последующий сбыт.
В последние годы совместно с зарубежными подразделениями по борьбе с наркотиками успешно практикуется проведение такого эффективного, хотя и трудоемкого оперативно-розыскного мероприятия, как контролируемая поставка, что позволило разоблачить деятельность ряда организованных преступных групп и лиц, ответственных за незаконное перемещение наркотиков, отследить и перекрыть пути их поступления, выявить новые способы маскировки груза. В то же время проблемы взаимодействия подразделений, проводящих его, а также определение его эффективности, представляет собой серьезную дилемму, порой становящуюся камнем преткновения в процессе реализации контролируемой поставки. Так, порой отдельной стране выгоднее осуществить «громкое» задержание крупной партии наркотиков на территории своей страны, нежели организовывать сложную в техническом исполнении спецоперацию, которая могла бы предоставить в руки правосудия другой страны отдельный канал транзита и лиц, непосредственно организовавших его. К сожалению, статистика задержаний крупных партий наркотиков на таможенных границах соседних к нам государств, входящих в СНГ, скорее подтверждает этот печальный вывод, чем свидетельствует об искреннем желании поставить заслон на пути движения наркотрафика через территорию РФ.
В то же время успешные действия сотрудников правоохранительных органов вынуждают наркодельцов приспосабливаться и искать новые каналы и методы транспортировки наркотиков, что в свою очередь обусловливает необходимость повышения эффективности механизма взаимодействия России с зарубежными государствами как в правовой, так и в практической сфере на самом высоком государственном уровне.
* * *
1. Концепция национальной безопасности. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24. URL: http://www.iss-atom.ru/doktrins/doktr01.htm
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1.html
3. Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СПС «Гарант».
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2011. Вып. 1
Поступила в редакцию 16.11.10
M. Yu. Zharov
Legal regulation of the fight against drugs trafficking
The effectiveness of the arsenal available to law enforcement of criminal law means anti-smuggling of the territory of the Russian Federation of narcotic drugs, psychotropic substances and precursors, as well as propose measures to enhance performance in this area.
Keywords: narcotic drug, drug smuggling.
Жаров Михаил Юрьевич, аспирант
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
Zharov M.Yu., postgraduate student Udmurt State University
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4