_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
на возможности процесса соизмерения различных благ. Согласно маржиналистскому подходу существует возможность количественно измерить полезность того или иного товара, но восприятие товара имеет субъективный характер и различается у каждого отдельно взятого потребителя. Экономическую теорию принятия решений развивали Х. Лейбенстайн и Дж. Катона, ученые работали над вопросом влияния на потребительское поведение психологии и культуры. Человек, как потребитель, в первую очередь опирается на психологические факторы, такие как настроение, вкус, стереотипы и т.д.
Описанием потребительского поведения индивида с точки зрения психологического подхода занимались различные ученые. Представители бихевиоризма и необихевиоризма, Дж. Уотсон, К. Халла, Б. Скиннер, М. Вертгеймер рассматривали поведение человека и факторы, которые на него влияют. Авторами подробно изложено их видение процесса потребительского поведения, факторов, стимулирующих человека на покупку и приводящих его к реакции, то есть конкретному приобретению. Вклад психологической теории расширяет границы модели экономического человека. Рассмотренные теории не отвергают важность экономических факторов, а дополняют и совершенствуют представленную рациональную модель человека.
Модели потребительского поведения и влияние на него рекламы в маркетинге рассмотрены Ф. Котлером, Г. Армстронгом, Дж. Сондорсом, В. Вонгом Г. Ассэлем. Модель потребителей «маркетинговые стимулы - ответная реакция» разработана Ф. Котлером, Г. Армстронгом, Дж. Сондорсом и В. Вонг. Стимулы маркетинга попадают в «черный ящик» потребителя и становятся наблюдаемыми реакциями. Все вызовы маркетинга, перед тем как воплотиться в процесс выбора товара, проходят через сознание покупателя. Самая главная задача маркетологов - понять, что содержится в «черном ящике» и какие именно рекламные позывы влияют на человека. Совершая акт покупки, человек проходит несколько этапов. Осознав проблему или потребность, он ищет информацию, анализирует все возможные варианты, делает выбор и реагирует на приобретение. Модель призывает маркетологов и деятелей рекламы обращать внимание на весь процесс потребления, а не только на конкретный выбор товара.[2]
Для исследования потребительского поведения необходимо признать актуальным междисциплинарный подход и приемы, используемые различными научными дисциплинами. Для обеспечения конкурентоспособности требуются хорошо спланированные управленческие решения, основанные на проверенных фактах. Компании-производители в борьбе за потребителя находятся в постоянном поиске эффективных инструментов воздействия на аудиторию. Использование моделей потребительского поведения и процессов, влияющих на принятие решения, несомненно, приведет к продуктивной деятельности компании на конкурентном рынке.
Список использованной литературы:
1. Алешина, И. В. Поведение потребителей / И. В. Алешина. - М.: Экономистъ, 2006.-525с.
2. Рогожин, М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности / М.Ю.Рогожин. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010. - 208с.
© Губанова А.В., 2016
УДК: 347.734
Р.Х. Давыдов РЭУ им. Г.В. Плеханова г. Москва, Российская Федерация Научный руководитель: И.В. Тюрин
КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В данной статье рассматривается правовой режим банковской тайны в Российской Федерации.
80
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Приводятся мнения различных авторов, сравниваются различные нормы, регулирующие банковскую тайну, и выделяются коллизионные вопросы, возникающие на практике.
Ключевые слова
Банковская тайна, конфиденциальная информация, сведения, составляющие банковскую тайну, правовой режим банковской тайны.
В настоящее время во всех государствах уделяется огромное значение информации, т.к. она содержит в себе не только социальную полезность, но и потенциальную опасность. В связи с этим каждому правовому государству необходимо тщательно отрегулировать отношения, складывающиеся в информационной сфере для того, чтобы обеспечить безопасность личности и общества. В частности, в информационной сфере складываются отношения по поводу банковской тайны.
Известный ученый А.С. Селивановский в своей работе «Банковская тайна: состояние и проблемы» определяет банковскую тайну, как особый режим информации, которая становится известной банкам в ходе реализации своей деятельности, а также различным органам, имеющим право на получение данной информации» только в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности5.
Совершенно другое мнение сложилось у другого ученого А.А. Фатьянова, который рассматривает банковскую тайну с трех сторон. С одной стороны он считает, что банковская тайна является частным случаем коммерческой тайны, с другой стороны - она является личной тайной граждан, и с третьей стороны он отмечает, что банковская тайна обеспечивает конфиденциальность информации о клиенте6. Таким образом, можно сделать вывод о том, что банковская тайна - это установленный законодательством и обеспечиваемый кредитной организацией режим сохранения информации о клиенте.
В Российской Федерации на данный период времени банковская тайна регулируется двумя нормами это: ст. 857 Гражданского кодекса РФ7 и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее Закон о банках)^ Согласно Закону о банках «кредитные организации, также Банк России, организации, осуществляющие функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит законодательству»9.
Статья 857 Гражданского кодекса РФ закрепляет то, что кредитная организация гарантирует сохранение сведений, составляющие банковскую тайну. К ним, в частности, относятся сведения о счетах, банковских вкладах, различных операциях по счетам, а также сведения о клиенте10. Данные сведения могут быть предоставлены только своим клиентам (их представителям), либо государственным органам и их должностным лицам, только в тех случаях, которые прямо предусмотрены законодательством. Если кредитная организация разгласит сведения, которые составляют банковскую тайну, то клиент вправе требовать возмещения причиненных убытков.
Статья 26 Закона о банках более расширено дополняет статью 857 ГК РФ, это касается, в части сведений о банковских счетах и вкладов, операций по счетам клиентов. В соответствии со ст. 26 Закона о банках, сведения о клиентах должны охраняться банковской тайной, а также сведения о клиентах, которые устанавливаются кредитной организацией, включая сведения о сделках, договорах, контрактах и обязательствах клиента. Следовательно, ст. 26 Закона о банках во взаимосвязи со ст. 857 ГК РФ защищает абсолютно всю информацию о клиентах кредитных организаций режимом банковской тайны. Однако ст. 26 Закона о банках более широко воспроизводит положения ст. 857 ГК РФ, так как распространяет обязанность сохранения банковской тайны на иные кредитные организации. Кроме того, банковская тайна охраняет не только сведения об операциях, счетах, вкладах клиентов, но и корреспондентов.
5 Селивановский А.С. Банковская тайна: состояние и проблемы // Бухгалтерия и банки. - 2006. - №8. - С. 32;
6 Фатьянов А. А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. 1998. № 6. С. 12;
7 Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410;
8 Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492;
10 Российская газета, N 148-149, 06.08.1998;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Таким образом, в соответствии с законодательством РФ можно выделить четыре группы сведений, которые составляют банковскую тайну:
1) сведения о счетах клиентов и корреспондентов;
2) сведения об операциях клиентов и корреспондентов;
3) сведения о вкладах клиентов и корреспондентов;
4) иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией в соответствии с федеральным законом11. Если провести сравнительный анализ норм Закона о банках и Федерального Закона «О полиции» (далее
- Закон о полиции)12, то необходимо выделить проблему, которая связана с неоднозначностью формулировок в двух данных законах. Закон о банках выделяет полномочия ОВД, в части получения информации в ограниченном доступе шире, чем п.п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, т.к. дает право получить банковскую информацию, не только при выявлении и пресечении налоговых преступлений, но также и по их предупреждению.
Все служащие кредитной организации обязаны сохранять конфиденциальность банковской тайны. За разглашение банковской тайны предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность. Однако в законодательстве не закреплено, что банковскую тайну должны сохранять получившие ее налоговые органы. В связи с этим возникает вопрос, в какой момент банковская тайна входит в состав налоговой тайны и входит ли вообще?
В соответствии со ст. 102 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ)13 налоговая тайна - это любые полученные налоговыми, следственными и таможенными органами сведения о налогоплательщике, за исключением ряда сведений, установленных законом. Законодательство предусматривает ответственность за разглашение налоговой тайны, в частности, за использование или передачу другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну налогоплательщика и ставшей известной должностным лицам налоговых, следственных органов, ОВД и т.д.
Однако в законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие переход банковской тайны в налоговую тайну, и это подразумевает отсутствие ответственности за разглашение налоговыми органами банковских сведений.
Таким образом, институт банковской тайны нуждается в значительных изменениях, которые необходимо произвести в кратчайшие сроки с целью сохранения данных банковских клиентов. В противном случае под большую угрозу становится существование банковской тайны в Российской Федерации как таковой.
Список использованной литературы:
1. Гражданский Кодекс РФ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410, ред. от 29.06.2015;
2. Налоговый Кодекс РФ // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998, ред. от 26.04.2016;
3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492, ред. от 05.04.2016;
4. Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции» // Парламентская газета", N 7, 11-17.02.2011, в ред. от 14.12.2015;
5. Ашмарина, Е. М. Банковское право : учебник для магистров / Е. М. Ашмарина, Ф. К. Гизатуллин, Г. Ф. Ручкина. — М. : Издательство Юрайт, 2013;
6. Селивановский А.С. Банковская тайна: состояние и проблемы // Бухгалтерия и банки. - 2006. - №8. - С. 32-35;
7. Фатьянов А. А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. 1998. № 6. С.12.
©Давыдов Р.Х., 2016
11 Ашмарина, Е. М. Банковское право : учебник для магистров / Е. М. Ашмарина, Ф. К. Гизатуллин, Г. Ф. Ручкина. — М. : Издательство Юрайт, 2013;
12 Российская газета, N 28, 10.02.2011;
13 Российская газета, N 148-149, 06.08.1998.