Научная статья на тему 'Правовое регулирование авторского права в России в 19171928 гг. . '

Правовое регулирование авторского права в России в 19171928 гг. . Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1331
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СССР / COPYRIGHT / USSR / LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдова Н. Ю.

В статье дается общая характеристика правового регулирования авторских правоотношений в России после 1917 года. Анализируются нормы первых советских декретов и Закона об авторском праве 1928 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RUSSIAN COPYRIGHT IN 19171928

This article provides an overview of the legal regulation of copyright relations in Russia after 1917. It analyzes the fi rst norms of Soviet decrees and the Copyright Act of 1928.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование авторского права в России в 19171928 гг. . »

УДК 321

Н.Ю. ДАВЫДОВА

аспирант кафедры истории государства и права Орловского государственного университета E-mail: [email protected]

UDC321 N.YU. DAVIDOVA

graduate student of the chair "History of state and law"

Orel state university E-mail: nauka-ogu@mail

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ В 1917-1928 ГГ.

LEGAL REGULATION OF RUSSIAN COPYRIGHT IN 1917-1928

В статье дается общая характеристика правового регулирования авторских правоотношений в России после 1917 года. Анализируются нормы первых советских декретов и Закона об авторском праве 1928 года.

Ключевые слова: авторское право, законодательство, СССР.

This article provides an overview of the legal regulation of copyright relations in Russia after 1917. It analyzes the first norms of Soviet decrees and the Copyright Act of1928.

Keywords: copyright, laws, USSR.

В последнее десятилетие в России наблюдается стойкий интерес к проблемам правового регулирования авторского права. Это выразилось и в принятии Четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, и активизации научных исследований в данной области.

Одним из перспективных и продуктивных направлений для дальнейших научных изысканий видится изучение истории регулирования связанных с реализацией авторских прав правоотношений в России. Несмотря на то, что история авторского права является предметом целого ряда исследователей, отдельные аспекты являются малоизученными. В частности, это касается правового регулирования авторских правоотношений в советский период отечественной истории.

Традиционно принято считать, и это мнение отражено во многих учебниках и учебных пособиях, что в СССР авторские правоотношения были столь ограниченными, что нельзя говорить о развитии авторского права в данный период. Очевидно, именно по этой причине большинство исследователей истории авторского права ограничивают рамки своих исследований началом ХХ века. На наш взгляд, такой подход создает разрыв между историей авторского права в России и современным периодом его развития.

Не претендуя на исчерпывающее освещение данной проблематики в рамках одной статьи, остановимся на отдельных аспектах изучения авторского права в советский период.

Следует согласиться с Д.В .Пучковым, отмечающим, что «при анализе законодательства об интеллектуальной собственности советского периода становится очевидным, что ему была свойственна динамичность, вызванная объективными экономическими и политическими событиями (практика военного коммунизма, введение новой экономической политики и ее скорое сворачивание и т. д.). Но главное, что отличало совет-

ский опыт, - это фактическое непризнание частной интеллектуальной собственности в силу перехода в стране к созданию общества, основанного на общественной собственности. Иначе говоря, в течение длительного времени законодательство об интеллектуальной собственности развивалось под влиянием социалистической идеологии» [9,13]. По этой причине следует, в первую очередь, рассмотреть аспекты регулирования авторских правоотношений в двадцатые годы прошлого века.

К этому времени авторское право в России успело пройти определенный период своего развития. Поскольку авторские правоотношения в отечественной истории долгое время носили административный характер, то значительную роль в их регулировании сыграло цензурное законодательство, предусматривающее возможность широкого вмешательства государства в процесс правового регулирования авторских правоотношений. Первым прогрессивным актом, содержащим специальные нормы, регулирующие содержание и формы авторских правоотношений в сфере авторского права, несомненно, был третий Цензурный устав, утвержденный 22 апреля 1828 г., содержавший специальную главу «О сочинителях и издателях книг», а в качестве приложения к нему - «Положение о правах сочинителей» [1].

В дальнейшем, с принятием новых положений о правах сочинителей в 1830, 1845, 1848 и 1875 годах, решались вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий, права на музыкальную и художественную собственность, а срок защиты авторского права после смерти автора был увеличен вначале до 35 лет в 1830 году, а затем до 50 лет в 1875 году. Только в 1877 году из Цензурного устава были изъяты правила об авторском праве.

Первый самостоятельный закон об авторском праве был принят Государственным Советом Российской им-

© Н.Ю. Давыдова © N.Yu. Davidova

12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - 8С1БМБ ОБ ЬЛШ

перии 20 марта 1911г. [2]. Он содержал Общую часть, в которой раскрывались основные понятия - круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты и т.п., а также отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В отдельной главе содержались основные правила и условия издательского договора. В целом, этот нормативный акт был более прогрессивным по сравнению с ранее действующими нормативными актами, регулирующими авторские правоотношения. Закон 1911г. обеспечивал лучший уровень защиты для существовавшего тогда состояния технического развития, включая внушительные положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. Что же касается международных отношений в области авторского права, то Российская империя имела двусторонние отношения с такими европейскими странами, как Франция и Бельгия.

После Октябрьской революции 1917 г. все законодательство Российской империи, в том числе Закон об авторском праве, было отменено. Последовавший после этого ряд декретов был направлен на обеспечение свободного использования произведений. По сути, Советское правительство стало создавать вновь нормы, регулирующие авторские правоотношения.

Большинство правоотношений, попавших в сферу правового регулирования в первые годы Советской власти, регулировались через систему революционных Декретов. Не являются исключением и авторские правоотношения. 26 ноября 1918 года Совнаркомом был принят Декрет «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» [3].

Если нормы вышеупомянутого Закона об авторском праве 1911 года были направлены на обеспечение прав авторов и их наследников, то Декрет преследовал в качестве цели - охрану революционных завоеваний. Именно поэтому п.1 Декрета закреплял существенные ограничения прав авторов, а также их наследников, позволяя признать любое опубликованное или неопубликованное научное, литературное или художественное произведение достоянием РСФСР. Распространение и тиражирование такого произведения допускалось только с согласия Наркомпроса РСФСР. Примечательно, что последнему были предоставлены и иные полномочия в сфере регулирования авторского права. В частности, к полномочиям Наркомпроса были отнесены: заключение соглашения с иными советскими учреждениями о распространении и размножении произведений, признанных достоянием РСФСР; дача разрешения на издание частной переписки, дневников и подобных им произведений, не предназначавшиеся к напечатанию, умерших авторов, при отсутствии согласия супруга и близких родственников умершего; толкование того, кто является близким родственником, распространение прав близких родственников на других близких умершему автору лиц; определение размера и ставок авторского гонорара, выплачиваемого авторам, чьи произведения призна-

ны достоянием республики; объявление права перевода и самого перевода монополией РСФСР; разрешение всех спорных вопросов по применению Декрета.

Декрет запретил наследование авторского гонорара, который после смерти автора считался государственным достоянием. Нуждающиеся наследники могли лишь претендовать на социальное пособие в размере прожиточного минимума. Для получения родственниками умершего автора, чьи произведения не были признаны достоянием республики, пособия, фактически требовалось, чтобы они также являлись нуждающимися и нетрудоспособными.

Таким образом, данный Декрет лишил авторов произведений тех прав (в первую очередь, имущественных), которые были им гарантированы дореволюционным законодательством. Уже в 1919 году государство национализировало, т.е. признало достоянием республики, произведения ряда русских композиторов, оформив этот процесс Постановлением Наркомпроса от 16 августа 1919 года «О национализации музыкальных произведений некоторых авторов» [4]. В список попали музыкальные произведения П.И. Чайковского, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского и других известных композиторов. Позднее процесс национализации затронул ряд литературных произведений русских писателей и поэтов [5], также ряд переводов [6].

Либерализация экономических отношений в период нэпа привела к тому, что авторское право стали снова рассматривать как имущественное право. Этому способствовало и принятие в 1925 году Основ авторского права [7], которые были скорректированы в 1928 году [8] и, фактически, действовали в СССР вплоть до 1973 года.

В первоначальной редакции данного нормативно-правового акта срок действия авторского права был определен в 25 лет. В 1928 году этот срок увеличился до пожизненного. Кроме того, авторское право могло сохраняться и в течение 15 лет после смерти автора.

Основы авторского права (далее - Основы) признавали авторское право как за гражданами СССР, так и за иностранными гражданами. К исключительному праву автора Основы относили право выпустить в свет, воспроизводить и распространять под своим именем, псевдонимом или анонимно свое произведение, а также право извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из своего исключительного права. В соответствии со ст. 10 Основ произведение считалось выпущенным в свет с первого января того года, в течение которого оно было правомерно издано соответствующим техническим способом.

Основы допускали возможность отчуждения авторского права полностью или в части на основе издательского договора или иным предусмотренным законным способом. Полагаем, что под иным законным способом следует понимать иной договор, поскольку п. 12 Основ закреплял необходимость точного определения характера использования авторского права в договоре. Эти договоры на основе анализа текста Основ могут быть обозначены как договоры об уступке авторского права.

Законодатель предъявил определенные требования к форме такого договора, указав, что такой договор под угрозой признания его недействительным должен заключаться в письменной форме.

Следует отметить, что Основы допускали значительную вариативность в законном несоблюдении авторского права. Пункт 4 Основ предусматривал тринадцать случаев, которые не могли рассматриваться как нарушение авторского права. В частности, речь шла о переводе чужого произведения на другой язык, о пользовании чужим произведением для создания нового произведения, существенно от него отличающегося и др. Допускалось снятие копии с чужого произведения в личных целях без помещения на копии художественного или фотографического произведения подписи или монограммы автора подлинника. Использование худо-

жественных и фотографических произведений в изделиях заводской и ремесленной промышленности также не рассматривалось как нарушение авторских прав. Смежные права в основах не упоминались и не рассматривались в качестве объекта правового регулирования.

Таким образом, послереволюционный период истории авторского права условно можно разделить на два этапа: первый - период революционных декретов, направленных преимущественно на национализации авторских произведений, и второй, - период признания авторских прав с большими оговорками и ограничениями. Несмотря на то, что советская история насчитывает более 70 лет, именно в 20 годы прошлого года были оформлены фундаментальные положения советского авторского права.

Библиографический список

1. Устав о цензуре: [Утв. 22 апр. 1828 г: с приложением Штатов и Положения о правах сочинителей]. - Санкт-Петербург : тип. Деп. нар. прос., 1829. 101 с.

2. Закон «Об авторском праве» от 20 марта 1911 г. // Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. СПб., 1881-1913. Т. 31 (1911). № 34935. С. 194.

3. Декрет СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях». 26 ноября 1918 года // СУ РСФСР. 1918. № 86. Ст. 900.

4. Постановление Народного Комиссариата Просвещения от 16 августа 1919 г. «О национализации музыкальных произведений некоторых авторов» // СУ РСФСР. 1919. № 42. Ст. 414.

5. Постановление Народного Комиссариата Просвещения от 18 января 1923 г. «Об объявлении государственной монополии на издание произведений некоторых писателей» // СУ РСФСР. 1923. № 16. Ст. 213.

6. Постановление Совета Народных Комиссаров от 14 мая 1925 г. «О признании достоянием РСФСР всех переводов на русский язык произведений Элтона Синклера» //СУ РСФСР. 1925. № 45. Ст. 336.

7. Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права» // СЗ СССР. 1925. № 7. Ст. 67.

8. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. «Об авторском праве» // СЗ СССР. 1928. № 27. Ст. 246.

9. Пучков Д.В. Уголовно-правовая охрана интеллектуальной собственности в России: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук / Пучков Денис Валентинович: 12.00.08. Екатеринбург, 2013. 28с.

References

1. Charter of censorship: [Approved. April 22. 1828]. - St. Petersburg., 1829. - 101p. (rus)

2. The Law "About Copyright" from 20.03.1911 // Full assemble of the laws of the Russian Empire: Coll. 3rd. St. Petersburg., 1881-1913. Vol. 31. (1911). Number 34935. Art. 194. (rus)

3. SNK decree "On the scientific, literary, musical and artistic works." 26.11.1918 // SU RSFSR. - 1918. - № 86. - Art. 900. (rus)

4. Resolution of the People's Educational Commissariat of August the 16th, 1919 "About the nationalization of certain musical works of authors" / / SU RSFSR. - 1919. - № 42. - Art. 414. (rus)

5. Resolution of the People's Educational Commissariat from January the 18th, 1923 "About declaration of a state monopoly on the publication of the works of some of the writers' // SU RSFSR. - 1923. - № 16. - Art. 213. (rus)

6. Resolution of the Council of People's Commissars of May the 14th, 1925 "About recognition of all Russian translations of works of Elton Sinclair as the property of the RSFSR" // SU RSFSR. -1925. - № 45. Art. 336. (rus)

7. Resolution of the CEC and SNK of USSR of January the 30th, 1925 "About the basis of copyright" // NW USSR. 1925. № 7. - Art. 67. (rus)

8. Resolution of the CEC and SNK of USSR of October the 8th 1928 "About the Copyright Law" / / NW USSR. 1928. № 27. Art. 246. (rus)

9. Puchkov D.V. Criminal-law protection of intellectual property in Russia: Author's abstract ... dis. Candidate, law sciences. -Ekaterinburg, 2013. - 28 p. (rus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.