Чеботарев В. С., Тимченко А. В. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в финансовой системе государства
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
УДК 34:347.734
Чеботарев Владислав Стефанович Chebotarev Vladislav Stefanovich
доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономики и экономической безопасности
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
doctor of sciences (economics), professor, chief of chair of economy and economic safety Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Тимченко Андрей Валентинович Timchenko Andrey Valentinovich
кандидат экономических наук, профессор, начальник кафедры финансов, налогов и кредита Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (economics), professor, chief of chair of finance, taxes and credit Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в финансовой системе государства
Legal status of the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)
in a financial system of the state
Настоящая статья посвящена обзору места и роли Банка России в финансовой системе Российской Федерации, в системе органов управления отечественными финансово-кредитными институтами, а также его интеграции в систему мировых финансовых институтов. Обозначенная проблема имеет важное значение и в политическом, и в экономическом аспекте, поскольку определяет способность государства обеспечить безопасность своей финансовой системы, предпринимательского сектора и своих граждан от внешних факторов. Однако в настоящее время в условиях обострившейся внешнеполитической обстановки, применения экономических санкций против Российской Федерации обозначились проблемы, которые явились следствием несовершенства правовой конструкции, регламентирующей деятельность главного финансового регулятора государства. Данная работа анализирует историю развития законодательства о Центральном Банке Российской Федерации, его современную роль как финансового регулятора, а также исследует пути повышения финансовой безопасности государства путем усиления правовой самостоятельности Банка России.
The present article is devoted to the review of a place and role of Bank of Russia in a financial system of the Russian Federation, in system of governing bodies of domestic financial and credit institutes, and also its integration into system of world financial institutions. The designated problem is important both in political, and in economic aspect as defines ability of the state to ensure safety of the financial system, a business sector and the citizens from external factors. However, now in the conditions of the become aggravated foreign policy situation, applications of economic sanctions against the Russian Federation were designated problems which were a consequence of imperfection of the legal design regulating activity of the main financial regulator of the state. This work analyzes history of development of the legislation on the Central Bank of the Russian Federation, its modern role as financial regulator, and also investigates ways of increase of financial safety of the state by strengthening of legal independence of Bank of Russia.
180
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
Ключевые слова: правовое положение, финан- Keywords: legal status, financial safety, financial and
совая безопасность, финансово-кредитные инсти- credit institutes, world financial institutions, legal regula-
туты, мировые финансовые институты, правовое tion, financial regulator, credit policy, legal protection, регулирование, финансовый регулятор, кредитно-де- monetary issue, gold and foreign exchange reserves.
нежная политика, правовая защита, денежная эмиссия, золотовалютные резервы.
Центральный банк любого государства является главным эмиссионным и регулирующим органом финансово-кредитной системы независимо от права собственности на капитал, реализующий такие основные функции, как:
— осуществление денежной эмиссии;
— накопление золотовалютных резервов;
— осуществление банковского надзора;
— обеспечение устойчивости национальной финансовой системы и валюты;
— финансирование правительства;
— проведение межбанковских и межгосударственных расчетов.
В мировой практике по отношению к собственности на капитал центральные банки классифицируют на государственные, частные (акционерные) и смешанные. В государственных банках капитал полностью принадлежит государству. Яркими примерами таковых являются Немецкий федеральный банк, созданный в 1957 году (до этого — Рейхсбанк с годом основания — 1875) и Государственный банк (Российской Империи), образованный в 1860 году. Центральные банки Англии и Франции изначально были частными (основаны в 1694 г. и 1800 г. соответственно), а затем национализированы (1946 и 1945 гг.). Самым известным представителем группы частных (акционерных) центральных банков выступает Федеральная резервная система США (далее — ФРС). Ее уставный капитал сформирован из долей частных коммерческих банков, хотя ФРС и считается одним из главных государственных финансовых органов в США, полномочия которого формально определяет Конгресс США, а глава ФРС предлагается Президентом. Соответственно смешанные центральные банки предполагают смешанное участие государства и частного капитала в своем уставном фонде. Таким является Банк Японии, образованный в 1882 году, в котором государству принадлежит 55% капитала. И хотя центробанки призваны решать важнейшие государственные задачи в области экономики, различия в формировании уставного капитала, а также правовые особенности их функционирования предполагают и различных получателей результатов деятельности главных банков —
государственных или частных интересов. Для того чтобы разобраться в сути вопроса, детально разберем правовую основу осуществления своих полномочий Банком России.
Центральный банк Российской Федерации (далее — Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Первоначально он назывался Государственный банк РСФСР, а 2 декабря 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РФ «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В декабре 1991 года ему были переданы все активы и пассивы, а также имущество упраздненного Государственного банка СССР на территории РСФСР [1].
Таким образом, в декабре 1990 года были приняты два закона, которые на фоне большого количества новых законов прошли как-то незамечено для населения: «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». В этих законах Госбанк СССР и центральные банки республик были выведены из подчинения правительств и стали подотчетны Верховным Советам. Все банки стали юридическими лицами и отделены от государства. На основании закона «О Центральном банке» от 24 июня 1991 года был принят Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), утвержденный постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР с изменениями от 10 ноября 1992 года и от 24 декабря 1993 года [2]. Эти положения были отменены в 1995 году в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 апреля 1995 года № 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “О Центральном банке (Банке России)”» [3]. То есть мы видим, что закон появился еще тогда, когда существовал Советский Союз, а законодательство о Центральном банке принималось, когда еще не было существующей Конституции.
Согласно положениям принятых актов имуществом Центрального Банка являются его денежные, в том числе международные, резервы и иные материальные ценности, стоимость ко-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
181
Чеботарев В. С., Тимченко А. В. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в финансовой системе государства
Чеботарев В. С., Тимченко А. В. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в финансовой системе государства
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
торых отражена в балансе Банка. Изначально согласно статье 4 Устава указанное имущество принадлежало Банку России на праве полного хозяйственного ведения. Положение «полное хозяйственное ведение» в Федеральном законе уже не использовалось, то есть правовые метаморфозы стали происходить на стадии формирования законодательства о Банке России.
Представляет интерес и место Банка в системе государственных органов. Согласно статье 10 Конституции «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» [4]. Сам Центральный банк не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью, а его служащие не относятся к государственным служащим.
Поскольку согласно статье 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств соответствующего субъекта Российской Федерации [5], выплата денежного вознаграждения служащим Центрального Банка осуществляется не из федерального бюджета и не из бюджета субъекта Федерации.
Проблема отнесения Банка России к государственным органам заключается и в правоприменении. Так, в пункте 1 статьи 417 ГК РФ указано: «Если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса» [6]. Федеральный закон «О Центральном банке (Банке России)» не указывает высших руководителей Банка какдолжностных лиц. Эта ситуация вступает в противоречие с другими нормами. Так, в статье 239 ГПК определено право гражданина обратиться в суд с жалобой на неправомерные действия государственного органа или должностного лица в случае нарушения его прав [7], то есть если гражданин решил обжаловать действия руководителя территориального учреждения Банка России или, скажем, одного из фили-
алов Банка России, у него возникает проблема с реализацией его права на жалобу.
Также весьма интересно рассмотреть с точки зрения права и использование Центральным банком государственной символики. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О государственном гербе Российской Федерации» в статье 1 дается описание герба РФ «...красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья». Статья 5 указывает, что Государственный герб Российской Федерации помещается: «...в рабочих кабинетах... Председателя Центрального банка Российской Федерации» [8; 9].
Обычно все страны, имеющие собственную валюту, на денежных знаках используют свой государственный герб. Так было и у нас до 1992 года, однако сейчас на наших денежных знаках официальный герб РФ отсутствует. Вместо него в круге изображен герб Временного правительства в виде двуглавого орла с опущенными крыльями, правда, внизу написано — «Банк России».
Герб временного правительства 1917 года
Ведь даже на однодолларовой банкноте Соединенных Штатов, где государство не несет ответственности за обеспечение своих денег уже целое столетие, изображен герб США как символ того, что это — именно банкнота США.
Возможно, Банк России использует этот символ в связи с тем, что статья 7 вышеуказанного Закона гласит: «Государственный герб Российской Федерации может помещаться на денеж-ныхзнаках», то есть в законе нет четкого указания на обязательность этого действия. В то же время обычная международно-правовая прак-
182
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
тика подсказывает, что это действие является обычной нормой. Более того, в статье 11 Закона прямо говорится: «Использование Государственного герба с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Представляет интерес и правовой анализ отношения Банка и государства к эмиссии национальной валюты и к самой валюте. На основе предыдущего опыта население нашей страны еще никак не осознает, что государство сейчас самоустранилось от этой проблемы. В обыденном сознании превалирует суждение о том, что государство выступает как эмитент денег, однако сточки зрения права все выглядит иначе.
Согласно закону о Банке России эмитентом денег выступает Центральный банк РФ как отдельное от государства юридическое лицо. При этом государство не отвечает по обязательствам Банка, а Банк — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Получается, что государство не отвечает за обесценивание денег, а также за убытки, причиненные субъектам денежного обращения.
Таким образом, можно делать вывод о том, что Банк России одновременно является и кредитной организацией с особым правовым статусом, и органом государственного регулирования банковской системы, использующим государственную символику и отвечающим за основу финансовой безопасности страны — ее денежную систему. Однако при этом деятельность Банка вступает в противоречие с толкованиями отдельных правовых актов, что делает необходимым провести ревизию законодательства о Центральном Банке государства с внесением необходимыхпоправок.
Примечания
1. Финансово-кредитная система современной России: учебник/ В.С. Чеботарев [и др.]. 3-е изд., доп. Н. Новгород, 2014.
2. Ведомости РФ. 1990. № 27.
3. Собрание законодательства РФ. 1995. № 18, ст. 1593.
4. Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
5. Собрание законодательства РФ. 2004. № 31, ст. 3215.
6. Собрание законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301.
7. Собрание законодательства РФ. 2002. № 46, ст. 4532.
8. Собрание законодательства РФ. 2002. № 28, ст. 2787.
9. Собрание законодательства РФ. 2003. № 27, ч. 1, ст. 2696.
Notes
1. Financial and credit system of modern Russia: textbook / V.S. Chebotaryov [and other]. 3rd prod., ad. Nizhny Novgorod, 2014.
2. Sheets of the Russian Federation. 1990. № 27.
3. Collection of legislative acts of the RF. 1995.
№ 18 art. 1593.
4. Collection of legislative acts of the RF. 2014
№ 31 art. 4398.
5. Collection of legislative acts of the RF. 2004
№ 31 art. 3215.
6. Collection of legislative acts of the RF. 1994.
№ 32 art. 3301.
7. Collection of legislative acts of the RF. 2002
№ 46 art. 4532.
8. Collection of legislative acts of the RF. 2002
№ 28 art. 2787.
9. Collection of legislative acts of the RF. 2003
№ 27 part 1, art. 2696.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
183
Чеботарев В. С., Тимченко А. В. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в финансовой системе государства