ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ
Ф.Р. Акуца
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия
В статье проанализировано правовое положение коренных народов Северной Европы (Швеция, Финляндия. Норвегия, Дания).
К коренным народам Северной Европы обычно относят саамов, проживающих на территории Норвегии, Швеции и Финляндии, и эскимосов, аборигенов Гренландии, чья территория с 1721 гада de facto и de jure является составной частью датского королевства1; коренными жителями этого самого большог о в мире острова являются эскимосы.
Как мы уже отметили, саамы {лопари) являются коренными жителями Скандинавского полуострова. Местом постоянного их проживания является Лапландия, которая, в свою очередь, состоит из северных частей Норвегии, Швеции и Финляндии. Их общая численность по разным источникам составляет немногим более 70 тысяч человек. Из них, в Норвегии проживают 40 тысяч саами, или 1% от общего числа четырехмиллионного населения, в Швеции - 20 тысяч саами, или 0,25% от 8 млн. граждан, в Финляндии - 5700 саами или примерно 0,1% от пятимиллионного населения. Около 2500 лопарей (саамов) живут и в России, на Кольском полуострове2.
В X-XII веках саамы занимали значительную часть Скандинавского полуострова (преимущественно горные районы) современной Финляндии, Карелии и весь Кольский полуостров. К концу этого периода их земли были захвачены норвежцами, шведами, финнами и восточными славянами. Часть саамов была оттеснена на север, а часть была ассимилирована пришельцами3.
Саами - единый народ. Они проживают на обширной территории Лапландии, имеют общий язык, который образуют различные диалекты, общую религию, испытывают чувства родственной близости и солидарности. Они всегда жили маленькими сообществами, но народ саами никогда не имел государственности.
Перед народом саами стоят те же самые проблемы, что у многих коренных народов во всем мире (язык, культура, среда обитания и т.п.), более того, они по всем параметрам подпадают под понятие коренной народ, считают себя коренными и признаются таковыми официальными властями национальных государств.
Национальное законодательство вышеуказанных государств всем своим гражданам предоставляет равноправие и предусматривает запрещение дискриминации. В частности, об этом говорится в разделе 5 Конституции Финляндии 1919 года, а также в главе 2 Конституции Швеции 1974 года4. Более того на основании статьи 16 Уголовного Кодекса Финляндии запрещена расовая дискриминация, за совершение которой наступает' уголовная ответственность. Также, к Уголовному Кодексу Швеции были добавлены новые положения, касающиеся «незаконной дискриминации»5. Суть этих положений заключается в следующем: если предприниматель проявляет дискриминацию по отношению к клиенту на основании его расы, цвета кожи, национальной или этнической принадлежности или вероисповедания, не предоставляя ему тех же услуг, которые он предоставил бы любым другим клиентам при обычных условиях, то его действия будут считаться правонарушением и являются уголовно наказуемым деянием. Соответствующие положения есть и в законодательстве Норвегии. Дело в том, что и Норвегия (6 августа 1970 года), и Швеция (6 декабря 1971 года), и Финляндия (14 июля 1970 года) подписали и
1 См.: Гренландия (сборник статей), перевод с датского В.П. Михайлова и Р.Р.Оберта// под редакцией Г.А.Аграната. М. 1953. С. 44.
2 См.: Гудмунд Савдвик. Правовой статус саами //Государство и право. М. 1992. № 9. С. 108.
3 См.: Очерки общей этнографии // под редакцией С.П. Толстого, М.Г.Левина, С.А. Токарева, Н.Н.Чебоксарова. М. 1966. С. 256.
4 См.: Швеция: Конституция и законодательные акты // под редакцией МАМогуновой. М. 1983. С. 28-33.
5 See: UN Documents E/CN.4/Sub.2/476/Add.3, P. 19.
ратифицировали Международную Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 октября 1%5 года1. Соответственно Она является составной частью законодательства л и.\ сгран и нашла в нем свое отражение.
Как мы уже подчеркнули, в Финляндии проживает около 5700 саамов, 90% из которых живет в крайней северной части Лапландии, где с 1 января 1974 года создан особый саамский округ с местным самоуправлением.- 1олько в этом муниципалитете они составляют большинство населения. Исходя из того, что только 1700 саами в состоянии говорить на своем родном языке. Парламент Финляндии в 1991 году принял специальный Акт о саамском языке. В ном Акте понятие саами трактуется с учетом языкового и субъективного (самоидентификация) критерия. В определенной степени это связано с тем, что уже существовали разработки Скандинавской саамской конференции по данной проблеме. В частности еще в 1980 году в ее программе политики по отношению к саамскому населению было закреплено следующее определение: саам - лицо, для которого саамский - родной язык, родной язык отца и матери, либо их родителей, а также которое считает себя саамом и живет в соответствии с нормами саамского общества и которого представительные саамские органы признают в качестве такового. Саамом признается также лицо, родители которого соответствуют указанным требованиям3. Необходимо отметить, что из семи диалектов саамского языка в Финляндии говорят на трех.
Также в 1986 году в Финляндии был создан Совет по делам образования саами. Данный Совет помогает Министерству образования Финляндии. В связи с политикой образования отмстим, что в соответствии с Законом Финляндский республики Лго 176 1985 года об общеобразовательных школах местные органы самоуправления обязаны создавать начальные школы для языковых меньшинств, если есть по крайней мере 13 учеников - представителей этого народа. В рамках муниципалитета создается специальный округ для управления школами. Школы более высокого уровня могут создаваться если количество учеников - представителей данного языкового меньшинства превышает 90 человек, а в определенных случаях - 40 человек в каждой параллели4.
С 1973 года в Финляндии действует Саамский парламент. Он является выборным органом. Парламент избирается каждые четыре года. В выборах Парламента участвуют все граждане Финляндии саамского происхождения, достигшие 18 лет. Парламент состоит из 20 членов. Главная задача Парламента - подготовить и представить предложения и рекомендации соответствующим органам власти по проблемам саами. Более того, в рамках Министерства внутренних дел Республики действует Отдел экспертов по вопросам саами. Также, 1 ноября 1991 года вступила в силу поправка к Парламентскому акту, на основе которой представители саами имеют право выступить в Парламенте Финляндии по вопросам, касающимся саами. На сегодняшний день обсуждается вопрос о предоставлении саами специальных депутатских мест в Парламенте страны5.
15 декабря 1992 года Парламент Швеции принял Закон, в соответствии с которым был создан правительственный орган, имеющий главной задачей сохранение существующей культуры саами в Швеции. Высшей инстанцией этого органа является Ассамблея под названием СААМЕ'ГИНГ, состоящая из 31 представителя, избираемых каждые четыре года из числа народа саами. Первые выборы проводились в мае 1993 года. Эта Ассамблея учредила Правление, которое выполняет повседневные административные функции, а также другие органы, которые могут выполнять функции Ассамблеи. Вышеуказанный Закон определяет саами как человека, который сам себя считает саамом и у которого язык саами используется в семье в качестве разговорного, или его родителями, или родителями его родителей, или один из его родителей которого числится в избирательном списке саами. Далее говорится, что Ассамблея была наделена следующими конкретными функциями: а) принимать решения о распределении средств, выделенных шведским правительством на содействие культуре саами и поддержку организаций саами; Ь) распределять другие средства, переданные в распоряжение общины саами; с) назначать членов правления в школах саами; (1) направлять усилия в целях содействия развития языка саами; е) участвовать в процессе планирования, с тем чтобы обеспечить учет потребностей народа саами при
1 See: UN Documents E/CN.4/Sub.2/476/Add.3, PP. 30-31
2 См.: Похлебкин B.B. Финляндия. M. 1974. C. 29.
‘ See: The Saami People. Oslo. 1990. P. II.
■* See: Myntti K.. The Protection of persons belonging to National Minorities in Finland. Turku. 1991. P.I7.
5 Подробнее смотрите: Абашидзе A.X., Ананидзе Ф.Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов. Международно-правовой анализ. М. 1997.С. 188-191.
использовании земель и водных ресурсов; и 1) рассматривать информацию о делах саами.1
В Норвегии с 1989 года существует саамский парламент, который был создан на основании Закона о саами 1987 года. Парламент саами здесь выступает в качестве Учредительного собрания норвежских саами, состоит из 39 членов от 13 избирательных округов, главным образом в Северной Норвегии, которые избираются на четыре года населением саами. Первые выборы в парламент прошли в 1989 году, учредительную сессию которого открыл сам король Олав V2.
Парламент саами в Норвегии является прежде всего консультативной Ассамблеей. Он может выступать инициатором рассмотрения всех вопросов, которые, по его мнению, имеют отношение к народу саами. Он может также по собственному усмотрению поставить вопрос перед публичными властями, частными учреждениями или другими органами. Согласно закону, все другие публичные органы должны консультировать парламент саами прежде принятия решений по вопросам, входящим в их компетенцию. Кроме того парламент саами наделен полномочиями выносить решения на основании Закона о саами 1987 года по тем или иным вопросам. Более того, нередко парламент Норвегии делигирует парламенту саами полномочия по определенным вопросам. В этой связи, правительственный доклад, подготовленный в апреле 1991 года, - первая ступень в этом процессе делегирования полномочий'. .
Также, будучи демократически избранным учредительным собранием, парламент Норвегии является представителем народа саами в Норвегии и инструментом, используемым для определения целей политики в отношении саами. Ежегодно в стортинг представляется годовой доклад правительству, а доклад, представляемый один раз в четыре года, должен включать в себя всеобъемлющее описание мер, направленных на гарантирование и развитие языка саами, культуры и образажизни. Итак, в течение четырехлетнего периода деятельности стортинга дает возможность широкой дискуссии о принципах норвежской политики по отношению к саами.
Помимо вышеприведенного в 1990 году в Норвегии был принят Закон о языке саами, являющийся главным итогом работы комиссии по культуре саами. Закон был принят стортингом формально в виде новых статей к Закону ; о саами 1987 года, целью которого является предоставление возможности народу саами в Норвегии сохранять и развивать свои язык, культуру и образ жизни.4 В нем, в частности, устанавливается, что в шести муниципалитетах в которых саами составляют большинство или значительную часть жителей, их язык должен быть официальным языком наряду с норвежским. Политические учреждения, суды, публичные должностные лица и все школы следует превратить в билиигвистические, в случае необходимости прибегающие к услугам переводчиков. По данному Закону граждане наделяются правом обращаться на языке саами устно и в письменной форме во все публичные учреждения и получать ответ на языке саами5.
Данная программа, нашедшая свое отражение в Законе, нацелена на спасение языка саами и на его развитие. Примечателен тот факт, что в последние годы завершена важная работа Радио саами в Караейоко; ежедневно ведутся радио- и часто выходят телевизионные передачи, в том числе по национальным радиотрансляционным и телевизионным каналам. Также. на основе Закона о наименованиях населенных пунктов 1990 года (для всего королевства) в новых географических картах появились названия (топонимы) местностей саами, с орфографией саами, т.е. они (названия) стали составной частью ландшафта, что, как нам представляется, имеет немаловажное значение для самих саамов.6
Гренландия, самый большой остров в мире (с площадью 2 млн. км2), находится в Западном полушарии, но поскольку она интегрирована ныне с Данией, которому предшествовала 200-летняя колонизация острова и его жителей датчанами, то мы сочли возможным рассмотреть положение эскимосов (коренных жителей Гренландии) совместно с другими коренными народами Северной Европы....
По разным оценкам, численность наседенйяТренландии составляет 50-60 тысяч человек, 95%
1 См.: Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р.. Указ. сочинение, с. 188-189.
1 См,: Там же. С. 189.
1 См.: Гудмунд Савдвик - Правовой статус саами // Государство и право. 1992 . М. № 9. С. 110.
4 См.: Абашидзе А.Х. Защита меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М. 1996. С. 360.
5 См.: ГудмундСандвик. Указ. сочинение. С. 111.
ь См.: Абашидзе А.Х., Ананидое Ф.Р. Указ. соч. с. 190.
из которых - эскимосы1. Примерно с 1721 года началась колонизация Гренландии датчанами. Очень часто, особенно во второй половине XIX - в первой половине XX века, остров неоднократно становился предметом спора между разными государствами, главным образом между США и Данией. А проблемы эскимосов, их интересы никого особо не волновали.
Лишь в период с 1953 по 1979 год Дания предприняла некоторые попытки осуществить интеграцию Гренландии в Детское королевство. Все кончилось тем, что в 1975 году была создана специальная двухсторонняя комиссия, куда вошли как представители эскимосов так и - Дании, и которая выработала проект акта, учреждающего гренландское самоуправление. В январе 1979 года население Гренландии одобрило принятый датским парламентом Закон о самоуправлении. Он вступил'в силу 1 мая 1979 года и представляет собой наиболее всеобъемлющую договоренность о самоуправлении коренных народов в современном мире.
Само самоуправление в Гренландии было введено с 1980 года. На основе вышеупомянутого Акта Гренландия является составной частью Дании, но имеет большую автономию в рамках самоуправления. В частности, она имеет свой парламент, свое правительство, располагающее законодательными и исполнительными органами, осуществляющее руководство различными внутренними делами острова, в том- числе в областях образования, культуры, языка, религии, социальных вопросов, социального обеспечения, трудовых отношений, здравоохранения, жилищного строительства, транспорта, экономики (как традиционной, так и современной), окружающей среды и в других2. Более того, гренландцы имеют право иметь своих дипломатических представителей за рубежом, только в данном случае финансовые расходы идут за счет островитян.
Живым примером того, как работает ландстинг (гренландский парламент) является реформа, которая выразилась в ликвидации в 1990 году т.н. «критерия места рождения», хотя для осуществления потребовалось 10 лет. Согласно вышеупомянутого «критерия места рождения», лица, рожденные в Гренландии, получали более низкую зарплату, чем «экспатрианты» (т.е. лица, рожденные в Дании)3. В настоящее время ландстинг занимается разработкой законопроектов с целью изменить существующее законодательство, регулирующее права на эксплуатацию недр острова, а также законодательным закреплением правил регулирования охоты, рыболовства и промысел котиков.
Как нам представляется, следует наверно коснуться и вопросов сотрудничества скандинавских стран между собой по вопросам, касающимся коренных народов. Начнем с того, что с 1951 года существует Скандинавский Совет, который включает в себя членов пяти скандинавских парламентов (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия), по 20 представителей от каждого из них. Идея в том, что скандинавские парламенты представляют скандинавские народы нашла свою реализацию в следующем: Фолкетинг Дании делегировал двух депутатов от Фарерских островов и двух делегатов от Гренландии, Рикстаг; Финляндии двух депутатов от Аландских островов, а также представителя народа саами, Норвегия и Швеция тоже представили депутатов от саами.41 Помимо всего депутаты от саами в Скандинавский совет являются официальными представителями парламентов саами своих стран.
Общеизвестно, что, помимо рыболовства и охоты, основным традиционным занятием для саамов осталось оленеводство. Оленеводством связан кочевой образ жизни. Летом, когда комары, мошки, оленьи оводы делают невозможным пребывание оленьих стад на горных пастбищах, саами откочевывали к атлантическому побережью, где благодаря ветрам нет насекомых. Однако Договор о границах между Швецией и Финляндией и Норвегией и Данией 175 Г года5 установил границы между этими государствами, а территория Лапландии была разделена между ними. Однако саами-оленеводы и только они получили право свободного передвижения через государственную границу Норвегии со Швецией и это право они сохраняют по сей день. По норвежско-шведскому соглашению 1919 года шведские саами могут перекочевывать со своими стадами на летние пастбища в Норвегию на время с 15 июля по 15 сентября. В свою очередь,
1 See: UN Documents E/CN.4/Sub.2/1992/32 p. 58
2 See; UN Documents E/CN.4/Sub.2/1992/32, P. 58.........
3 See: Theodor Veiter,.«Die Autonomie Gronlands vom 21 November 1978 und ihre seitherige Entwicklung» F.Riedl // Th. Veiter (eds.) Foderalismus, Regionalismus und Volksgruppenrecht, Wien. 1989. PP. 450-470.
4 См.: Гудмунд Сандвик. Правовой статус саами // Государство и право. 1992. М. № 9. С. 113.
5 See: UN Documents E/CN.4/Sub.2/1992/32, PP. 61-68
норвежским лопарям разрешается с октября по май пользоваться зимними пастбищами в Северной Швеции'. Поскольку в Финляндии в основном применяется вольный выпас оленей, то очень часто имеют место «нарушения» государственных границ оленями. Для урегулирования таких вопросов Финляндия имеет специальные двухсторонние договоры со Швецией, Норвегией, а также Россией2. Думается, такой подход к проблеме и сотрудничество государств региона имеет очень важное значение для сохранения и развития традиционной деятельности саамов-оленеводов.
Большое внимание уделяется в скандинавских странах и развитию культуры, подготовке национальных кадров из числа саами. В северном городке Финляндии Рованиемс, который иной раз называют «воротами Лапландии» открыт культурный центр саами. А в 1992 году в честь 75-летия независимости Финляндии торжественно был открыт комплекс «Арктикум», в котором разместил свою экспозицию музей Лапландии, который существует с 1975 года. В Арктикуме разместился .также специальный научный центр со своей лабораторией, вычислительным центром и всеми удобствами, который занимается изучением Арктики, включая жизнедеятельность, экологию, среду обитания саамов, а также других коренных народов северной широты нашей планеты1.
Кроме вышесказанного, здесь (в Финляндии) в школах на территориях компактного проживания саамов преподавание ведется на родном языке, имеются и учебники саамского языка, правда, в них ощущается недостаток. Изучается язык саамов и в университетах Хельсинки, Оулу и в университете Лапландии, Ведется также научная исследовательская работа по языкознанию. Выходит единственная в мире газета на саамском языке «Сампелас-лехти», которую может выписать любой желающий.4
Последнее время, как в рамках национального законодательства, так и на уровне международных организаций в деле защиты прав человека и прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, к которым в подавляющем большинстве случаев относятся коренные народы, большое внимание уделяется институту омбудсмена, который впервые был создан в Швеции в 1809 году. В дальнейшем он появился в Финляндии (1919 год) и в некоторых других государствах.
В Швеции институт омбудсмена был создан парламентом как средство для контроля над применением законов и подзаконных актов судами, должностными лицами, включая военную область. Данный институт известен как парламентский омбудсмен. Он назначается парламентом на четыре года, однако парламент не вправе вмешиваться в его деятельность.
Кроме парламентского омбудсмена имеются тате омбудсмены в области торговли, по вопросам осуществления гражданами равных возможностей и омбудсмен по вопросам этнической дискриминации, которые назначаются Правительством Швеции на четыре года. Омбудсмен по вопросам этнической дискриминации был создан в 1986 году. Известны три пути, с помощью которых омбудсмен действует против актов этнической дискриминации: во-первых, как эксперт дает советы индивидам, которые являются жертвами актов этнической дискриминации; во-вторых, рекомендует правительству и парламенту меры, которые могут быть применены для искоренения актов и причин этнической дискриминации; в-третьих, высказывает свое мнение по данному вопросу публично, затрагивая как теоретические вопросы, так и вопросы практического характера5. В целом практика показывает, что омбудсмен против этнической дискриминации, в основном, связан с проблемами граждан, возникающих при посещении публичных мест (например, ресторанов), аренде жилища, экзаменах, трудоустройстве и во взаимоотношениях с полицией6.
В Финляндии пост парламентского омбудсмена был создан на основе ст.49 Конституционного Закона Финляндии 1919 года. В 1920 году Парламент Финляндии одобрил Инструкции по парламентскому омбудсмену. Омбудсмен выбирается Парламентом на четыре года. Роспуск Парламента не влияет на деятельность омбудсмена. Омбудсмен - независимый пост, и Парламент
1 См.: Народы зарубежной Европы // под редакцией Токарева С.А., Козлова В.И., Ганицкой О.А. том 2. М.
1965. С. 351.
3 См.: Вукопов Николай. В стране саамов //Эхо планеты. 1991. № 23 (166). С. 22.
3 См.: Вукопов Николай. В стране саамов // Эхо планеты. 1991. № 23 (166), С. 21.
4 Там же. С. 22.
3 См,: Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М. 1996. С. 412-413, " ‘ '
Л See: Orton F. The Swedish Ombudsman against ethnic descrimination // Writing in Human and Minority Rights, Tunla Tervashonka. Helsinki. 1994. P. 1-10. 1
может повлиять на него только при переизбрании. Заместитель омбудсмена гоже выбирается Парламентом, однако его функция полностью предопределяется мандатом омбудсмена. Разграничение компетенции между ними регулируется Рабочими Правилами учреждения омбудсмена,, принятыми 25 сентября 1973- года с дальнейшими изменениями. Сам штат омбудсмена состоит из 10 специалистов, а вместе с техническим персоналом - из 21 человека. Бюджет штата омбудсмена определяется Парламентом страны1. 'Основной целью омбудсмена является обеспечение надзора над законными действиями должностных лиц. Особо следует подчеркнуть, что в этом отношении мандат омбудсмена в Финляндии характеризуется широкими полномочиями по сравнению с омбудсменами других стран.
Каждый год омбудсмен готовит годовые доклады о его деятельности. Данный доклад заслушивается на Комитете Парламента. Информация доклада может быть опубликована, если она не затрагивает интересы граждан, по которым требуется согласие этих лиц (например, информация
о болезни лица и т.д.)2.
Несмотря на все то, что делается для коренных народов в Скандинавии, в позитивном смысле этого слова, перед саамами и эскимосами стоит очень много проблем, без решения которых их выживание как отдельных народов и этносов слишком затруднительно.
Главная из насущных проблем, стоящих перед ними, заключается в том, что современная индустриализация со своими вредными последствиями все больше наступает на север, травит экологию края, что в свою очередь оказывает свое негативное влияние на традиционный уклад жизни коренных народов региона. Идет тотальное загрязнение воздуха промышленными выбросами, что в конечном счете отравляет и почву. Отсюда, ухудшение состояния пастбищ, падеж оленей, что ведет к тому что саами-оленеводы переходят к оседлому образу жизни; 1) в лучшем случае они становятся рыболовами, охотниками или землевладельцами, что мало вероятно; 2) в худшем случае они устремляются в большие города, промышленные центры поискать себе работу, где они быстро ассимилируются в общегражданский коллектив,
В процессе интенсивного хозяйствования часто возникают проблемы, связанные с вопросами о земле, с землепользованием и связаны с дилеммой; принадлежит или нет коренным народам своя исконно отцовская земля или она все-таки государственная. Именно с такой проблемой столкнулись Швеция, Норвегия и Финляндия, когда саами выступили против строительства гидроэлектростанции на реке Альт в Норвегии. Хотя число непосредственно затрагиваемых строительством саамов невелико, размещение плотины в самом центре открытой тундры, дающей корм 60 тыс. северных оленей однозначно имело бы серьезные социально-экономические последствия.3 Дело в том, что строительство гидроэлектростанции нарушит традиционные методы оленеводства и еще в большей степени ослабит связь народа саами с землей. Хотя эта угроза носит чисто экономический характер для тех десяти процентов народа саами, которые занимаются пастбищным оленеводством, она символична для всех саамов; сооружение плотины - это посягательство на их землю и свидетельство их беспомощности перед лицом доминирующего общества. По данному поводу очень точно выразился саамский пастух Эллен Джонсен Турп группе следователей Верховного Суда Норвегии, «власти лишают нас наших занятий., чтобы другие, более достойные люди, могли иметь работу и получать хорошее жалование. Я не могу назвать это демократией. Это политика уничтожения»4.
Негативно влияет на традиционный образ жизни саамов и вырубка леса; общеизвестно, что Финляндия является одной из ведущих стран, по крайней мере, в Европе по производству бумаги, пиломатериалов и т.п., а это, в свою очередь, означает ежегодную вырубку сотен гектаров леса. В результате все меньше остается охотничьих угодий саамам-охотникам и у них возникают те же проблемы, что у шведских саамов-оленеводов.
Нередко именно на традиционных землях коренных народов проводятся всякого рода военные испытания, маневры, расположены военные базы и аэродромы, в том числе и иностранные. Таким образом, гусеницы танков пагубно влияют на почву, а грохот пушек и гул сверхзвуковых военных самолетов распугивают дичь (в частности, американские военные аэродромы на Гренландии). А
1 См.: Абашидзе А.Х., Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву, М. 1996. С. 413.
2 See in detales: Jorma S. Aalto. The Parliamentary Ombudsman in Finland. Position and Functions. Helsinki. 1984.
1 See: Paine, Robert, Dam a River, Dam a People?, IWGIA Document 45, 1982.
4 See: IWGIA, op. cit, P.69.
все эго. несомненно, несет негативные последствия для коренных народов и пагубно влияет на их традиционную хозяйственную жизнь.
В целом коренные народы Северной Европы по своем}’ положению, как правовому, так и фактическому, находятся в гораздо лучших условиях, нежели их сородичи или иные коренные народы на других континентах. Делая такое утверждение мы исходим из того, что в вышеуказанных государствах: во-первых, существуют конституционно закрепленные нормы, конституционные и иные законы прямо регулирующие проблемы коренных народов региона: во-вторых, эскимосы и саамы имеют свои парламенты и своих представителей в законодательные органы государств, чего до этого мы никогда не встречали; в-третьих, они имеют широкие права в области культуры, языка, вплоть до получения образования на родном языке и т.п. К вышеприведенному следует, конечно, добавить и национальные контрольные механизмы по защите прав коренных народов региона, что выражается в существовании института омбудсмена.
Несмотря на это у них все-таки есть и проблемы, о которых мы уже указали, и которые схожи или однородны е насущными и ежедневными проблемами коренных народов во всем мире. Делая такое сравнение можно увидеть определенный парадокс, который заключается в одинаковом игнорировании интересов коренных народов правительствами всех государств. Непростительно, но вполне объяснимо, почему например Гондурас в своем стремлении к обеспечению скорейшею экономического развития наносит ущерб своему коренному населению. Труднее объяснить подобный подход со стороны таких стран, как Дания, Норвегия, Швеция или Финляндия.
LEGAL SITUATION OF INDIGENOUS' PEOPLES IN NOTHEREN EUROPE
F.R. Akutsa
The Department oflnternational Law Russian University of Peoples' Friendship Mikluho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia
The article deals with the legal situation of Indigenous' Peoples in Notheren Europe (Sweden, Finland, Norway, Denmark)