^Культура и язык народа саами
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ
УДК 008:316.34/.35; 316.7 В. И. Юдин
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена раскрытию основных направлений государственной политики Норвегии, Швеции и Финляндии в отношении коренного малочисленного народа саами. Основная проблема в гармонизации отношений между государством, обществом и саами заключается в противоречии между доминирующей в этих странах ориентацией на индивидуальные права человека и стремлением индигенного населения путем реализации своих коллективных прав добиться культурной автономии.
Ключевые слова: социальное государство, северная модель, саами, коренной народ, индивидуальные и коллективные права, культурная автономия.
V. I. Iudin
Moscow State University of Culture and Arts
LANGUAGE AND CULTURE OF THE SAMI PEOPLE IN THE SYSTEM OF THE STATE POLICY OF THE COUNTRIES OF NORTHERN EUROPE
The article reveals the main political trends in Norway, Sweden and Finland concerning the Sami people. The key problem in harmonizing the relationship between Nordic welfare state, society and Sami peoples is connected with the basic orientation of the state on individual rights and indigenous people desire to acquire cultural autonomy based on their collective rights.
Keywords: welfare state, Nordic model, Sami, indigenous people, individual and collective rights, cultural autonomy.
Саами — однин из коренных малочисленных народов, проживающих в современной Европе. По последним данным, их насчитывается всего от 60 до 80 тыс. человек. Именно саами представляют собой индигенное население таких северных стран, как Финляндия (от 6 до 8 тыс. чел), Швеция (от 15 до 25 тыс. чел) и Норвегия (от 60 до 80 тыс. чел) [1]. Опыт этих государств, характеризующихся наиболее высоким уровнем социальной политики, является, на наш взгляд, наиболее
50 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-
интересным с точки зрения гармонизации отношений между доминирующим, более развитым в социально-экономическом отношении этносом и народами, находящимися на ином, значительно более низком уровне развития.
В основе северного подхода к социальной политике лежат принципы эгалитаризма, местного самоуправления, индивидуализма, эффективности и социального равенства. Сами по себе не вызывающие сомнения эти
август 2013 50-55
^ Теория и история культуры
принципы, применяемые в отношении к саамам, оказывают противоречивое по своему воздействию на культурную самобытность этого народа влияние. Дело в том, что реализация коллективных прав саами на местное самоуправление и социальное равенство вступает в определенный конфликт с ориентацией северных государств на индивидуальные права человека.
Саами сегодня — народ, проживающий на территории разных государств, следовательно, они являются субъектами права и институтов той определенной страны, к которой принадлежат. Традиционно саамское общество состояло из самостоятельных, территориальных общин, носящих название «сийт». Однако сегодня эта система сохранилась только у саами, живущих в горах или саами-оленеводов в провинции Финнмарк на самом севере Норвегии и на севере Швеции. При этом следует отметить, что и здесь она существует в измененном виде, поскольку ее основные функции узурпированы системами государственного управления стран Северной Европы [2].
Основным результатом осуществлявшихся правительствами стран Северной Европы скоординированных попыток ассимиляции саами было создание субкультурных разломов по линии основных занятий среди саами. Для большинства саами это означало отрицание права пользования, развития и распространения их собственного языка и культуры. Саами получили статус меньшинства, в рамках которого саамская идентичность однозначно была привязана исключительно к оленеводству, в то время как другие формы выражения культуры подавлялись или просто не признавались. Этот статус меньшинства за последние десятилетия привел к развитию саамского движения, главной целью которого стало стремление к получению статуса культурной автономии в рамках северных обществ.
Саамское движение состоит из ряда организаций, каждая из которых продвигает интересы саами во всех трех странах Северной Европы, а в 1956 году был создан Северный
совет саами, в который вошли и российские саами. Общим принципом движения, который зафиксирован в лозунге «Саами — единый народ», является культурное политическое, языковое и экономическое единство саами, выходящее за границы четырех государств [3].
В программе, принятой на Северной конференции саами в 1986 году, был выставлен ряд требований (к каждому их трех социальных государств), направленных на признание и реализацию коллективных прав саами [4, с. 87]. Несмотря на то, что правительства стран Северной Европы не разделяют позицию Северного совета саами в отношении коллективных прав, они, тем не менее, признают его в качестве легитимного представителя саами и оказывают ему прямую финансовую поддержку в рамках Совета министров Северных стран. Совет является также одним из основателей и активным членом Всемирной конференции коренных народов ^С1Р), созданной в 1975 году.
Таким образом, на сегодняшний день социальная политика Северной Европы по отношению к саами является результатом своего рода компромисса между приверженностью государства индивидуальным социальным гарантиям и правам и отстаиванием общественно-политическим движением саами коллективных гарантий и прав. В самом общем виде управление и финансирование социальной помощи саамам носит иерархический характер, то есть осуществляется на местном, государственном и межгосударственном (то есть в рамках всех трех северных стран) уровнях. Предоставляемые социальные услуги могут быть разделены на две категории: институциональные (социальная защита и услуги) и неинституциональные, или специальные услуги.
С целью отстаивания интересов саами перед органами государственной власти, получения саами культурной автономии, обеспечивающей более четкие, хоть и ограниченные права в этой сфере, во всех трех странах были созданы представительные органы саами.
В случае с норвежскими саамами, например, Ассамблея саами имеет ограниченные полномочия в сфере принятия решений, которые, в основном, касаются выделения средств на культурные мероприятия и организации. В соответствии с «Актом о саами» 1987 года [5] он также призван защищать интересы саами в тех случаях, когда они вступают в противоречие с интересами большинства норвежцев.
В Швеции службы по предоставлению социальных услуг саамам организованы вертикально, то есть по функционально специализированным департаментам, так как там не существует единого правительственного органа, занимающегося всем спектром вопросов, связанных с саамами. Соответственно, лоббирование интересов шведских саами осуществляется двумя основными путями. Во-первых, аналогично Норвегии или Финляндии, шведские саами делегируют своих представителей в различные государственные советы и комитеты. Этому способствовало создание в 1989 году Саметинга — регионального парламента саами. Во-вторых, уникальность ситуации в Швеции связана с наличием специального омбудсме-на по вопросам этнической дискриминации, чья помощь, естественно, может быть востребована и саамами. Омбудсмен, имеющий прямой доступ к центральному правительству, представляет интересы саами и других меньшинств в государстве и выступает в роли третейского судьи между этническими меньшинствами и государством в случае необходимости.
Во время обсуждения новой Конституции Швеции в мае 2010 года в очередной раз встал вопрос статуса саами, которых парламентарии традиционно полагали определить как этническое меньшинство. Однако Саметинг занял наступательную позицию и потребовал иного определения саами — аборигены (индигенное население — коренной народ). Это позволит им воспользоваться статьей 3 Декларации ООН о правах коренных народов, гарантирующей самоопределение, и выступать единым политиче-
ским субъектом в процессе принятия общегосударственных политических решений, чего они лишились, если бы были определены этническим меньшинством. Это предложение было поддержано организацией «Международная Амнистия», шведским отделением ООН и омбудсменом по вопросам этнической дискриминации.
Прислушавшись к критике, конституционный комитет шведского парламента предложил называть саами все-таки народом: по сути, достаточно компактным, единым сообществом, но без явной территориальной составляющей [6]. Услуги, предоставляемые саамам центральными правительствами, в первую очередь, направлены на поддержку образования, культурного развития и оленеводства.
В качестве примера взаимодействия государства и общественных организаций саами можно привести такую важнейшую для сохранения культурной самобытности коренных народов сферу, как образование. Развитие образования саами обеспечивает в Норвегии и Швеции Совет по образованию саами, который финансируется непосредственно Министерством образования в каждом из государств. Норвежско-Саамский совет по образованию, целиком состоящий из представителей саами и назначаемый Ассамблеей Саами, выступает в Министерстве образования в роли консультанта. В состоящем из 9 членов Шведо-Саамском совете по образованию большинство составляют представители саами, которые назначаются центральным правительством по рекомендации двух национальных организаций саами и несут ответственность за управление и контроль за администрацией шести отдельных саамских школ, предлагающих культурное образование саами в дополнение к обычной обязательной программе общеобразовательных школ. В отличие от этого, Норвежско-Саамский совет по образованию, в основном, занимается предоставлением саамских образовательных ресурсов для использования их саамскими учениками в обычных норвежских школах.
^ Теория и история культуры
В Норвегии и Финляндии эти мероприятия координируются Секретариатом по делам саами, ответственность за который несет в Норвегии Министерство местного самоуправления, а в Финляндии — Министерство внутренних дел. Оба секретариата курируют деятельность соответствующих парламентов саами. Для облегчения их работы был создан совместный комитет экспертов по саамской культуре. Он состоит из ряда подкомитетов, каждый из которых имеет ограниченные полномочия в распоряжении средствами для стимулирования развития культуры, литературы, устного творчества, народной музыки. Культурное развитие саами в Норвегии также финансируется за счет других государственных учреждений, включая Министерство по делам местного самоуправления, Министерство церкви и культуры, Фонд развития оленеводства, Министерство окружающей среды и Министерство по делам семьи и детей [7, с. 149—150].
Особую роль в сохранении самобытности саами занимает родной язык. Во всех трех северных странах проблема обучения языку решалась посредством скоординированной кампании по внедрению специальных языковых программ в детские сады в тех нескольких муниципалитетах, где саами достаточно хорошо представлены. В настоящее время они функционируют в восьми норвежских муниципалитетах при финансовой поддержке со стороны центрального правительства и в четырех муниципалитетах Швеции и Финляндии [7, р. 159].
В Финляндии родителям-саами предоставлено право требовать для своих детей с 6 лет обучения на саамском языке. В Швеции дети-саами могут, по желанию родителей, иметь еженедельно два часа обучения языку саами с его носителем за счет муниципалитета. Обучение родному языку обеспечивается и на уровне обязательного среднего образования — либо в специальных учебных заведениях, либо в рамках специализированных курсов в общеобразовательных школах и гимназиях. Специальные курсы в
рамках «Саамских исследований» предлагают и ряд университетов, расположенных вблизи районов концентрации саамского населения.
Следует подчеркнуть, что, наряду с принципом местной автономии, для модели государственного устройства северных стран характерна ориентация на эгалитаризм и социальное равенство, с одной стороны, и на индивидуализм в сочетании с солидарностью — с другой. Все это вместе взятое является препятствием на пути достижения культурной автономии саами, идея которой вступает в противоречие с правами остальной части граждан, политиков и общества в целом. Страны Северной Европы предоставили социальное обеспечение саами, гарантировав им определенный уровень жизни, одновременно уменьшив их возможности по защите своих коллективных прав. В особенности это связано с доминирующим в Норвегии и Швеции представлении о саами как исключительно об оленеводах. Это представление сложилось уже к середине девятнадцатого века и способствовало монополизации оленеводства этим народом, что, в свою очередь, будучи институционализированным, породило глубокие расколы в самом саамском обществе, которые стали источником культурного конфликта.
Таким образом, для понимания специфики государственной политики стран Северной Европы в отношении народа саами необходимо учитывать, что она достаточно органично вписана в общий контекст социально-политической жизни этих стран и определяется доминирующими в обществе ценностями и представлениями, которые вступают в определенное противоречие со стремлением саами к реализации своих коллективных прав посредством культурной автономии. В то же время следует подчеркнуть, что в последние годы обе стороны настроены вполне конструктивно и ищут любые возможности для достижения согласия. Так, на сегодняшний день ни одно решение в отношении саамов и территории их расселения не принимается без согласования с Саамскими парла-
ментами во всех трех странах. Они являются для правительств своих стран основным источником предложений и диалога по вопросам политики в отношении саами.
Наибольших успехов в решении саамского вопроса удалось достичь Норвегии. В речи на церемонии официального открытия Самедигги — Саамского парламента в 1997 году Король Харальд V подчеркнул, что и саами, и норвежцы — важные составляющие норвежского общества, и принес извинения за прошлое отношение к народу саами: «Норвежское государство было основано на территории двух народов — саами и норвежцев. История саами является неотъемлемой частью норвежской истории. Сегодня от лица государства мы выражаем свои извинения за несправедливое отношение к народу саами посредством жестокой политики нор-вегизации» [8].
В 2000 году по решению Стортинга (Парламента Норвегии) был основан фонд народа саами в размере 75 млн. норвежских крон. Выплаты из фонда используются на различные меры по укреплению языка и культуры саами, а также служат в качестве коллективных компенсаций за урон, нанесенный несправедливыми мерами в отношении народа саами политикой норвегизации. Следует отметить, что управление фондом осуществляет Самедигги.
В июне 2004 года норвежское правительство выступило с предложением к Стортингу о компенсациях в рамках механизма выплат на социальные нужды народам саами и квенам (народ финского происхождения, проживающий на севере Норвегии), которые были лишены школьного образования в результате Второй мировой войны. Последствием недостатка школьного обучения и политики норвегизации явилось то, что многие представители саами и квенов того поколения так и не научились ни читать, ни писать.
В 2009 году правительство ассигновало около 542 млн. норвежских крон на специальные меры, направленные на поддержку
народа саами. Из них 227 млн. норвежских крон поступило в распоряжение Самедигги
[9].
Цель правительства, заключающаяся в создании таких условий, в которых народ саами, проживающий в Норвегии, сможет поддерживать и развивать свой язык, культуру и образ жизни, закреплена в статье 110 норвежской Конституции и положениями «Акта о саами».
Особую роль в гармонизации отношений между саами и норвежским государством играет Самедигги, который уже взял на себя ответственность за решение административных задач и осуществление политических мер на определенных территориях. Правительство Норвегии заявило о своем намерении предоставить Самедигги еще более широкие полномочия при решении вопросов, особо касающихся народа саами.
Самедигги уже предоставлены полномочия по распределению ассигнований организациям саами, а также выделению средств на культурные, экономические и лингвистические нужды. Кроме того, ряд задач особого значения для культуры саами был передан Самедигги различными министерствами. В соответствии с положениями «Акта о саами», Самедигги пользуется большой автономией и влиянием при работе над этими вопросами.
Оценивая в целом политику северных стран в отношении народа саами, следует отметить и благоприятное влияние общего международного климата в отношении коренных народов. Все эти страны связали себя обязательствами охранять права народа саами через ратификацию ряда международных соглашений, в частности статьи 27 Конвенции ООН о гражданских и политических правах и Конвенции Международной организации труда № 169 о коренных народах и племенах в независимых государствах. Правительства всех трех северных стран признают, что обеспечение развития языка, культуры и социальных структур саами является сферой их особой ответственности.
ф
^ Теория и история культуры
Примечания
1. Саами [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.norge.ru/ journey/arktic/saami.html
2. An introduction to the Sami people [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — URL: http:// boreale.konto.itv.se/samieng.htm
3. Союз саамов [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — URL:http://www.saamicouncil.net/
4. Куропяшник, М. С. Саамы: современные тенденции этносоциального и правового развития / М. С. Куропятник, А. И. Куропятник // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1999. — Выпуск 4. Том II. — С. 87.
5. The Formation of the World Council oflndigenous Peoples [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — URL: www.eric.ed.gov/ERICWebPortal/recordDetail
6. Act of 12 June 1987 No. 56 concerning the Sameting (the Sami parliament) and other Sami legal matters (the Sami Act) [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — URL: http:/www.regjeringen.no/en/doc/ laws/Acts/the-sami-act.html?id=449701.
7. Dixon, J. Social Welfare with Indigenous Peoples / J. Dixon, R. Scheurell (eds.). — L. ; N.-Y. : Routledge, 2005.
8. История саами и норвежская политика в их отношении [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — URL: http:/norse.ru/pub/92.htm
9. Samediggi — Sametinget [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — URL: http://www. samediggi.no/artikkel.aspx?MId1=33
Ф
С
ОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КИНОПРОДЮСИРОВАНИЯ В РОССИИ
УДК 778.5:351.854 М.В. Маслова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются особенности функционирования института кинопродюсирования в современной России.
Ключевые слова: киноиндустрия, продюсер, тенденции.
M.V. Maslova
Moscow State University of Culture and Arts
MODERN TRENDS IN THE RUSSIAN FILM PRODUCING
Features of functioning of institute of film producing in modern Russia are considered in article. Keywords: film industry, producer, tendencies.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 55-59 55